- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методическое пособие по Предметно-практической деятельности «Складывание простейших фигур из счетных палочек» (раздел: элементарное конструирование)
Методическое пособие по Предметно-практической деятельности «Складывание простейших фигур из счетных палочек» (раздел: элементарное конструирование)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пехтерева Н.Н. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя».
Методическое пособие по предметно-практической деятельности
«Складывание простейших фигур из счетных палочек»
Раздел: элементарное конструирование
педагог дополнительного образования
Пехтерева Наталья Николаевна,
Пояснительная записка
Методической пособие «Складывание простейших фигур из счетных палочек» представляет собой комплекс шаблонных картинок для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Цель занятий:
- пошаговое включение детей с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости в элементарное конструирование;
- корригирование недостатков восприятия зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления, развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики.
Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений. В настоящее время эти дети классифицируются как «дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Значительное число тяжело умственно отсталых детей страдают двигательными нарушениями. У них нарушена общая координация движений, мелкая моторика руки, скоординированность движений руки и глаза, зрительно-моторной координация, зрительный анализ, точность и восприятие, устойчивость и концентрация внимания, наблюдаются самые глубокие недостатки в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Поэтому включение элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью включения таких детей в разнообразные виды доступной деятельности. Конструктивная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в обучении детей, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость, может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, а также формирование доступных элементов учебной деятельности, таких как мотивация, познавательный интерес, самоконтроль и самоанализ.
Пытаясь помочь таким детям, я, как учитель начальных классов, и педагог дополнительного образования, столкнулась с тем, что хоть и проблема обучения и развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в настоящее время является актуальной и имеет широкую огласку, но методов, форм и способов работы с такими детьми, как в отечественном, так и зарубежном опыте недостаточно.
Выбор данной инновационной образовательной технологии был определен тем, что дети данной категории при конструировании чего-либо на моем факультативном курсе «Предметно-практическая деятельность» сталкиваются с непосильными трудностями в представлении образа предмета, что сопровождается нарушением общей координации движений, а также зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук. Сталкиваясь с данной задачей, такой ребенок не видит конечного результата своей деятельности, и у него пропадает всякий интерес.
Заранее приготовленные элементарные шаблоны конструирования, оживленные яркими элементами сюжетных картинок (окошки, солнышко, животные, травка и т. д.), помогают сделать каждый из сюжетов более реальным, настоящим, что во многом увеличивает интерес учащегося при конструировании, а также стимулирует каждого ребенка, через трудности связанные с мелкой моторикой, выкладывать с помощью счетных палочек каждую сюжетную историю.
Данный методический комплекс используется на факультативных занятиях «Предметно-практическая деятельность» в разделе элементарное конструирование. Учащиеся легко привлекаются к данному виду деятельности им очень нравится с помощью разработанных шаблонов и счетных палочек превращать скучные картинки в яркие интересные сюжеты. После этого детям предлагается выложить данную картинку самостоятельно, без шаблона, используя образец, а затем и просто по памяти. Такое пошаговое включение детей с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости в элементарное конструирование, постепенно помогает учащимся самостоятельно выкладывать различные фигуры. Что, несомненно, влияет на развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире.
Главным, для каждого ребенка, в данном виде конструирования является то, что никто не сомневается, что у него получится. Каждый знает, что сможет!
ДОМИК
В ДЕРЕВНЕ
СОЛНЫШКО
ШКОЛА
ПУТЕШЕСТВИЕ ЖИРАФА
ПУТЕШЕСТВИЕ СЛОНЕНКА
ПУТЕШЕСТВИЕ ВЕРБЛЮДА
ПУТЕШЕСТВИЕ ЛОШАДКИ
ПУТЕШЕСТВИЕ ЗЕБРЫ
приложение