Авторская программа кружка Юный овощевод

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Республиканский детский эколого - биологический центр



Утверждена

Педагогическим cоветом

Протокол № 3 от 2015 г.

_____________________

Директор Газдаров М.Д.







Юный овощевод

Авторская программа дополнительного образования

для детей начальных классов











Автор: Маслова Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования.

Программа разработана в 2015г






Владикавказ, 2015г.

ВВЕДЕНИЕ.
Знакомство человека с овощными растениями произошло в глубокой древности. Познавая окружающую природу, первобытный человек открывал для себя все новые и новые полезные растения. В современном обществе потребность людей в общении с природой стала проявляться в массовом увлечении садоводством и огородничеством. Большое внимание на приусадебных участках уделяется выращиванию овощных культур. Ведь овощи - это основа рационального питания, здоровье и долголетие. Овощи обладают не только хорошими вкусовыми качествами, они - огромная кладовая витаминов, различных питательных веществ, которые способствуют более эффективному пищеварению и усвоению пищи, повышают работоспособность и улучшает самочувствие человека.

Однако работа на приусадебном участке требует не только физических усилий и трудолюбия, но и глубоких знаний и умений по выращиванию овощных культур, которых порой не хватает начинающим овощеводам.

Для того, чтобы повысить интерес детей к овощеводству, к здоровому образу жизни, рациональному питанию, что особенно важно в нашем регионе, с сложной экологической обстановкой, и была создана программа «Юный овощевод».

Программа отвечает образовательным потребностям детей, родителей, социального заказа, так как любовь к земле интерес к выращиванию овощей формирует основы экологической культуры у детей, ведет к личностному развитию ребенка, к взаимодействию с окружающей природой, с самим собой.

Структурирование и корректирование данной программы осуществлялось в связи с положением «О примерных требованиях к образовательным программам дополнительного образования детей от 11.12.2006г».


1.Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Программа относится к образовательной области - естествознание. Направленность программы: эколого-биологическая. Содержание программы направленно на:

-создание условий для развития личности ребенка;

- создание условий для профессионального, культурного, социального само определения;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-интеллектуальное и эстетическое развитие личности.
1.2. Новизна и актуальность программы

Данная программа актуальна, т.к. создает условия для приобретения новых знаний, умений в овощеводстве, агрономии, повышает их профессиональную ориентацию.

Новизна программы в том, что в ней предлагаются расширенные знания:
- изучение и практическое использование новейших технологий размножения и выращивания овощных растений;

-знакомство с современными научными открытиями и достижениями в области овощеводства;

-создание и систематическое расширение коллекции овощных растений;

-знакомит с понятием правильное питание.

Программа обеспечивает учащихся познавательным развитием, выходящим за рамки программ школьного образования, осознанным и успешным выбором профессиональной деятельности, раскрытием творческого потенциала через дополнительные досуговые программы.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы: содействие самореализации личности воспитанников посредством основ овощеводства и экологии.

Задачи программы:
В обучении:
- формировать знания в области овощеводства;
- ориентировать воспитанников на сельскохозяйственные профессии;
- освоить современные подходы и методы исследовательской и природоохранной работы.
В воспитании:
- воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края;
- удовлетворять познавательный интерес ребенка, расширять его информированность.
В развитии:
- развивать активность и самостоятельность в труде;
- формировать творческие и исследовательские способности.
1.4. Отличительные особенности данной программы
- комплексный подход в изучении основ овощеводства;
- в рамках программы предусмотрено овладение воспитанниками методикой опытно-исследовательской деятельности, коллективно-творческими делами. Программа может использоваться:
- в учреждении дополнительного образования для организации деятельности детского объединения «Юный овощевод».

1.5. Организационно-педагогические основы программы
Срок обучения -1 год. Курс обучения - 144 часа в год, 4 часа в неделю. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Программа реализуется в коллективе детей 7 - 10 лет. Конкурсный отбор воспитанников не предусмотрен. Содержание и последовательность изложения материала подобраны таким образом, чтобы дети могли, начиная с самого простого теоретического материала, постепенно осваивать более сложные темы, приобретать практические навыки ухода за растениями и по окончанию программы могли самостоятельно грамотно ухаживать за овощными культурами. Итоговое занятие по окончанию каждого года - своеобразный отчет обучающихся о проделанной работе, выставка творческих работ, смотр знаний. Программа является вариативной. По ходу освоения программы, ориентируясь на учебный процесс и учитывая пожелания детей, можно вносить изменения в содержание и объем часов, дополнять практические занятия новыми приемами.

1.8. Формы и методы обучения
При изучении разделов программы применяются различные формы организации учебной работы с обучающимися: групповая, парная, индивидуальная.

В программе особое место занимают следующие нетрадиционные формы организации обучения: экскурсии в природу, практические работы,

творческие задания, викторины, игры дидактические, ролевые, выставки творческих работ.

Методы и приемы организации учебно - воспитательного процесса: рассказ, беседа, опрос, дискуссия, обсуждение, показ, практические занятия, работа на учебно-опытном участке.
1.9. Ожидаемые результаты и способы оценки эффективности реализации программы
Содержание образования «погружает» юннатов в мир овощей в занимательных, сказочных, игровых формах, с целью формирования устойчивого интереса к практической деятельности и к предмету овощеводство. Приоритет отводится на коммуникативную, познавательную деятельность ребят. Результат прогнозируется как устойчивый интерес ребенка к деятельности, успешное освоение содержания первого года программы и приобретение юннатами элементарных навыков практической работы с овощами.
В процессе освоения полного курса данной программы юннаты должны знать:
- теоретические основы курса;
- основные экологические закономерности в живой природе;
- биологические особенности основных овощных культур;
- технологию возделывания основных овощных культур;
- приемы ухода за основными овощными культурами;
- свойства почв, плодородие почв, удобрения,

- биологию насекомых, вредителей овощных культур, методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений;
- сущность болезней, основные типы заболевания овощных культур, мероприятия по защите овощей от болезней;
- севооборот, необходимость чередования культур;
- уметь самостоятельно работать с книгами, схемами, таблицами, приборами и другими источниками знаний, находить в них главную идею и анализировать полученные данные;
- уметь выполнять и правильно оформлять рефераты, исследовательские работы, отчеты по экскурсиям;
- применять полученные знания, умения, навыки в процессе учебы в школе, а также в повседневной жизни;
должны уметь:
- правильно вести себя в лесу, парке;
- отбирать природный материал для поделок;
- описывать растения, условия их произрастания;
- определять механический состав почвы;
- распознавать вредителей по повреждениям и внешнему виду;
- возделывать овощные культуры.

1.10. Способы проверки результатов
На протяжении всего курса обучения и по окончании учебного года применяются различные способы проверки знаний, умений и навыков, результативности учебно-воспитательного процесса.
Творческая инициативность, умение «творить» своими руками прослеживается при участии детей в выставках творческих работ на различную тематику. Знания и умения в научно-практической деятельности отслеживается через участие в конференциях.
По окончании полугодия, года проводится промежуточное и итоговое тестирование. Творческий отчет объединения, проходящий в разной форме демонстрирует успехи, инициативность, талант обучающихся.
В качестве методического обеспечения используются:

-презентации к занятиям;

-рисунки;

-таблицы;

-разработки проектов;

- разработки акций;

- разработки занятий;

- Сценарии праздников;

- вопросы викторин;

- Практические работы;

-игры;

-Экскурсии.











2.Учебно-тематический план.

Тематический план обучения.

п/п

Наименование тем

Всего

часов

Из них часов

Теоритич.занятия

Практичес.

Экскурс

1.

Введение.

4

2


2

2.

Значение овощей для человека.

6

4

2


3.

Знакомство с основными овощными культурами.

32

24

8


4.

Почвы. Чудесная кладовая.

6

2

2

2

5.

Удобрения

4

2

2


6.

Требования овощных культур к комплексу внешних условий.

4

2

2


7.

Качество семян и подготовка их к хранению.

4

2

2


8.

Размножение овощных культур.

8

4

4


9.

Невероятные гибриды.

2

2



10.

Вредители и болезни овощных культур

8

4

4


11.

Сорняки нашего участка.

6

2

4

2

12.

Охрана и привлечение птиц

4

2

2

13.

Комнатное овощеводство

6

2

4


14.

Хранение и переработка овощей

2

2



15.

Кладовая здоровья

2

2



16.

Тропинки здоровья.

12

6

6


17.

Весна в жизни растений

4

2


2

18.

Методика проведения опыта с овощными культурами.

4

2

2


19.

Посев и посадка овощных культур

10

2

8


20.

Календарь работы на опытном участке.

10

4

4

2

21.

Итоговое занятие.

6

2

4


Итого:

144

76

58

10




3.Содержание программы.

1. Введение. (4 ч.)

Организационное занятие. Ознакомление учащихся с планом работы. Знакомство с комнатным овощеводством. Техника безопасности при работе на учебно-опытном участке и на занятиях в творческом объединении.

Экскурсия на учебно-опытный участок.

2. Значение овощей для человека. (6 ч.)

Наука овощеводство. Овощи и их значение для человека. Пищевое значение и видовой состав овощей. Классификация овощных культур.

Группировки овощных растений. Особенности культур овощных растений

Практическая работа. Работа на учебно-опытном участке. Уборка урожая огурцов и фасоли.

3. Знакомство с основными овощными культурами. (32 ч.)

Сортовое разнообразие овощных культур.

Капуста и ее родственники. (2 ч.). Из прошлого рода капусты. Родственники капусты.

Игра: «Капустник».

Лук и чеснок. (4ч.). Луковое разнообразие. Чеснок «змеиная трава».

Игра. «Овощные луки».

Практическая работа: работа с литературой, подготовка сообщений о лечебных свойствах лука и чеснока.

Томат, перец, баклажан. (4 ч). Томат - необыкновенная ягода. Перец и сладкий, и горький. Баклажан.

Конкурс. «Сеньор помидор».

Тыква, ее родственники и бахчевые культуры. (4 ч.). Огурец. Двухпудовая тыквина. Маленькие родственники - кабачок и патиссон. Сахарный

арбуз и ароматная дыня.

Практическая работа: работа с литературой. Подготовка презентаций.

Чудо-зелень. Шкатулка пряностей и малораспространенные овощи. (4 ч.) Чудо зелень - салат, шпинат. Шкатулка пряностей - укроп, сельдерей, петрушка. Малораспространенные овощи - спаржа, артишок, огуречная трава, ревень.

Практическая работа: работа над составлением каталога овощных культур. Составление ребусов.

Корнеплоды. (2 ч.) Обо всем известной свекле. Лакомство на грядке -морковь. Репа, брюква, редька.

Игра: «Запасливые корни».

Бобовые культуры. (2 ч.) Горох, фасоль, бобы. Чина, вика, соя.

Картофель. (2 ч.) Тартуфоль - из истории рода картофеля. Батат, топинамбур, арахис. Наш современный картофель.

Практическая работа:составление кроссворда «Наши овощные культуры». Игра. « Картофельный банкет».

4. Почвы. Чудесная кладовая. (6 ч.)

Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Понятие о плодородии. Почва - источник минеральной пищи для растений.

Практическая работа: Определение механического состава и влажности почвы.

Экскурсия на учебно-опытный участок.

5. Удобрения. (4 ч.)

Удобрения. Минеральные и органические. Влияние удобрений на повышение урожайности растений. Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.

Практическая работа: распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду.

6. Требования овощных культур к комплексу внешних условий. (4 ч.)

Важнейшие факторы жизни растений: тепло, свет, влага, воздух, минеральное питание.

Практическая работа. Определение влияния влажности и тепла на прорастание фасоли.

7. Качество семян и подготовка их к хранению. (4 ч.)

Знакомство с семенами овощей. Значение подготовки семян к посеву. Условия хранения семян.

Практическая работа: распознавание семян овощных культур, подготовка семян к посеву.

8. Размножение овощных культур. (8 ч.)

Способы выращивания овощных культур: рассадный и безрассадный. Способы выращивания рассады. Вегетативное размножение растений.
Практическая работа: посадка семян огурца и петрушки.

9. Невероятные гибриды. (2 ч.)

Роль гибридов в повышении урожайности овощных культур.

10. Вредители и болезни овощных культур. (8 ч.)

Наиболее распространённые вредители огорода. Наиболее распространённые полезные жители огорода.

Практическая работа: ознакомление с основными жителями огорода. Работа с альбомами и справочной литературой.

11. Сорняки нашего участка. (6 ч.)

Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков. Меры борьбы с сорными растениями.

Практические работы. Ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, работа с определителями и другой справочной литературой. Составление ребуса.

12. Охрана и привлечение птиц. (4 ч.)

Знакомство с птицами нашей местности. Корма для зимующих птиц и значение зимней подкормки птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве.

Праздник « День птиц».

Экскурсия. Зимняя подкормка птиц и ее биологическое значение.

13. Комнатное овощеводство. (6 ч.)

Понятие о закрытом и защищенном грунте. Знакомство с комнатным овощеводством.

Практические работы: Подготовка ящиков и горшков, посев семян овощных культур, уход за ними.

14. Хранение и переработка овощей (2 ч.)

Способы и сроки хранения овощей. Способы сохранения витаминов при переработке овощей.

15. Кладовая здоровья. (2 ч.)

Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощей и их использование.

Конкурс: «Овощи - кладовая здоровья».

16. Тропинки здоровья. (12 ч.)

Польза и режим правильного питания. Как правильно накрыть стол. Как правильно вести себя за столом. Культура приёма пищи. Полезные и вредные продукты. Что нужно есть в разное время года и как готовят пищу. Блюда из овощей. Витамины и их значение в жизни человека. «Кулинарное путешествие» по России.

Игра-сказка. «Путешествие в страну Мойдодырию».

Практическая работа. «Накрой на стол». «В приемной доктора Айболита», « Моё любимое блюдо».

17. Весна в жизни растений. (4 ч.)

Сезонные изменения в жизни растений.

Экскурсия. Прекрасное в природе. Фенологические наблюдения.

18. Методика проведения опыта с овощными культурами (4 ч.)

Значение науки в развитии овощеводства.

Значение опытнической работы обучающихся. Основные требования к опыту.

Практическая работа. Разработка планов проведения опытов. Проведение опытов, экспериментов с овощными культурами.
19. Посев и посадка овощных культур (10 ч.)

Основы агротехники овощных культур в открытом грунте.

Техника разбивки делянок: расстояние в рядках и между рядками.

Обработка почвы. Сроки и способы обработки почвы.

Практические работы. Перекопка почвы на учебно-опытном участке. Разметка делянок, посев семян в грунт, наблюдение, уход за всходами и посевами. Закладка опытов. Биологические обоснования сроков посева и посадки овощных культур. Правила подготовки рассадных контейнеров.

20. Календарь работы на опытном участке. (10 ч.)

Условия необходимые для роста и развития растений, способы, сроки, дозы полива в связи с фазами развития растений. Способы определения необходимости подкормки растений.

Практические работы. Разбивка участка под овощные культуры. Посев овощных культур в грунт. Правила ухода за овощными растениями. Подкормка растений. Борьба с вредителями.

Экскурсия. Экскурсия на учебно-опытный участок.

21. Итоговое занятие. (6 ч.)

Тестирование. Выставка по итогам работы объединения за год.

Практические работы. Рисунки. Аппликация. Ребусы.

4. Условия реализации программы.

1. Материальное обеспечение программы:

- кабинет.

- учебно-опытный участок.

- гербарный материал.

-коллекции: различных плодов и семян.

2. Формы подведения итогов реализации программы.

Для оценки результативности учебных занятий применяется текущий и тематический, контроль:

- Игры

- тестирование;

- постановка проблемных вопросов;

-беседы.

Итоговый контроль (полугодовой и годовой):

-выставки;

-праздники, конкурсы;

-тесты.

5. Методическое обеспечение.

-наличие программы.

- таблицы: «Основные группы растений», «Сорные растения», «Группы овощей».

- используемая литература:

1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника., Ярославль 1998 г.

2. Защита растений от болезней: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Шкаликова - 2-изд., испр. и доп. - М.: Колос, С, 2003 - 254 с.

3.Лопатина А.А. Сказы матушка земли: экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита - Русь, 2007. - 252 с.

4.Рохлов В.М. Занимательная ботаника, М., 1999 г.

-Разработки занятий: «Овощи и их значение для человека», «Тартуфоль - из истории рода картофеля», «Чудесная кладовая», «Полезные и вредные продукты».

-Проекты и акции: «Выращивание лука в различных условиях», «Необычный сорняк», «Помоги птицам».

- Вопросы викторин.

- Практические работы: «Определение механического состава и влажности почвы», « Изготовление поделок из природного материала», «Правила ухода за овощными растениями».

- Презентации: « Необыкновенные гибриды», « Капуста и ее родственники», «Необычные способы выращивания овощей», «Разговор о правильном питании»

-Сценарии конкурсов: «Сеньор помидор», «Овощи - кладовая здоровья».

-Праздники: «Новый год к нам мчится», «День Защитника Отечества».

- Игры: «Путешествие в страну Мойдодырию», « Картофельный банкет».

-Экскурсии: «Зимняя подкормка птиц и ее биологическое значение», «Прекрасное в природе».

6. Список литературы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Андреев Ю.М. Овощеводство: Учебник для научного профессионального образования. -2-е изд., стереотип. - М.:Асадемия,2003. - 541 с.

2. Агрономия: Учебное пособие для среднего профессионального образования / Под ред. Н.Н. Третьякова.- М.:Академия,2004 - 473 с. З.

3. Дукаревич Б.И. Самая полная энциклопедия умного огородника .- М.: АСТ;СПб;Сова,2007 - 478 с.

4. Защита растений от болезней: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Шкаликова - 2-изд., испр. и доп. - М.: Колос, С, 2003 - 254 с.

5. Кизима Г.А. Самая полная энциклопедия умного огородника. - М.: ACT; СПб; Сова, 2007 - 478 с.

6. Лопатина А.А. Сказы матушки земли: экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва:
Амрита - Русь, 2007. - 252 с.

7. Журнал научно-методический «Начальное образование», ЗАО Издательство «Русский журнал», 2009 № 3.

8. Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2011г. № 7, 11.

9. Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2010г. № 1, 7, 11.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника, Ярославль 1998 г.

2. .Буренин В. И. «Овощи - родник здоровья». М - 1993 г.

3. Головкин Б.Н. Я познаю мир. Загадочные растения. Детская энциклопедия.

4.Рохлов В.М. Занимательная ботаника, М., 1999 г.


© 2010-2022