Рабочая общеразвивающая программа по фортепиано, 2-я ступень, 4 года обучения

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»

Принята на заседании

педагогического совета

________2015г.

Протокол №1

Утверждена

Приказ № ______

от _________2015г.

Директор МОУ «Гимназия № 10»

_________/А.Н. Щетинин/










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ


(фортепиано)

4 года обучения


педагог дополнительного образования

Ботова Марина Юрьевна












Железногорск

2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано.

Учебный предмет «Музыкальный инструмент (фортепиано)» направлен на продолжение обучения игре на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в гимназии, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения и предназначена для детей, успешно освоивших программу «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» и имеющих мотивацию к продолжению обучения. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет в полном объеме завершить обучение и дает возможность для поступления в профессиональные учебные заведения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, а также продолжить самостоятельные занятия для приобщения к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)»

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

I

II

III

IV

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Максимальная учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

544

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» при 4-летнем сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часа - аудиторные занятия, 272 часа - самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 - 4 год обучения - по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1-4 год обучения - по 2 часа в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая аудиторная нагрузка учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа без учета чтения нот с листа и ансамбля.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

1 - 4 годы обучения - по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий:

индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет учителю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.


Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)»

Цели:

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Обоснование структуры учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)»

Обоснованием структуры программы являются ФГОСы, отражающие все аспекты работы учителя с учеником.

Рабочая программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел рабочей программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)»

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)»

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» обеспечивается:

  • доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО)»

Требования по годам обучения

Рабочая программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником или 2-х обучающихся: исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром нужно учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1 год обучения

Фортепиано - 2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет - этюд и музыкальная терминология, второй зачет - полифония и пьеса. Во втором полугодии - зачет по гаммам и самостоятельно выученной пьесе, открытый академический концерт и переводной экзамен.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 - 12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1 - 2 полифонических произведения;

1 - 2 произведения крупной формы;

4 - 5 пьес, включая ансамбли;

3 - 4 этюда;

1 несложный аккомпанемент.

Кроме того, 1 - 2 пьесы должны быть приготовлены самостоятельно (по трудности на два класса ниже).

Продолжение работы над развитием мелкой техники. Постепенный переход к работе над октавами для развития кистевой техники (упражнения секстами чередуются с октавами)

Гаммы до 5-ти знаков. Мажорные в прямом и расходящемся движении на 4 октавы; минорные в прямом движении на 4 октавы двумя руками; Кадансы T - S - T, T - D - T во всех пройденных тональностях; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, тонические трезвучия с обращениями по три или четыре звука (в зависимости от величины рук); арпеджио короткие двумя руками; арпеджио ломаные каждой рукой отдельно, длинные - двумя руками. Доминантовый септаккорд и уменьшенный септаккорд - построение и разрешение.

Чтение с листа произведений различных жанров (уровень на два класса ниже); дальнейшее освоение игры в ансамблях (в некоторых случаях предусматривается аккомпанирование другим инструментам). Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным изложением, близким к оригиналу; транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов; возможны сочинения.

Примерный репертуарный список:

1.Полифонические произведения

Моцарт Л. «Ария»

Бах И.С. «Маленькая прелюдия № 2» из Второй тетради

Мясковский Н. «Двухголосная фуга ре минор» Соч. 78

Бах И.С. «Маленькая прелюдия № 5» из Первой тетради

Гендель Г. «Сарабанда с вариациями»

Глинка М. «Фуга До мажор»

Бах И.С. «Буре»

Бах И.С. «Менуэт» из Французской сюиты № 2

Мясковский Н. «Двухголосная фуга соль минор» Соч. 78

Бах И.С. «Маленькая прелюдия № 6» из Первой тетради

Бах И.С. «Маленькая прелюдия № 8» из Первой тетради

Циполли Д. «Фугетта ми минор»

Бах И.С. «Маленькая прелюдия № 12» из Первой тетради

Бах Ф.Э. «Фантазия»

2.Этюды. Пьесы технического характера

Лемуан А. Этюд Соч. 37 № 28

Лемуан А. Этюд Соч. 37 № 45

Лемуан А. Этюд Соч. 37 № 50

Бертини А. Этюд Соч. 29 № 8

Бертини А. Этюд Соч. 29 № 14

Бургмюллер Ф. «Ласточка» Соч. 100

Бургмюллер Ф. «Кавалькада» Соч. 100

Майкапар С. «Токкатина» Соч. 8

Гедике А. Этюд Соч. 47 № 8

Гедике А. «Миниатюра» Соч. 8 № 7

Гнесина Е. Педальный этюд

Крейн Ю. «По верхушкам сосен»

Крейн Ю. «Ежик в лесу»

Баркаускас В. «Улыбка»

Малышева И. «Буратино»

3.Произведения крупной формы

Бетховен Л. Соната № 20. Часть II Соч. 49.

Дюссек И. Сонатина Соль мажор Соч. 20

Кулау Ф. Сонатина До мажор Соч. 55

Шуман Р. Детская сонатина Соль мажор. Часть I Соч. 118.

Кабалевский Д. Легкие вариации на тему словацкой народной песни Соч. 51

Гуммель И.Н. Вариации на Тирольскую тему

4. Пьесы

Прокофьев С. «Сказочка» Соч. 65

Чайковский П.И. «Детский альбом» Соч.39

«Песня жаворонка»

«Вальс»

«Утреннее размышление»

«Нянина сказка»

Григ Э. «Вальс» Соч. 12

Пахульский Г. «В мечтах» Соч. 68

Эшпай А. «Перепелочка»

Шуман Р. «Маленький романс» Соч. 68

Шуман Р. «Охотничья песенка» Соч. 68

Дварионас Б. «Вальс»

Гаврилин В. «Частушка»

Даргомыжский А. «Вальс»

Даргомыжский А. «Табакерка»

Регер М. «Не слишком ли задорно?» Соч. 17

Раков Н «Полька»

Гуммель И. «Скерцо»

5. Ансамбли

Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», перел. Металлиди

Глинка М. «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила», перел. Металлиди Ж.Л.

Глинка М. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила», перел. Металлиди Ж.Л.

Хачатурян К. «Вальс цветов» из музыки к балету «Чиполино»

Шереметьев Б. «Я Вас любил», перел. Металлиди Ж.Л.

Свиридов Г. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»,

перел. Металлиди Ж.Л.

Шмитц М. «Заводные буги»

Хачатурян К. «Помидор» из музыки к балету «Чиполино»

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

Дюссек И. Сонатина Соль мажор Соч. 20. I часть

Григ Э. «Вальс» Соч. 12

Вариант 2

Кулау Ф. Сонатина До мажор Соч. 55

Раков Н. «Полька»

Вариант 3

Кабалевский Д. Лёгкие вариации на тему словацкой народной песни Соч. 51

Пахульский Г. «В мечтах»

Вариант 4

Шуман Р. Детская сонатина Соль мажор

Шуман Р. «Маленький романс» соч. 68

Вариант 5

Гуммель И. Вариации на тирольскую тему

Эшпай А. «Перепёлочка»

2 год обучения

Фортепиано - 2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет -этюд и музыкальная терминология, второй зачет - полифония и пьеса. Во втором полугодии - зачет по гаммам и самостоятельно выученной пьесе, открытый академический концерт и переводной экзамен

Годовые требования:

В течение года педагог должен проработать с учеником 10 - 12 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1 - 2 полифонических произведения;

1 - 2 произведения крупной формы;

4 - 5 пьес, в том числе один ансамбль;

3 - 4 этюда;

1 несложный аккомпанемент.

Кроме того, самостоятельно подготовить одну пьесу (по трудности на два класса ниже).

Развитие мелкой и аккордовой техники при помощи различных упражнений.

Гаммы до 5-ти знаков в прямом и расходящемся движении на 4 октавы; кадансы ко всем пройденным гаммам, хроматические гаммы от любого звука в прямом движении двумя руками, тоническое трезвучие с обращениями аккордами по три или четыре звука; арпеджио короткие, ломаные двумя руками; арпеджио длинные двумя руками от белых клавиш; доминантовый и уменьшенный септаккорды в тональностях ---построение и разрешение

Чтение с листа произведений различных жанров (уровень на два класса ниже); дальнейшее освоение игры в ансамблях (в некоторых случаях предусматривается аккомпанирование другим инструментам). Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным изложением, близким к оригиналу; транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов; возможны сочинения.

Примерный репертуарный список:

1.Полифонические произведения

Майкапар С. Фугетта соль-диез минор Соч. 8

Мясковский Н. «В старинном стиле» (фуга) Соч. 43

Павлюченко С. Фугетта Ми-бемоль мажор

Бах И.С. «Французская сюита» си минор (по выбору)

Аллеманда

Сарабанда

Бах И.С. «Французская сюита» до минор

Ария

Менуэт

Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги»

Ре мажор № 4

Ми мажор № 4

Маленькая двухголосная фуга ре минор

Гендель Г. «12 легких пьес»

Сарабанда

Жига

Прелюдия

Аллеманда

2.Этюды. Пьесы технического характера

Лешгорн А. Этюд соль минор Соч. 136 № 7

Бертини А. Этюд До мажор Соч. 28 № 8

Беренс Г. Этюд до минор Соч. 61 № 19

Шмит Г. Этюд до-диез минор. Соч. 3 № 6

Регер М. Сломя голову. Соч. 17

Шитте Л. Этюд Ля мажор. Соч. 68 № 7

Геллер С. Этюд ре минор. Соч. 45 № 15

Майкапар С. «Вроде жиги». Соч. 30 № 7

Бертини Р. Этюд Фа мажор. Соч. 32 № 39

Майкапар С. «Стаккато-прелюдия». Соч. 31 № 6

Мошковский М. Этюд Соль мажор. Соч. 91 № 1

3.Произведения крупной формы

Родригес Ф. Рондо

Сейксас К. Соната

Жилинскис А. Сонатина. I часть.

Паганини Н. Вариации, обр. Выгодского Н.

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор

Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во поле береза стояла»

Лукомский Л. Вариации фа минор

Вебер К. Анданте с вариациями Соч. 3

Гайдн И. Сонатина Ре Мажор I часть

4.Пьесы

Дютийе А. «Почтение Баху»

Орик Ж. «Вальс»

Шаверзашвили А. «Ноктюрн»

Флярковский А. «Табакерка»

Купревич В. «В пещерах Гарца»

Купревич В. «Фонтаны Цвингера»

Билаш А. «Раздумье»

Шуман Р. «Воспоминание» из «Альбома для юношества»

Майкапар С. «Маленькие новеллетты» Соч. 8

«Танец марионеток»

«Романс»

«Итальянская серенада»

«Токкатина»

Раков Н. «Скерцино»

«Бабочка»

Глинка М. «Прощальный вальс» Соль мажор

Грибоедов А. «Вальс» Ми мажор

«Вальс» Ля-бемоль мажор

Гурилев А. «Полька-мазурка» Ре мажор

П.Чайковский «Баба Яга»

5.Ансамбли

Штраус И. «Анна-полька»

Хачатурян А. «Галоп» из музыки к балету «Чиполино»

Даргомыжский А. «Славянский танец» из оперы «Русалка», перел. Металлиди Ж.Л.

Чайковский П.И. «Вступление» из оперы «Евгений Онегин», перел. Металлиди Ж.Л.

Хачатурян К. «Галоп» из музыки к балету «Чиполино»

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

Вебер К. Анданте с вариациями Соч. 3

Майкапар С. «Танец марионеток»

Вариант 2

Лукомский А. Вариации Фа минор

Глинка М. «Прощальный вальс» Соль мажор

Вариант 3

Сейкас К. Соната

Гурилёв А. «Полька-мазурка» Ре мажор

Вариант 4

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор

Шуман Р. «Воспоминание» из «Альбома для юношества»

Вариант 5

Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во поле береза стояла»

Раков Н. «Скерцино»

3 год обучения

Фортепиано-2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет -этюд и музыкальная терминология, второй зачет - полифония и пьеса. Во втором полугодии - зачет по гаммам и самостоятельно выученной пьесе, открытый академический концерт и переводной экзамен.

Годовые требования:

В течение года педагог должен проработать с учеником не менее 8 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1 - 2 полифонических произведения;

1 произведение крупной формы;

4 -5 пьес, в том числе один ансамбль;

3 - 4 этюда;

1 несложный аккомпанемент.

Кроме того, самостоятельно подготовить одну пьесу (по трудности на два класса ниже).

Развитие мелкой и аккордовой техники при помощи различных упражнений.

Гаммы все мажорные и минорные в прямом и расходящемся движении на 4 октавы. Несколько мажорных гамм в терцию. Хроматическая гамма от любого звука в прямом движении двумя руками, Тоническое трезвучие с обращениями аккордами по 3 или 4 звука; арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками; доминантовый и уменьшенный септаккорды -построение и разрешение

Чтение с листа произведений различных жанров (уровень на два класса ниже); дальнейшее освоение игры в ансамблях (в некоторых случаях предусматривается аккомпанирование другим инструментам). Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным изложением, близким к оригиналу; транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов; возможны сочинения.

Примерный репертуарный список:

1.Полифонические произведения

Бах И.С. «Двухголосные инвенции»

до минор

Ре мажор

Ми мажор

Фа мажор

Соль мажор

Бах И.С. «Французские сюиты»(по выбору)

до минор

си минор

Соль мажор

Пахульский Г. Канон ля минор

Юцевич Е. Фуга

2.Этюды. Пьесы технического характера

Хачатурян А. Этюд До мажор

Майкапар С. Стаккато-прелюдии Соч. 31

Беренс Г. Этюды №№ 4, 15, 26, 28 Соч. 61

Бертини А. Этюды №№ 29, 30, 34, 35, 40 Соч. 32

Лешгорн А. Этюды №№ 11, 15, 17, 24, 28 Соч. 66

Черни К. Этюды №№ 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 15, 19 Соч. 299

3.Произведения крупной формы

Бортнянский Д. Соната До мажор

Бунин Р. Сонатина ре минор

Гречанинов А. Сонатина Фа мажор Соч. 110

Кабалевский Д. Легкие вариации Ре мажор № 1 Соч. 40

Бетховен Л. Легкая соната фа минор № 2

Гайдн Й. Сонаты: ми минор № 2, части II, III

До мажор № 5

Ре мажор № 7, части II, III

Си-бемоль мажор

4.Пьесы

Шуман Р. «Фантастический танец» из цикла«Листки из альбома»

Григ Э. «Танец из Йольстера» Соч. 17 № 5

Григ Э. «Я знал маленькую девушку» Соч. 17 № 16

Мартину Б. «Сказка»

Хачатурян А. «Подражание народному»

«Музыкальная картина»

Раков Н. «Белая лилия»

«Ласточка»

«Светлячки»

ЧайковскийП.И. «Неаполитанская песенка»

Чайковский П.И. «Времена года»:

«Песня жаворонка»

«Подснежник»

Шостакович Д. «Вальс-шутка» из «Альбома фортепианных пьес»

Глинка М. «Мазурки» до минор, ля минор

Мусоргский М. «Слеза»

Спендиаров А. «Колыбельная» Соч. 3

Григ Э. «Поэтические картинки» №№ 1, 2, 3

5.Ансамбли

Бах И.С. «Шутка»

Шуберт Ф. «Серенада»

Бородин А. «Полька»

Мендельсон Ф. «Свадебный марш»

Хачатурян А. «Погоня» из музыки к балету «Чиполлино»

Свиридов Г. «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель», перел. Металлиди Ж.Л.

Шмитц М. «Медленный фокстрот»

Шмитц М. «Лабиринт»

Шмитц М. «Ночная фиалка»

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

Бортнянский Д. Соната До мажор

Хачатурян А. «Подражание народному»

Вариант 2

Гречанинов А.Сонатина Фа мажор Соч. 110

Мусоргский М. «Слеза»

Вариант 3

Бетховен Л. Лёгкая соната № 2

Григ Э. «Поэтическая картинка № 3»

Вариант 4

Гайдн И. Соната Ре мажор часть 3

Спендиаров А. «Колыбельная» Соч. № 3

Вариант 5

Гайдн И. Соната Ми минор III часть

Глинка М. «Мазурка» ля минор

4 год обучения

Фортепиано - 2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть одно прослушивание в первом полугодии. Во втором полугодии - прослушивание, открытый академический концерт и выпускной экзамен.

Годовые требования

Учащиеся 4 года обучения могут играть на зачетах свободную программу; количество зачетов и сроки специально не определены (свободный график). Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально готовом виде. Учащийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащиеся обыгрывают выпускную программу на прослушиваниях, классных вечерах и концертах.

Кроме того, учащийся должен систематически работать над развитием навыков чтения нот с листа, самостоятельного разбора и изучения легких пьес; подбором по слуху популярных произведений с аккомпанементом.

Экзаменационные требования:

На выпускном экзамене учащийся должен исполнить: полифонию; произведение крупной формы; две пьесы различного характера или этюд и пьесу.

Примерный репертуарный список:

1.Полифонические произведения

Бах И.С. «Фантазия» до минор

Глинка М. «Фуга» ля минор

Бах И.С. «Маленькая прелюдия» Ре мажор

Бах И.С.«Двухголосная инвенция» ля минор

Бах И.С. «Гавот в форме рондо»

Лядов А. «Канон» до минор

Бах И.С. «Аллеманда» из «Английской сюиты» соль минор

Гендель Г. Каприччио соль минор

Бах И.С. Фантазия до минор

Григ Э. Канон Соч. 38

Бах И.С. - Кабалевский Д. Маленькая органная прелюдия ре минор

2.Этюды. Пьесы технического характера

Крамер И. Этюд № 3

Черни К. Этюд Соч. 299 № 39

Черни К. Этюд Соч. 335 № 47

Беренс Г. Этюд Соч. 61 № 40

Лешгорн А. Этюд Соч. 136 № 20

Пахульский Г. Этюд «Фантастическая сказка» Соч. 12 № 1

Майкапар С. «Эолова арфа»

Мошковский М. Этюд Соч. 72 № 2

Крамер И. Этюд № 12

Деринг К. Этюд Соч. 33 № 10

Черни К. Этюд Соч. 299 № 35

Черни К. Этюд Соч. 299 №30

Коломиец А. «Юмореска» Соч. 9 № 1

Черни К. Этюд Соч. 740 № 40

Бургмюллер Ф. Этюд Соч. 109 № 6

Шамо И. «Юмореска»

3.Произведения крупной формы

Клементи М. Соната Соч. 26 № 3

Бетховен Л. Рондо До мажор Соч. 51 № 1

Бетховен Соната № 20 соль мажор Iчасть

Разоренов С. Сонатина Фа мажор I часть

Бах Ф.Э. «Рондо» из Сонаты ре минор

Глинка М. «Вариации» на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»

Гайдн Й. «Венгерское рондо» из фортепианного трио Соль мажор

Гайдн Й. Соната Ре мажор Iчасть

Гайдн Й. Соната Ми мажор IIIчасть

Моцарт В.А. «Фантазия ре минор»

Моцарт В. Соната № 12 Фа мажор. Часть I.

Моцарт Лёгкая соната До мажор

Дварионас И. Вариации

4.Пьесы

Майкапар С. «Баркарола»

Майкапар С. «Романс»

Люлли Ж. «Нежный напев»

Куперен Ф. «Душистая вода»

Бетховен Л. «Шесть экосезов»

Шуберт Ф. «Экспромт» № 2 Соч. 142

Мусоргский М. «В деревне»

Бородин А. Две пьесы из «Маленькой сюиты»

«Ноктюрн»

«В монастыре»

Александров А. «Мелодия» №3 Соч.33

Прокофьев С. «Гавот» из «Классической симфонии»

Лядов А. «Вальс»

Мясковский Н. «Причуда № 1» Соч. 25

Аренский А. «Романс» Соч. 53

Сметана Б. «Поэтическая полька» Соч. 8

Гречанинов А. «Экспромт» Соч. 37

Шуберт Ф. «Экспромт Ля-бемоль мажор» Соч. 142

Глинка М. «Тарантелла»

Гаврилин В. «Три танца»

Бородин А. «Грезы» из «Маленькой сюиты»

Парадизи П. «Токката» из Сонаты Ля мажор

Чайковский П.И. «Май. Белые ночи» из цикла «Времена года» соч. 37

Питерсон О. «Волна за волной»

Кемпферт С. «Путники в ночи»

Григ Э. «Свадебный день в Трольхаугене»

Григ Э. Ариетта

Дворжак А. Этюд

4.Ансамбли
Григ Э. «Норвежский танец»

Гершвин Дж. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»

Джоплин С. «Артист эстрады»

Хачатурян К. «Тарантелла» из музыки к балету «Чипполино»

Бах И.С. Ария из «Страстей по Иоанну»

Лист Ф. «Торжественный полонез»

Чайковский П.И. «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро»

Дворжак А. «В прядильнях»

Прокофьев С. «Тема с вариациями»

Примерные экзаменационные программы:

Вариант1

.Бах И.С Двухголосная инвенция ля минор

Гайдн Й. Соната Ре мажор 1 часть

Майкапар С. «Баркарола»

Бертини А. Этюд Ля минор

Вариант2

Лядов А.Канон ля минор

Дварионас И. Вариации

Дворжак А. Этюд

Прокофьев С. «Гавот» из «Классической симфонии»

Вариант 3

Бах И.С. «Гавот в форме рондо»

Гайдн СонатаМи мажор III часть

К.Дебюсси «Маленький негритёнок»

С.Джоплин «Регтайм «Кленовый лист»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

  • знание профессиональной терминологии;

  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа

исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных

произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

  • наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе (4год обучения)

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных форм и жанров. Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с Приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные и высшие заведения искусств и культуры.

В течение учебного года учащиеся 4-го года обучения выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

В остальных классах обучающиеся, как правило, выступают на технических зачетах, открытых и закрытых академических концертах. Технический зачет проводится в конце первой четверти каждого класса, на котором ученик должен исполнить две гаммы (мажорную и минорную), этюд, ответить на ряд теоретических вопросов и знать музыкальную терминологию. Гаммы, требования к ним и этюды определяются педагогами в начале учебного года. В конце второй четверти проводится закрытый академический концерт, на котором учащиеся исполняют полифонию и пьесу. В третьей четверти проходит открытый академический концерт, на котором ученики выступают перед родителями с исполнением двух разнохарактерных произведений. На конец года выносится крупная форма и пьеса.

Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, а так же умение читать ноты, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, транспонировать на доступном для ученика уровне - осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в течение учебного года, в классе, в присутствии дух - трех педагогов методического объединения (для устранения перегрузки учащихся, проверку указанных навыков, возможно проводить на двух контрольных уроках). На контрольный урок выносятся задания, принятые на заседании методического объединения в начале учебного года, которые направлены на ликвидацию недостатков в техническом развитии учащихся.

Контрольные уроки, а так же другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки; за каждое выступление на академических концертах выставляется оценка.

Исполнение самостоятельно разученных пьес, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания .

Годовая оценка ученика выводится на основании четвертных оценок, результатов контрольных уроков и других выступлений ученика в течение года, а так же оценки за выступление на академическом концерте или выпускном экзамене.

В течение всех лет обучения педагог должен:

  • Ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля; с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребляемыми терминами;

  • Развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.

Данные в программе репертуарные списки являются примерными. Педагогу предоставляется право дополнять их в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГОС данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

оценка на академическом концерте или экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕЧПЕЧЕНИЯ

Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнитель-ского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие

музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

  • периодичность занятий - каждый день;

  • количество занятий в неделю -2-6 часов

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает учитель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

Список рекомендуемых нотных сборников

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но М., Музыка, 2010

Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные М., Музыка, 2011

Бах И.С..Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана М., Музыка, 2011

Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини, М., Музыка, 2012

Беренс Г. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009

Бертини А Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005

Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012

Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011

Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010

Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000

Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка,2011

Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М., Музыка, 2011

Дебюсси К. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003

Дювернуа А. 24 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999

Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011

Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004

Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005

Лядов А. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999

Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011

Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001; класс - 2002; 7 класс - 2005

Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011

Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975

Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008

Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003

Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой. М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.Холопова. М.,1996

Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011

Таривердиев М.«Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век». М., 2002

Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М., Музыка, 2011

Хрестоматия для ф-но, 4 класс. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова / М., Музыка, 2010

Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост. Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост. М.Копчевский. М.: Музыка, 1978

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005

Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011

Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009

Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004

Шитте Ф. 24 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003

Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано. Ред. Л. Оборина, Я. Мильштейна М., Музыка, 2011.

Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010

Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007

Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007

Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011

Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д: Феникс, 2008

Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997

Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990

Бадура-Скода Е.и П Интерпретация Моцарта /М.,1972

Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о "Хорошо темперированном клавире" Классика - XXI, 2008

Браудо И. Артикуляция. Л.,1961

Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л., 1976 Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. .,1966

Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974

Гофман И. Фортепианная игра.

Гофман И. Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961

Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969

Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,1996

Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965

Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966

Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским Текстом. М.,1988

Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985

Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967

Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983

Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005

Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982

Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика - XXI, 2006

Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997

Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор,1986

Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб, Композитор, 2008

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974

Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика - XXI. М., 2011

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996

Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985

Шнабель А «Ты никогда не будешь пианистом»/ Классика - XXI, М.,1999

Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959


© 2010-2022