Тренировочный материал по развитию речи

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Часть первая «Сценическая речь и конферанс»

Упражнения и тренинги

1). Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Перед тем, как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат.

Разработка мягкого неба.

Тренировочный материал по развитию речи «Пасть льва» - зевок с закрытым ртом.

Тренировочный материал по развитию речи «Маляр» - расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

Тренировочный материал по развитию речи Произносить гласные звуки: А, О,Ы, У,Э, И, с позевыванием.

Тренировочный материал по развитию речи Имитировать полоскание горла

Разработка нижней челюсти.

Тренировочный материал по развитию речи «Противостояние» - нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

Тренировочный материал по развитию речи Движения челюсти вперед - назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

Тренировочный материал по развитию речи «Полоскание» - надувание и втягивание обеих щек одновременно.

Тренировочный материал по развитию речи «Шарик» - перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

Тренировочный материал по развитию речи «Шарик-2» - напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик - воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

Тренировочный материал по развитию речи «Рыбка» - втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать - смыкать и размыкать.

Разработка губ.

Тренировочный материал по развитию речи «Улыбка - хоботок» - зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

Тренировочный материал по развитию речи «Хоботок» - вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

Тренировочный материал по развитию речи «Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

Тренировочный материал по развитию речи «Кролик» - верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя - вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

Тренировочный материал по развитию речи «Лошадка» - пофыркали.

Тренировочный материал по развитию речи «Бублик» - хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

Тренировочный материал по развитию речи «Вертушка» - вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

Тренировочный материал по развитию речи «Печем пироги»

Тренировочный материал по развитию речи «Месим тесто» - размять язык зубами,

Тренировочный материал по развитию речи «Лепим пирог» - похлопать губами по языку,

Тренировочный материал по развитию речи «Остужаем пирог» - подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

Артикуляционная гимнастика - язык

Тренировочный материал по развитию речи «Лопаточка-иголочка» - язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т. е. расслабить - все выдерживать на счет 10.

Тренировочный материал по развитию речи «Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

Тренировочный материал по развитию речи «Трубочка» - сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

Тренировочный материал по развитию речи «Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой.

Тренировочный материал по развитию речи «Чашечка» - кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

Тренировочный материал по развитию речи «Горка» - кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

Тренировочный материал по развитию речи «Внутренний крестик» - кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

Тренировочный материал по развитию речи «Наружный крестик» - кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

Тренировочный материал по развитию речи «Зонтик» - кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

Тренировочный материал по развитию речи «Прилипала» - присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

Тренировочный материал по развитию речи «Болтушка» - бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

Тренировочный материал по развитию речи «Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

Тренировочный материал по развитию речи «Барабан» - язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД - ТД-ТД.

Тренировочный материал по развитию речи «Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3

Тренировочный материал по развитию речи «Моторчик» - во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

Тренировочный материал по развитию речи «Ослик» - кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

Тренировочный материал по развитию речи «Поймаем звук Л» - во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

Рекомендации: Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой! После артикуляционной гимнастики, переходим к развитию дикции.



© 2010-2022