Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций (Работа кружка «Юный журналист» на базе МБОУ «Лицей № 8» г. Майкопа)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «Майкопский центр развития творчества детей и юношества»







ТЕЗИСЫ


Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций

(Работа кружка «Юный журналист»

на базе МБОУ «Лицей № 8» г. Майкопа)









Автор: Блащененко Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «МЦРТДиЮ»

Телефон: 8-928-469-69-79



Майкоп, 2015г.

В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Повсеместно наблюдается кризис патриотических чувств: неуважение ветеранов, пополнение фашистских рядов, нежелание идти в армию, неудовлетворенность политикой государства, разговоры о лучшей жизни за границей и т.д. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности.

Если вменить в обязанность чувство патриотизма, то получится полная ненависть в чистом виде. Заставить любить Родину невозможно. В годы становления советской власти было истреблено много настоящих патриотов, которые верили в величие Российской Империи и готовы были идти ради нее на смерть. В последующие годы понятие патриотизма было полностью дискредитировано и опошлено. Сейчас все средства массовой информации, включая интернет, публикуют провокационные материалы, компрометирующие нынешнюю власть, политику, экономику и страну в целом.

Понятно, что только в стенах школы воспитать патриотизм невозможно. Это должна быть комплексная мера, включающая в себя множество различных факторов. Этими факторами должны стать повышение уровня жизни, появление уверенности в завтрашнем дне, вера в светлое будущее. Но в какой-то степени способствовать росту патриотизма в школе вполне по силам каждому педагогу. Что для этого нужно?

Во-первых, роль патриотизма в жизни каждого человека должна быть обоснована на ярких исторических примерах.

Во-вторых, рост авторитета нашей страны в мире не следует замалчивать. Наоборот, надо постоянно подчеркивать, что влияние внешней политики нашей страны на обстановку в мире значительно и неоспоримо. Во многих странах уважают наш народ и наше правительство.

Поэтому воспитательный процесс школы необходимо включать программы, позволяющие проследить общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования свободной, богатой, сильной духом России. Это Программы по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию, которые имеют практическую направленность.

Программа кружка «Юный журналист» в лицее №8 разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Работа кружка направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Цель: Привлечение школьников к продуктивной деятельности, ведущей к повышению грамотности, профессиональному самоопределению, освоению компьютерных технологий и процессов коллективного взаимодействия в рамках деятельности республики ШИК и лицейского самоуправления. Информирование читателей о жизни республики ШИК, о деятельности Президентского совета лицея, лицейского самоуправления, о делах, проблемах их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров, воспитание патриотизма и чувства любви к своему лицею, городу, своей Родине.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием на протяжении 19 лет. Школьная газета «Лицейское эхо» - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Лицей представляет собой маленькое государство - республика ШИК (Школа Информационной культуры) - со своими законами, традициями и течением жизни. Во главе республики члены школьного самоуправления: президент, вице-президент, министры образования, культуры, печати, труда и спорта. Каждый класс - это город, в котором есть мэр и министры. Основная задача редакции - уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей, и родителей.

Патриотическое воспитание при создании номеров газеты «Лицейское эхо» охватывает сразу два направления: самих юных журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о школьных музеях славы, о встречах с ветеранами и героями войны, о работе военно-патриотических кружков, старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и воспитывает чувство патриотизма.

Статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом (даже молодежном) издании, ведь они написаны «своими о своем». Статьи ровесников создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.

Первый номер газеты «Наша школа» (формат А4) юные читатели Майкопской СОШ № 8 увидели в октябре 1996 года. Вышел он тиражом 50 экземпляров. Газета опубликовала программу развития республики ШИК. В последующих номерах прослеживается призыв к сохранению школьных традиций.

История школы неразрывно связана с историей страны. На газетных страницах привлекают внимание материалы о подвигах наших защитников: «Когда страна быть прикажет героем», «Памяти афганцев», «Цветы ветеранам» и др.

С 2002 года в школе стал традиционным конкурс юных журналистов.

В апреле 2006 года газета перешла на новый формат А3. В октябре 2008 года школа получила статус лицея, у газеты тоже появилось новое имя «Лицейское эхо». В октябре 2011 в лицее был настоящий праздник - газета праздновала свое 15-летие. С 2010 г. и по настоящее время редактором газеты является Блащененко С.В., педагог дополнительного образования.

Газета ежегодно освещает одно из главных событий в жизни ШИКовцев - избирательную кампанию по выборам президента. Газета публикует материалы: «Советы лидеру», «ШИК выбирает президента», «Президентский совет действует», «Винить только мэра нельзя», «Дню выборов - наши достижения», «Говорят избиратели», «Есть такой город в ШИКе», «Классный час у нас». Рассказывается на ее страницах обо всех лицейских мероприятиях: День самоуправления, День Матери, Папин праздник, Весенняя неделя добра, День Победы, День Конституции РА и РФ и др.

Пристальное внимание «Лицейское Эхо» уделяет учебе юных журналистов газеты. «Уголок журналиста», «О чем писать в газету», «Как писать информацию», «Как не надо писать», «Смеясь и плача» - вот лишь несколько материалов, помогающих ребятам бережно относиться к слову.

И они очень стараются! Только по нескольким заголовкам наших публикаций можно судить о том, что юные авторы не равнодушные регистраторы школьных событий. Они сами участвуют в жизни своей республики и рассказывают о старшем поколении, с которым не порывается связь, о жизни своих городов о тех, кто рядом. «В доме прабабушки», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мой папа - хирург», «Дошел рядовой до Берлина», «Хочу сказать спасибо», «Я прошу прощения…», «Однажды в Новый год…» - эти заметки написаны интересно и с душой.

Юные «акулы пера» в своих работах учатся анализировать, рассуждать, давать событиям в школе и вне ее собственную оценку, делать выводы. Высказываются на страницах газеты по темам: «Самоуправление в ШИКе: работа или игра?», «Можно ли быть независимым в школе?», «Кто достоин грамоты в День чести лицея?», «Легко ли делать добрые дела?», «Как стать патриотом?» и др. К выборам парламента РА подготовлены материалы под рубрикой: «Президентский совет республики ШИК - парламенту республики Адыгея». Юные корреспонденты написали, как организованы выборы в ШИКе, адресовали Парламенту свои пожелания на новый выборной срок.

Такая деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; помогает участникам образовательного процесса испытывать любовь и привязанность к лицею, семье, городу, республике.

Однажды А. Блок в аудитории читал стихи. Его попросили прочесть стихи о Родине. Он удивился: «Они все о Родине». Так вот и каждый новый номер нашей газеты также рассказывает о лицее, семье, ветеранах труда и ВОВ, инвалидах, детях-сиротах, о чувствах, думах, надеждах и болях современного ученика, учителя и родителя. Юные журналисты газеты «Лицейское эхо» делают историю лицея, чувствуют собственную значимость и причастность к решению школьных задач. А это одна из основ патриотического воспитания.


© 2010-2022