- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методическая разработка Организация летнего отдыха
Методическая разработка Организация летнего отдыха
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Научные работы |
Автор | Галченко М.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Детский дом №35»
«К берегам мечты»
(досугово-оздоровительная программа
организации каникулярного отдыха детей в летний период
на базе ООЦ «Огонёк»)
г. Анжеро-Судженск 2011г.
Содержание
-
Информационная карта 3
Пояснительная записка 5
Концепция программы 7
Принципы программы 8
Объективные факторы работы лагеря 11
Этапы реализации программы 12
Механизм реализации программы 13
Методическое сопровождение программы 16
Основное содержание программы 18
Условия реализации программы 21
План мероприятий программы к «Берегам мечты» 24
Система контроля над реализацией программы 30
Критерии эффективности программы 32
Список литературы 33
Приложения 34
Информационная карта
-
Полное название программы
Досугово-оздоровительная программа
организации каникулярного отдыха детей в летний период на базе ООЦ «Огонёк»
«К берегам мечты»
-
Цель
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, способствующие развитию творческих способностей воспитанников.
-
Тип лагеря
Лагерь круглосуточного пребывания
-
Направления деятельности
Спортивно-оздоровительная,
содержательно-досуговая,
информационно-познавательная.
-
Краткое содержание
Воспитанники и педагоги в течение всего сезона на борту корабля «Детство» совершают сказочное кругосветное путешествие к берегам мечты. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), начальники порта (педагог-организатор и старшая вожатая), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.
Игра развивается в течение трёх лагерных смен, каждая из которых имеет свои особенности.
-
Ожидаемые результаты
1.Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
2.Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
3.Получение воспитанниками умений и навыков самоуправления, индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
4.Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве детского дома, укрепление здоровья воспитанников.
5.Личностный рост воспитанников.
-
Авторы - составители программы
Маслова Е.В., зам. директора по ВР;
Барсук М.Н., педагог дополнительного образования;
Ларионова Е.Б., педагог-организатор;
Морозова К.М., старшая вожатая.
-
Адрес организации
г. Анжеро-Судженск, пром. площадка ш.Судженская,3
-
Количество детей, участников программы
До 150 человек
-
Сроки проведения
15.06.2011- 25.08.2011г.,
15.06.2012-25.08.2012г.,
15.06.2013-25.08.2013г.
-
Финансовое обеспечение программы
Средства:
-Муниципального, областного бюджетов
Пояснительная записка
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё воспитанник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул в лагере. Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске или ты не справишься с домашним заданием..
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы ребёнок может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам - главное, в период организации его отдыха направить в надёжное русло общения.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В детском оздоровительном лагере главное - не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение летнего времени творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
ООЦ «Огонек» имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
-
спортивно-оздоровительное («Берег здоровья»)
-
содержательно-досуговое («Берег созидания и творчества»)
-
информационно-познавательное («Берег открытий»)
Цель: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, способствующие развитию творческих способностей воспитанников.
Задачи программы
-
Приобщать детей к творческим видам деятельности.
-
Способствовать формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни.
-
Формировать у воспитанников навыки общения и толерантности.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детский оздоровительный лагерь - это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе педагогов является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная - поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь воспитанникам МОУ ДС «ДД №35»
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком - либо направлении деятельности.
Методическое проектирование программы «К берегам мечты» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
-
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
-
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
-
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
-
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
-
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Традиции программы:
-
Костры дружбы, турслеты, День памяти, товарищеские встречи по футболу, «вечерний огонек», «орлятский круг».
Принципы программы
Досугово-оздоровительная программа «К берегам мечты» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к воспитанникам, педагогам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в ООЦ «Огонёк» является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие членов совета ДО «Галактика детства» и органов самоуправления лагеря в «Школе актива».
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках образовательно-оздоровительного центра предполагает:
-
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
-
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
-
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
-
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
-
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
-
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
-
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
-
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно - значит, это доступно и нужно мне»);
-
грань глобального восприятия («это нужно знать всем - значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
-
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим, право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
-
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
при развитии детского самоуправления;
-
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
-
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
-
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
-
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Объективные факторы работы ООЦ «Огонек»
Модель центра имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
-
Разнообразная деятельность - насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В образовательно-оздоровительном центре предлагается самый разнообразный спектр занятий.
-
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности - заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
-
Изменение позиции воспитанника - своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
-
Чёткий режим жизнедеятельности - максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
-
Здоровьесберегающий фактор - закаливание, утренняя зарядка.
Этапы реализации программы «К берегам мечты»
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летней смены начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
-
проведение совещаний при директоре по подготовке ООЦ «Огонек» к летнему сезону;
-
издание приказа МОУ ДС «ДД №35» о проведении летней кампании;
-
разработка программы деятельности ООЦ «Огонек» с круглосуточным пребыванием детей и подростков «К берегам мечты»;
-
подготовка методического материала для педагогов;
-
отбор кадров для работы в ООЦ «Огонек»;
-
составление необходимой документации для деятельности центра (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции).
-
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
-
выезд детей в ООЦ «Огонек»;
-
запуск программы «К берегам мечты»;
-
формирование органов самоуправления;
-
знакомство с правилами жизнедеятельности ООЦ «Огонек».
Экипажи находятся в стартовой зоне. Идет организационная работа по созданию ЦОМ (центр общественного мнения), службы спасения, радио, стенгазеты. Каждый экипаж прибыл на праздник «Я +Ты =Корабль детства» - где принял посвящение в хранители души корабля, законы, указ и ориентиры ДЛЯ моряка.
-
Основной этап.
Основной деятельностью этого этапа является:
-
реализация основной идеи смены;
-
вовлечение воспитанников в различные виды коллективно- творческих дел;
-
работа творческих мастерских.
Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки:
-
«Порт странствий»;
-
«Залив веселых шуток»;
-
«Бухта хочу стать взрослым»;
-
«Залив сильных, ловких, смелых»,
-
«Бухта «Наши родные места» и т. д.
-
Заключительный этап.
Основной идеей этого этапа является:
-
подведение итогов смены;
-
выработка перспектив деятельности организации;
-
анализ предложений воспитанниками, педагогами, внесенными по деятельности ООЦ «Огонек» в будущем.
Экипажи завершают кругосветное путешествие к берегу мечты, на котором подводятся итоги всех смен, определяется экипаж-лидер, осуществляется заветная мечта экипажа.
Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности воспитанников, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно-ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «К берегам мечты»- это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Игровая легенда
Воспитанники и педагоги в течение всего сезона на «корабле детства» совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), начальник порта (педагог-организатор и старшая вожатая), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.
Игра развивается в течение трех лагерных смен, И3 которых каждая имеет свои особенности.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
-
Организационный модуль.
Формы работы:
-
планирование;
-
подготовка к лагерной смене;
-
оформление лагеря;
-
подготовка материальной базы;
-
определение обязанностей;
-
подготовка к сдаче приемной комиссии.
-
организация питания в ООЦ «Огонек».
-
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
-
утренняя зарядка;
-
закаливание
-
профилактические процедуры;
-
встречи с медицинским работником;
-
влажная уборка, проветривание;
-
беседы о вредных привычках;
-
посещение бассейна;
-
организация питания воспитанников;
-
спортивные праздники, конкурсы, эстафеты;
-
экскурсии;
-
работа спортивных секций;
-
подвижные игры;
3. Творческий модуль
Формы работы:
-
коллективно-творческая деятельность;
-
участие в городских мероприятиях;
-
участие в общелагерных мероприятиях;
-
работа творческих мастерских;
-
экскурсии в библиотеки города, УДО;
-
игровая деятельность.
-
Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
-
экскурсии в природу;
-
беседы о нравственности;
-
экологический КВН;
-
викторины, конкурсы;
-
праздники;
-
походы.
6. Социально-психологический модуль
Формы работы:
-
работа социального педагога;
-
работа педагога-психолога;
-
диагностика;
-
тестирование;
-
индивидуальные беседы;
-
групповая работа;
-
анкетирование.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в ООЦ «Огонек» используются:
-
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело - это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело - событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива - воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
-
Организаторские дела (метод взаимодействия)
-
Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
-
Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
-
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
-
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
-
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
-
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в ООЦ «Огонек» развивается практически во всех видах деятельности воспитанников.
-
Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого - педагогического сопровождения:
-
Диагностический;
-
Консультационный;
-
Прогностический
-
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях центра:
-
Воспитательная - восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
-
Компенсаторная - формирование у воспитанника стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
-
Стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
-
Корректирующая - связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Основное содержание программы
Образовательно-оздоровительный центр «Огонёк» работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
-
Провести витаминизацию питания детей.
-
Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию питания. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
-
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
-
спортивные игры;
-
аттракционы;
-
эстафеты и соревнования;
-
спортивные праздники;
-
водные процедуры;
-
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
-
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)
-
посещение бассейна;
-
организация здорового питания детей;
-
организация спортивно-массовых мероприятий:
-
подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1.Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2.Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея, театра; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека;
Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант; Занятия в творческих объединениях.
Виды досуговой деятельности:
-
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
-
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
-
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
-
творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
-
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
-
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
-
Альтернативного провождения времени
-
Свободного времени
-
Совместного планирования досуговой деятельности.
-
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
-
Уровень целостного детского коллектива смены;
-
Уровень отряда;
-
Уровень организации досуга в группах по интересам;
-
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Организация деятельности творческих и спортивных объединений
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация деятельности объединений носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю объединения, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
-
изучение интересов детей;
-
презентация объединений на линейке в начале смены;
-
ознакомление детей с режимом работы объединений;
-
самоопределение детей и запись их в объединения;
-
деятельность ребят в объединениях;
-
текущее отражение результатов деятельности воспитанников;
-
подведение итогов работы объединений в конце смены.
Условия реализации программы
-
Нормативно-правовые условия
-
Конституция РФ
-
Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»
-
Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
-
Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
-
Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
-
Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).
-
Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.
-
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 год (Постановление Правительства РФ № 732 от 3.11.2002 г.).
-
Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.
-
Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «4-5 2000 г. Стр. 269.
-
Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
-
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
-
Устав МОУ ДС «ДД №35»
-
Правила внутреннего распорядка лагеря круглосуточного пребывания.
-
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
-
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
-
Приказы Управления образования.
-
Должностные инструкции работников.
-
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
-
Акт приемки лагеря.
-
Планы работы.
2.Материально-технические условия предусматривают:
-
финансирование за счет средств местного и областного бюджета.
ООЦ «Огонек» оснащен:
-
столовой;
-
игровой площадкой;
-
спортивной площадкой;
-
бильярдной и теннисными столами;
-
художественными средствами, играми настольными и др.;
-
хозяйственным инвентарем;
-
аудиотекой, фонограммами;
-
канцелярскими принадлежностями;
-
компьютером, принтером, ксероксом, мультимедийным проектором.
-
видео-теле аппаратурой.
3.Кадровые условия.
Координаторы смены:
-
начальник лагеря;
-
педагог-организатор;
-
старшая вожатая;
-
педагог-психолог,
-
социальный педагог;
-
инструктор по ФК;
-
музыкальный работник
Кураторы отрядов:
-
воспитатели отрядов (из числа педагогов детского дома);
Руководители творческих и спортивных объединений
-
из числа педагогов детского дома
-
Педагогические условия:
-
соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
-
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
-
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
-
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
5. Методические условия предусматривают:
-
наличие необходимой документации, программы, плана;
-
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
-
коллективные творческие дела
-
творческие мастерские
-
индивидуальная работа
-
тренинги
-
деловые и ролевые игры
-
самоуправление в отряде и в лагере.
№
Срок исполнения
Наименование мероприятие
Ответственный
1.
Июнь
2011-2013
Знакомство с лагерем «К берегам мечты», с планом работы.
Ознакомление с правилами поведения на природе
ООЦ «Огонек».
1.Конкурс рисунков «Эмблема нашего лагеря»
2.Интеллектуальная игра
«Я на берегу»
3.Подвижные игры на улице.
Воспитатели групп.,
Педагог-организатор.,
ст.вожатая.
2.
Июнь
2011-2013
День Здоровья, посвященный Дню медицинского работника
Плаксина О.Г.
3.
Июнь, 12
2011-2013
«Ты любовь моя, Россия!» турнир, посвященный Дню России.
Воспитатели групп
4.
Июнь,22
День памяти и скорби
Воспитатели групп
5.
Июнь
2011-2013
«Что за прелесть эти сказки!» (Литературное лото) Ко Дню Пушкина А.С.
Брындина В.А.
6.
Июль
2011-2013
День города
Воспитатели групп
педагог-организатор
ст.вожатая
7.
Июнь-Июль
2011-2013
Тренинг «Расскажи мне о себе»
Медведчикова Е.Н.,
педагог-психолог
8.
Июнь-август
2011-2013
Военно-спортивный праздник
Чуверов А.Л.
9.
Июнь-август
2011-2013
Выставки рисунков: «Здравствуй лето, море», «Мир в котором мы живем»
Воспитатели групп.
10.
Июнь-август
2011-2013
День добрых сюрпризов.
Воспитатели групп.
11.
Июнь-август
2011-2013
1.Конкурс кроссвордов.
2.Прогулка по лесу.
3.Соревнование по футболу.
4. Клуб любителей поэзии «Мое любимое стихотворение».
5.спортивно-развлекательная игра «Большой аврал».
Воспитатели групп.,
Инструктор по физкультуре.
12.
Июнь-август
2011-2013
Полезный букет» конкурс букетов из лекарственных трав
Воспитатели групп.,
Мед.работники
13.
Июнь-август
2011-2013
«Самый культурный экипаж» игра-соревнование
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая
14.
Июнь-август
2011-2013
«Игровой городок» для малышей.
Воспитатели групп.,
Совет воспитанников.
15.
Июнь-август
2011-2013
Конкурс стихов о ЗОЖ (собственного сочинения)
«Остров сокровищ» (ярмарка)
Воспитатели групп.,
Брындина В.А.
16.
Июнь-август
2011-2013
Операция «санитары леса»
Воспитатели групп.
17.
Июнь-август
2011-2013
«Ассорти талантов» («Загородный летний лагерь»)
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.
18.
Июнь-август
2011-2013
Конкурс «Ты морячка, я - моряк»
Педагог-организатор
Ст.вожатая
19.
Июнь-август
2011-2013
Тематические дискотеки
Воспитатели групп.
20.
Июнь-август
2011-2013
1.Занятие по рисованию «Мой край родной»
2.Игра-соревнование «Эстафетный бег».
3. Развивающая игра «Отгадай, какое число?»
5.Минута здоровья «Осанка-основа красивой походки».
6. Экскурсия «Лекарственные растения нашего края».
Воспитатели групп.,
Инструктор по физкультуре.
21.
Июнь-август
2011-2013
1.Минута здоровья «Правильное питание».
2.Подвижные игры на свежем воздухе.
3. Большие гонки.
4. Беседа «Как вести себя в театре, домах культуры».
Мед.работники.,
Воспитатели групп.
22.
Июнь-август
2011-2013
1. Развивающие игры по темам профессии, дом. животные, дикие животные, овощи, фрукты, растения и т.д.)
2. Лапта.
3. Познавательное шоу «Все обо всем»
4.Конкурс «Бумажная мозаика»
5. Подвижные игры на свежем воздухе.
Воспитатели групп.
23.
Июнь-август
2011-2013
1.Минуты здоровья
«Берегите зубы»,
2. Спортивные соревнования по первенство лагеря по различным видам спорта (по возрастным группам).
3. Игра «Найди слова на букву….»
4. Туристический поход в лес.
5. Игра «Веселые старты»
Мед.работники.,
Воспитатели групп.
24.
Июнь-август
2011-2013
1.Спортивно-массовая игра «Ищи клад»
2.Подвижные игры на свежем воздухе.
Воспитатели групп.
25.
Июнь-август
2011-2013
1.Минуты здоровья по теме:
а) « Как ухаживать за кожей лица и рук».
2. Конкурс на самую невероятную историю, произошедшую в лагере.
Мед. работники.,
Воспитатели групп.
26.
Июль
2011-2013
Карнавал здоровья
Плаксина О.Г.,
Воспитатели групп
27.
Июль
2011-2013
1.День Нептуна.
2.Беседа «Как правильно плавать»
3. Подвижные игры на свежем воздухе.
4.Волейбол среди команд «Магистр» и «Клад»
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.
28.
Июль
2011-2013
Диспут «Здоровая семья»!»
Плаксина О.Г.,врач
педагог-организатор
29.
Июль-август
2011-2013
«Витамины в каждой тарелке» Кулинарный поединок.
Худякова И.А.,
Воспитатели групп.
30.
Июль-август
2011-2013
Ретро-вечер «Молодости наших бабушек».
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.
31.
Июнь-август
2011-2013
1. Игра «Крестики и нолики».
2. Игра - викторина «На сказочных тропинках»
3.Игра на внимание «Съедобное и несъедобное»
Воспитатели групп.
32.
Июль
2011-2013
Игра «Потеря вожатых»
Воспитатели групп.
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.
33.
Июль
2011-2013
Вечер морской славы, посвященный
Дню ВМФ
Воспитатели групп.
34.
Август
2011-2013
1.Игра «Самый умный»
2.Беседа «Наши пернатые друзья»
3. Конкурс на лучшего артиста- пародиста года.
4. День Российского кино. Конкурс рисованных фильмов
Воспитатели групп.
35.
Август
2011-2013
«Шабаш на лысой горе»
Воспитатели групп.
36.
Июнь-август
2011-2013
1.Волейбол.
2. Час книги. Чтение русских народных сказок.
Воспитатели групп.,
Инструктор по физкультуре.
37.
Июнь-август
2011-2013
1.Занятие «Отношение между множествами», «Алгоритм».
2.Игра «Флажок»
3.Экскурсия «Лекарственные растения нашей местности».
Воспитатели групп.
38.
Июнь
2011-2013
1. Рисование на тему «Мой край родной»
2. Занятие: а) Графика; б) Раскрашивание компьютерных рисунков.
3. Конкурс ответов и вопросов. «Путешествие во времени».
4.Беседа «24 июня - День Республики»
5.Подвижные игры на свежем воздухе.
Воспитатели групп.
39.
Июнь
2011-2013
1. Минута здоровья «Твой режим дня на каникулах».
2 Интеллектуальные игры».
Мед. работники.,
Воспитатели групп.
40.
Июнь-август
2011-2013
День- «Красоты».
1.М/З - «Для чего нужна красота».
2.Конкурс на самую красивую композицию.
3 Конкурс модных коллекций
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.,
Воспитатели групп.
41.
Июнь-август
2011-2013
Выпуск листовок «Берегите лес от пожара!», «Цветы -краса леса!»
Воспитатели групп.
42.
Июнь-август
2011-2013
Выставка поделок из природного материала: «Дары природы», «Лесные причуды», «Волшебный материал».
Педагог-организатор.,
Ст. вожатая.,
Воспитатели групп.
43.
Июнь-август
2011-2013
«Танцы на борту»
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.,
Воспитатели групп
44.
Июнь-август
2011-2013
«Праздник русской картошки»
Воспитатели групп
45.
Июнь-август
2011-2013
1.Соревнование по футболу.
2.Игры со скакалками, обручами
Инструктор по физкультуре.
46.
Июль-август
2011-2013
«Чудо богатыри» конкурс для мальчиков
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.,
Воспитатели групп.
47.
«Как уменьшить последствия стресса»
Мед.работники
47.
Июнь-август
2011-2013
1.Конкурс «Юный шашист».
2.Игра «Звездный час».
3. Конкурс стенгазет.
4.Соревнование по пионерболу.
5.Игры с мячом.
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.,
Воспитатели групп.
Инструктор по физкультуре.
48.
Июнь-август
2011-2013
Школа актива (командиры отрядов, совет воспитанников и совет ДО «Галактика детства»)
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.,
49.
Июнь-август
2011-2013
«День игры»
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.,
50.
Июль-август
2011-2013
День приколов
Воспитатели групп.
51.
август
2011-2013
Мир компьютерных игр.
Воспитатели групп.
52.
август
2011-2013
1.Закрытие смены.
2.Праздничное мероприятие, посвященное к закрытию смены.
3.Чаепитие.
4.Прощальный «Огонек»
Педагог-организатор.,
Ст.вожатая.,
Воспитатели групп
53.
август
2011-2013
День физкультурника. спортивный калейдоскоп.
Инструктор по физкультуре.
Система контроля над реализацией программы
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные
1
Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.
1 день смены
Социальный педагог
2
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Начальник лагеря, отрядные воспитатели
3
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Социальный педагог
4
Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.
В течение смены
Педагог-психолог.
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Ожидаемые результаты
-
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
-
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
-
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
-
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
-
Личностный рост участников смены.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
-
Лидерские способности.
-
Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
-
Умение общения с взрослыми.
-
Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
-
Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
-
Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный - «лидер-организатор»,
синий - «лидер-вдохновитель»
зелёный - «активный участник»
желтый - «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Анкета
-
Ты с удовольствием едешь в лагерь?
-
Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
-
Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
-
Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
-
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
-
Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
-
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
-
Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
-
Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Список литературы
-
Внеклассное мероприятие. М., Вако, 2008. (с 5-9 класс)
2.Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
3.Журнал «Вожатый Века». Издательство : Педагогическое общество Россия, 2005 .
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 2006.
5.Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика,2005, №16.
6.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 2 - 2008.
7. «С игрой круглый год» М.С.Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск.2006.
8.Урок-игра: ура! ура! Игровые технологии обучения и воспитания в 5-7классах. Ростов-на Дону, 2008.Конституция РФ.Закон РФ «Об образовании».
9. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск.2006
Приложения
ЮНГА СКАЗОЧНОГО КОРАБЛЯ ДОЛЖЕН:
-
Овладеть секретами сказочного морского мастерства.
-
Потешать весь экипаж дивами дивными.
-
Моряк должен быть мужественным, бесстрашным, честным и находчивым.
-
Моряк не должен отвергать помощь других, должен помогать, кому это необходимо.
-
Моряк не должен нарушать законы.
Ваш добрый морской указ.
ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ МОРЯКА
-
Как бы медленно ты не двигался, главное-не останавливаться!
-
Пущенная стрела не возвращается.
-
Труднее всего справиться с собой.
-
Выбрав дорогу, не сворачивай.
-
Загляни себе в душу, спроси свое сердце.
-
Для тех, кто верит нет ничего невозможного.
-
Не забывай о себе!
ПРАВА МОРЯКА:
-
Право безопасности жизни.
-
Право уважения личности.
-
Право творческого созидания.
-
Право познания.
-
Право свободы выбора деятельности.
-
Право свободного общения.
-
Право на информацию.
-
Право на инициативу.
-
Право быть счастливым.
-
Право на ошибку.
ЗАКОНЫ ДЛЯ МОРЯКА:
-
Закон территории.
-
Закон точного времени.
-
Закон доброго отношения.
-
Закон охраны природы.
-
Закон здорового образа жизни.
-
Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
-
Закон соуправления.
-
Закон свободы слова.
Распорядок дня на борту:
8.00-9.00 Все на борт!
9.00-9.10 Экипажи в строй!
9.10-10.00 Все на камбуз.
10.00-13.00 Счастливых путешествий!
13.00-14.00 В свободное плавание!
14.00-15.00 Харчевня «Три Пескаря».
15.00-17.00 Все по каютам!
17.10-17.40 Полдник моряка!
18.00-19.00 «Море удовольствий»
19.00-19.30 В свободное плавание!
19.30-20.30 Угощения кока
20.30-21.30 «А ну-ка все вместе»
21.30-22.00 Все по каютам!
22.00 1-5 отряды ; 23.00 -6-11 отряды К берегам мечты!
Работа органов самоуправления
Дети должны активно участвовать в жизни лагеря. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять активность и взаимопомощь. Смысл самоуправления не в частичном замещении ребенком педагога, а в том, что новые регалии жизни требуют общего участия взрослых и детей в выработке важных решений.
Структура органов самоуправления.
Функции и полномочия органов самоуправления
В совет капитанов входят по одному представителю от каждой кают-компании и капитаны экипажей.
Функции:
-
Планирует и организует совместно с педагогом - организатором, вожатой и воспитателями работу лагеря;
-
Корректирует ошибки каждого дня, предлагает свое решение;
3.Ведет учет и разрабатывает систему поощрений экипажей и каждого ребенка.
Кают-компания культуры
Предназначена для формирования и развития творческих способностей ребят, выявления интересов и склонностей детей.
Функции:
-
Планирует, организует и проводит коллективные творческие дела совместно с вожатой и воспитателями;
-
Организует на всех ступенях творческую деятельность в сфере нравственного, духовного и гражданского воспитания;
-
Ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений каждого ребенка.
-
Коллективно обсуждаем и решения принимаем!
Делать как? Зачем'? И что?
Как? Когда? Во сколько? Кто?
-
Это нужно помнить всем!
Главный наш вопрос: Зачем?
А потом уж смело
Выбираем дело.
-
Мы все вместе не молчим, Громко тоже не кричим, Слушаем, друг друга, Говорим по кругу.
-
Обсуждая мнения,
Проявим уважение.
5. Что не нравится, .мЫ скажем,
И решение подскажем,
Выполнять, есть мнение,
Общее решение.
Совет капитанов и кают компании собираются каждый день. Все свои решения озвучивают на общем сборе. По окончании дня участники игры вносят свои предложения и пожелания, что дает возможность проанализировать деятельность лагеря, скорректировать дальнейшие действия.
В конце сезона дает полный отчет о работе.
Кают-компания спорта
Предназначена, для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту, воспитания уважения к себе и своему здоровью, здоровью окружающих.
Функции:
-
Организовывает и проводит совместно с учителем физической культуры спортивные мероприятия и праздники;
2. Ведет учет спортивных достижений ребят.
Игровая терминология.
Кают-компания художников и редакторов
Кают-компания труда и социальной защиты детей
Предназначена для формирования и развития трудовых навыков, ответственности за полученный результат, качество труда, окружающий мир, становление личности как активного защитника и преобразователя окружающей среды, природы, общества.
Функции:
-
Планирует и организует совместно с вожатой и директором работу по сохранению и преобразованию лагеря и его территории;
-
Организует работу на пришкольном участке;
-
Организует дежурство по столовой.
Функции:
-
Организация выпуска газет, поздравлений;
-
Сбор информации;
-
Ведет учет мнений каждого участника игры.
Начальник порта - педагог-организатор и старшая вожатая
Моряки и юнги - дети
Врач - медицинский работник
Столовая - харчевня «Три пескаря»
Адмирал - директор лагеря Боцман - воспитатели
Кок-повар
отряды - каюты