Программа дополнительного образования Поющий лицей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся средствами хорового искусства «Поющий лицей»

Пояснительная записка

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях.

Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе

Настоящая программа составлена на основе программы Т. А. Рокитянской «Каждый ребёнок - музыкант» и опирается на традиции педагогики русских музыкантов (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, А.М. Маслов, Н. Дилецкий и др.), а также на достижения современных педагогов-хормейстеров (В.Г. Соколов, В.С. Попов, Т.А. Жданова, Г.П. Стулова и др.).

Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.

Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные. Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус.

Музыкальное образование, где огромное внимание уделяется эмоциональной сфере ребенка, его социальным навыкам и душевному здоровью, выдвигает на первый план активное коллективное музицирование. Поэтому в основу проекта по музыкальному воспитанию учащихся в лицее положено хоровое искусство, которое является наиболее доступной формой музыкального творчества детей, приобщения их к музыкальной культуре. Занятия хоровым пением способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма. Именно эти качества делают человека нравственно здоровым и, поэтому, занятия музыкой помогают в формировании духовно-нравственной личности.

Ознакомление в исполнительской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Изучая музыкальную культуру своего народа от её истоков: народного пения до музыки русских композиторов, - дети начинают видеть её богатствои красоту. Таким простым и доступным способом - через эмоциональную сферу - складывается чувство любви к Родине. А начиная любить и уважать свою культуру, школьники начинают с уважением относиться и к культурам других народов.

Очень важным фактором для развития социокультурных навыков становится умение петь в ансамбле, где успех зависит не только от каждого отдельно взятого человека, но, более всего, от умения взаимодействовать друг с другом, слышать друг друга.

Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности в лицее (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта. Процесс музыкального воспитания построен таким образом, чтобы развитие шло от активного музицирования, от воспитания исполнительской воли к осознанной мотивации обучения, к формированию музыкального мышления, к осознанию себя, своих чувств и суждений, к осознанным социальным отношениям.

Вокально-хоровая работа охватывает все ступени образования в лицее, таким образом, что практически все учащиеся вовлечены в хоровую деятельность, что способствует не только развитию навыков пения, но и социализации школьников, даёт возможность почувствовать коллективную поддержку, ощутить себя членом одного коллектива. Хоровые коллективы существуют в первых, вторых, третьих, четвёртых, пятых классах. Вокальные группы собраны из учащихся первых- восьмых классов. Особая работа проводится с одарёнными детьми.

Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других событиях в жизни детей и их родителей.

Цель программы: создание условий для развития духовно- нравственных качеств учащихся средствами хорового искусства через формирование музыкальных и общих способностей, эстетических взглядов детей, воспитание и развитие музыкального слуха и голоса ребенка.

Задачи:

  • содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков; осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение);

  • развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;

  • стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;

  • создавать условия для творческой самореализации ребенка;

  • содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;

  • способствовать воспитанию исполнительского творчества;

  • воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;

  • способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.

Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на развитие потребности ученика в активном творческом общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Задача педагога - развить творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке, дать каждому почувствовать радость творчества.

Учебная работа неразрывно связана с внеурочной деятельностью, где продолжается основная линия музыкального воспитания через активное участие школьников в творческом процессе не только в виде вокальной работы, но и с использованием простейшего музицирования с применением шумовых инструментов, подключением движений, элементами театрализации. Вся вокально-хоровая работа, основанная на увлечённости детей процессом музицирования, имеет своей целью развить в учащихся нравственные начала.

Содержание занятий помогает развивать способности активного и самостоятельного музицирования, воспитывать культуру чувств и общую музыкальность, содействует средствами музыки социальному развитию и личностному росту и включает в себя активное участие детей в общественной жизни школы - праздниках, концертах, спектаклях, классных часах.

Состав участников программы

Классы

Названия коллективов

Участники

Хоровые коллективы

1 классы

«Звонкая капель»

1А, 1Б

2 классы

«Весёлые друзья»

2А, 2Б

3 классы

«Радуга»

3А, 3Б

4 классы

«Дружба»

4А, 4Б

Сводный хор «Поющий лицей»

2-4 классы

Вокальные коллективы

1 классы

«Ручеёк»

2 классы

«Жёлтый страусёнок»

«Арсеньевские крошки»

Квинтет «Девчонки»

Дуэт «Ковбои»

Дуэт «Утренняя песенка»

3 классы

«Солнечные лучики»

4 классы

Квартет «Подружки»

5 -6 классы

«Школьные годы»

5А, 6А

7-8 классы

«Очарование»

7Б, 8А

Сольное пение

Учащиеся лицея

2- 11 классы





Содержание программы

Вокально-хоровой коллектив начального этапа обучения

Тема 1. Основные вокально-хоровые навыки: Певческая установка и дыхание: посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении; навыки пения сидя и стоя; дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое); смена дыхания в процессе пения, различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция:естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования в различных регистрах (головное звучание);

Тема 2. Дирижерский жест: "внимание", "дыхание", "начало", "окончание" пения: воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера "внимание", "дыхание", "начало", "окончание" пения).

Тема 3. Основные приемы звуковедения: легато, нон легато и стаккато: объяснение понятий в пении - легато, нон легато и стаккато; отработка данных приемов во время исполнения произведений и упражнений.

Тема 4. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков; основные правила произношения слов в пении; гласные и согласные, их роль в пении; взаимоотношение гласных и согласных в пении; отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Тема 5. Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных, половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп - медленный, умеренный, быстрый.

Тема 6. Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний, быстрый), динамика - нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), тембр, штрихи(легато, нон легато, стаккато), фразировка.

Тема 7. Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста;

Тема 8. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию;пение без сопровождения простых попевок, прибауток, русских народных песен (a capella).

Тема 9. Постановка голоса ребенка (певческого и речевого): распевание (попевки, скороговорки, и т.д), различные виды вокализации (упражнения на легато и стаккато); пение гамм, упражнений на различные интервалы; работа над развитием слуха и голоса.

В репертуар коллектива включены несложные музыкальные произведения для детей младшего школьного возраста (классический и современный песенный репертуар), народные песни и попевки с небольшим диапазоном мелодии (в пределах квинты).

Вокально-хоровой коллектив среднего этапа обучения

Тема 1. Вокально-хоровые навыки: обучение в среднем ансамбле направлено на дальнейшее закрепление уже приобретенных вокально-хоровых навыков: певческой установки и дыхания, овладение всеми приемами звуковедения (нон легато, легато, стаккато), работа над улучшением дикции, достижением чистоты интонации; интонирование произведений в различных видах мажора и минора.

Тема 2. Дирижерский жест: фермата; работа над закреплением понимания учащимися навыков дирижерского жеста, сознательным отношением ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.

Тема 3. Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных, половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп - медленный, умеренный, быстрый, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Тема 4. Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

Тема 5. Музыкально-выразительные средства в музыке. Контраст в музыке: темп (медленный, средний, быстрый); знакомство с обозначениями темпа (andante, moderato, т.д.) динамика - нюансы (forte, piano, crescendo, diminuendo); агогика (фермата), тембр, штрихи: закрепление ранее изученных приемов звуковедения при пении;, фразировка.

Тема 6. Чтение с листа хоровых партитур: разучивание произведений по партитурам, чтение с листа несложных попевок, вокальных упражнений и т.д.

Тема 7. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию; пение без сопровождения несложных произведений (русских народных песен)( acapella).

Тема 8. Двухголосие: освоение навыка пения двухголосия; пение несложных двухголосных произведений без сопровождения.

Тема 9. Развитие сольного голоса. Работа с солистами: пение хоровых произведений с солистами; работа над развитием сольного голоса в условиях коллективного пения.

Тема 10. Постановка голоса ребенка: распевание, различные виды вокализации; пение гамм, упражнений и т.д.; работа над расширением звуковысотного и динамического диапазона; развитие слуха и голоса ребенка.

Старший вокально-хоровой ансамбль

Тема 1. Вокально-хоровые навыки. Совершенствование знаний и исполнительских навыков:задержка дыхания перед началом пения; исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато); работа над дыханием как фактором выразительного исполнения; совершенствование навыков "цепного" дыхания (на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в нескольких тактах; пение произведений целиком на "цепном" дыхании); развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка; выработка навыка активного и четкого произношения согласных; развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

Тема 2. Навык "цепного дыхания". Цезура в пении: понятие "цензура"; знакомство с навыками "цепного" дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение продолжительных музыкальных фраз на "цепном" дыхании).

Тема 3. Музыкально-выразительные средства в музыке. Фразировка. Нюансировка:многообразие агогических и динамических возможностей исполнения произведения (сопоставление нескольких темпов и замедление в конце произведения; ускорение и замедление музыкального произведения);

Тема 4. Ансамбль и строй: совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка; выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении; владение навыками пения без сопровождения.

Тема 5. Развитие сольного голоса. Работа с солистами: пение хоровых произведений (2-х и 3-х голосных) с солистами; работа над развитием музыкального слуха и голоса при условии сочетания коллективного пения с сольной партией.

Тема 7. Чтение с листа хоровых партитур: свободное чтение хоровой партитуры с листа (с предварительным анализом произведения)

Тема 8. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения со сложным аккомпанементом, не дублирующим мелодическую линию; владение навыками пения без сопровождения( acapella).

Тема 9. Двухголосие: навыки пения двухголосия с аккомпанементом; пение более сложных двухголосных произведений без сопровождения. В старшем ансамбле продолжается воспитание навыков многоголосного пения, а также происходит их усложнение. В программу включаются трехголосные сочинения a capella, и с сопровождением.

Тема 10. Постановка голоса ребенка: распевание, различные виды вокализации; пение гамм, упражнений на различные интервалы; работа над развитием певческого голоса и слуха ребенка.

Методическое обеспечение программы

Все виды музыкальной деятельности на вокально-хоровых занятиях (вокально-хоровая работа, слушание музыки, музыкальная грамота и т.д.) друг с другом взаимодействуют и взаимообусловлены. Каждый раздел или тема предполагает использование различных форм организации занятий, основанных на творческом содружестве педагога и всего коллектива. В младшем и среднем ансамбле широко применяются различные игровые приемы и методы, способствующие успешному певческому развитию детей: подвижные музыкально-дидактические игры, инсценировки, драматизацию (пение русских народных сказок с игрой на детских музыкальных инструментах), музыкально-ритмические композиции на разучиваемый репертуар, различные импровизации (пластические, вокальные, речевые, инструментальные), используются музыкально-ритмические движения в сочетании с речевой декламацией или пением (под музыку или без музыкального сопровождения). Это способствует созданию необходимых условий для эффективного развития слуходвигательной координации учащихся. В старшем ансамбле - больше уделяется внимания на концертно-артистическую деятельность (концерты, конкурсы, вокально-хоровые фестивали и т.д.).

При обучении детей пению используются следующие методы:

  • словесные методы (рассказ, беседа, показ, объяснение);

  • методы организации и стимулирования музыкальной деятельности (метод игровых ситуаций, упражнения);

  • метод выстраивания системы распеваний на основе понимания физиологических закономерностей певческого процесса

  • метод постепенного разучивания нот;

  • метод вариативности и смены заданий для учащихся;

  • метод относительной сольмизации;

  • метод расслабления (выполнение упражнений на снятие мышечного напряжения);

  • метод ритмического воспитания (игра на музыкальных инструментах, ритмические разминки, индивидуальная работа с ритмическими заданиями).

При работе над музыкальным произведением используются следующие методы:

  • метод мысленного пения;

  • чередование пения «про себя» с пением вслух;

  • объяснительно - иллюстративный метод;

  • метод разучивания по слуху;

  • метод «рука - нотный стан»;

  • пение вокализом песен или их частей;

  • прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записям;

  • выстраивание первого звука;

  • метод создания ассоциаций;

  • метод анализа ситуации;

  • настройка на тональность;

  • выравнивание на фермате созвучий;

  • тихое активное произношение текста;

  • активная артикуляция текста при пении про себя;

  • целостное исполнение;

  • исполнение солистов;

  • метод создания эмоционального состояния;

  • метод театрализации;

  • дирижирование детьми.

Прогнозируемые результаты освоения учащимися программы

Результаты начального этапа обучения

  • петь в диапазоне pe1- до2, ре 2;

  • сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад;

  • петь чисто в унисон, в том числе и без сопровождения;

  • петь с мягкой атакой, лёгким звуком, экономно расходуя дыхание;

  • знать правила охраны певческого голоса;

  • понимать дирижерский жест;

  • уметь вместе начинать и заканчивать музыкальное произведение;

  • правильно и ясно выговаривать слова песен;

  • правильно дышать, петь ровно короткие фразы на одном дыхании;

  • в более подвижных песнях уметь делать быстро активно - спокойный вдох;

  • воспринимать эмоциональное содержание музыки;

  • выразительно исполнение произведений;

  • уметь слушать музыку.

Результаты второй ступени обучения:

  • петь в диапазоне: сопрано: до1 - фа2

альты: фа-до2

  • свободно соблюдать при пении певческую установку;

  • петь чистым, естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания;

  • правильно формировать гласные и согласные;

  • уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • уметь пользоваться при пении «цепным» дыханием;

  • видеть и слышать свои недостатки и стремиться избавиться от них;

  • петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны, песни с элементами двухголосия;

  • петь без сопровождения одноголосные песни;

  • петь по нотам песни, написанные в медленном темпе, с простой мелодией;

  • знать средства музыкальной выразительности;

  • воспринимать элементы музыкального языка;

  • выразительное исполненять произведения;

  • знать основные музыкальные жанры, уметь определить их на слух.

Планируемые личностные результаты.

Метапредметными результатами вокально-хоровой деятельности являются:

  • освоение способов деятельности, применимых при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

  • сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

  • работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач.

Личностными результатами освоения вокально-хоровой деятельности являются:

  • развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

  • умение проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты для младших школьников и др.)

Формы работы с родителями

При обучении учащихся хоровому пению особенно большую роль играет совместное сотрудничество с родителями детей. Серьёзное, заинтересованное отношение родителей к занятиям ребёнка благотворно сказывается на результате обучения. Связь с родителями устанавливается через проведение родительских собраний для участников хорового коллектива, индивидуальных бесед, открытых занятий, концертных выступлений для родителей. Они становятся не только преданными помощниками детей и педагога в организации исполнительской деятельности. Но и самыми благодарными слушателями в концертных залах.

№ п/п

Форма работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Мониторинг среди родителей о дополнительном образовании

Сентябрь 2013 г.

Зам. директора, классные руководители

2.

Открытые вокально-хоровые занятия для родителей

В течение учебного года

Ракова Т.Г., учитель музыки

3.

Выступления вокально-хоровых коллективов на родительских собраниях

По плану работы

Зам. директора по УВР, Ракова Т.Г., учитель музыки, классные руководители

4.

Участие в классных мероприятиях, проводимых совместно с родителями учащихся

По плану работы

Классные руководители, Ракова Т.Г., учитель музыки

План реализации программы

№п/п

Содержание

Сроки реализации

1.

Постановочные репетиции, выявление солистов, создание вокальных групп.

Подбор репертуара хоров

сентябрь

2.

Линейка на 1 сентября. Исполнение гимна лицея.

1 сентября

3.

Фестиваль «Любимые мелодии кино», посвящённый дню города

16-19 сентября

4.

Концертная деятельность в микрорайоне

в течение года

5.

Отработка репертуара, выполнение задач, поставленных программой.

октябрь-март

6.

Работа с солистами: постановка голоса, разучивание репертуара, подготовка к концертам

октябрь-март

7.

Поздравление учителей в День учителя «Какое гордое призвание -
давать другим образование»

первая неделя октября

8.

Подготовка репертуара ко Дню матери.

октябрь-ноябрь

9.

Концерт на День матери «Самая прекрасная из женщин - женщина с ребёнком на руках»

ноябрь

10.

Участие в акции «Милосердие стучится в твой дом» в рамках Дня инвалидов

декабрь

11.

Подготовка репертуара к городскому фестивалю «Поём по-английски»

декабрь

12.

Подготовка певческого репертуара для участия детей в новогодних утренниках

декабрь

13.

Выступление учащихся на родительских собраниях

один раз в четверти

14.

Итоговый концерт для учащихся (младшая школа - средней школе, средняя школа - младшей школе)

в конце полугодия

15.

Подготовка к краевому конкурсу «Приморская жемчужина»

февраль-март - 1 этап;

апрель - 2 этап

16.

Подготовка к городскому фестивалю «Достань свою звезду»

апрель

17.

Подготовка концерта на День Восьмого марта. «В весенний день сказать тебе спешу слова любви и искренних признаний»
(Поздравление учителей. Поздравление мам.)

февраль - март

18.

Концерт вокально-хоровых коллективов первых классов в ДОУ №30

март

19.

Подготовка репертуара для участия в празднике «День Победы»

апрель

20.

Подготовка городского мероприятия «Мюзикл»

февраль - апрель

21.

Участие школьников в классных мероприятиях

в течение года

22.

Отчётный концерт хоровых коллективов МОБУ «Лицей №9»

апрель

23.

Подведение итогов. Диагностика достигнутых результатов

май

24.

Линейка «Последний звонок». Исполнение гимна лицея

май



Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

№ п/п

Форма работы

Сроки выполнения

Ответственный

1.

Создать банк методических разработок внеурочных мероприятий мероприятий

Май 2014 г.

Зам. директора по УВР, классные руководители

2.

Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагогов.

В течение учебного года

Администрация, за. Директора, учителя доп. образования

3.

Участие в педагогических советах и заседания ШМО по вопросам доп. образования

По плану работы

Руководители ШМО, педагоги доп. образования

4.

Проведение городского семинара по теме «Урок музыки в свете ФГОС».

Февраль-март 2014 г.

Зам. директора, Ракова Т.Г., учитель музыки

Формы подведения итогов:

В течение каждого учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, выступления на школьных мероприятиях и праздничных концертах, а также участие в окружных конкурсах и фестивалях.

Используемая литература

  1. Асафьев Б. О хоровом искусстве. - Л., 1980.

  2. Варламов А.Е. Полная школа пения. - М.: Музгиз, 1953.

  3. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. - СПб: Музыка, 2000.

  4. Глинка М.И. Упражнения для уравнения и совершенствования гибкости голоса. - М., 1910.

  5. Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1970.

  6. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. - М., 1985.

  7. Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополнительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1./ Под общ.ред. Минько Н.Г. - М., 2004. (Библиотечка педагога доп.образования)

  8. Соколов В. Работа с хором. 2-е изд. - М., 1983.

  9. «Сто канонов для детского хора» составитель Л. Абелян, В.Попов,М.Музыка,1969г.

  10. Струве Г. Хоровое сольфеджио. - М., 1988.

  11. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  12. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Классикс Стиль, 2005.

  13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - В кн.: Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961

© 2010-2022