Занятие как для дошкольников, так и для начальной школы Путешествие капельки

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Путешествие капельки».

Цель: Закрепить знания детей о состоянии воды в разные время года: зимой, весной, летом и осенью, объяснить, как образуется дождь; закрепить навыки работы с разными видами бумаги, умение складывать лист в разных направлениях, научить ребят показывать явления природы, её «настроение» с помощью музыки и пластических движений. Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к ней.

Материалы и оборудование: глобус, стакан с пресной и солёной водой, поднос, губка, иллюстрации с изображениями разных времен года, тонированный и разделенный на 4 части лист ватмана, белая и цветная бумага (разные оттенки серого и синего цвета), белые салфетки, кисть, подставка для кисти, клей, ножницы, клеёнка, магнитофон с записями музыки.

Ход занятия:

(В начале занятия дети сидят на стульях, по середине стоит стол, на котором стоит глобус и два подноса пресной и солёной воды).

- Ребята, посмотрите, что это стоит у нас на столе? (глобус)

- Правильно, глобус имеет какую форму? (округлую)

- А скажите, что означает жёлтый цвет на глобусе? (сушу)

- А как вы думаете, голубым и синим цветом, что? (вода)

- Правильно, на глобусе голубым цветом обозначается океаны и моря - они большие, озёра - это маленькие овалы; а тонкие синие линии - это реки.

- Давайте, найдём на глобусе, океан, море, озеро и реки. (дети ищут на глобусе объекты, воспитатель вызывает по одному ребёнку)

- Ребята, а вы знаете, что в морях и океанах вода не такая как в реках, озерах и прудах. А чем, мы сейчас узнаем из опыта. Он поможет нам разобраться.

Опыт 1.

(Воспитатель предлагает рассмотреть, что находится на подносе, стаканчики воды)

- Что можно сказать о воде? Какая она? (прозрачная и чистая)

- А теперь давайте выясним, есть ли у неё вкус? (воспитатель по-выбору вызывает детей, дети пробуют воду, оказывается в одном стаканчике находится солёная, «морская» вода, а в другом безвкусная - пресная, «речная», «озёрная»)

- Ребята, пьём мы пресную воду, но её на нашей планете очень мало.

- Как вы думаете, должны ли мы её беречь? (да)

- А как? (закрывать краны, экономить воду)

- Ребята, а давайте сделаем вот так. (воспитатель разливает небольшое количество воды на поднос)

- Из чего состоит вода? (из маленьких капелек)

- А вы знаете ребята, эти капельки такие путешественницы. И вместе с одной из них мы отправимся путешествовать по временам года. (Подходим к первой остановке)

- Итак, ребята, у нас первая остановка, которая называется, а как вы узнаете из загадки.

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает?

- Правильно, осень.

- Итак, ребята, какие у нас признаки осени? (дети отвечают, звучит музыка)

- А теперь я загадаю загадки, и вы узнаете где ещё можно встретиться с капелькой воды.

Крупно, дробно, зачастило

И всю землю напоило.

(Дождь)

Плещет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы -

Мелководные пруды.

(Лужа)

- Каким бывает осенний дождь? (грустный, печальный, серый, холодный)

- Где, ещё можно обнаружить осеннюю капельку воды? ( в озере, в реке, которые ещё не замёрзли)

- Ну, пошлите дальше, но для начало мы должны пройти препятствия. (лужи)

- Вот и вторая остановка. И так вторая остановка называется, угадайте по картине. (открывается пейзаж зимней)

-Какое, это время года? (зима)

- Почему вы так думаете? (снег, деревья голые, холодно)

- Можем мы увидеть водяную капельку зимой? (да)

- Какой она становится? (снежной)

- Об этом тоже помогут узнать загадки.

Что за звёздочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке?

(снежинка)

- Молодцы.

- Что происходит со снежинкой, когда она попадёт в ладошку? (тает, превращается в воду, так как ладошка тёплая)

Прозрачно, как стекло

Но не вставишь в окно.

(лед)

Без дел мне сидится

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю.

(иней)

Удивительный художник

На окошках побывал

Удивительный художник

Нам окно изрисовал

Пальмы, папоротник, клёны -

На окошках лес густой.

Только белый не зелёный

Лес чудесный, не простой.

(морозные узоры)

- Лёд, снег, иней, морозные узоры - это что? (это тоже она, наша знакомая капля)

- Но вот солнышка пригрела, и капелька отправилась дальше, но для начало нам надо перебраться через замёрзшее озеро.

- Третья остановка.

- Ребята, а как вы думаете, какое это время года? (весна)

- Почему вы так решили? (снег тает, птицы прилетели)

- А теперь, загадки о весенней капельке.

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдёт

Гвоздь упадёт.

(сосулька)

- Сосулька - это твёрдая вода.

- Ну, отправляемся дальше, но что это? Это болото, давайте перейдём его. (переходим болото)

- Наша четвёртая остановка. И так какое это время года? (лето)

- Где мы в природе встречаемся с водой летом? (в море, реке, град, дождь, роса)

- И так что мы знаем о капельке?

- Какая она бывает в разные времена года?

- Скажите, а как получается дождь?

- Давайте я вам напомню. (на доске рисунок «круговорот воды в природе») Вы знаете, что на нашей планете много воды - моря, океаны, реки, озёра, ручьи. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется - становится прозрачным и невидимым паром. Этот тёплый пар вместе с тёплым воздухом поднимается над Землёй всё выше и выше. Там на высоте, всегда холодно. Там тёплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землёй. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжёлой. Вот тогда на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтиками.

Опыт 2.

- А теперь, ребята, я предлагаю вам сделать свой дождик (на столе лежит поднос с голубой или белой чуть влажной губкой)

- Ребята, посмотрите, на что похожа губка?

- А давайте представим, что губка - это пушистое и лёгкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно её сжать. Что произошло?

- Почему из «облака» не идёт дождь? (капелек воды всё ещё мало)

- Добавим в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашим «облаком» если его сжать? (дети высказывают свои гипотезы)

- Теперь из «облака»-губки идёт дождь.

- Молодцы.

- А теперь, ребята, давайте сейчас мы с вами станем капельками и изобразим их путешествие с помощью движений. (вместе с детьми сажусь на коврик, движения сопровождаются музыкой)

- Посмотрите на свои руки. Они умеют многое, например, могут изобразить летающих бабочек, ручеёк, который весело спускается с гор, цветок. Мы можем ловить капельки дождя в ладошки. Наши руки могут рассказывать сказку. (все слова сопровождаются движением рук)

- Итак, начинаем рассказывать сказку. (дети повторяют за воспитателем)

1) Выглянуло солнце (поднять руки вверх и посмотреть на них)

2) Следом за ним появилась тучка («нарисовать» её круговыми движениями рук снизу вверх)

3) Из тучи закапали капельки (изобразить их поочерёдно каждой рукой)

4) Капелек было так много, что на земле образовались лужи ( сделать полукруг сначала левой, потом правой рукой)

5) Полили капельки землю, а на ней начали расти цветы (проводят поочерёдно каждой рукой снизу вверх, показать как растёт один цветок, потом другой)

6) Смотрят наши цветы на Солнце (руки поднять вверх. Взоры ребят направлены на поднятые вверх руки, ладошки сложены вместе и раскрыты - пальцы расставлены в разные стороны)

7) Прилетели к цветкам бабочки (положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями)

8) Из-за тучи выглянуло солнышко (повторить движение №1)

9) Солнышко осветило всю Землю. (дети рисуют поочерёдно каждой рукой круги)

10) Наша любопытная капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеёк (по очереди свободной кистью каждой рукой изобразить ручеёк «змейкой» сверху вниз)

11) Влился ручеёк в речку, речка потекла в море. А вместе с ним и капелька (каждой рукой по очереди изображаются волны: движение перед собой слева направо)

12) Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло лучики-ладошки к капельке. (дети тянут вверх ладошки)

13) Превратилась наша капелька в пар (дети поочерёдности поднимают перевёрнутые ладошки вверх)

14) Вернулась капелька-путешественница к маме-тучке (движение руками снизу вверх, изображающие подъём капельки)

- Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.

- А теперь, ребята, я предлагаю вам изобразить состояние капельки в разное время года.

- Итак, давайте вспомним, где и в каком виде можно встретить воду летом? Весной? Осенью? Зимой?

- Летом вода может быть в виде капельки дождя. Какое настроение у летней капельки? (ответы детей)

- У капельки весёлое и радостное настроение, поэтому для неё выбираем полоску бумаги голубого цвета.

- Меняется ли настроение капельки осенью?

- Значит её можно сделать тёмно-синей или фиолетовой.

- Капелька зимой превращается в снежинку. Из чего можно сделать снежинку? (из салфетки)

- Для этого нужно сложить салфетку пополам 2 раза, потом ещё раз по диагонали и вырезать лучи. (показ как делать снежинку)

- Ранней весной, когда пригревает солнышко, на карнизах крыш появляются сосульки. Их не сложно сделать, сложив салфетку гармошкой и срезав один её конец наискосок.

- Ребята, я предлагаю вам сделать одно состояние капельки на выбор, какое вы хотите. (дети делают поделки, воспитатель по ходу работы помогает им, делает замечания)

- А теперь, ребята, посмотрите сюда. (воспитатель обращает внимание на ватман, который разделён на 4 части: зелёная - весна, лето - красным, оранжевая - осень, зима - синим)

- На сколько частей поделён лист? (на четыре)

- Каждый квадрат имеет свой цвет. Что напоминают вам эти цвета? (времена года)

- Какое время вам напоминает зелёный цвет? (весну, листочки)

- Почему вы так думаете?

- А лето почему красным? (ответы детей)

- А осень? (цвет листьев)

- А какого цвета наша зима? (синяя, зимой холодно)

- Итак давайте прикрепим свои поделки - капельки, сосульки, снежинки к цветным квадратикам, так, чтобы состояние капельки соответствовало времени года. (приклеивают к ватману)

- Молодцы, ребята, вы все сегодня постарались, у всех красиво получилось, и все получают вот по этой капельке.

- Наше занятие закончено.



© 2010-2022