Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



Принято « Утверждаю»

на заседании педсовета Директор МБОУ ДОД «ДДТ»:

Протокол от «___» ____ 20__г №______ А. Н. Усенко _________________ « ___ » _____ 20_____г

Рабочая программа

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Срок реализации: 1 год

Программа рассчитана на

учащихся 5 классов

Составитель: Шихотова Ирина Михайловна,

педагог дополнительного образования

п. Струги Красные, 2015 г.





Содержание





  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..3

  2. Календарно-тематическое планирование курса………………………………………………………………………..7

  3. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы……………………………………..12

  4. Список учебно-методической литературы для учителя и учащихся………………………………………………...14

  5. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение…………………………………………...15







Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)

  • Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 + приказ от 8.06.2015 №576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 уч.год»)

  • Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

  • Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам.

Направленность программы.

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

- чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

- организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

- отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

  • последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика)

Актуальность программы.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Цели и задачи курса.

Цель учебного курса «ОДНКНР» - формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрении.

Задачи курса:

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых

мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что основные темы рассматриваются более подробно и составляют не 17, а 36 часов, включая экскурсии и проектную деятельность.

Возраст детей.

Возраст детей, обучающихся в данном курсе составляет 11 - 12 лет.

Сроки реализации.

Данная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в течении года 1 час в неделю, общее количество часов 36.

В программе прослеживаются следующие содержательные линии: «В мире культуры» - 4 часа, «Нравственные ценности российского народа» - 14 часов, «Религия и культура» - 8 часов, «Как сохранить духовные ценности» - 4 часа, «Твой духовный мир» - 4 часа, итоговое повторение - 2 часа.

Форма и режим занятий.

Форма занятий: беседы, выполнение творческих работ, экскурсии, выставки работ, конкурсы стихов. Режим занятий : 45 минут.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты: - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные: - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий; - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные: - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные: - оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные: - анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

Календарно-тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (36 часов)

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Виды контроля

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1. В мире культуры. 4 часа

1-2

03.09.15 - 10.09.15

Величие многонациональной российской культуры

2

В ходе беседы учащиеся учатся идентифицировать явления материального мира и мира культуры, понимать суть терминов «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности», «Законы нравственности»

Просмотр презентации. Подготовка сообщения о знаменитых деятелях культуры.

Прослушивание сообщений учащихся

Воспитание уважения к нравственным ценностям российского народа.

3-4

17.09.15 - 24.09.15

Человек-творец и носитель культуры.

2

В ходе беседы учащиеся учатся идентифицировать явления материального мира и мира культуры; понимать суть терминов «патриотизм», «героизм».

Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике, высказывания Ньютона, объяснение русских пословиц.

Разгадывание кроссворда по понятиям курса.

Воспитывается уважение к человеку, понимание нужности духовно-нравственных ценностей народа.

2. Нравственные ценности российского народа. 14 часов

5-6

01.10.15 - 08.10.15

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2

Обсуждая вопросы патриотизма учащиеся учатся идентифицировать явления материального мира и мира культуры;

-понимать суть терминов «патриотизм», «героизм»

Чтение текстов о Вов, просмотр иллюстраций.

Совместная деятельность в парах.

Воспитание патриотических чувств.

7-8

15.10.15 - 22.10.15

Жизнь ратными подвигами полна.

2

В ходе беседы и просмотра репродукций картин на тему героических страниц истории России знакомятся с фактами подъёма патриотических чувств народа во время освободительных войн, с примерами героизма, с участием церкви в организации защиты Отечества.

Просмотр и обсуждение репродукций, подготовка рассказов по плану о героических страницах отечественной истории.

Выступление учащихся со своими рассказами.

Воспитание чувства гордости за свою страну, за историю России.

9-10

29.10.15 - 12.11.15

В труде - красота человека.

2

В ходе беседы дети учатся видеть в трудолюбии нравственное качество человека.

Читают и анализируют текст сказки «Микула Селянинович» и сказки Ушинского «Два плуга», выделяют главную мысль.

Выставка рисунков по сказкам

Воспитание уважения к чужому труду и трудолюбию.

11-12

19.11.15, 26.11.15

«Плод добрых трудов славен»

2

В ходе прочтения и обсуждения текста Владимира Мономаха «Поучение детям» формируется понятие «усердие».

Слушают и анализируют текст «Поучения» Владимира Мономаха, высказывают своё мнение по поводу изречения монаха Шанти-девы. Подбирают русские пословицы о труде.

Ответы на вопросы.

Воспитание трудолюбия и уважения к труду.

13-14

03.12.15 - 10.12.15

Люди труда.

2

В ходе беседы формируется понятие основных этических категорий «славные трудовые дела подвиги»

Обсуждают проблему «Как проявляется любовь к Родине в мирное время?». Анализируют и оценивают ситуации из жизни сверстников.

Подготовить сообщения о людях труда.

Воспитание любви к Родине и уважения к людям труда.

15-16

17.12.15 - 24.12.15

Бережное отношение к природе.

2

В ходе беседы формируется понятие необходимости бережного отношения к природе

Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма

Подготовить сообщение о заповедниках Псковской области.

Воспитание бережного отношения к природе.

17-18

14.01.16 - 21.01.16

Семья - хранитель духовных ценностей.

2

В ходе беседы формируются понятия о семье как главной ценности каждого человека, понимание терминов «культурные традиции», «духовный мир человека».

Обсуждать пословицы. Рассматривать репродукции картин, отвечать на вопросы, делать выводы. Объяснять значение слов.

Подготовить мини-сочинение «Традиции моей семьи»

Воспитание бережного отношения к членам семьи, уважения к старшим, необходимости сохранения семейных традиций.

3. Религия и культура. 8 часов

19-20

28.01.16 - 04.02.16

Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси.

2

В ходе беседы формируются понятия идентифицировать явленя материального мира и мира духовного, понимать термины «религия», «духовный мир человека».

Обсуждать прочитанное.

Рассматривать репродукции, составлять рассказ. Выделять главную мысль текста. Составлять сообщение. Сравнивать иллюстрации.

Выставка творческих работ «Рождественская открытка»

Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.

21-22

11.02.16 - 18.02.16

Культура ислама.

2

В ходе просмотра видеофильма и его обсуждения дети узнают об истории ислама, знакомятся с искусством, литературой и архитектурой ислама. Формируется понимание роли культуры ислама в развитии мировой культуры.

Просмотр и обсуждение видеофильма. Подготовка творческих работ «Культура ислама»

Выставка творческих работ учащихся.

Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.

23-24

25.02.16 - 03.03.16

Иудаизм и культура.

2

В ходе просмотра презентации учащиеся узнают об истории иудаизма, знакомятся с Торой и Ветхим Заветом, с произведениями живописи, посвящённой священной истории иудаизма.

Просмотр презентации и репродукций картин. Подготовка сообщений «Истории Ветхого Завета»

Подготовка и прослушивание сообщений

Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.

25-26

10.03.16 - 17.03.16

Культурные традиции буддизма.

2

В ходе просмотра видеофильма и его обсуждения дети узнают об истории буддизма, знакомятся с искусством и архитектурой буддизма (ступа, пагода). Формируется понимание влияния буддийских монастырей и монахов на развитие мировой культуры

Просмотр и обсуждение видеофильма. Творческая работа «Буддийский монастырь»

Выставка работ учащихся.

Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.

4. Как сохранить духовные ценности. 4 часа

27-28

24.03.16 - 31.03.16

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2

В ходе беседы формируется понимание о том, как государство заботиться о сохранении духовной культуры и её развитии, узнают о восстановлении государством памятников религиозной культуры.

Просмотр иллюстраций восстановленных памятников религиозной культуры. Творческие работы на тему «Мой храм»

Выставка работ учащихся.

Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.

29-30

07.04.16 - 14.04.16

Хранить память предков.

2

В ходе беседы формируется понятие памяти как духовной ценности, знакомятся с понятием благотворительность и её ролью в развитии духовной культуры народа.

Чтение и обсуждение стать Д.Лихачёва «Память». Подготовка сообщений о русских мецентах.

Сообщения учащихся.

Воспитание уважения к труду, обычаям, вере предков.

5. Твой духовный мир. 4 часа

31-32

21.04.16 - 28.04.16

Что составляет твой духовный мир.

2

В ходе беседы формируется понятие культурного поведения и его необходимости в современном мире, знакомятся с правилами этикета, высказывается оценка своего поведения.

Практическая работа «Учимся быть цивилизованными».

Оформление правил этикета в различных ситуациях.

Воспитывать понимание необходимости правильного поведения и уважения к людям.

33-34

05.05.16 - 12.05.16

Твоя культура поведения и твои нравственные качества.

2

В ходе прочтения и обсуждения дидактических текстов К.Д.Ушинского формируется понимание необходимости самовоспитания, знакомство с понятием самовоспитание.

Работа в группах по заполнению листа самооценки и составления плана самовоспитания.

Результаты работы группы.

Воспитывать понимание необходимости правильного поведения и уважения к людям.

35-36

19.05.16- 26.05.16

Итоговое занятие и экскурсия в храм

2

Повторение и обобщение тем курса.


Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы.

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек - творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде - красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья - хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О

юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.




Список учебно-методической литературы для учителя.

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014

  2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.

  3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2006. - 398 с.: ил.

  4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).

  5. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. - СПб., 2005.

  6. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2006.

  7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.

  8. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. - М., 2007.

  9. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. - М., 2006.

  10. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М., 2005.

  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. - М., 2008.

  12. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М., 2004.

  13. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.

Список учебно-методической литературы для учащихся.

  1. Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).

  2. Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).

  3. Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий / К. В. Рыжов. - Москва: Вече, 2008. - 702 с.: ил. - (Кто есть кто).





Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - scool- collection.edu. ru

Всемирная история в интернете - hrono.ru

История стран и цивилизаций - http: // istorya. ru

Библиотека античной литературы - сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура - artclassic.edu.ru

  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России

  • компьютер;

  • проектор;

  • DVD - диски.


© 2010-2022