- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Авторская программа кружка Юный овощевод
Авторская программа кружка Юный овощевод
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маслова Л.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Республиканский детский эколого - биологический центр
Утверждена
Педагогическим cоветом
Протокол № 3 от 2015 г.
_____________________
Директор Газдаров М.Д.
Юный овощевод
Авторская программа дополнительного образования
для детей начальных классов
Автор: Маслова Людмила Владимировна
педагог дополнительного образования.
Программа разработана в 2015г
Владикавказ, 2015г.
ВВЕДЕНИЕ.
Знакомство человека с овощными растениями произошло в глубокой древности. Познавая окружающую природу, первобытный человек открывал для себя все новые и новые полезные растения. В современном обществе потребность людей в общении с природой стала проявляться в массовом увлечении садоводством и огородничеством. Большое внимание на приусадебных участках уделяется выращиванию овощных культур. Ведь овощи - это основа рационального питания, здоровье и долголетие. Овощи обладают не только хорошими вкусовыми качествами, они - огромная кладовая витаминов, различных питательных веществ, которые способствуют более эффективному пищеварению и усвоению пищи, повышают работоспособность и улучшает самочувствие человека.
Однако работа на приусадебном участке требует не только физических усилий и трудолюбия, но и глубоких знаний и умений по выращиванию овощных культур, которых порой не хватает начинающим овощеводам.
Для того, чтобы повысить интерес детей к овощеводству, к здоровому образу жизни, рациональному питанию, что особенно важно в нашем регионе, с сложной экологической обстановкой, и была создана программа «Юный овощевод».
Программа отвечает образовательным потребностям детей, родителей, социального заказа, так как любовь к земле интерес к выращиванию овощей формирует основы экологической культуры у детей, ведет к личностному развитию ребенка, к взаимодействию с окружающей природой, с самим собой.
Структурирование и корректирование данной программы осуществлялось в связи с положением «О примерных требованиях к образовательным программам дополнительного образования детей от 11.12.2006г».
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Программа относится к образовательной области - естествознание. Направленность программы: эколого-биологическая. Содержание программы направленно на:
-создание условий для развития личности ребенка;
- создание условий для профессионального, культурного, социального само определения;
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-интеллектуальное и эстетическое развитие личности.
1.2. Новизна и актуальность программы
Данная программа актуальна, т.к. создает условия для приобретения новых знаний, умений в овощеводстве, агрономии, повышает их профессиональную ориентацию.
Новизна программы в том, что в ней предлагаются расширенные знания:
- изучение и практическое использование новейших технологий размножения и выращивания овощных растений;
-знакомство с современными научными открытиями и достижениями в области овощеводства;
-создание и систематическое расширение коллекции овощных растений;
-знакомит с понятием правильное питание.
Программа обеспечивает учащихся познавательным развитием, выходящим за рамки программ школьного образования, осознанным и успешным выбором профессиональной деятельности, раскрытием творческого потенциала через дополнительные досуговые программы.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы: содействие самореализации личности воспитанников посредством основ овощеводства и экологии.
Задачи программы:
В обучении:
- формировать знания в области овощеводства;
- ориентировать воспитанников на сельскохозяйственные профессии;
- освоить современные подходы и методы исследовательской и природоохранной работы.
В воспитании:
- воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края;
- удовлетворять познавательный интерес ребенка, расширять его информированность.
В развитии:
- развивать активность и самостоятельность в труде;
- формировать творческие и исследовательские способности.
1.4. Отличительные особенности данной программы
- комплексный подход в изучении основ овощеводства;
- в рамках программы предусмотрено овладение воспитанниками методикой опытно-исследовательской деятельности, коллективно-творческими делами. Программа может использоваться:
- в учреждении дополнительного образования для организации деятельности детского объединения «Юный овощевод».
1.5. Организационно-педагогические основы программы
Срок обучения -1 год. Курс обучения - 144 часа в год, 4 часа в неделю. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Программа реализуется в коллективе детей 7 - 10 лет. Конкурсный отбор воспитанников не предусмотрен. Содержание и последовательность изложения материала подобраны таким образом, чтобы дети могли, начиная с самого простого теоретического материала, постепенно осваивать более сложные темы, приобретать практические навыки ухода за растениями и по окончанию программы могли самостоятельно грамотно ухаживать за овощными культурами. Итоговое занятие по окончанию каждого года - своеобразный отчет обучающихся о проделанной работе, выставка творческих работ, смотр знаний. Программа является вариативной. По ходу освоения программы, ориентируясь на учебный процесс и учитывая пожелания детей, можно вносить изменения в содержание и объем часов, дополнять практические занятия новыми приемами.
1.8. Формы и методы обучения
При изучении разделов программы применяются различные формы организации учебной работы с обучающимися: групповая, парная, индивидуальная.
В программе особое место занимают следующие нетрадиционные формы организации обучения: экскурсии в природу, практические работы,
творческие задания, викторины, игры дидактические, ролевые, выставки творческих работ.
Методы и приемы организации учебно - воспитательного процесса: рассказ, беседа, опрос, дискуссия, обсуждение, показ, практические занятия, работа на учебно-опытном участке.
1.9. Ожидаемые результаты и способы оценки эффективности реализации программы
Содержание образования «погружает» юннатов в мир овощей в занимательных, сказочных, игровых формах, с целью формирования устойчивого интереса к практической деятельности и к предмету овощеводство. Приоритет отводится на коммуникативную, познавательную деятельность ребят. Результат прогнозируется как устойчивый интерес ребенка к деятельности, успешное освоение содержания первого года программы и приобретение юннатами элементарных навыков практической работы с овощами.
В процессе освоения полного курса данной программы юннаты должны знать:
- теоретические основы курса;
- основные экологические закономерности в живой природе;
- биологические особенности основных овощных культур;
- технологию возделывания основных овощных культур;
- приемы ухода за основными овощными культурами;
- свойства почв, плодородие почв, удобрения,
- биологию насекомых, вредителей овощных культур, методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений;
- сущность болезней, основные типы заболевания овощных культур, мероприятия по защите овощей от болезней;
- севооборот, необходимость чередования культур;
- уметь самостоятельно работать с книгами, схемами, таблицами, приборами и другими источниками знаний, находить в них главную идею и анализировать полученные данные;
- уметь выполнять и правильно оформлять рефераты, исследовательские работы, отчеты по экскурсиям;
- применять полученные знания, умения, навыки в процессе учебы в школе, а также в повседневной жизни;
должны уметь:
- правильно вести себя в лесу, парке;
- отбирать природный материал для поделок;
- описывать растения, условия их произрастания;
- определять механический состав почвы;
- распознавать вредителей по повреждениям и внешнему виду;
- возделывать овощные культуры.
1.10. Способы проверки результатов
На протяжении всего курса обучения и по окончании учебного года применяются различные способы проверки знаний, умений и навыков, результативности учебно-воспитательного процесса.
Творческая инициативность, умение «творить» своими руками прослеживается при участии детей в выставках творческих работ на различную тематику. Знания и умения в научно-практической деятельности отслеживается через участие в конференциях.
По окончании полугодия, года проводится промежуточное и итоговое тестирование. Творческий отчет объединения, проходящий в разной форме демонстрирует успехи, инициативность, талант обучающихся.
В качестве методического обеспечения используются:
-презентации к занятиям;
-рисунки;
-таблицы;
-разработки проектов;
- разработки акций;
- разработки занятий;
- Сценарии праздников;
- вопросы викторин;
- Практические работы;
-игры;
-Экскурсии.
2.Учебно-тематический план.
Тематический план обучения.
№
п/п
Наименование тем
Всего
часов
Из них часов
Теоритич.занятия
Практичес.
Экскурс
1.
Введение.
4
2
2
2.
Значение овощей для человека.
6
4
2
3.
Знакомство с основными овощными культурами.
32
24
8
4.
Почвы. Чудесная кладовая.
6
2
2
2
5.
Удобрения
4
2
2
6.
Требования овощных культур к комплексу внешних условий.
4
2
2
7.
Качество семян и подготовка их к хранению.
4
2
2
8.
Размножение овощных культур.
8
4
4
9.
Невероятные гибриды.
2
2
10.
Вредители и болезни овощных культур
8
4
4
11.
Сорняки нашего участка.
6
2
4
2
12.
Охрана и привлечение птиц
4
2
2
13.
Комнатное овощеводство
6
2
4
14.
Хранение и переработка овощей
2
2
15.
Кладовая здоровья
2
2
16.
Тропинки здоровья.
12
6
6
17.
Весна в жизни растений
4
2
2
18.
Методика проведения опыта с овощными культурами.
4
2
2
19.
Посев и посадка овощных культур
10
2
8
20.
Календарь работы на опытном участке.
10
4
4
2
21.
Итоговое занятие.
6
2
4
Итого:
144
76
58
10
3.Содержание программы.
1. Введение. (4 ч.)
Организационное занятие. Ознакомление учащихся с планом работы. Знакомство с комнатным овощеводством. Техника безопасности при работе на учебно-опытном участке и на занятиях в творческом объединении.
Экскурсия на учебно-опытный участок.
2. Значение овощей для человека. (6 ч.)
Наука овощеводство. Овощи и их значение для человека. Пищевое значение и видовой состав овощей. Классификация овощных культур.
Группировки овощных растений. Особенности культур овощных растений
Практическая работа. Работа на учебно-опытном участке. Уборка урожая огурцов и фасоли.
3. Знакомство с основными овощными культурами. (32 ч.)
Сортовое разнообразие овощных культур.
Капуста и ее родственники. (2 ч.). Из прошлого рода капусты. Родственники капусты.
Игра: «Капустник».
Лук и чеснок. (4ч.). Луковое разнообразие. Чеснок «змеиная трава».
Игра. «Овощные луки».
Практическая работа: работа с литературой, подготовка сообщений о лечебных свойствах лука и чеснока.
Томат, перец, баклажан. (4 ч). Томат - необыкновенная ягода. Перец и сладкий, и горький. Баклажан.
Конкурс. «Сеньор помидор».
Тыква, ее родственники и бахчевые культуры. (4 ч.). Огурец. Двухпудовая тыквина. Маленькие родственники - кабачок и патиссон. Сахарный
арбуз и ароматная дыня.
Практическая работа: работа с литературой. Подготовка презентаций.
Чудо-зелень. Шкатулка пряностей и малораспространенные овощи. (4 ч.) Чудо зелень - салат, шпинат. Шкатулка пряностей - укроп, сельдерей, петрушка. Малораспространенные овощи - спаржа, артишок, огуречная трава, ревень.
Практическая работа: работа над составлением каталога овощных культур. Составление ребусов.
Корнеплоды. (2 ч.) Обо всем известной свекле. Лакомство на грядке -морковь. Репа, брюква, редька.
Игра: «Запасливые корни».
Бобовые культуры. (2 ч.) Горох, фасоль, бобы. Чина, вика, соя.
Картофель. (2 ч.) Тартуфоль - из истории рода картофеля. Батат, топинамбур, арахис. Наш современный картофель.
Практическая работа:составление кроссворда «Наши овощные культуры». Игра. « Картофельный банкет».
4. Почвы. Чудесная кладовая. (6 ч.)
Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Понятие о плодородии. Почва - источник минеральной пищи для растений.
Практическая работа: Определение механического состава и влажности почвы.
Экскурсия на учебно-опытный участок.
5. Удобрения. (4 ч.)
Удобрения. Минеральные и органические. Влияние удобрений на повышение урожайности растений. Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.
Практическая работа: распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду.
6. Требования овощных культур к комплексу внешних условий. (4 ч.)
Важнейшие факторы жизни растений: тепло, свет, влага, воздух, минеральное питание.
Практическая работа. Определение влияния влажности и тепла на прорастание фасоли.
7. Качество семян и подготовка их к хранению. (4 ч.)
Знакомство с семенами овощей. Значение подготовки семян к посеву. Условия хранения семян.
Практическая работа: распознавание семян овощных культур, подготовка семян к посеву.
8. Размножение овощных культур. (8 ч.)
Способы выращивания овощных культур: рассадный и безрассадный. Способы выращивания рассады. Вегетативное размножение растений.
Практическая работа: посадка семян огурца и петрушки.
9. Невероятные гибриды. (2 ч.)
Роль гибридов в повышении урожайности овощных культур.
10. Вредители и болезни овощных культур. (8 ч.)
Наиболее распространённые вредители огорода. Наиболее распространённые полезные жители огорода.
Практическая работа: ознакомление с основными жителями огорода. Работа с альбомами и справочной литературой.
11. Сорняки нашего участка. (6 ч.)
Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков. Меры борьбы с сорными растениями.
Практические работы. Ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, работа с определителями и другой справочной литературой. Составление ребуса.
12. Охрана и привлечение птиц. (4 ч.)
Знакомство с птицами нашей местности. Корма для зимующих птиц и значение зимней подкормки птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве.
Праздник « День птиц».
Экскурсия. Зимняя подкормка птиц и ее биологическое значение.
13. Комнатное овощеводство. (6 ч.)
Понятие о закрытом и защищенном грунте. Знакомство с комнатным овощеводством.
Практические работы: Подготовка ящиков и горшков, посев семян овощных культур, уход за ними.
14. Хранение и переработка овощей (2 ч.)
Способы и сроки хранения овощей. Способы сохранения витаминов при переработке овощей.
15. Кладовая здоровья. (2 ч.)
Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощей и их использование.
Конкурс: «Овощи - кладовая здоровья».
16. Тропинки здоровья. (12 ч.)
Польза и режим правильного питания. Как правильно накрыть стол. Как правильно вести себя за столом. Культура приёма пищи. Полезные и вредные продукты. Что нужно есть в разное время года и как готовят пищу. Блюда из овощей. Витамины и их значение в жизни человека. «Кулинарное путешествие» по России.
Игра-сказка. «Путешествие в страну Мойдодырию».
Практическая работа. «Накрой на стол». «В приемной доктора Айболита», « Моё любимое блюдо».
17. Весна в жизни растений. (4 ч.)
Сезонные изменения в жизни растений.
Экскурсия. Прекрасное в природе. Фенологические наблюдения.
18. Методика проведения опыта с овощными культурами (4 ч.)
Значение науки в развитии овощеводства.
Значение опытнической работы обучающихся. Основные требования к опыту.
Практическая работа. Разработка планов проведения опытов. Проведение опытов, экспериментов с овощными культурами.
19. Посев и посадка овощных культур (10 ч.)
Основы агротехники овощных культур в открытом грунте.
Техника разбивки делянок: расстояние в рядках и между рядками.
Обработка почвы. Сроки и способы обработки почвы.
Практические работы. Перекопка почвы на учебно-опытном участке. Разметка делянок, посев семян в грунт, наблюдение, уход за всходами и посевами. Закладка опытов. Биологические обоснования сроков посева и посадки овощных культур. Правила подготовки рассадных контейнеров.
20. Календарь работы на опытном участке. (10 ч.)
Условия необходимые для роста и развития растений, способы, сроки, дозы полива в связи с фазами развития растений. Способы определения необходимости подкормки растений.
Практические работы. Разбивка участка под овощные культуры. Посев овощных культур в грунт. Правила ухода за овощными растениями. Подкормка растений. Борьба с вредителями.
Экскурсия. Экскурсия на учебно-опытный участок.
21. Итоговое занятие. (6 ч.)
Тестирование. Выставка по итогам работы объединения за год.
Практические работы. Рисунки. Аппликация. Ребусы.
4. Условия реализации программы.
1. Материальное обеспечение программы:
- кабинет.
- учебно-опытный участок.
- гербарный материал.
-коллекции: различных плодов и семян.
2. Формы подведения итогов реализации программы.
Для оценки результативности учебных занятий применяется текущий и тематический, контроль:
- Игры
- тестирование;
- постановка проблемных вопросов;
-беседы.
Итоговый контроль (полугодовой и годовой):
-выставки;
-праздники, конкурсы;
-тесты.
5. Методическое обеспечение.
-наличие программы.
- таблицы: «Основные группы растений», «Сорные растения», «Группы овощей».
- используемая литература:
1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника., Ярославль 1998 г.
2. Защита растений от болезней: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Шкаликова - 2-изд., испр. и доп. - М.: Колос, С, 2003 - 254 с.
3.Лопатина А.А. Сказы матушка земли: экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита - Русь, 2007. - 252 с.
4.Рохлов В.М. Занимательная ботаника, М., 1999 г.
-Разработки занятий: «Овощи и их значение для человека», «Тартуфоль - из истории рода картофеля», «Чудесная кладовая», «Полезные и вредные продукты».
-Проекты и акции: «Выращивание лука в различных условиях», «Необычный сорняк», «Помоги птицам».
- Вопросы викторин.
- Практические работы: «Определение механического состава и влажности почвы», « Изготовление поделок из природного материала», «Правила ухода за овощными растениями».
- Презентации: « Необыкновенные гибриды», « Капуста и ее родственники», «Необычные способы выращивания овощей», «Разговор о правильном питании»
-Сценарии конкурсов: «Сеньор помидор», «Овощи - кладовая здоровья».
-Праздники: «Новый год к нам мчится», «День Защитника Отечества».
- Игры: «Путешествие в страну Мойдодырию», « Картофельный банкет».
-Экскурсии: «Зимняя подкормка птиц и ее биологическое значение», «Прекрасное в природе».
6. Список литературы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Андреев Ю.М. Овощеводство: Учебник для научного профессионального образования. -2-е изд., стереотип. - М.:Асадемия,2003. - 541 с.
2. Агрономия: Учебное пособие для среднего профессионального образования / Под ред. Н.Н. Третьякова.- М.:Академия,2004 - 473 с. З.
3. Дукаревич Б.И. Самая полная энциклопедия умного огородника .- М.: АСТ;СПб;Сова,2007 - 478 с.
4. Защита растений от болезней: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Шкаликова - 2-изд., испр. и доп. - М.: Колос, С, 2003 - 254 с.
5. Кизима Г.А. Самая полная энциклопедия умного огородника. - М.: ACT; СПб; Сова, 2007 - 478 с.
6. Лопатина А.А. Сказы матушки земли: экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва:
Амрита - Русь, 2007. - 252 с.
7. Журнал научно-методический «Начальное образование», ЗАО Издательство «Русский журнал», 2009 № 3.
8. Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2011г. № 7, 11.
9. Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2010г. № 1, 7, 11.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника, Ярославль 1998 г.
2. .Буренин В. И. «Овощи - родник здоровья». М - 1993 г.
3. Головкин Б.Н. Я познаю мир. Загадочные растения. Детская энциклопедия.
4.Рохлов В.М. Занимательная ботаника, М., 1999 г.