ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.А. Воскобойникова,

г. Липецк

ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Дополнительное образование рассматривается в научном мире как «особо ценный тип образования», как зона ближайшего развития образования. Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС начального образования второго поколения. Наиболее перспективной и педагогически продуктивной для выполнения «социального заказа» семьи и ребенка, по мнению автора статьи, является модель дополнительного образования, рекомендуемая в условиях внедрения ФГОС. Именно эта модель предоставляет ребенку возможность обогащать свой индивидуальный социальный опыт, в том числе и за счет расширения коммуникативно-образовательного пространств, а также организацию внеурочной деятельности за пределами общеобразовательного учреждения, снимает психологическую напряженность, дает возможность школьнику обновить среду своего общения, предполагает в целом ряде случаев более высокий уровень организации познавательно-творческой деятельности за счет улучшенной материально-технической базы и возможности включиться в различные формы организации целостного учебно-воспитательного процесса. Взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования способствует эффективной трансляции внеурочной деятельности в условиях внедрения стандартов второго поколения. Диапазон конструктора внеурочной деятельности расширен за счет творческих возможностей педагогов, за счет фантазии детей, за счет растущей быстрыми темпами технических новаций.

В Липецке имеется уже накопившийся опыт использования ресурса культурно-творческой, досуговой инфраструктуры в условиях внедрения ФГОС, т.е. внеурочной деятельностью занимаются как педагоги дополнительных образовательных учреждений, так и педагоги общеобразовательных организаций. Так, ЦРТДиЮ «Левобережный» заключил с учреждениями г. Липецка (МБОУ гимназия № 12, МБОУ СОШ № 4, 5, 7, 11, 37 (филиал №2) договоры о совместной деятельности в рамках внедрения внеурочной деятельности в учебно-воспитательный процесс.

Среди педагогического состава Центра 20 педагогов дополнительного образования работают по программам, направленным на реализацию внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения, таким как «Логическое мышление», «Волшебное перышко», «Мир волшебного оригами», «Я и мир вокруг» и др. Педагоги дополнительного образования прошли курсы повышения квалификации по вопросам ФГОС, что позволило разработать дополнительные общеразвивающие программы по таким направлениям, как эстетическое, познавательное, социальное. Содержание программы предполагает работу педагога с детским объединением в течение 4 лет и уточняется календарно-тематическим планом.

Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Так, например, в декоративно-прикладном направлении можно выделить программу «Рукотворчество» педагога дополнительного образования Центра Губиной О.А. Особое значение педагог в работе с детьми во внеурочной деятельности придает тому, что во время занятий учащиеся могут свои знания, полученные на уроке «Окружающий мир», применить в практической деятельности. Основа программы - научить ребенка разумно использовать, так называемые отходы производства (макулатура, б/у пластик и другой материал). Педагог обращает внимание на то, что знания об экологии хороши тогда, когда человек может конкретными действиями помогать природе, охранять ее от загрязнения. Помимо экологического просвещения программа «Рукотворчество» способствует развитию мелкой моторики, что благотворно влияет на формирование активной детской речи и направлена на исправление ее недостатков.

Еще одна программа, апробированная в условиях внедрения ФГОС, - программа «Вдохновение» педагога дополнительного образования Тарасенко Л.В. Занятия по данной программе «усиливают» практической частью школьные уроки «Изобразительного искусства». Программа предусматривает динамичную смену творческой деятельности, чередует различные техники, дети на занятиях активно осваивают метод проектирования, который способствует формированию образного мышления, помогает самоопределению и социализации. Проекты, которые создаются на занятиях по внеурочной деятельности, выставляются на конкурсы различного уровня и занимают призовые места. Так, проект «Волшебный аквариум» стал победителем III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в 2013 году. Детей такая результативность их деятельности мотивирует на дальнейшую творческую деятельность

Внеурочная деятельность уже прочно вошла в систему воспитания образовательных учреждений города Липецка и в частности Центра развития творчества детей и юношества «Левобережный». Победы детей в различных конкурсах по разным направлениям - доказательство того, что внеурочная деятельность способствует творческому становлению личности, а значит эффект такой деятельности очевиден.

Таким образом, в процессе формирования личности, внеурочная деятельность играет определённую роль, она способствует формированию в сознании ребенка основных социальных, нравственных и культурных ценностей, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

Литература:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М. «Просвещение», 2010.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков А.В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., «Просвещение», 2009.

  3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. - Липецк: ЛИРО, 2012.

Интернет - ресурс:

  1. dopedu.ru/kratkie-novosti/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-nashey-novoy-shkole

  2. ipk.68edu.ru/images/stories/docs/fcpro/fgos-dek/shishkova.pdf

  3. wiki.saripkro.ru/index.php





© 2010-2022