- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа по кружку Школа юного музееведа
Программа по кружку Школа юного музееведа
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чибышева М.Г. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением Педагогического cовета МОУ ДОД «ДДТ» Директор МОУ ДОД «ДДТ»
Пр.№ от «__» _________2015 г. ___________
«___» ___________2015 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа юного музееведа»
Возраст детей: 10-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:Ф И О ,
педагог дополнительного образования
Курегово
2015г.
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей предполагает удовлетворение потребностей детей в индивидуальном и нравственном совершенствовании. Во многом нравственные ориентиры и формирование таких ценностей, как гражданственность и патриотизм, закладываются в детях педагогом. Поэтому важно воспитывать патриотизм в лучших его традициях, создавать условия для осознанного стремления к изучению истории родной школы и их лучших людей. Школьная музейная комната в данном случае призвана быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа юного музееведа» является программой туристско-краеведческой направленности. Данная программа направлена на формирование музейной культуры, создание условий для овладения профессиональными знаниями и умениями и, как следствие, формирование активистов школьной музейной комнаты в результате совместной деятельности педагога и учащихся.
Программа актуальна для учащихся, поскольку в ходе ее реализации они знакомятся с историей школы, выполняют работу по сохранению и пополнению фондов музейной комнаты.
Цель программы - повышение интереса учащихся к истории родной школы, воспитание патриотизма и гордости за свою школу, формирование самостоятельности и творческого начала на занятиях.
Задачи :
1. Обучить приёмам и навыкам работы с краеведческими материалами, приёмам проведения бесед и интервью с респондентами;
2. Собрать, систематизировать и обобщить материалы по истории МОУ «Куреговская СОШ»;
3.Научить работать с музейными материалами.
Программа разработана для учащихся в возрасте 10-15 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, что составляет 72 в год.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В результате обучения по программе учащиеся должны изучить историю МОУ «Куреговская СОШ», знать известных учителей и выпускников школы. А также овладеть приёмами краеведческой деятельности, составлять и проводить беседы и интервью, систематизировать и обобщать собранный материал, владеть навыками экскурсионной и экспозиционной деятельности.
Полученные знания, умения и навыки проверяются тестированием в конце обучения. Кроме того, учащиеся показывают свои знания и умения на практических занятиях, а также участвуя в различных конкурсах.
Формы подведения итогов реализации программы: тестирование, краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов, тем
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1
Введение
1
1
-
2
Систематизация основного фонда школьной музейной комнаты
12
3
9
3
Никто не забыт и ничто не забыто
4
1
3
4
«От земской до средней школы»
16
4
12
5
История детских объединений
7
2
5
6
Школьные выпуски
5
1
4
7
Ими гордится школа
10
2
8
8
Средняя общеобразовательная школа 1982 г. - нач. XXI века
10
2
8
9
Традиции школы
6
1
5
10
Итоговое занятие
1
1
-
Всего
72
18
54
Содержание программы
Введение. Цели и задачи объединения «Школа юного музееведа». Основное содержание программы. Формы и методы проведения занятий.
Раздел I. Систематизация основного фонда школьной музейной комнаты. Систематизация и учёт имеющихся документов. Изучение архива школы и учителей. Подготовка помещения для создания экспозиции музейной комнаты по истории школы. Художественное оформление стендов: «От земской до средней», «Директора школы», «Воины-интернационалисты», «Наши традиции», «Наши победы», «Школа сегодня».
Раздел II. Никто не забыт и ничто не забыто. Ветераны Великой Отечественной войны-жители МО «Куреговское». Воспоминания ветеранов. Фотодокументы. Встречи с ветеранами, их детьми и внуками. Выпускники Куреговской средней школы, служившие в Афганистане и Чеченской Республике. Оформление стенда.
Раздел III. «От земской до средней школы». Этапы развития школы с конца XIX века. Открытие школы. Выпуски тех лет. Местонахождения школы. План-схемы школы. Оформление стенда.
Раздел IV. История детских объединений. Октябрята, пионеры, комсомольцы. Учителя, учащиеся. Школа в годы войны.
Раздел V. Школьные выпуски. Первые выпускники семилетней школы. Воспоминания Коротаевой Т.И. - выпускницы 1976 года о школе. Фотоматериалы. Учителя, отличники учёбы. Директора школы. Встречи с выпускниками. Оформление фотоальбома.
Раздел VI. Ими гордится школа. Выпускники школы. Фотоматериалы. Отличники учёбы. Директора школы. Ветераны педагогического труда.
Раздел VII. Средняя общеобразовательная школа. 1982 г. - нач. XXI века. Выпускники школы. Фотодокументы. Медалисты и отличники учёбы. Педагогический коллектив и работники школы. Архив школы. Оформление стенда.
Раздел VIII. Традиции школы. Изучение традиционных праздников школы: турслёт, масленица, день открытых дверей.
Итоговое занятие. Анализ работы объединения, итоговое тестирование.
Методическое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы предполагает проведение традиционных теоретических и практических занятий с детьми. Занятия проводятся на базе музейной комнаты при МОУ «Куреговская СОШ». Учащиеся и педагог проводят встречи и беседы с выпускниками, учителями и директорами школы, совершают экспедиционные выходы в деревню Курегово и её окрестности с целью сбора дополнительных материалов по истории школы.
Основные формы организации обучения на занятиях - фронтальные и групповые. При объяснении новых тем используется фронтальная форма обучения; при организации практических занятий - фронтальная и групповая. Индивидуальная форма обучения используется при проведении поисково-собирательской деятельности.
Формы и методы проведения занятий:
-поисково-собирательская работа
-изучение и описание музейных предметов
-создание музейной экспозиции
-экскурсии
-групповые, индивидуальные исследования
-работа с архивными документами
-работа в библиотеке, изучение публикаций в газетах о школе
-переписка с выпускниками и преподавателями
-подготовка и участие на научно-практических конференциях.
Источники поисково-собирательской работы:
1.Архив МОУ «Куреговская СОШ»
2.Архив УО МО «Глазовский район»
3. Глазовский районный архив
4.Центральный Государственный Архив Удмуртской Республики
5.Личные архивы выпускников, педагогов, работников школы.
Итогом занятий с учащимися становится пополнение фондов музейной комнаты новыми экспонатами и материалами по истории школы; участие в общешкольных мероприятиях и праздниках, в районных и республиканских конкурсах, краеведческих чтениях и конференциях.
Литература для педагога
-
Атрибуция и описание предметов мебели в музейных коллекциях: методическое пособие/ Сост. Е.А. Туркевич, Н.М. Перевертайло. Ижевск., 2007.
-
В помощь школьному музею: методическое пособие/ Сост. Н.М. Перевертайло, А.В. Огородникова. Ижевск., 2001.
-
Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя/ Под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
-
Методическое пособие по описанию музейных предметов (в помощь руководителям музеев образовательных учреждений)/ Сост. Н.В.Шумилова. Ижевск., 2004.
-
Музей и школа: Пособие для учителя/ Под общ. ред. Т.А. Кудриной. М., 1985.
-
Создание музейной экспозиции: этапы и особенности работы. Методическое пособие для руководителей школьных музеев/ Сост. В.В. Ивасенко. Глазов., 2013.
-
Туристско-краеведческие кружки в школе: Метод. указания для руководителей/ Под ред. В.В. Титова. М., 1988.
Литература для учащихся
-
Атрибуция и описание предметов мебели в музейных коллекциях: методическое пособие/ Сост. Е.А. Туркевич, Н.М. Перевертайло. Ижевск., 2007.
-
Методическое пособие по описанию музейных предметов (в помощь руководителям музеев образовательных учреждений)/ Сост. Н.В.Шумилова. Ижевск., 2004.
-
Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сборник научных трудов. М., 1986.