Занятие по курсу ОРКСЭ по теме Что такое православие

Раздел Дополнительное образование
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Православие ( модуль ОМРК)

Цель: знакомство учащихся с понятием православие.

Задача:

  • Расширить представления детей о православной культуре.

  • Формировать у обучающихся комплексное представление об иконах, православных праздниках, молитве.

  • Способствовать развитию речи, живого образного мышления. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ключевые понятия: православие, молитва, икона, религиозные праздники.

Ключевой вопрос для детей: Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру?

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, выставка книг, рабочая тетрадь для учащихся; толковые словари Даля, Ожегова, пазлы , карточки, учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.Б.Амиров, О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачёва; под редакцией Т.Д.Шапошниковой»

Средства обучения на уроке:

Словесные ( рассказ учителя и учащихся)

Художественно-словесные (использование произведений поэтов, звон колоколов)

Наглядные (репродукции, презентации, таблица, кроссворд, пазлы)

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа со словарями, работа с источником информации, участие в диалоге,

Планируемые результаты:

Личностные - понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Метапредметные - познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение использовать текст , структурировать знания по теме урока .

Предметные, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями освоение знаний по теме «Православие»

Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного пособия («православие», «храм», «молитва»), а также с рассказом об первых конах и об иконе А. Рублёва «Троица» Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.






Ход урока.

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок

Улыбкой дверь отворите в пути,

Улыбку нельзя удержать взаперти

Улыбка цветёт, растёт на устах.

Улыбка прогонит и злобу и страх.

Давайте подарим улыбку друг другу.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Назовите основные религии.

Д.- Христианство, ислам, буддизм, иудаизм (Слайд)

Учитель: Прочитайте слова и скажите, их значение? ( Тора, Библия, Трипитака , Коран)

Д. Священные книги религий

Учитель: Соедините религии и священные книги.

Учитель: Что объединяет людей всех религиозных культур?

Д.- Обращение к Богу через молитву.

2. Работа в группах.

Учитель: Сейчас в группах разгадайте кроссворд. (Приложение 1)

Прочитайте, какое слово получилось.

Как вы думаете, какая тема урока?

Д. - Православие

Учитель: Назовите слова ассоциации, которые у вас вызывает слово православие.

Учитель: Как вы думаете какие задачи нашего урока?

III. Изучение нового материала.

а) Выход на определение (понимание детьми этих определений)

1.Работа в тетради

Учитель: Давайте запишем тему урока. Обозначьте корни в слове «православие». Подумайте, что может означать слово «православие»?
Д. -Слово православие означает «правильное, истинное мнение, правильно славящее Бога».

2.Работа с учебником

Учитель: Давайте посмотрим, какое определение православия в учебнике на с. 100? Д:Православие - это умение правильно обращаться к Богу, то есть умение молиться.

Православие - это русский перевод греческого слова ортодоксия ( «орто»- прямой, правильный, «доксия» - мнение, учение, слава ) (Слайд)

Православие - наиболее распространенная и укоренившаяся христианская традиция в культуре большинства народов нашей страны. Православие является неотъемлемой частью истории и культуры России. (Слайд)

б) Постановка проблемы урока.

Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру?

в)Решение поставленной проблемы. Открытие новых знаний

3.Прием «Чтение с пометками INSERT».

Учитель: Достаньте с конверта №2 текст. (Приложение 2)

Читаете его и на полях ставьте значки.

V

+

-

?

Я это знал

Новое для меня

Я думал иначе

Непонятно

Учитель: Подымите, руки кто поставил первый значок - я это знал.

Учитель: Что вы знали?

Учитель: Что для вас было новым?

Учитель: У кого есть значок - ?

Учитель: О чем ты думал иначе.

Учитель: Было ли непонятно?

Учитель: Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру? (Слайд)

Д: иконами, архитектурными памятниками (храмами), колокольным звоном. летописями, развитием художественных ремёсел.

Учитель: В православии люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой (просьбой) Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили? Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.

Учитель: Как называется обращение к богу в православии? Так что такое молитва?

4.Молитва (работа с текстом учебника)

Учитель: Как вы думаете, все ли молитвы одинаковы?

У православных людей есть три вида молитвы.

Самая распространенная молитва - это просьба.

Учитель: Как вы думаете, что представляет собой молитва просьба?

А теперь прочитайте определение молитвы-просьбы в учебнике с. 103.

Д.- Молитва-просьба - это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите.

Учитель: Наши предположения о молитве - просьбе подтвердились?

Учитель: О каких молитвах вы еще слышали?

Более редкая молитва - благодарение.

Учитель: Как вы думаете, почему эта молитва редкая?

Редкая, потому, что люди чаще просят, чем благодарят.

Да, получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.

Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость - самая сильная и чистая. ( слайд)

5.Задание в группах.

Прочитай стихотворения. Найдите, в каком стихотворении автор использует стиль- молитва? ( Приложение3)

Проверка. ( Сигнальные карточки).Зачитайте этот отрывок стихотворения.

Учитель: Мы увидели, как молитва стала стилем обращения в художественной литературе.

6.Храм

Учитель: В каких местах люди могут молиться? (в храме, церкви)

Попробуйте дать определение слову «храм».

Храм - это место, куда приходит каждый христианин для молитвы.

А чтобы быть точнее, давайте посмотрим определение храма по словарю (работа со словарями В.И.Даля и С.И. Ожегова, в группах)

Ученик 1: Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

Учитель: Полина подготовила нам стихотворения о храме. ( Слайды)

Стихотворение о храме (Приложение 4)

В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются старые и строятся новые церкви.

Издавна храмы строили в самых красивых местах. Посмотрите ещё раз на эти храмы. Они одинаковые или отличаются друг от друга?

Учитель: Найдите в учебнике с.101, каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

Д:- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. У него есть купол, на котором находится крест.

Учитель: Почему на куполах крест?

Д:Символ христианства.

  • Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. (Слайд )

  • Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля. (Слайд)

  • Иногда храм устраивается в виде круга. (Слайд)

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Д: Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Учитель: Часто на храме строят не одну, а несколько куполов.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

1 купол - в честь единого Бога

3 - в честь святой троицы (Бог- отец, Бог - сын, Бог - дух святой)

5 - Иисус Христос и четыре евангелиста

7 - семь Таинств и семь Вселенских Соборов

13 - Иисус Христос и двенадцать апостолов

А сейчас проведем виртуальную экскурсию по храму.

Храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. ( Слайд)

Средняя часть храма- место для прихожан собравшихся на церковную службу. Здесь расположен центр храма- пространство под куполом. Это символ неба, с которого Бог смотрит на молящихся.

Главнейшая часть храма - это алтарь. Самая священная часть храма:

здесь совершается священнослужителями богослужение, находится святой престол.

Располагается алтарь в самой восточной части храма. Стенка, отделяющая алтарь от храма, имеет «царские врата» в центре. Через них священник выходит к прихожанам из алтаря. Алтарь отделен от основного храма иконостасом - большая стена. Состоящая из нескольких рядов икон.(слайд8)

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Учитель: Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Д:- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Учитель: Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  1. Физкультминутка

Учитель: Ребята вы прослушайте фрагмент колокольных звонов и соберёте мозаику.

Учитель: Что за изображения получились? Чем они отличаются от современных зданий?

6.Икона

Учитель: Кто был в храме?

Учитель: Что запомнилось? (много икон)

Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.

Учитель: А что такое икона?

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

« Икона - это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд )

Рассказ ученика. (Приложение 5)

Учитель: Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. Рассказ ученика. (Приложение 6).

Учитель: Ребята прочитайте притчу. ( Приложение 7).

Учитель: Как вы думаете, почему названа икона « Спас Нерукотворный»?

Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный - значит красивый, прекрасный.

Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя

. В России выявлено более 470 именований Икон Божией Матери

Учитель: Как вы думаете кому молятся православные христиане глядя на икону?

Дети: Не самой иконе, а тому, кто на ней изображён.

7.Праздники.

Большую роль в жизни православного человека играют церковные праздники.

Учитель: Какие православные праздники знаете?

Д: Праздник Рождества Христова, Пасха (слайд).

V. Рефлексия. (Применение новых знаний)

Учитель: Сейчас я предлагаю вам соединить основные понятия урока с определениями. (Приложение 8)

Проверка. ( Слайд)

Подведение итогов урока, возврат к ключевому вопросу урока.

Учитель: Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру?

VI.Самооценка урока.

УЗанятие по курсу ОРКСЭ по теме Что такое православиеЗанятие по курсу ОРКСЭ по теме Что такое православиеЗанятие по курсу ОРКСЭ по теме Что такое православиечитель: Наш урок подходит к концу, мне хотелось, чтобы вы оценили работу на уроке с помощью условной карточки ( узнал много нового, интересного, возникло желание узнать больше, остались вопросы.) с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению.

VII. Домашнее задание (с. 107 учебника3-4 вопрос по выбору.)

  1. Найти информацию о православных монастырях. Подготовить краткое сообщение о них.

  2. Подготовить сообщение об одном из традиционных праздников Русской православной церкви.


© 2010-2022