Статья на тему Личностный рост учителя, как субъекта образовательного процесса

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ремезова Т.В.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ, КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

«Настоящее образование, - это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Добролюбов.

Личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте.

В настоящее время существует ряд концепций, рассматривающих понятия личностного роста и личностного развития. Так, одной из наиболее широко распространенных и влиятельных в настоящее время является гуманистическая концепция (А. Маслоу, К. Роджерс). Согласно этим представлениям личностное развитие и личностный рост характеризуются степенью актуализации человеком своих потребностей и способностей, степенью реализации потенциальных индивидуальных возможностей. В силу этого именно самоактуализирующийся человек стоит на пути личностного роста, личностного развития, и отправной точкой при этом является сама личность человека, одной из основных целей которой является конгруэнтное существование. В рамках данной концепции одним из критериев определения личностного роста также является способность личности решать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы, что является залогом успешности процесса социализации.

В этом случае личностный рост мы будем определять не только по степени индивидуального благополучия, но и по степени конструктивности внешнего взаимодействия, которое является залогом поддержания и повышения жизненного потенциала человеческого общества в целом, а значит, и каждого отдельного человека, являющегося неотъемлемой частичкой, клеточкой общественного организма.

Личностный рост учителя - это становление профессиональной компетентности педагога в процессе педагогической деятельности, это удовлетворённость результатами своего труда; это стремление к творчеству и самосовершенствованию. Личностный рост учителя представляет собой эффект интеграции профессионального опыта, знаний, умений и навыков.

Личностный рост учителя - это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно.… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни непредметных интересов.

Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т.е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создаёт учитель творческого типа. Причём под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приёмов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.

Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества:

1. владение рефлексией

2. принятие личностного смысла педагогической деятельности

3. способность к презентации своего личностного опыта.

Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

Качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1.Эмоциональность.

а) интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

б) адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

в) доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

г) уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворённость от результата своего труда.

2.Выразительность речи.

а) содержательность речи учителя;

б) яркость;

в) образность речи;

г) убедительность речи учителя.

3. Творческое начало личности.

4. Организаторские способности.

5. Чувство юмора.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Педагогические критерии успешности учителя.

Первый критерий-это уровень обученности учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти, по итогам окружных, городских контрольных работ.

Второй критерий-уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

• учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

• учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

• учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)

Третий критерий-состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель - это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания.

Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерий - образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый критерий - способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.

Эти размышления можно разделить на два вида:

• размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал);
• размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) - рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерий - инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Начальная школа XXI века - это школа, дающая возможность творческого развития личности каждого школьника.

В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению. Более того, «в познавательном процессе теоретическое мышление и продуктивное воображение выполняет единую функцию, включены в единый контекст творческого развития ребёнка на правах его самоценных образующих». (В.В.Давыдов).

Одна из главнейших причин равнодушия детей к учебе - отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Не в каждой семье родители заботятся об этом. В лучшем случае пытаются (часто вопреки желанию и способностям) обучать своего ребёнка музыке, рисованию. Учителю в школе надо уметь увидеть творческие ростки в детях и развивать их. Детский рисунок - это творчество, духовная жизнь ребёнка. Рисунок покажет, как малыш воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Это будет чудесный детский язык. Рисование способствует развитию пространственного и творческого воображения, творческих способностей.

Весь умственный труд нельзя сосредоточить в три - четыре часа, которые дети проводят в школе. Дома дети должны выполнять такие упражнения, которые позволят более глубоко осмыслить материал. По математике вместо примеров можно дать творческие упражнения для устного счёта, более сильным ученикам - составить серию задач. Ребятам такой вид работы очень нравится. Тут и воображение, и навыки счёта, и творчество ребёнка. Кроме того, дети любят рисовать, готовить подборки для сочинений по темам «Наш хлеб», «Русская зима» и т. д., по желанию самостоятельно учить понравившиеся стихи.

Из чего складывается, красивое письмо? Наверно, из «сыпкого дождика» Паустовского, из стихотворений Пушкина и Васильева, из музыки Чайковского и Шопена, из картин Васнецова и Васильевского.

Это те истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды.

Детям тоже надо дать этот глоток живительной воды. Можно начать с самого доступного и так необходимого - с природы. Сети паучков - это ведь тоже искусство, и если внимательно присмотреться, они напоминают искусство письма. Пусть ребята узнают и понаблюдают, как путешествует паучок с паутинкой вместе.

Чайковский писал, что восторги от созерцания природы выше, чем от искусства. Огромно благотворное влияние природы на душу ребёнка.

Так начинается наш путь к постижению прекрасного. Как красиво вокруг, и то, что будет выходить из-под рук детей, должно быть тоже красивым

Не следует сразу «бросаться» учить детей писать, при этом требуя, чтобы они все это делали так, как в «Прописях». Главное - заставить их полюбить сам процесс, заронить в их души понятие «красота» и научить применять его к своей работе тоже.

Многие возразят: почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей, даже от настроения человека.

Учителя начальных классов, должны приложить все силы, чтобы обучение письму стало частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Уверена, что такие положительные качества, как целеустремлённость, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процессе обучения письму.

Красивое письмо - это и выражение отношения к другим людям; неряшливый, мало разборчивый почерк в какой-то мере говорит о невнимании, безразличии к другому человеку.

Одного умения видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребёнку, научить его созидать. Основное - это развитие воображения и творческих способностей.

Чем богаче образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъективного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром. Такая разнообразная среда должна быть в начальной школе одинаковой для всех детей данного возраста. Будучи разнообразной по содержанию, она дает возможность каждому ученику раскрыть себя и самореализоваться. Разнообразная внутри, но одинаковая для всех, она позволяет выявлять подлинную индивидуальность ребенка в естественных условиях его жизнедеятельности в школе.

В связи с этим развитие личностной активности, обеспечивающей учителю возможность эффективно осуществлять взаимодействие с учащимися, следует рассматривать как фактор личностного роста педагога.

Учителю современной школы как никому более необходима профессионально-педагогическая культура, представляющая собой совокупность усвоенных общечеловеческих идей, профессионально-культурных ориентаций, качеств личности, способности к гуманистической социально-педагогической деятельности. Это позволяет педагогу понять внутренний мир человека, изучать, диагностировать уровень его развития, открывать перед ним перспективы духовной жизни. Объективно-культурное мышление способствует адаптации специалиста к сложным жизненным ситуациям, разработке собственной иерархии жизненных ориентиров, ценностей, формированию целостного мышления.

© 2010-2022