- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шихотова И.М. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято « Утверждаю»
на заседании педсовета Директор МБОУ ДОД «ДДТ»:
Протокол от «___» ____ 20__г №______ А. Н. Усенко _________________ « ___ » _____ 20_____г
Рабочая программа
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Срок реализации: 1 год
Программа рассчитана на
учащихся 5 классов
Составитель: Шихотова Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
п. Струги Красные, 2015 г.
Содержание
-
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..3
-
Календарно-тематическое планирование курса………………………………………………………………………..7
-
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы……………………………………..12
-
Список учебно-методической литературы для учителя и учащихся………………………………………………...14
-
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение…………………………………………...15
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
-
Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 + приказ от 8.06.2015 №576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 уч.год»)
-
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
-
Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам.
Направленность программы.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
- чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
- организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
- отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
-
последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика)
Актуальность программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Цели и задачи курса.
Цель учебного курса «ОДНКНР» - формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрении.
Задачи курса:
-
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что основные темы рассматриваются более подробно и составляют не 17, а 36 часов, включая экскурсии и проектную деятельность.
Возраст детей.
Возраст детей, обучающихся в данном курсе составляет 11 - 12 лет.
Сроки реализации.
Данная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в течении года 1 час в неделю, общее количество часов 36.
В программе прослеживаются следующие содержательные линии: «В мире культуры» - 4 часа, «Нравственные ценности российского народа» - 14 часов, «Религия и культура» - 8 часов, «Как сохранить духовные ценности» - 4 часа, «Твой духовный мир» - 4 часа, итоговое повторение - 2 часа.
Форма и режим занятий.
Форма занятий: беседы, выполнение творческих работ, экскурсии, выставки работ, конкурсы стихов. Режим занятий : 45 минут.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты: - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные: - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий; - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные: - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные: - оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные: - анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Календарно-тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (36 часов)
№
п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Виды контроля
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1. В мире культуры. 4 часа
1-2
03.09.15 - 10.09.15
Величие многонациональной российской культуры
2
В ходе беседы учащиеся учатся идентифицировать явления материального мира и мира культуры, понимать суть терминов «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности», «Законы нравственности»
Просмотр презентации. Подготовка сообщения о знаменитых деятелях культуры.
Прослушивание сообщений учащихся
Воспитание уважения к нравственным ценностям российского народа.
3-4
17.09.15 - 24.09.15
Человек-творец и носитель культуры.
2
В ходе беседы учащиеся учатся идентифицировать явления материального мира и мира культуры; понимать суть терминов «патриотизм», «героизм».
Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике, высказывания Ньютона, объяснение русских пословиц.
Разгадывание кроссворда по понятиям курса.
Воспитывается уважение к человеку, понимание нужности духовно-нравственных ценностей народа.
2. Нравственные ценности российского народа. 14 часов
5-6
01.10.15 - 08.10.15
«Береги землю родимую, как мать любимую»
2
Обсуждая вопросы патриотизма учащиеся учатся идентифицировать явления материального мира и мира культуры;
-понимать суть терминов «патриотизм», «героизм»
Чтение текстов о Вов, просмотр иллюстраций.
Совместная деятельность в парах.
Воспитание патриотических чувств.
7-8
15.10.15 - 22.10.15
Жизнь ратными подвигами полна.
2
В ходе беседы и просмотра репродукций картин на тему героических страниц истории России знакомятся с фактами подъёма патриотических чувств народа во время освободительных войн, с примерами героизма, с участием церкви в организации защиты Отечества.
Просмотр и обсуждение репродукций, подготовка рассказов по плану о героических страницах отечественной истории.
Выступление учащихся со своими рассказами.
Воспитание чувства гордости за свою страну, за историю России.
9-10
29.10.15 - 12.11.15
В труде - красота человека.
2
В ходе беседы дети учатся видеть в трудолюбии нравственное качество человека.
Читают и анализируют текст сказки «Микула Селянинович» и сказки Ушинского «Два плуга», выделяют главную мысль.
Выставка рисунков по сказкам
Воспитание уважения к чужому труду и трудолюбию.
11-12
19.11.15, 26.11.15
«Плод добрых трудов славен»
2
В ходе прочтения и обсуждения текста Владимира Мономаха «Поучение детям» формируется понятие «усердие».
Слушают и анализируют текст «Поучения» Владимира Мономаха, высказывают своё мнение по поводу изречения монаха Шанти-девы. Подбирают русские пословицы о труде.
Ответы на вопросы.
Воспитание трудолюбия и уважения к труду.
13-14
03.12.15 - 10.12.15
Люди труда.
2
В ходе беседы формируется понятие основных этических категорий «славные трудовые дела подвиги»
Обсуждают проблему «Как проявляется любовь к Родине в мирное время?». Анализируют и оценивают ситуации из жизни сверстников.
Подготовить сообщения о людях труда.
Воспитание любви к Родине и уважения к людям труда.
15-16
17.12.15 - 24.12.15
Бережное отношение к природе.
2
В ходе беседы формируется понятие необходимости бережного отношения к природе
Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма
Подготовить сообщение о заповедниках Псковской области.
Воспитание бережного отношения к природе.
17-18
14.01.16 - 21.01.16
Семья - хранитель духовных ценностей.
2
В ходе беседы формируются понятия о семье как главной ценности каждого человека, понимание терминов «культурные традиции», «духовный мир человека».
Обсуждать пословицы. Рассматривать репродукции картин, отвечать на вопросы, делать выводы. Объяснять значение слов.
Подготовить мини-сочинение «Традиции моей семьи»
Воспитание бережного отношения к членам семьи, уважения к старшим, необходимости сохранения семейных традиций.
3. Религия и культура. 8 часов
19-20
28.01.16 - 04.02.16
Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси.
2
В ходе беседы формируются понятия идентифицировать явленя материального мира и мира духовного, понимать термины «религия», «духовный мир человека».
Обсуждать прочитанное.
Рассматривать репродукции, составлять рассказ. Выделять главную мысль текста. Составлять сообщение. Сравнивать иллюстрации.
Выставка творческих работ «Рождественская открытка»
Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.
21-22
11.02.16 - 18.02.16
Культура ислама.
2
В ходе просмотра видеофильма и его обсуждения дети узнают об истории ислама, знакомятся с искусством, литературой и архитектурой ислама. Формируется понимание роли культуры ислама в развитии мировой культуры.
Просмотр и обсуждение видеофильма. Подготовка творческих работ «Культура ислама»
Выставка творческих работ учащихся.
Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.
23-24
25.02.16 - 03.03.16
Иудаизм и культура.
2
В ходе просмотра презентации учащиеся узнают об истории иудаизма, знакомятся с Торой и Ветхим Заветом, с произведениями живописи, посвящённой священной истории иудаизма.
Просмотр презентации и репродукций картин. Подготовка сообщений «Истории Ветхого Завета»
Подготовка и прослушивание сообщений
Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.
25-26
10.03.16 - 17.03.16
Культурные традиции буддизма.
2
В ходе просмотра видеофильма и его обсуждения дети узнают об истории буддизма, знакомятся с искусством и архитектурой буддизма (ступа, пагода). Формируется понимание влияния буддийских монастырей и монахов на развитие мировой культуры
Просмотр и обсуждение видеофильма. Творческая работа «Буддийский монастырь»
Выставка работ учащихся.
Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.
4. Как сохранить духовные ценности. 4 часа
27-28
24.03.16 - 31.03.16
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
2
В ходе беседы формируется понимание о том, как государство заботиться о сохранении духовной культуры и её развитии, узнают о восстановлении государством памятников религиозной культуры.
Просмотр иллюстраций восстановленных памятников религиозной культуры. Творческие работы на тему «Мой храм»
Выставка работ учащихся.
Воспитание милосердия, терпимости и уважения к религиозным традициям народа.
29-30
07.04.16 - 14.04.16
Хранить память предков.
2
В ходе беседы формируется понятие памяти как духовной ценности, знакомятся с понятием благотворительность и её ролью в развитии духовной культуры народа.
Чтение и обсуждение стать Д.Лихачёва «Память». Подготовка сообщений о русских мецентах.
Сообщения учащихся.
Воспитание уважения к труду, обычаям, вере предков.
5. Твой духовный мир. 4 часа
31-32
21.04.16 - 28.04.16
Что составляет твой духовный мир.
2
В ходе беседы формируется понятие культурного поведения и его необходимости в современном мире, знакомятся с правилами этикета, высказывается оценка своего поведения.
Практическая работа «Учимся быть цивилизованными».
Оформление правил этикета в различных ситуациях.
Воспитывать понимание необходимости правильного поведения и уважения к людям.
33-34
05.05.16 - 12.05.16
Твоя культура поведения и твои нравственные качества.
2
В ходе прочтения и обсуждения дидактических текстов К.Д.Ушинского формируется понимание необходимости самовоспитания, знакомство с понятием самовоспитание.
Работа в группах по заполнению листа самооценки и составления плана самовоспитания.
Результаты работы группы.
Воспитывать понимание необходимости правильного поведения и уважения к людям.
35-36
19.05.16- 26.05.16
Итоговое занятие и экскурсия в храм
2
Повторение и обобщение тем курса.
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы.
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек - творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде - красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья - хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Список учебно-методической литературы для учителя.
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014
-
Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.
-
Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2006. - 398 с.: ил.
-
Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
-
Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. - СПб., 2005.
-
Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2006.
-
Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
-
Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. - М., 2007.
-
Карандашев В.Н. Педагогическая психология. - М., 2006.
-
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М., 2005.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. - М., 2008.
-
Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М., 2004.
-
Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.
Список учебно-методической литературы для учащихся.
-
Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
-
Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
-
Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий / К. В. Рыжов. - Москва: Вече, 2008. - 702 с.: ил. - (Кто есть кто).
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - scool- collection.edu. ru
Всемирная история в интернете - hrono.ru
История стран и цивилизаций - http: // istorya. ru
Библиотека античной литературы - сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - artclassic.edu.ru
-
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России
-
компьютер;
-
проектор;
-
DVD - диски.