- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1-2 классы Смотрю на мир глазами художника
Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1-2 классы Смотрю на мир глазами художника
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заремкая Е.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЕЛОК
МОЛОДЕЖНЫЙ» КОМСОМОЛЬСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Утверждаю:
Директор МБОУСОШ
Сельского поселения
«Послок Молодежный»
__________Е.В.Габова
«___»_____2015 г.
Согласованно:
Зам.Директора по УВР
_______ О.Е. Иваровская
«___»______2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
1 - 2 классы
Учитель: Заремская Е.Н.
-
Пояснительная записка.
Ведущими принципами на современном этапе в области образования провозглашаются гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе в изобразительную, эстетическое развитие ребенка, приобщение его к искусству.
Проблема гуманизации изобразительной деятельности является очень важной, поскольку через нее ребенок приобщается к ценностям эстетической, гуманитарной культуры, усваивает художественный опыт, накопленный поколениями.
Работая с детьми «нежного» возраста, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его создавать красоту своими руками, сопоставлять и размышлять о ней, творить прекрасное.
«Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком», - отмечает А.А.Мелик - Пашаев. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его - это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью.
Важнейшей целью в педагогическом процессе является - развитие детского творчества и для реализация этой цели необходимо создавать условия для творческой деятельности детей, ведь только в ней формируется творческая личность.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области данного вида искусства. Развивать у детей художественные способности, творческое воображение, пространственное мышление, эстетический вкус и видение красоты, посредством образного отражения предметов и явлений окружающей действительности в рисунке, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Создание условий для развития творческой личности, самоопределения и самореализации личности в области изобразительного искусства.
Развитие у детей творчества и художественного восприятия окружающего мира.
Задачи:
-
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
-
научить приёмам исполнительского мастерства;
-
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
-
способствовать овладению знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
-
формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
-
знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;
-
воспитывать интерес и любовь к искусству.
-
развитие художественно - эстетических способностей в изобразительной деятельности;
-
формирование эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
-
воспитание творческой личности, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
-
Уважать личность ребенка, его позицию;
-
Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
-
Отмечать достоинства каждого ребенка;
-
Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать; вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
-
Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
Время реализации программы.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» является образовательной художественно-эстетического направления. Она рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения (7-8 лет),
2 год обучения (8-9 лет).
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и театрального профиля.
2. Учебно-тематический план.
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего, часов
Характеристика деятельности обучающихся
I год обучения
1.
Живопись
10
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2.
Графика
8
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.
Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей
3.
Скульптура
4
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином.
Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4.
Аппликация
4
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.
5.
Бумажная пластика
3
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
6.
Работа с природными материалами
3
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
7.
Организация и обсуждение выставки детских работ
1
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся
Итого:
33
II год обучения
1.
Живопись
11
Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
2.
Графика
10
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
3.
Скульптура
3
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
4.
Аппликация
4
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
5.
Бумажная пластика
3
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
6.
Работа с природными материалами
2
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
7.
Организация и обсуждение выставки детских работ
1
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Итого:
34
3. Содержание программы.
-
Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
-
Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
6. Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
метапредметные результаты изучения программы в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения программы проявляются:
в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Для программы художественно-эстетического направления приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
5. Формы и виды контроля.
1. Выставки детского творчества (тематические, отчетные на итоговых занятиях).
2. Общение с детьми, анализ творческих работ (1 год обучения).
3. Итоговые беседы (2 года обучения).
4. Срезы творческих и эстетических знаний и умений учебных групп 1-2 годов обучения.
5. Тест - карты (опрос-карта, рисуночный тест, творческие задания, упражнения)
6. Кроссворды, викторины.
7. Ведение творческой тетради по изобразительному искусству (1-2 года обучения). Написание сочинений, ведение словаря терминов изобразительного искусства.
8. Выставки.
9. Конкурсы.
6. Методические рекомендации.
Процесс обучения в изобразительном объединении осуществляется в форме вовлечения ребенка в различные виды деятельности в области изобразительного искусства: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, смешанная техника: рисование + аппликация, ручной труд+рисование и.т.д.
Разнообразны формы занятий: занятие-игра, занятие-ознакомление, занятие-обобщение.
Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Индивидуальный подход дает раскрыться и утвердиться ребенку, но немаловажную роль играет коллективная форма работы.
Именно в коллективном творчестве: ребенок - ребенок, ребенок - педагог, идет совместный поиск, дети учатся согласовывать свои действия с действиями других, осуществляя общий замысел, формируется личностное взаимоотношение.
Традиционны на занятиях рассказ и беседа педагога не только познавательного характера, но и с воспитательной целью. Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игры, конкурсов, решения кроссвордов и др.
Работая с детьми первого года обучения важно использовать на занятиях игру, игровые ситуации так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Необходимо создавать на занятиях атмосферу игры и творчества, чтобы ребенок, захваченный идеей, предложенной педагогом работал над ней увлеченно с интересом. Необходимо учитывать психологические особенности, возраст, желание ребенка, видеть и уважать в нем творца, превратить процесс общения в игру.
Очень важно на начальном этапе расширять потенциал фантазии, творческого воображения, развивать детские способности, мотивацию детей к познанию и творчеству, учитывать мир чувств и эмоций ребенка. Важно педагогу поощрять ребенка к деятельности похвалой. Для дошкольника наиболее сильный мотив - похвала, награда.
Группы 1-2 годов обучения составляют дети младшего школьного возраста. В этом возрасте ведущей формой деятельности ставится учебная. Учебная деятельность обусловлена разными учебными мотивами - учебные задачи, учебно-познавательные мотивы.
Хотя игровая мотивация уступает учебной, элементы игры продолжают присутствовать в обучении, стимулируют увлеченность искусством и творческой деятельностью.
Уровень изобразительных умений у детей очень зависит от качества их представлений об окружающем мире, задача педагога - развивать эти представления, прежде всего путем наблюдений и на этой основе строить обучение, учить детей видеть красоту и многообразие реального мира, т.е. формировать эмоционально - эстетическое отношение к природе, окружающему миру, к искусству, развивать творческую активность.
В ознакомлении и восприятии живописи важно использовать метод «вхождения» в картину - помогает детям сопереживать. Восприятие у детей становится живым, острым и эмоциональным. Метод сравнения, метод вызывания адекватных эмоций, метод внесения художественного слова, музыкального сопровождения пробуждает у детей яркие представления, развивает воображение. Стихи и музыка вызывают у детей эстетическое наслаждение.
Художественное восприятие мира, изобразительное творчество ребенка развивается вверх по ступенькам, от простого к сложному, от близкого к далекому. Постоянно от возраста к возрасту растут художественные представления, знания, изобразительные умения через свое понимание мира, через свой опыт, через свое «Я».
Для ознакомления с историей, искусством, культурой разных народов, стран, с истоками искусства рекомендуется использовать наглядный, информационный материал, а также предметы быта, украшения и другие вещи. Использовать метод сравнения, находить общее, ценное в той или другой культуре, искусстве.
С целью активизации творческой инициативы детей, обогащения замысла необходимо, перед практической работой, создать эмоциональную настроенность, привлекая наглядный материал (образцы народного декоративно-прикладного творчества, репродукции, слайды с репродукциями, книжные иллюстрации, музыкальные произведения); используя игровые ситуации; коллективные работы; экскурсии.
Занятия должны проходить в атмосфере непринужденности. Необходимо также учитывать желания и склонности детей, проявлять деликатность к их инициативе и уважать индивидуальность личности.
Проводить занятия следует на основе самостоятельной деятельности детей, опираясь на их впечатления и опыт наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности.
В системе занятий нужно соблюдать принцип чередования видов учебно-практической деятельности: изобразительной деятельности (работа с натуры, по памяти, наблюдениям, воображению) и декоративно- прикладного творчества. При этом надо ориентироваться на уровень художественных умений обучающихся.
Чтобы активизировать творческие способности детей, развить их художественный вкус и ускорить процесс овладения навыками изображения, полезно вводить декоративное рисование гуашевыми красками. А также декоративную лепку игрушек из глины или пластилина, с последующей росписью гуашью по народным мотивам. Целесообразны и другие виды декоративной работы. Важно заранее подготовить все необходимое для занятий: белая и цветная бумага, гуашевые краски, глина или пластилин, клеенка, подставка для скульптур.
В самостоятельной работе детей следует поощрять обращение к темам и сюжетам, которые вызывают у детей интерес и соответствуют их жизненным переживаниям и впечатлениям. Обязательно нужно поощрять любое проявление творческой инициативы в выборе сюжета или в художественном решении темы.
После каждого завершенного задания нужно организовать коллективный просмотр и обсуждение выполненных работ. Дети должны тщательно рассмотреть работы друг друга, проанализировать их и поделиться своими впечатлениями. Умение видеть и оценивать свою работу и работы других, формирует способность к общению с настоящим искусством.
На занятиях по развитию восприятия действительности главная задача - развить наблюдательность и любовь к природе. Беседы о красоте окружающего мира в 1 году обучения следует сопровождать практической работой на данную тему. Со 2-го года обучения беседе можно отводить целое занятие. Развитие навыков восприятия художественного образа - это основная задача при изучении произведений искусства.
При оценке результатов работы детей и поощрении их творческих усилий, нужно учитывать следующие критерии:
-
содержательность сюжета, проявление в работе наблюдательности, фантазии, воображения;
-
самостоятельность и оригинальность замысла;
-
старательность и настойчивость в работе;
-
общая художественная выразительность работы, ее завершенность;
Для поддержки познавательной активности учащихся, определения результативности обучения рекомендуются следующие виды и формы контроля:
-
Тесты - карты, решение кроссвордов;
-
Выставки;
-
Загадки, игры, игровые задания (изобрази, заполни лист мазками, штрихами);
Сочинения, рассказы описания;
На итоговых занятиях, по итогам работы учащиеся получают призы, награды, предусматривается создание среды доброжелательной атмосферы.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса.
-
Мультимедийный проектор.
-
Таблицы, печатные пособия.
-
Игры, игрушки.
-
Используемая литература:
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева. -М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. - М., 1987.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё¬хин. - М., 1994.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя- ева. - М., 1991.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте-ева. - М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте¬ева. - М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте-ева. -М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. - М., 1987.
on
Календарно-тематическое планирование «Смотрю на мир глазами художника» 1 год обучения
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Количество часов
Дата проведения
1.
Живопись
10
1.1
Начальные представления об основах живописи. Освоение приёмов получения живописного пятна.
1
1.2
Изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование на тему: «Моё настроение».
1
1.3
Превращение цветовых пятен в сказочных рыбок.
1
1.4
Рисование сказочной птицы.
1
1.5
Рисование необыкновенных домов для героев из разных книг или мультфильмов.
1
1.6
Рисование пейзажа «Листопад»
1
1.7
Рисование домашних животных.
1
1.8
Рисование ёлочных игрушек.
1
1.9
Рисование гуашью пейзажа «Закат солнца на море»
1
1.10
Рисование пейзажа «Зимние забавы».
1
2.
Графика
8
2.1
Рисование с помощью линий рассказа про себя.
1
2.2
Рисование с помощью цветных карандашей на тему: «Всё, что я вижу каждый день по дороге в школу»
1
2.3
Рисование фломастерами сказочного цветка.
1
2.4
Рисование восковыми мелками на тему: «Моя любимая игрушка».
1
2.5
Рисование фломастерами «Мы в цирке».
1
2.6
Рисование цветными карандашами «Моя семья».
1
2.7
Рисование гуашью «Мои любимые сказки»
1
2.8
Рисование восковыми карандашами «Виды транспорта»
1
3.
Скульптура
4
3.1
Лепка домашних животных
1
3.2
Лепка овощей и фруктов
1
3.3
Лепка птиц
1
3.4
Лепка композиции с рыбками «Аквариум».
1
4.
Аппликация
4
4.1
Аппликация из геометрических фигур.
1
4.2
Обрывная аппликация собаки или кошки.
1
4.3
Аппликация на тему: «Всегда с нами овощи и фрукты».
1
4.4
Аппликация из засушенных листьев и цветочков.
1
5.
Бумажная пластика
3
5.1
Изготовление собачки и кошки из бумаги в технике оригами
1
5.2
Складывание «гармошкой». Изготовление бабочек.
1
5.3
Изготовление праздничной открытки.
1
6.
Работа с природными материалами
3
6.1
Аппликация «Зайчик» из засушенных листьев.
1
6.2
Изготовление поделки «Соты с пчёлами» из каштанов и пластилина.
1
6.3
Поделка «Старички - лесовички» из шишек, желудей, каштанов.
1
7.
Организация и обсуждение выставки детских работ
1
Итого:
33
Календарно-тематическое планирование «Смотрю на мир глазами художника» 2 год обучения
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Дата проведения
Живопись
Графика
Аппликация
9
1
1
1.
Рисование на тему: «Дождливый и солнечный день».
1
2.
Изображение моря с разным настроением.
1
3.
Изображение пейзажа «Природа родного края».
1
4.
Создание натюрморта «Кувшин и фрукты».
1
5.
Изображение осеннего листопада в лесу.
1
6.
Обрывная аппликация «Осенний коврик».
1
7.
Работа восковыми мелками.
Создание натюрморта «Что собрали на огороде».
1
8.
Коллективная композиция на тему: «Улица сказочного города».
1
9.
Изображение фантастического животного, похожего на зверя, птицу или рыбу».
1
10.
Изображение доброго и злого женского образа из сказок.
1
11.
Рисование ткани для платья Золушки и её мачехи.
1
Графика
Скульптура
Бумажная пластика
Живопись
4
2
3
1
12.
Представление о контрасте толстой и тонкой линий. Изображение волнистых линий-змеек.
1
13.
Зарисовки карандашом животных.
1
14.
Создание эскиза архитектурной постройки.
1
15.
Рисование фломастерами детской комнаты с предметами мебели.
1
16.
Лепка кувшина или вазы из пластилина. Украшение ракушками, бусинками и др.
1
17.
Лепка сказочных персонажей.
1
18.
Создание существа с фантастической планеты на основе коробок, упаковок.
1
19.
Изготовление дополнительных деталей из бумаги, используя приёмы бумажной пластики - скручивание, сгибание, складывание.
1
20.
Создание композиции «Подводный мир».
1
21.
Создание композиции «Зимние игры в лесу».
1
Скульптура
Аппликация
Живопись
Графика
1
3
1
5
22.
Создание портрета любимого сказочного героя в технике аппликации.
1
23.
Аппликация композиции из симметричных деталей.
1
24.
Изготовление поздравительной открытки к 8 марта.
1
25.
Изображение весеннего ручья и травы.
1
26.
Характер линий: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Изображение ветки берёзы, ивы, дуба.
1
27.
Создание образа грозного и ласкового леса.
1
28.
Создание весеннего пейзажа.
1
29.
Панно-композиция «Весна. Шум птиц».
1
30.
Изображение весны в образе чудо-птицы, которая своим волшебством превращает весь мир в цветущий сад.
1
31.
Создание рельефа из пластилина на тему: «Цветущая ветка».
1
Работа с природными материалами
2
32.
Поделка из скорлупы грецких орехов и другого природного материала на тему «Домики животных лесу».
1
33.
Создание композиции «Любимый уголок природы» из шишек, косточек, семян и т.д.
1
34
Организация и обсуждение выставки детских работ
Итого:
34