Методическая разработка Организация летнего отдыха

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом №35»



«К берегам мечты»



(досугово-оздоровительная программа

организации каникулярного отдыха детей в летний период

на базе ООЦ «Огонёк»)






Методическая разработка Организация летнего отдыха


г. Анжеро-Судженск 2011г.


Содержание


Информационная карта 3

Пояснительная записка 5

Концепция программы 7

Принципы программы 8

Объективные факторы работы лагеря 11

Этапы реализации программы 12

Механизм реализации программы 13

Методическое сопровождение программы 16

Основное содержание программы 18

Условия реализации программы 21

План мероприятий программы к «Берегам мечты» 24

Система контроля над реализацией программы 30

Критерии эффективности программы 32

Список литературы 33

Приложения 34



Информационная карта



  1. Полное название программы

Досугово-оздоровительная программа

организации каникулярного отдыха детей в летний период на базе ООЦ «Огонёк»

«К берегам мечты»


  1. Цель

Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, способствующие развитию творческих способностей воспитанников.


  1. Тип лагеря

Лагерь круглосуточного пребывания

  1. Направления деятельности

Спортивно-оздоровительная,

содержательно-досуговая,

информационно-познавательная.


  1. Краткое содержание

Воспитанники и педагоги в течение всего сезона на борту корабля «Детство» совершают сказочное кругосветное путешествие к берегам мечты. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), начальники порта (педагог-организатор и старшая вожатая), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.

Игра развивается в течение трёх лагерных смен, каждая из которых имеет свои особенности.


  1. Ожидаемые результаты

1.Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;

2.Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

3.Получение воспитанниками умений и навыков самоуправления, индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

4.Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве детского дома, укрепление здоровья воспитанников.

5.Личностный рост воспитанников.

  1. Авторы - составители программы

Маслова Е.В., зам. директора по ВР;

Барсук М.Н., педагог дополнительного образования;

Ларионова Е.Б., педагог-организатор;

Морозова К.М., старшая вожатая.

  1. Адрес организации

г. Анжеро-Судженск, пром. площадка ш.Судженская,3

  1. Количество детей, участников программы

До 150 человек

  1. Сроки проведения

15.06.2011- 25.08.2011г.,

15.06.2012-25.08.2012г.,

15.06.2013-25.08.2013г.

  1. Финансовое обеспечение программы

Средства:

-Муниципального, областного бюджетов



Пояснительная записка

Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ре­бенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Ну, где ещё воспитанник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул в лагере. Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске или ты не справишься с домашним заданием..

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

В каникулы ребёнок может общаться, с кем хочет, и этот выбор дела­ет он сам - главное, в период организации его отдыха направить в надёжное русло общения.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В детском оздоровительном лагере главное - не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение летнего времени творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

ООЦ «Огонек» имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.

Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:

  • спортивно-оздоровительное («Берег здоровья»)

  • содержательно-досуговое («Берег созидания и творчества»)

  • информационно-познавательное («Берег открытий»)

Цель: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, способствующие развитию творческих способностей воспитанников.


Задачи программы


  1. Приобщать детей к творческим видам деятельности.

  2. Способствовать формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни.

  3. Формировать у воспитанников навыки общения и толерантности.







Концепция программы

Концептуальные основы деятельности.

Детский оздоровительный лагерь - это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе педагогов является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная - поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь воспитанникам МОУ ДС «ДД №35»

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком - либо направлении деятельности.

Методическое проектирование программы «К берегам мечты» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

  1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).

  2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

  3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

  4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)

  5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).


Традиции программы:

  1. Костры дружбы, турслеты, День памяти, товарищеские встречи по футболу, «вечерний огонек», «орлятский круг».



Принципы программы

Досугово-оздоровительная программа «К берегам мечты» опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к воспитанникам, педагогам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в ООЦ «Огонёк» является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности

Участие членов совета ДО «Галактика детства» и органов самоуправления лагеря в «Школе актива».

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках образовательно-оздоровительного центра предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно - значит, это доступно и нужно мне»);

  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем - значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим, право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).


Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;

  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов




Методическая разработка Организация летнего отдыха



Объективные факторы работы ООЦ «Огонек»


Модель центра имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Разнообразная деятельность - насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В образовательно-оздоровительном центре предлагается самый разнообразный спектр занятий.

  2. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности - заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

  3. Изменение позиции воспитанника - своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

  4. Чёткий режим жизнедеятельности - максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

  5. Здоровьесберегающий фактор - закаливание, утренняя зарядка.





















Этапы реализации программы «К берегам мечты»


Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летней смены начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре по подготовке ООЦ «Огонек» к летнему сезону;

  • издание приказа МОУ ДС «ДД №35» о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности ООЦ «Огонек» с круглосуточным пребыванием детей и подростков «К берегам мечты»;

  • подготовка методического материала для педагогов;

  • отбор кадров для работы в ООЦ «Огонек»;

  • составление необходимой документации для деятельности центра (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции).

  1. Организационный этап.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • выезд детей в ООЦ «Огонек»;

  • запуск программы «К берегам мечты»;

  • формирование органов самоуправления;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности ООЦ «Огонек».

Экипажи находятся в стартовой зоне. Идет организационная работа по созданию ЦОМ (центр общественного мнения), службы спасения, радио, стенгазеты. Каждый экипаж прибыл на праздник «Я +Ты =Корабль детства» - где принял посвящение в хранители души корабля, законы, указ и ориентиры ДЛЯ моряка.

  1. Основной этап.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение воспитанников в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.

Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки:

  • «Порт странствий»;

  • «Залив веселых шуток»;

  • «Бухта хочу стать взрослым»;

  • «Залив сильных, ловких, смелых»,

  • «Бухта «Наши родные места» и т. д.


  1. Заключительный этап.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений воспитанниками, педагогами, внесенными по деятельности ООЦ «Огонек» в будущем.

Экипажи завершают кругосветное путешествие к берегу мечты, на котором подводятся итоги всех смен, определяется экипаж-лидер, осуществляется заветная мечта экипажа.


Механизм реализации программы

Учитывая возрастные особенности воспитанников, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно-ролевую игру, как ведущий тип деятельности.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжетно-ролевая игра «К берегам мечты»- это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Игра предполагает:

- большую двигательную активность;

- разнообразие видов деятельности;

- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

- релаксационные занятия.


Игровая легенда


Воспитанники и педагоги в течение всего сезона на «корабле детства» совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), начальник порта (педагог-организатор и старшая вожатая), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.

Игра развивается в течение трех лагерных смен, И3 которых каждая имеет свои особенности.


Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный модуль.

Формы работы:

  • планирование;

  • подготовка к лагерной смене;

  • оформление лагеря;

  • подготовка материальной базы;

  • определение обязанностей;

  • подготовка к сдаче приемной комиссии.

  • организация питания в ООЦ «Огонек».


  1. Оздоровительный модуль.

Формы работы:

  • утренняя зарядка;

  • закаливание

  • профилактические процедуры;

  • встречи с медицинским работником;

  • влажная уборка, проветривание;

  • беседы о вредных привычках;

  • посещение бассейна;

  • организация питания воспитанников;

  • спортивные праздники, конкурсы, эстафеты;

  • экскурсии;

  • работа спортивных секций;

  • подвижные игры;

3. Творческий модуль

Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;

  • участие в городских мероприятиях;

  • участие в общелагерных мероприятиях;

  • работа творческих мастерских;

  • экскурсии в библиотеки города, УДО;

  • игровая деятельность.


  1. Нравственно-экологический модуль

Формы работы:

  • экскурсии в природу;

  • беседы о нравственности;

  • экологический КВН;

  • викторины, конкурсы;

  • праздники;

  • походы.

6. Социально-психологический модуль

Формы работы:

  • работа социального педагога;

  • работа педагога-психолога;

  • диагностика;

  • тестирование;

  • индивидуальные беседы;

  • групповая работа;

  • анкетирование.







Методическое сопровождение программы

Для эффективной работы в ООЦ «Огонек» используются:

  1. Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

Дело - это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело - событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива - воспитанников и воспитателей.

Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия)

  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)

  3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)

  4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)

  5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)

  6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)

  1. Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в ООЦ «Огонек» развивается практически во всех видах деятельности воспитанников.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого - педагогического сопровождения:

  • Диагностический;

  • Консультационный;

  • Прогностический

  • Практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях центра:

  • Воспитательная - восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

  • Компенсаторная - формирование у воспитанника стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

  • Стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

  • Корректирующая - связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.


Основное содержание программы

Методическая разработка Организация летнего отдыха

Образовательно-оздоровительный центр «Огонёк» работает по следующим направлениям:


Спортивно - оздоровительная работа


Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  1. Провести витаминизацию питания детей.

  2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию питания. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

  • спортивные игры;

  • аттракционы;

  • эстафеты и соревнования;

  • спортивные праздники;

  • водные процедуры;

  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;

  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)

  • посещение бассейна;

  • организация здорового питания детей;

  • организация спортивно-массовых мероприятий:

  • подвижные спортивные игры.







Организация активного досуга


Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

1.Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.

2.Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея, театра; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека;

Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант; Занятия в творческих объединениях.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;

  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  • творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

  • Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;

  • Альтернативного провождения времени

  • Свободного времени

  • Совместного планирования досуговой деятельности.

  • Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

  • Уровень целостного детского коллектива смены;

  • Уровень отряда;

  • Уровень организации досуга в группах по интересам;

  • Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.


Организация деятельности творческих и спортивных объединений


Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация деятельности объединений носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю объединения, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;

  • презентация объединений на линейке в начале смены;

  • ознакомление детей с режимом работы объединений;

  • самоопределение детей и запись их в объединения;

  • деятельность ребят в объединениях;

  • текущее отражение результатов деятельности воспитанников;

  • подведение итогов работы объединений в конце смены.


Условия реализации программы

  1. Нормативно-правовые условия

  1. Конституция РФ

  2. Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»

  3. Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  4. Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»

  5. Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.

  6. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).

  7. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах систе­мы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.

  8. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 год (Постановление Правительства РФ № 732 от 3.11.2002 г.).

  9. Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха де­тей» (включенная в состав президентской программы «Дети Рос­сии»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздорови­тельно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.

  10. Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государствен­ного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное об­разование «4-5 2000 г. Стр. 269.

  11. Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.

  12. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

  13. Устав МОУ ДС «ДД №35»

  14. Правила внутреннего распорядка лагеря круглосуточного пребывания.

  15. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  16. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  17. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  18. Приказы Управления образования.

  19. Должностные инструкции работников.

  20. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  21. Акт приемки лагеря.

  22. Планы работы.

2.Материально-технические условия предусматривают:

  • финансирование за счет средств местного и областного бюджета.

ООЦ «Огонек» оснащен:

  • столовой;

  • игровой площадкой;

  • спортивной площадкой;

  • бильярдной и теннисными столами;

  • художественными средствами, играми настольными и др.;

  • хозяйственным инвентарем;

  • аудиотекой, фонограммами;

  • канцелярскими принадлежностями;

  • компьютером, принтером, ксероксом, мультимедийным проектором.

  • видео-теле аппаратурой.

3.Кадровые условия.

Координаторы смены:

  • начальник лагеря;

  • педагог-организатор;

  • старшая вожатая;

  • педагог-психолог,

  • социальный педагог;

  • инструктор по ФК;

  • музыкальный работник

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов детского дома);

Руководители творческих и спортивных объединений

  • из числа педагогов детского дома

  1. Педагогические условия:

  • соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;

  • отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;

  • обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;

  • единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

5. Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, плана;

  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

  • коллективные творческие дела

  • творческие мастерские

  • индивидуальная работа

  • тренинги

  • деловые и ролевые игры

  • самоуправление в отряде и в лагере.




Методическая разработка Организация летнего отдыха

Срок исполнения

Наименование мероприятие

Ответственный

1.

Июнь

2011-2013

Знакомство с лагерем «К берегам мечты», с планом работы.

Ознакомление с правилами поведения на природе

ООЦ «Огонек».

1.Конкурс рисунков «Эмблема нашего лагеря»

2.Интеллектуальная игра

«Я на берегу»

3.Подвижные игры на улице.

Воспитатели групп.,

Педагог-организатор.,

ст.вожатая.

2.

Июнь

2011-2013

День Здоровья, посвященный Дню медицинского работника

Плаксина О.Г.

3.

Июнь, 12

2011-2013

«Ты любовь моя, Россия!» турнир, посвященный Дню России.

Воспитатели групп

4.

Июнь,22

День памяти и скорби

Воспитатели групп

5.

Июнь

2011-2013

«Что за прелесть эти сказки!» (Литературное лото) Ко Дню Пушкина А.С.

Брындина В.А.

6.

Июль

2011-2013

День города

Воспитатели групп

педагог-организатор

ст.вожатая

7.

Июнь-Июль

2011-2013

Тренинг «Расскажи мне о себе»

Медведчикова Е.Н.,

педагог-психолог

8.

Июнь-август

2011-2013

Военно-спортивный праздник

Чуверов А.Л.

9.

Июнь-август

2011-2013

Выставки рисунков: «Здравствуй лето, море», «Мир в котором мы живем»

Воспитатели групп.

10.

Июнь-август

2011-2013

День добрых сюрпризов.

Воспитатели групп.

11.

Июнь-август

2011-2013

1.Конкурс кроссвордов.

2.Прогулка по лесу.

3.Соревнование по футболу.

4. Клуб любителей поэзии «Мое любимое стихотворение».

5.спортивно-развлекательная игра «Большой аврал».

Воспитатели групп.,

Инструктор по физкультуре.

12.

Июнь-август

2011-2013

Полезный букет» конкурс букетов из лекарственных трав

Воспитатели групп.,

Мед.работники

13.

Июнь-август

2011-2013

«Самый культурный экипаж» игра-соревнование

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая

14.

Июнь-август

2011-2013

«Игровой городок» для малышей.

Воспитатели групп.,

Совет воспитанников.

15.

Июнь-август

2011-2013

Конкурс стихов о ЗОЖ (собственного сочинения)

«Остров сокровищ» (ярмарка)

Воспитатели групп.,

Брындина В.А.

16.

Июнь-август

2011-2013

Операция «санитары леса»

Воспитатели групп.

17.

Июнь-август

2011-2013

«Ассорти талантов» («Загородный летний лагерь»)

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.

18.

Июнь-август

2011-2013

Конкурс «Ты морячка, я - моряк»

Педагог-организатор

Ст.вожатая

19.

Июнь-август

2011-2013

Тематические дискотеки

Воспитатели групп.

20.

Июнь-август

2011-2013

1.Занятие по рисованию «Мой край родной»

2.Игра-соревнование «Эстафетный бег».

3. Развивающая игра «Отгадай, какое число?»

5.Минута здоровья «Осанка-основа красивой походки».

6. Экскурсия «Лекарственные растения нашего края».

Воспитатели групп.,

Инструктор по физкультуре.

21.

Июнь-август

2011-2013

1.Минута здоровья «Правильное питание».

2.Подвижные игры на свежем воздухе.

3. Большие гонки.

4. Беседа «Как вести себя в театре, домах культуры».

Мед.работники.,

Воспитатели групп.

22.

Июнь-август

2011-2013

1. Развивающие игры по темам профессии, дом. животные, дикие животные, овощи, фрукты, растения и т.д.)

2. Лапта.

3. Познавательное шоу «Все обо всем»

4.Конкурс «Бумажная мозаика»

5. Подвижные игры на свежем воздухе.

Воспитатели групп.

23.

Июнь-август

2011-2013

1.Минуты здоровья

«Берегите зубы»,

2. Спортивные соревнования по первенство лагеря по различным видам спорта (по возрастным группам).

3. Игра «Найди слова на букву….»

4. Туристический поход в лес.

5. Игра «Веселые старты»

Мед.работники.,

Воспитатели групп.

24.

Июнь-август

2011-2013

1.Спортивно-массовая игра «Ищи клад»

2.Подвижные игры на свежем воздухе.

Воспитатели групп.

25.

Июнь-август

2011-2013

1.Минуты здоровья по теме:

а) « Как ухаживать за кожей лица и рук».

2. Конкурс на самую невероятную историю, произошедшую в лагере.

Мед. работники.,

Воспитатели групп.

26.

Июль

2011-2013

Карнавал здоровья

Плаксина О.Г.,

Воспитатели групп

27.

Июль

2011-2013

1.День Нептуна.

2.Беседа «Как правильно плавать»

3. Подвижные игры на свежем воздухе.

4.Волейбол среди команд «Магистр» и «Клад»

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.

28.

Июль

2011-2013

Диспут «Здоровая семья»!»

Плаксина О.Г.,врач

педагог-организатор

29.

Июль-август

2011-2013

«Витамины в каждой тарелке» Кулинарный поединок.

Худякова И.А.,

Воспитатели групп.

30.

Июль-август

2011-2013

Ретро-вечер «Молодости наших бабушек».

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.

31.

Июнь-август

2011-2013

1. Игра «Крестики и нолики».

2. Игра - викторина «На сказочных тропинках»

3.Игра на внимание «Съедобное и несъедобное»

Воспитатели групп.

32.

Июль

2011-2013

Игра «Потеря вожатых»

Воспитатели групп.

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.

33.

Июль

2011-2013

Вечер морской славы, посвященный

Дню ВМФ

Воспитатели групп.

34.

Август

2011-2013

1.Игра «Самый умный»

2.Беседа «Наши пернатые друзья»

3. Конкурс на лучшего артиста- пародиста года.

4. День Российского кино. Конкурс рисованных фильмов

Воспитатели групп.

35.

Август

2011-2013

«Шабаш на лысой горе»

Воспитатели групп.

36.

Июнь-август

2011-2013

1.Волейбол.

2. Час книги. Чтение русских народных сказок.

Воспитатели групп.,

Инструктор по физкультуре.

37.

Июнь-август

2011-2013

1.Занятие «Отношение между множествами», «Алгоритм».

2.Игра «Флажок»

3.Экскурсия «Лекарственные растения нашей местности».

Воспитатели групп.

38.

Июнь

2011-2013

1. Рисование на тему «Мой край родной»

2. Занятие: а) Графика; б) Раскрашивание компьютерных рисунков.

3. Конкурс ответов и вопросов. «Путешествие во времени».

4.Беседа «24 июня - День Республики»

5.Подвижные игры на свежем воздухе.

Воспитатели групп.

39.

Июнь

2011-2013

1. Минута здоровья «Твой режим дня на каникулах».

2 Интеллектуальные игры».

Мед. работники.,

Воспитатели групп.

40.

Июнь-август

2011-2013

День- «Красоты».

1.М/З - «Для чего нужна красота».

2.Конкурс на самую красивую композицию.

3 Конкурс модных коллекций

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.,

Воспитатели групп.

41.

Июнь-август

2011-2013

Выпуск листовок «Берегите лес от пожара!», «Цветы -краса леса!»

Воспитатели групп.

42.

Июнь-август

2011-2013

Выставка поделок из природного материала: «Дары природы», «Лесные причуды», «Волшебный материал».

Педагог-организатор.,

Ст. вожатая.,

Воспитатели групп.

43.

Июнь-август

2011-2013

«Танцы на борту»

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.,

Воспитатели групп

44.

Июнь-август

2011-2013

«Праздник русской картошки»

Воспитатели групп

45.

Июнь-август

2011-2013

1.Соревнование по футболу.

2.Игры со скакалками, обручами

Инструктор по физкультуре.

46.

Июль-август

2011-2013

«Чудо богатыри» конкурс для мальчиков

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.,

Воспитатели групп.

47.

«Как уменьшить последствия стресса»

Мед.работники

47.

Июнь-август

2011-2013

1.Конкурс «Юный шашист».

2.Игра «Звездный час».

3. Конкурс стенгазет.

4.Соревнование по пионерболу.

5.Игры с мячом.

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.,

Воспитатели групп.

Инструктор по физкультуре.

48.

Июнь-август

2011-2013

Школа актива (командиры отрядов, совет воспитанников и совет ДО «Галактика детства»)

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.,

49.

Июнь-август

2011-2013

«День игры»

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.,

50.

Июль-август

2011-2013

День приколов

Воспитатели групп.

51.

август

2011-2013

Мир компьютерных игр.

Воспитатели групп.

52.

август

2011-2013

1.Закрытие смены.

2.Праздничное мероприятие, посвященное к закрытию смены.

3.Чаепитие.

4.Прощальный «Огонек»

Педагог-организатор.,

Ст.вожатая.,

Воспитатели групп

53.

август

2011-2013

День физкультурника. спортивный калейдоскоп.

Инструктор по физкультуре.





Система контроля над реализацией программы

п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1

Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Социальный педагог

2

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря, отрядные воспитатели

3

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Социальный педагог

4

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Педагог-психолог.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.


Ожидаемые результаты

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

  4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.

  5. Личностный рост участников смены.

Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:

  • Лидерские способности.

  • Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.

  • Умение общения с взрослыми.

  • Высказывание и отстаивание своей точки зрения.

  • Видение ошибок и умение находить пути их исправления;

  • Уважение мнения других.

Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.



Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.

Цветовая гамма:

красный - «лидер-организатор»,

синий - «лидер-вдохновитель»

зелёный - «активный участник»

желтый - «исполнитель».

Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.

Анкета

  1. Ты с удовольствием едешь в лагерь?

  2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?

  3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?

  4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лаге­ре целый день?

  5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?

  6. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).

  7. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?

  8. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?

  9. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?


Список литературы


  1. Внеклассное мероприятие. М., Вако, 2008. (с 5-9 класс)

2.Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.

3.Журнал «Вожатый Века». Издательство : Педагогическое общество Россия, 2005 .

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 2006.

5.Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика,2005, №16.

6.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 2 - 2008.

7. «С игрой круглый год» М.С.Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск.2006.

8.Урок-игра: ура! ура! Игровые технологии обучения и воспитания в 5-7классах. Ростов-на Дону, 2008.Конституция РФ.Закон РФ «Об образовании».

9. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск.2006





Приложения

Методическая разработка Организация летнего отдыха

ЮМетодическая разработка Организация летнего отдыхаНГА СКАЗОЧНОГО КОРАБЛЯ ДОЛЖЕН:

  • Овладеть секретами сказочного морского мастерства.

  • Потешать весь экипаж дивами дивными.

  • Моряк должен быть мужественным, бесстрашным, честным и находчивым.

  • Моряк не должен отвергать помощь других, должен помогать, кому это необходимо.

  • Моряк не должен нарушать законы.


Ваш добрый морской указ.




ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ МОРЯКА

  • Как бы медленно ты не двигался, главное-не останавливаться!

  • Пущенная стрела не возвращается.

  • Труднее всего справиться с собой.

  • Выбрав дорогу, не сворачивай.

  • Загляни себе в душу, спроси свое сердце.

  • Для тех, кто верит нет ничего невозможного.

  • Не забывай о себе!

Методическая разработка Организация летнего отдыха


ПРАВА МОРЯКА:

  • Право безопасности жизни.

  • Право уважения личности.

  • Право творческого созидания.

  • Право познания.

  • Право свободы выбора деятельности.

  • Право свободного общения.

  • Право на информацию.

  • Право на инициативу.

  • Право быть счастливым.

  • Право на ошибку.

Методическая разработка Организация летнего отдыха


ЗАКОНЫ ДЛЯ МОРЯКА:

  • Закон территории.

  • Закон точного времени.

  • Закон доброго отношения.

  • Закон охраны природы.

  • Закон здорового образа жизни.

  • Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.

  • Закон соуправления.

  • Закон свободы слова.

Методическая разработка Организация летнего отдыха















Методическая разработка Организация летнего отдыхаМетодическая разработка Организация летнего отдыха

Методическая разработка Организация летнего отдыха



Распорядок дня на борту:

8.00-9.00 Все на борт!

9.00-9.10 Экипажи в строй!

9.10-10.00 Все на камбуз.

10.00-13.00 Счастливых путешествий!

13.00-14.00 В свободное плавание!

14.00-15.00 Харчевня «Три Пескаря».

15.00-17.00 Все по каютам!

17.10-17.40 Полдник моряка!

18.00-19.00 «Море удовольствий»

19.00-19.30 В свободное плавание!

19.30-20.30 Угощения кока

20.30-21.30 «А ну-ка все вместе»

21.30-22.00 Все по каютам!

22.00 1-5 отряды ; 23.00 -6-11 отряды К берегам мечты!

Работа органов самоуправления

Дети должны активно участвовать в жизни лагеря. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять активность и взаимопомощь. Смысл самоуправления не в частичном замещении ребенком педагога, а в том, что новые регалии жизни требуют общего участия взрослых и детей в выработке важных решений.










Структура органов самоуправления.

Методическая разработка Организация летнего отдыхаМетодическая разработка Организация летнего отдыха





Функции и полномочия органов самоуправления

В совет капитанов входят по одному представителю от каждой кают-компании и капитаны экипажей.

Функции:

  1. Планирует и организует совместно с педагогом - организатором, вожатой и воспитателями работу лагеря;

  2. Корректирует ошибки каждого дня, предлагает свое решение;

3.Ведет учет и разрабатывает систему поощрений экипажей и каждого ребенка.

Кают-компания культуры

Предназначена для формирования и развития творческих способностей ребят, выявления интересов и склонностей детей.

Функции:

  1. Планирует, организует и проводит коллективные творческие дела совместно с вожатой и воспитателями;

  2. Организует на всех ступенях творческую деятельность в сфере нравственного, духовного и гражданского воспитания;

  3. Ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений каждого ребенка.


  1. Коллективно обсуждаем и решения принимаем!

Делать как? Зачем'? И что?

Как? Когда? Во сколько? Кто?


  1. Это нужно помнить всем!

Главный наш вопрос: Зачем?

А потом уж смело

Выбираем дело.


  1. Мы все вместе не молчим, Громко тоже не кричим, Слушаем, друг друга, Говорим по кругу.

  2. Обсуждая мнения,

Проявим уважение.

5. Что не нравится, .мЫ скажем,

И решение подскажем,

Выполнять, есть мнение,

Общее решение.

Совет капитанов и кают компании собираются каждый день. Все свои решения озвучивают на общем сборе. По окончании дня участники игры вносят свои предложения и пожелания, что дает возможность проанализировать деятельность лагеря, скорректировать дальнейшие действия.

В конце сезона дает полный отчет о работе.

Кают-компания спорта

Предназначена, для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту, воспитания уважения к себе и своему здоровью, здоровью окружающих.

Функции:

  1. Организовывает и проводит совместно с учителем физической культуры спортивные мероприятия и праздники;

2. Ведет учет спортивных достижений ребят.

Методическая разработка Организация летнего отдыха

Игровая терминология.


Методическая разработка Организация летнего отдыха

Кают-компания художников и редакторов

Кают-компания труда и социальной защиты детей

Предназначена для формирования и развития трудовых навыков, ответственности за полученный результат, качество труда, окружающий мир, становление личности как активного защитника и преобразователя окружающей среды, природы, общества.

Функции:

  1. Планирует и организует совместно с вожатой и директором работу по сохранению и преобразованию лагеря и его территории;

  2. Организует работу на пришкольном участке;

  3. Организует дежурство по столовой.

Функции:

  1. Организация выпуска газет, поздравлений;

  2. Сбор информации;

  3. Ведет учет мнений каждого участника игры.

Начальник порта - педагог-организатор и старшая вожатая

Моряки и юнги - дети

Врач - медицинский работник

Столовая - харчевня «Три пескаря»

Адмирал - директор лагеря Боцман - воспитатели

Кок-повар

отряды - каюты




Методическая разработка Организация летнего отдыха

© 2010-2022