- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа внеаудиторной деятельности по Изобразительному искусству (5-7 кл)
Рабочая программа внеаудиторной деятельности по Изобразительному искусству (5-7 кл)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дорофеев П.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеаудиторное занятие.
«Ай-Сатаа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников и рассчитана на школьников определенной возрастной группы - младшие подростки (5-7 классы) и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
Рабочая программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение, в основном, результатов первого уровня.
Программа рассчитана на 35 ч регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.
2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
3. Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Расширить представления об изобразительном искусстве.
2. Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
3. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
4. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
5. Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;
2. Принцип доступности;
3. Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
6. Принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
№
Дата
Тема занятия
Кол.
часов
Универсальные учебные действия
По плану
Факт
Личностные
Метапредметные
Предметные
1
Виды и жанры изобразительного искусства
1
- познание мира через образы и формы изобразительного искусства;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку художественным произведениям.
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Коммуникативные:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
- сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях искусства;
- освоение различных приемов живописи, графики, декоративной росписи;
- создание композиции в процессе практической творческой работы;
- осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора.
2
Натюрморт.
Рисование с натуры
(карандаш)
2
3
Натюрморт.
Рисование с натуры
(живопись)
3
4
Портрет. Рисование с натуры
3
5
Портрет. Рисование по
представлению
2
6
Сюжетная композиция.
Любая техника.
5
«МИР ДИЗАЙНА»
Пояснительная записка
Сегодня, перед современным обществом, встает серьезная проблема - воспитать в подрастающем поколении нравственного, с богатым духовным миром гражданина, с высокой социально-активной позицией, стремящегося к поиску нового и способного находить оптимальные варианты в нестандартных ситуациях. В решении данного вопроса важное место занимает искусство.
Дизайн, как одна из составляющих большого комплекса предметов художественно-эстетического цикла, является творческой художественно-проектной, технологической сферой деятельности.
Целью преподавания данной программы является: сформировать представление о роли дизайна в современном мире, его обобщающей и организующей функции в создании единого пространственного комплекса, с учетом основ композиции, цветоведения и законов стилевого единства.
Главные задачи программы:
-
освоение знаний об истории и теории дизайна, о природе света и цвета и их свойствах, об основных принципах построения пространства, об основах материаловедения;
-
овладение умениями использовать методы проектирования технологических процессов, использовать законы линейной и воздушной перспективы, макетирования, грамотно использовать инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы;
-
проводить наблюдения живой природной формы, её строения и свойств, описывать и обобщать ассоциации окружающего мира и явления природы;
-
развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, ассоциативно-образного мышления, зрительно-образной памяти, воображения), способности находить особый взгляд на привычные и повседневные предметы или задачи, самостоятельности в приобретении новых знаний при преобразовании окружающей предметно-пространственной среды с использованием информационных технологий;
-
воспитание равновесия между основами западной и восточной культуры, при сохранении чувства гордости за принадлежность к национальной дизайнерской школе, индивидуального художественно-творческого стиля.
Общая характеристика учебного процесса.
Программа составлена на основе программы кружка "Архитектура и дизайн", по программам для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Программа рассчитана на один год обучения, 9-й класс.
По целевой направленности программа относится к предпрофильной.
Принцип набора - по интересам. Количество обучающихся в группе - 15.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы работы:
- индивидуальная,
- коллективная,
- творческие задания,
- лекционное занятие,
- выставка творческих работ,
- конкурс творческих работ на уровне района, области.
Основные методы обучения:
- метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся);
- монологический, диалогический, показательный:
преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный,
учения: репродуктивный, частично - поисковый, исполнительский,
воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
По окончанию обучения дети
должны знать:
- историю развития жанра интерьер,
- основы дизайна по оформлению интерьера,
- основные понятия, термины изучаемой области,
- правила безопасности труда.
Должны уметь:
- применять знания основных принципов оформления интерьера (угловая, квадратная композиция) на практике,
- разрабатывать эскизы декора,
- работать с дополнительной литературой,
- изготавливать своими руками декоративные украшения,
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями,
- формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом,
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
№
Дата
Тема занятия
Кол.
часов
Содержание
Универсальные учебные действия
По плану
Факт
Личностные
Метапредметные
Предметные
1
Дизайн интерьера и его роль в жизни человека.
1
Дизайн - творческий метод и процесс функционального формообразования, область профессиональной деятельности. Виды дизайна. Функциональная принадлежность. Роль дизайна интерьера в жизни человека. Великие дизайнеры интерьеров современности.
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
- сформировать позицию обучающегося - принятие и освоение новой профессиональной роли дизайнера, способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно - продуктивной деятельности.
- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
- определиться с выбором профессиональной деятельности, ориентированной на предметы художественно - эстетического цикла.
- развить любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.
с активной гражданской позицией, которая воспитана на равновесии между основами западной и восточной культуры, при сохранении чувства гордости за собственную, самобытную культуру.
Уметь в сотрудничестве с учителем и товарищами ставить новые учебные задачи. Планировать действие в соответствии с поставленной задачей. Анализировать, обобщать подобранные информационные материалы. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха, осознанно и произвольно строя речевое высказывание. поиск информации с использованием ресурсов
Аргументировано отстаивать свою позицию, учитывать разные мнения и интересы, при выработке общего решения в совместной деятельности. Адекватно использовать речь и речевые средства.
Познавательные:
• использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, сравнение, эксперимент, моделирование, опыт;
• формирование умений различать причинно-следственные связи, законы;
• овладение оптимальными способами решения учебных задач;
• поиск оригинальных решений;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• участие в учебной проектной деятельности
Регулятивные:
• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Коммуникативные:
• умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире. Знать историю и основы теории дизайна. На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, уметь практически применять в жизни. Осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
2
Цветоведение. Цвет в интерьере.
2
Спектральный круг. Основы цветоведения - основные характеристики цвета. Цветовая гамма. Колорит. Эмоциональное воздействие цвета на человека. Зависимость восприятия цвета от фактуры. Пространственное изменение цвета.
3
Основные принципы построения пространства.
2
Смысловой центр. Деление на зоны. Вычленение главного и второстепенного. Учет психологического восприятия: близость, зависимость от осей, замкнутость, инерция, контраст, назначение, простота, противоборство, симметрия, сходство, узнаваемость, фигура - фон.
4
Ландшафтный дизайн.
2
Направления дизайна среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления школьного участка.
5
Дизайн интерьера.
2
Основные принципы оформления интерьера. Знакомство с перспективным построением комнаты.
1. Угловая композиция.
2. Квадратная композиция.
3. Создание схемы предметной компоновки.
Создание эскиза щкольного угла.
6
Отделочные материалы.
1
Виды. Свойства. Особенности. Текстура. Фактура. Эмоциональное влияние материала на восприятие человека.
7
Художественное оформление фасадов.
Граффити
1
Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами
Создание эскизов.
8
Дизайн стелы
1
Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с
примерами
Создание эскизов.
9
Творческая работа
3
Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления.
10
Макетирование.
4
Сущность и техника макетирования. Этапы работы над макетом. Материалы и технические средства для создания макета. Различные приемы макетирования. Делать точные математические расчеты, при создании формообразующего элемента.