Рабочая программа Крымскотатарский язык

Раздел Дополнительное образование
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

инженерно-педагогический колледж


республиканского высшего учебного заведения

«крымский инженерно-педагогический университет»












ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Крымскотатарский язык


для специальности


44.02.01 «Дошкольное образование»
















Симферополь, 2014 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Организация-разработчик: «Инженерно-педагогический колледж»

РВУЗ «КИПУ»

Разработчики:

Преподаватель крымскотатарского языка: Тультуль М.У.

©

©

©

©

©

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Примерная программа учебной дисциплины «Крымскотатарский язык» предназначена для изучения курса крымскотатарского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Основное назначение крымскотатарского языка - способствовать овладению учениками умениями и навыками общаться в устной и письменной формах в соответствии с мотивами, целями и социальными нормами речевого поведения в типичных сферах и ситуациях. Именно учреждение среднего профессионального образования является тем учебным заведением, где формируются базовые механизмы иноязычного общения, которые в будущем выпускники смогут развивать и совершенствовать в соответствии с собственными потребностями.

Главная цель изучения крымскотатарского языка заключается в формировании у обучающихся коммуникативной компетенции, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков. Развитие коммуникативной компетенции зависит от социокультурных и социолингвистических знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вхождение личности в другой социум и способствуют ее социализации в новом для нее обществе.

Основными коммуникативными умениями являются:

1)умение осуществлять общение (в монологической и диалогической формах);

2)умение понимать из услышанного содержание текстов;

3)умение читать и понимать тексты разных жанров и видов, рассматривая их как источник разнообразной информации и как средство овладения ею;

4)умение осуществлять общение в письменной форме в соответствии с поставленными заданиями;

5)умение адекватно использовать опыт, приобретенный в изучении языка, рассматривая его как средство осознанного овладения крымскотатарским языком;

6)умение использовать в случае необходимости невербальные средства общения при условии дефицита имеющихся языковых средств.

Развитие коммуникативных умений невозможно без овладения

языковыми средствами реализации устной и письменной речи. Однако знание лексического и грамматического материала еще не обеспечивает становления коммуникативных умений. Необходимы умения оперирования этим материалом, а также использования его для восприятия информации в определенных сферах общения.

Коммуникативные языковые компетенции формируются на основе взаимосвязанного речевого, социокультурного, социолингвистического и языкового развития обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и интересами на каждом этапе овладения крымскотатарским языком и состоят из:

1) языковой (лингвистической) компетенции, которая обеспечивает овладение учениками языковым материалом с целью использования его в устной и письменной речи;

2) социолингвистической компетенции, которая обеспечивает формирование умений пользоваться в процессе общения речевыми реалиями (образцами), особенными правилами речевого поведения, характерными для Крыма, язык которого изучается;

3) прагматичной компетенции, которая связана со знаниями принципов, по которым высказывания организуются, структурируются, используются для осуществления коммуникативных функций и согласуются согласно интерактивными и трансактивными схемами.

В процессе обучения крымскотатарского языка формируются общие компетенции, которые состоят из:

1) декларативных знаний, которые включают знание мира; социокультурная компетенция предусматривает усвоение учениками знаний социокультурных особенностей Крыма, язык которого изучается, культурных ценностей и морально-этических норм тюркских народов, а также формирование умений их использовать в практической деятельности;

2) практических и межкультурных умений и навыков, таких как социальные умения, навыки повседневной жизни и тому подобное;

3) "компетенция существования", которая связана с индивидуальными особенностями поведения, мотиваций, ценностей, идеалов и типа личности;

4) общеучебных компетенций (умение учиться), которые способствуют овладению обучающимися стратегиями речевой деятельности, направленной на решения учебных заданий и жизненные проблемы.

Во время учебы реализуются также образовательная, воспитательная и развивающая цели.

Образовательная цель предусматривает формирование у обучающихся таких личностных качеств как:

- осознание функций крымскотатарского языка в учебном процессе и в обществе;

- сопоставление крымскотатарского языка с родным;

-овладение знаниями о культуре, истории, реалиях и традициях крымскотатарского народа, язык которого изучается;

- привлечение учеников к диалогу культур;

- умение использовать в случае необходимости разнообразные стратегии для удовлетворения дидактических потребностей (работать с книгой, учебником, словарем).

Средствами крымскотатарского языка происходит воспитание

обучающихся (воспитательная цель), которое осуществляется через систему личностных отношений с новой культурой и процессом овладения ею.

Этому способствует воспитание у учеников:

1)позитивного отношения к крымскотатарскому языку как средству общения, уважения к народу, носителя этого языка, толерантного отношения к его культуре, обычаям и образу жизни;

2)культуры общения, принятой в современном цивилизованном мире;

3)эмоционально-ценностного отношения ко всему, что нас окружает;

4)понимание важности овладения крымскотатарским языком и потребности использовать его как средство общения.

Овладение крымскотатарским языком содействует развитию у учеников (развивающая цель):

1)языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;

2)готовности участвовать в иноязычном общении;

3)желание к дальнейшему самосовершенствованию в отрасли овладения крымскотатарским языком;

4)умение переноса знаний и навыков в новую ситуацию путем выполнения проблемно-поисковой деятельности.

Все цели изучения достигаются в комплексе, подчиняются главной цели и реализуются в процессе ее достижения и содействуют таким образом разностороннему развитию личности обучающегося.

Овладение обучающимися крымскотатарским языком содействует развитию в них способностей использовать его как инструмент общения в диалоге культур.

Учебный процесс организуется таким способом, чтобы способствовать формированию у обучающихся умений и навыков устной (говорение, аудирование) и письменной (чтение, письмо) речи. Процесс учебы всех видов речевой деятельности должен осуществляться параллельно и взаимосвязано.

Изучение начинается с формирования у обучающихся определенных навыков и умений. В связи с этим фонетический аспект речи должен усваиваться непосредственно в практической деятельности, в процессе овладения тематическим, лексическим и грамматическим материалом. Работа над произношением осуществляется на протяжении всего курса изучения.










содержание

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9


2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10


3.условия реализации программы

учебной дисциплины 20


4.Контроль и оценка результатов Освоения 22

учебной дисциплины










1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ЯЗЫК


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по направлению 44.02.01 «Дошкольное образование».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально - экономический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Главная цель изучения дисциплины «Крымскотатарский язык» заключается в формировании у учеников коммуникативной компетенции, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- общаться (устно и письменно) на крымскотатарском языке на профессиональные и повседневные темы;

- переводить (со словарём) тексты;

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарём) текстов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

всего - 59 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 59 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

59

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Крымскотатарский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Фонетика.


20




ознакомительный, репродуктивный

Тема 1.1. Къырымтатар тилинде арифлер системасы.

Содержание учебного материала


1.Ариф ве сес.

2

2.Созукъ сеслерининъ таснифи.

2

3. Тутукъ сеслерининъ таснифи.

2

4.Нутукъ инкишафы дерси: «Озю акъкъында икяе».

2

5.Къырымтатар тилинде халкъ агъыз яратыджылыгъынынъ ери.

2

6.Нутукъ инкишафы дерси: «Меним кунюм».

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Бешер сезлернинъ фонетик талилини япмакъ.

2.Янъы сезлерини лугъаткъа язып,огренмек.

3.Бедий эдебияттан бешер джумле дефтерге кочюрип, анълашылмагъан сезлерини лугъат дефтерине язмакъ ве огренмек.


Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Нутукъ сеслер къырымтатар тилинде.Оларнынъ чешитлери.

2.Эджа. Онынъ вариантлары.

3.Имля къаиделери.

6

продуктивный

Раздел 2.Сез япылувы.



6



ознакомительный, репродуктивный

Тема 2.1. Сез теркиби

Содержание учебного материала


1. Тамыр. Ялгъама. Негиз.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Дерсте алынгъан бильгилерини практик мешгъулиетлер ярдымынен арртырмакъ.


Самостоятельная работа обучающихся:

1.Тамырдаш сезлер ве оларнынъ маналары.

2.Ялгъама. Онынъ функциясы. Ялгъамаларнынъ чешитлери.

4

продуктивный

Раздел 3. Морфология.

14



ознакомительный, репродуктивный

Тема 3.1. Сез чешитлери.

Содержание учебного материала


1.Мустакъиль сез чешитлери. Исим. Сыфат.

2

2. Сайы. Замир. Зарф.

2

3.Нутукъ инкишафы: «Мейва ве чечеклер».

2

4.Фииль. Эсас шекиллери, заманы.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

1.Берильген джумлелерден 10-ар исимлерни тапып, дефтерге кочюрип язмакъ. Оларны морфологик талиль этмеге.

2.Берильген ресимлерге бакъып, уфакъ бир икяе тизмеге.

3.Берильген булмачаны шиирлер ве ресимлер ярдымынен чезмек.

4.Бедий эдебияттан алынгъан джумлелерини дефтерге кочюрип, огренильген сез чешитлерини тапмакъ ые оларнынъ морфологик талилини япмакъ.



Контрольные работы. Диктант.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

1.Сез чешитлери- умумий малюмат.

2. Мустакъиль сез чешитлернинъ функциясы.

3. Фииллернинъ грамматик категориялары.Заманлары.

4

продуктивный

Раздел 4.

Фразеология.

6



ознакомительный, репродуктивный

Тема 4.1. Фразеологизм ве сез.

Содержание учебного материала


1. Фразеологизмлернинъ къулланма саалары.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1. Ресимлерге бакъып фразеологизмлерни хатырламакъ, оларны рус тилине терджиме этмек, манасыны анълатмакъ.

2. Ресимде берильген фразеологизмлернинъ бир къачларынен джумле тизмек.

3. Берильген текст ярдымынен фразеологизм ве сез арасында фаркълыгъыны косьтермек.


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Фразеология. Онынъ хусусиетлери. Фразеологиянынъ бирлемлери.

4

продуктивный

Раздел 5.

Синтаксис.


13


ознакомительный, репродуктивный


Тема 5.1.

Джумле .

Содержание учебного материала


1.Джумле. Умумий малюмат.

2

2. Адий джумле.

2

3.Джумленинъ биринджи ве экинджи дередже азалары.

4

4. Сонъки дерс. Пекитюв.

1

Лабораторные работы


Практические занятия:

1. Берильген къаиделерини эзберлемек.

2.Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, биринджи дередже азаларыны къайд этмек.

3. Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, экинджи дередже азаларыны къайд этмек.

4.Джумлелерининъ толу синтактик талилини япмакъ.

5. Муреккеп джумлелер узеринде пекитюв практик вазифелер.

6. Пекитюв.



продуктивный

Контрольные работы.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Лугъат байлыгъыны арттырмакъ.

2.Джумленинъ умумий характеристикасы.

3.Предикатив меркез джумледе. Экинджи дередже азаларнынъ джумледеки вазифеси

2

Тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены)

-

Всего:

59


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Крымскотатарский язык»

Группа ДО-14, дневное отделение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Фонетика.


14





ознакомительный, репродуктивный

Тема 1.1. Къырымтатар тилинде арифлер системасы.

Содержание учебного материала


1.Ариф ве сес.

2

2.Созукъ сеслерининъ таснифи.

2

3. Тутукъ сеслерининъ таснифи.

2

4.Нутукъ инкишафы дерси: «Озю акъкъында икяе».

2

5. Къырымтатар тилинде халкъ агъыз яратыджылыгъынынъ ери.

2

6.Нутукъ инкишафы дерси: «Меним кунюм».

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Бешер сезлернинъ фонетик талилини япмакъ.

2.Янъы сезлерини лугъаткъа язып,огренмек.

3.Бедий эдебияттан бешер джумле дефтерге кочюрип, анълашылмагъан сезлерини лугъат дефтерине язмакъ ве огренмек.


Контрольные работы:Пекитюв.

2

Раздел 2.Сез япылувы.


5


Тема 2.1. Сез теркиби

Содержание учебного материала





ознакомительный, репродуктивный

1. Тамыр. Ялгъама. Негиз.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Дерсте алынгъан бильгилерини практик мешгъулиетлер ярдымынен арртырмакъ.


Контрольные работы: Диктант.

2

2. Сонъки дерс. Пекитюв.

1

Раздел 3. Морфология.

8



ознакомительный, репродуктивный


Тема 3.1. Сез чешитлери.

Содержание учебного материала


1. Мустакъиль сез чешитлери. Исим.

2

2.Сыфат. Сайы.

4

3.Нутукъ инкишафы: «Мейва ве чечеклер».

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Берильген джумлелерден 10-ар исимлерни тапып, дефтерге кочюрип язмакъ. Оларны морфологик талиль этмеге.

2.Берильген ресимлерге бакъып, уфакъ бир икяе тизмеге.

3.Берильген булмачаны шиирлер ве ресимлер ярдымынен чезмек.

4.Бедий эдебияттан алынгъан джумлелерини дефтерге кочюрип, огренильген сез чешитлерини тапмакъ ые оларнынъ морфологик талилини япмакъ.



Раздел 4.

Фразеология.

2




ознакомительный,


репродуктивный

Тема 4.1. Фразеологизм ве сез.

Содержание учебного материала


1. Фразеологизмлернинъ къулланма саалары.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1. Ресимлерге бакъып фразеологизмлерни хатырламакъ, оларны рус тилине терджиме этмек, манасыны анълатмакъ.

2. Ресимде берильген фразеологизмлернинъ бир къачларынен джумле тизмек.

3. Берильген текст ярдымынен фразеологизм ве сез арасында фаркълыгъыны косьтермек.


Раздел 5.

Синтаксис.

10



ознакомительный,


репродуктивный

Тема 5.1.

Джумле .

Содержание учебного материала


1.Джумле. Умумий малюмат.

2

2. Адий джумле.

2

3.Джумленинъ биринджи ве экинджи дередже азалары.

4

Лабораторные работы


Практические занятия:

1. Берильген къаиделерини эзберлемек.

2.Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, биринджи дередже азаларыны къайд этмек.

3. Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, экинджи дередже азаларыны къайд этмек.

4.Джумлелерининъ толу синтактик талилини япмакъ.

5. Муреккеп джумлелер узеринде пекитюв практик вазифелер.

6. Пекитюв.



Контрольные работы. Пекитюв.

2

Тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены)

-

Всего:

39

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Крымскотатарский язык»

Группа ДО-13, дневное отделение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Фонетика.


14



ознакомительный,


репродуктивный

Тема 1.1. Къырымтатар тилинде арифлер системасы.

Содержание учебного материала


1.Ариф ве сес.

2

2.Созукъ сеслерининъ таснифи.

2

3. Тутукъ сеслерининъ таснифи.

2

4.Нутукъ инкишафы дерси: «Озю акъкъында икяе».

2

5. Къырымтатар тилинде халкъ агъыз яратыджылыгъынынъ ери.

2

6.Нутукъ инкишафы дерси: «Меним кунюм».

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Бешер сезлернинъ фонетик талилини япмакъ.

2.Янъы сезлерини лугъаткъа язып,огренмек.

3.Бедий эдебияттан бешер джумле дефтерге кочюрип, анълашылмагъан сезлерини лугъат дефтерине язмакъ ве огренмек.



Контрольные работы

2

Раздел 2.Сез япылувы.


4



ознакомительный,


репродуктивный

Тема 2.1. Сез теркиби

Содержание учебного материала


1. Тамыр. Ялгъама. Негиз.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Дерсте алынгъан бильгилерини практик мешгъулиетлер ярдымынен арртырмакъ.


Контрольные работы. Диктант.

2

Раздел 3. Морфология.

8



ознакомительный,


репродуктивный

Тема 3.1. Сез чешитлери.

Содержание учебного материала


1.Мустакъиль сез чешитлери. Исим.

2

2.Сыфат. Сайы.

4

3. Нутукъ инкишафы: «Мейва ве чечеклер».

2

4.Сайы. Онынъ манна ве грамматик аляметлери.


5.Нутукъ инкишафы: «Йыл мевсимлери»



6.Замир.



7.Зарф. Зарфнынъ манасы ве грамматик категориялары.


8. Фииль.Эсас шекиллери, заманы.


9.Нутукъ инкишафы: «Айванат багъчасында».


Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Берильген джумлелерден 10-ар исимлерни тапып, дефтерге кочюрип язмакъ. Оларны морфологик талиль этмеге.

2.Берильген ресимлерге бакъып, уфакъ бир икяе тизмеге.

3.Берильген булмачаны шиирлер ве ресимлер ярдымынен чезмек.

4.Бедий эдебияттан алынгъан джумлелерини дефтерге кочюрип, огренильген сез чешитлерини тапмакъ ые оларнынъ морфологик талилини япмакъ.

*

Раздел 4.

Фразеология.

2



ознакомительный,


репродуктивный

Тема 4.1. Фразеологизм ве сез.

Содержание учебного материала


1. Фразеологизмлернинъ къулланма саалары.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1. Ресимлерге бакъып фразеологизмлерни хатырламакъ, оларны рус тилине терджиме этмек, манасыны анълатмакъ.

2. Ресимде берильген фразеологизмлернинъ бир къачларынен джумле тизмек.

3. Берильген текст ярдымынен фразеологизм ве сез арасында фаркълыгъыны косьтермек.


Раздел 5.

Синтаксис.

9


Тема 5.1.

Джумле .

Содержание учебного материала




репродуктивный,



продуктивный

1.Джумле. Умумий малюмат.

2

2. Адий джумле.

2

3.Джумленинъ биринджи ве экинджи дередже азалары.

2

4. Сонъки дерс. Пекитюв.

1

Лабораторные работы


Практические занятия:

1. Берильген къаиделерини эзберлемек.

2.Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, биринджи дередже азаларыны къайд этмек.

3. Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, экинджи дередже азаларыны къайд этмек.

4.Джумлелерининъ толу синтактик талилини япмакъ.

5. Муреккеп джумлелер узеринде пекитюв практик вазифелер.

6. Пекитюв.


Контрольные работы.Диктант.

2

Тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены)

-

Всего:

37


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Крымскотатарский язык»

Группа ДО-12, дневное отделение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Фонетика.


14




ознакомительный,


репродуктивный

Тема 1.1. Къырымтатар тилинде арифлер системасы.

Содержание учебного материала


1.Ариф ве сес.

2

2.Созукъ сеслерининъ таснифи.

2

3. Тутукъ сеслерининъ таснифи.

2

4.Нутукъ инкишафы дерси: «Озю акъкъында икяе».

2

5. Къырымтатар тилинде халкъ агъыз яратыджылыгъынынъ ери.

2

6.Нутукъ инкишафы дерси: «Меним кунюм».

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Бешер сезлернинъ фонетик талилини япмакъ.

2.Янъы сезлерини лугъаткъа язып,огренмек.

3.Бедий эдебияттан бешер джумле дефтерге кочюрип, анълашылмагъан сезлерини лугъат дефтерине язмакъ ве огренмек.

*


Контрольные работы:Пекитюв.

2

Раздел 2.Сез япылувы.


4



ознакомительный,


репродуктивный

Тема 2.1. Сез теркиби

Содержание учебного материала


1. Тамыр. Ялгъама. Негиз.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Дерсте алынгъан бильгилерини практик мешгъулиетлер ярдымынен арртырмакъ.


Контрольные работы: Диктант.

2

Раздел 3. Морфология.

8





ознакомительный,


репродуктивный

Тема 3.1. Сез чешитлери.

Содержание учебного материала


1. Мустакъиль сез чешитлери. Исим.

2

2.Сыфат. Сайы.

4

3.Нутукъ инкишафы: «Мейва ве чечеклер».

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Берильген джумлелерден 10-ар исимлерни тапып, дефтерге кочюрип язмакъ. Оларны морфологик талиль этмеге.

2.Берильген ресимлерге бакъып, уфакъ бир икяе тизмеге.

3.Берильген булмачаны шиирлер ве ресимлер ярдымынен чезмек.

4.Бедий эдебияттан алынгъан джумлелерини дефтерге кочюрип, огренильген сез чешитлерини тапмакъ ые оларнынъ морфологик талилини япмакъ.


Раздел 4.

Фразеология.

2




ознакомительный,



репродуктивный

Тема 4.1. Фразеологизм ве сез.

Содержание учебного материала


1. Фразеологизмлернинъ къулланма саалары.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1. Ресимлерге бакъып фразеологизмлерни хатырламакъ, оларны рус тилине терджиме этмек, манасыны анълатмакъ.

2. Ресимде берильген фразеологизмлернинъ бир къачларынен джумле тизмек.

3. Берильген текст ярдымынен фразеологизм ве сез арасында фаркълыгъыны косьтермек.


Раздел 5.

Синтаксис.

8




репродуктивный,


продуктивный

Тема 5.1.

Джумле .

Содержание учебного материала


1.Джумле. Умумий малюмат.

2

2. Адий джумле.

2

3.Джумленинъ биринджи ве экинджи дередже азалары.

2

Лабораторные работы


Практические занятия:

1. Берильген къаиделерини эзберлемек.

2.Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, биринджи дередже азаларыны къайд этмек.

3. Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, экинджи дередже азаларыны къайд этмек.

4.Джумлелерининъ толу синтактик талилини япмакъ.

5. Муреккеп джумлелер узеринде пекитюв практик вазифелер.

6. Пекитюв.


Контрольные работы. Пекитюв.

2

Тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены)

-

Всего:

36


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Крымскотатарский язык»

Группа ДО-11, дневное отделение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Фонетика.


14



ознакомительный,


репродуктивный

Тема 1.1. Къырымтатар тилинде арифлер системасы.

Содержание учебного материала


1.Ариф ве сес.

2

2.Созукъ сеслерининъ таснифи.

2

3. Тутукъ сеслерининъ таснифи.

2

4.Нутукъ инкишафы дерси: «Озю акъкъында икяе».

2

5. Къырымтатар тилинде халкъ агъыз яратыджылыгъынынъ ери.

2


6.Нутукъ инкишафы дерси: «Меним кунюм».

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Бешер сезлернинъ фонетик талилини япмакъ.

2.Янъы сезлерини лугъаткъа язып,огренмек.

3.Бедий эдебияттан бешер джумле дефтерге кочюрип, анълашылмагъан сезлерини лугъат дефтерине язмакъ ве огренмек.


Контрольные работы:Пекитюв.

2

Раздел 2.Сез япылувы.


2


ознакомительный,


репродуктивный

Тема 2.1. Сез теркиби

Содержание учебного материала


1. Тамыр. Ялгъама. Негиз.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Дерсте алынгъан бильгилерини практик мешгъулиетлер ярдымынен арртырмакъ.


Раздел 3. Морфология.

10




ознакомительный,


репродуктивный


Тема 3.1. Сез чешитлери.

Содержание учебного материала


1. Мустакъиль сез чешитлери. Исим. Сыфат.

2

2. Сайы. Замир. Зарф.

2

3.Нутукъ инкишафы: «Мейва ве чечеклер».

2

4.Фииль.Эсас шекиллери, заманы.

2

Контрольные работы: Диктант.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Берильген джумлелерден 10-ар исимлерни тапып, дефтерге кочюрип язмакъ. Оларны морфологик талиль этмеге.

2.Берильген ресимлерге бакъып, уфакъ бир икяе тизмеге.

3.Берильген булмачаны шиирлер ве ресимлер ярдымынен чезмек.

4.Бедий эдебияттан алынгъан джумлелерини дефтерге кочюрип, огренильген сез чешитлерини тапмакъ ые оларнынъ морфологик талилини япмакъ.


Раздел 4.

Фразеология.

2



ознакомительный,


репродуктивный

Тема 4.1. Фразеологизм ве сез.

Содержание учебного материала


1. Фразеологизмлернинъ къулланма саалары.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1. Ресимлерге бакъып фразеологизмлерни хатырламакъ, оларны рус тилине терджиме этмек, манасыны анълатмакъ.

2. Ресимде берильген фразеологизмлернинъ бир къачларынен джумле тизмек.

3. Берильген текст ярдымынен фразеологизм ве сез арасында фаркълыгъыны косьтермек.


Раздел 5.

Синтаксис.


11






репродуктивный,


продуктивный

Тема 5.1.

Джумле .

Содержание учебного материала


1.Джумле. Умумий малюмат.

2

2. Адий джумле.

2

3.Джумленинъ биринджи ве экинджи дередже азалары.

4

4. Сонъки дерс. Пекитюв.

1

Лабораторные работы


Практические занятия:

1. Берильген къаиделерини эзберлемек.

2.Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, биринджи дередже азаларыны къайд этмек.

3. Берильген джумлелерден адий джумлелерини тапып, экинджи дередже азаларыны къайд этмек.

4.Джумлелерининъ толу синтактик талилини япмакъ.

5. Муреккеп джумлелер узеринде пекитюв практик вазифелер.

6. Пекитюв.


Контрольные работы.

2

Тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены)

-

Всего:

39


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Крымскотатарский язык».

Оборудование учебного кабинета:

- таблицы,

- словари,

- дидактические материалы.

Технические средства обучения:

- проектор,

- ноутбук.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Абдуллаев Э.М., Умеров М.У. Русско-крымскотатарский учебный словарь: Более 5000 слов. - Симферополь: «Къырымокъувпеднешир», 1994. -382 с.

2.Меметов А.М., Алиева Л.А. Къырымтатар тили. 7-нджи сыныф ичюн дерслик. - Симферополь: Къырымдевлет окъув-педагогика нешрияты, 2002. - 152 с.

3. Меметов А.М. Къырымтатар тили. 10-11 сыныфлар ичюн. Симферополь: Къырымдевокъувпеднешир, 2006.

4.Меметов А.М. Земаневий къырымтатар тили. - Симферополь: Къырымдевокъувпеднешир, 2006.

5. Милушева-Ислямова Л. А., Бакиева Л.А. Биз къырымтатар тилинде лаф этемиз. - Акъмесджит: «Акъмесджит педагогика окъув юрту», 1994. - 100 с.

6. Умеров М.У., Болат Ю. Ана тили: Учебник на крым. тат. языке для 3 кл. нач. школы. - Симферополь: Крымское учебно- педагогическое издательство, 1993.- 160 с.

7.Усеинов С.М., Миреев В.А., Сахаджиев В.Ю. Изучайте крымскотатарскийязык (40 уроков). -Симферополь: «Оджакъ», 2005. - 200 с.

8.Усеинов К., Ганиева Э.С., Сейдаметова Н.С. Къырымтатар тили: Фонетика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. - Симферополь: КъДжИ «Къырымдевокъувпеднешир», 2008. - 208 с.

9.Усеинов С.М. Къырымтатарджа-руссча-украиндже лугъат. 1 къысым. -Акъмесджит: «Оджакъ» нешрияты, 2006. - 416 с.

10.Усеинов С.М. Къырымтатарджа-руссча-украиндже лугъат. 2 къысым. -Акъмесджит: «Оджакъ» нешрияты, 2006. - 328 с.

11. Усеинов С.М. Къырымтатарджа-руссча-украиндже лугъат. 3 къысым. -Акъмесджит: «Оджакъ» нешрияты, 2006. - 432 с.

Дополнительные источники:

1.Акмоллаев Э.С. Къырымтатар тилининъ амелияты. Синтаксис. -Ташкент, 1989.

2.Ганиева Э.С., Сейдаметова Н.С., Яяева А.М., Нафеева Л.Б. Эгленджели мешгъулиетлер. - Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2006. - 104 с.: ресимли.

3.Меметов А.М. Къырымтатар тилининъ имля лугъаты. Симферополь: Къырымдевокъувпеднешир, 2006.

4.Музафаров Р.И. Къырымтатарларнынъ аталар сезлери (Пословицы и поговорки крымских татар). - Акъмесджит: Тарпан, 2007. -143 с.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

1.Общаться (устно и письменно) на крымскотатарском языке на профессиональные и повседневные темы:

- осознавать значения языковых явлений другой системы понятий; свободно владеть устной и письменной речью: составлять диалоги (диалог - расспрос, диалог - обмен мнениями диалог - побуждение к действию, этикетный диалог) , рассуждать в связи с изученной проблематикой прочитанных (прослушанных) текстов, описывать события, явления, сообщаьт сведения о себе, о своем окружении, профессиональной деятельности.

2.Переводить тексты (со словарем):

- учащиеся могут читать тексты разных стилей, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), и переводить тексты как с помощью словаря, так и самостоятельно, понимая общий смысл излагаемого и оценивая важность информации, определяя свое отношение к ней.

3.Самостоятельно совершенствовать

устную и письменную речь, пополнять

словарный запас.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарём) текстов.

Формы контроля обучения:

-домашние задания проблемного характера;

- тестовые задания;

-опросы;

-практические работы;

-подготовка и защита индивидуальных групповых заданий проектного характера.

Формы оценки результативности обучения:

- традиционная система отметок за каждую выполненную работу.

Методы контроля, направленные на проверку умений учащихся:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- тестирование;

- диктант;

- творческая работа;

- соревнования (турниры, КВН);

- использование кроссвордов, ребусов, викторин.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

-формирование результата итоговой аттестации по дисциплине, учитывая результаты текущего контроля.

10

© 2010-2022