Программа по кружку Школа юного музееведа

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»




ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Решением Педагогического cовета МОУ ДОД «ДДТ» Директор МОУ ДОД «ДДТ»

Пр.№ от «__» _________2015 г. ___________

«___» ___________2015 г.






Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа юного музееведа»


Возраст детей: 10-15 лет

Срок реализации программы: 1 год








Составитель:Ф И О ,

педагог дополнительного образования





Курегово

2015г.




Пояснительная записка


Дополнительное образование детей предполагает удовлетворение потребностей детей в индивидуальном и нравственном совершенствовании. Во многом нравственные ориентиры и формирование таких ценностей, как гражданственность и патриотизм, закладываются в детях педагогом. Поэтому важно воспитывать патриотизм в лучших его традициях, создавать условия для осознанного стремления к изучению истории родной школы и их лучших людей. Школьная музейная комната в данном случае призвана быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа юного музееведа» является программой туристско-краеведческой направленности. Данная программа направлена на формирование музейной культуры, создание условий для овладения профессиональными знаниями и умениями и, как следствие, формирование активистов школьной музейной комнаты в результате совместной деятельности педагога и учащихся.

Программа актуальна для учащихся, поскольку в ходе ее реализации они знакомятся с историей школы, выполняют работу по сохранению и пополнению фондов музейной комнаты.

Цель программы - повышение интереса учащихся к истории родной школы, воспитание патриотизма и гордости за свою школу, формирование самостоятельности и творческого начала на занятиях.

Задачи :

1. Обучить приёмам и навыкам работы с краеведческими материалами, приёмам проведения бесед и интервью с респондентами;

2. Собрать, систематизировать и обобщить материалы по истории МОУ «Куреговская СОШ»;

3.Научить работать с музейными материалами.

Программа разработана для учащихся в возрасте 10-15 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, что составляет 72 в год.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В результате обучения по программе учащиеся должны изучить историю МОУ «Куреговская СОШ», знать известных учителей и выпускников школы. А также овладеть приёмами краеведческой деятельности, составлять и проводить беседы и интервью, систематизировать и обобщать собранный материал, владеть навыками экскурсионной и экспозиционной деятельности.

Полученные знания, умения и навыки проверяются тестированием в конце обучения. Кроме того, учащиеся показывают свои знания и умения на практических занятиях, а также участвуя в различных конкурсах.

Формы подведения итогов реализации программы: тестирование, краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады.

Учебно-тематический план



Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Систематизация основного фонда школьной музейной комнаты

12

3

9

3

Никто не забыт и ничто не забыто

4

1

3

4

«От земской до средней школы»

16

4

12

5

История детских объединений

7

2

5

6

Школьные выпуски

5

1

4

7

Ими гордится школа

10

2

8

8

Средняя общеобразовательная школа 1982 г. - нач. XXI века

10

2

8

9

Традиции школы

6

1

5

10

Итоговое занятие

1

1

-


Всего

72

18

54































Содержание программы

Введение. Цели и задачи объединения «Школа юного музееведа». Основное содержание программы. Формы и методы проведения занятий.

Раздел I. Систематизация основного фонда школьной музейной комнаты. Систематизация и учёт имеющихся документов. Изучение архива школы и учителей. Подготовка помещения для создания экспозиции музейной комнаты по истории школы. Художественное оформление стендов: «От земской до средней», «Директора школы», «Воины-интернационалисты», «Наши традиции», «Наши победы», «Школа сегодня».

Раздел II. Никто не забыт и ничто не забыто. Ветераны Великой Отечественной войны-жители МО «Куреговское». Воспоминания ветеранов. Фотодокументы. Встречи с ветеранами, их детьми и внуками. Выпускники Куреговской средней школы, служившие в Афганистане и Чеченской Республике. Оформление стенда.

Раздел III. «От земской до средней школы». Этапы развития школы с конца XIX века. Открытие школы. Выпуски тех лет. Местонахождения школы. План-схемы школы. Оформление стенда.

Раздел IV. История детских объединений. Октябрята, пионеры, комсомольцы. Учителя, учащиеся. Школа в годы войны.

Раздел V. Школьные выпуски. Первые выпускники семилетней школы. Воспоминания Коротаевой Т.И. - выпускницы 1976 года о школе. Фотоматериалы. Учителя, отличники учёбы. Директора школы. Встречи с выпускниками. Оформление фотоальбома.

Раздел VI. Ими гордится школа. Выпускники школы. Фотоматериалы. Отличники учёбы. Директора школы. Ветераны педагогического труда.

Раздел VII. Средняя общеобразовательная школа. 1982 г. - нач. XXI века. Выпускники школы. Фотодокументы. Медалисты и отличники учёбы. Педагогический коллектив и работники школы. Архив школы. Оформление стенда.

Раздел VIII. Традиции школы. Изучение традиционных праздников школы: турслёт, масленица, день открытых дверей.

Итоговое занятие. Анализ работы объединения, итоговое тестирование.





Методическое обеспечение программы


Реализация дополнительной общеразвивающей программы предполагает проведение традиционных теоретических и практических занятий с детьми. Занятия проводятся на базе музейной комнаты при МОУ «Куреговская СОШ». Учащиеся и педагог проводят встречи и беседы с выпускниками, учителями и директорами школы, совершают экспедиционные выходы в деревню Курегово и её окрестности с целью сбора дополнительных материалов по истории школы.

Основные формы организации обучения на занятиях - фронтальные и групповые. При объяснении новых тем используется фронтальная форма обучения; при организации практических занятий - фронтальная и групповая. Индивидуальная форма обучения используется при проведении поисково-собирательской деятельности.

Формы и методы проведения занятий:

-поисково-собирательская работа

-изучение и описание музейных предметов

-создание музейной экспозиции

-экскурсии

-групповые, индивидуальные исследования

-работа с архивными документами

-работа в библиотеке, изучение публикаций в газетах о школе

-переписка с выпускниками и преподавателями

-подготовка и участие на научно-практических конференциях.

Источники поисково-собирательской работы:

1.Архив МОУ «Куреговская СОШ»

2.Архив УО МО «Глазовский район»

3. Глазовский районный архив

4.Центральный Государственный Архив Удмуртской Республики

5.Личные архивы выпускников, педагогов, работников школы.

Итогом занятий с учащимися становится пополнение фондов музейной комнаты новыми экспонатами и материалами по истории школы; участие в общешкольных мероприятиях и праздниках, в районных и республиканских конкурсах, краеведческих чтениях и конференциях.





















Литература для педагога



  1. Атрибуция и описание предметов мебели в музейных коллекциях: методическое пособие/ Сост. Е.А. Туркевич, Н.М. Перевертайло. Ижевск., 2007.

  2. В помощь школьному музею: методическое пособие/ Сост. Н.М. Перевертайло, А.В. Огородникова. Ижевск., 2001.

  3. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя/ Под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.

  4. Методическое пособие по описанию музейных предметов (в помощь руководителям музеев образовательных учреждений)/ Сост. Н.В.Шумилова. Ижевск., 2004.

  5. Музей и школа: Пособие для учителя/ Под общ. ред. Т.А. Кудриной. М., 1985.

  6. Создание музейной экспозиции: этапы и особенности работы. Методическое пособие для руководителей школьных музеев/ Сост. В.В. Ивасенко. Глазов., 2013.

  7. Туристско-краеведческие кружки в школе: Метод. указания для руководителей/ Под ред. В.В. Титова. М., 1988.

Литература для учащихся



  1. Атрибуция и описание предметов мебели в музейных коллекциях: методическое пособие/ Сост. Е.А. Туркевич, Н.М. Перевертайло. Ижевск., 2007.

  2. Методическое пособие по описанию музейных предметов (в помощь руководителям музеев образовательных учреждений)/ Сост. Н.В.Шумилова. Ижевск., 2004.

  3. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сборник научных трудов. М., 1986.









© 2010-2022