Статья Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообразование как необходимое условие

личностного и профессионального роста педагога


Автор: Иванова Людмила Ивановна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД г. Абакана «Центр детского творчества»

Республика Хакасия, г. Абакан


Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда-то, он был, чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция - основным источником знаний. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Утверждение великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

В наши дни, в динамично меняющемся обществе, где навыки и знания быстро устаревают, когда возрастает значение компетентности, когда жизненный успех все больше зависит от уровня профессионализма и педагогического мастерства, умения плодотворно трудиться и максимально развивать способность к творчеству, постоянная работа по самообразованию и самовоспитанию приобретает особую актуальность. Формальное образование помогает найти работу, самообразование - добиться на ней успеха, и «всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» [2].

В условиях реформирования образования, в процессе массового перехода учебных учреждений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями обучения. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив современного педагога, помогающий соответствовать требованиям времени, «в эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой», необходимо активно адаптироваться к изменяющимся условиям и быть готовым к постоянным переменам.

Сама организация образовательного процесса побуждает и мотивирует каждого педагога к самообразованию и саморазвитию. Можно выделить несколько основных потребностей, мотивирующих педагога к самообразованию:

1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию или воспитательному мероприятию, возникает необходимость поиска и анализа новой информации, которую педагог самостоятельно находит из различных источников. Полученные новые знания педагог использует как в педагогической деятельности, так и в собственной жизнедеятельности, постоянно повышая профессиональную компетентность.

2. Желание творчества. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Творческий подход к педагогической деятельности - это необходимое составляющее профессиональной деятельности современного педагога. Творческий учитель стремится выработать новую систему методов и обучающих технологий. Он не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одни и те же уроки. Творческий учитель стремится организовать работу так, чтобы она была интересной и доставляла удовольствие, как педагогу, так и своим подопечным - учащимся. Творческий педагог - залог качественного обучения. Желание творческой самореализации в профессии способствует как профессиональному, так и личностному росту педагога.

3. Стремительный рост прогресса. Быстро меняющийся мир в первую очередь отражается на учениках, формирует их мироощущение, и очень часто, образ "не современного" учителя, что волнует любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции. Чтобы быть современным, конкурентно способным учителем - профессионалом, необходимо стремительно осваивать компьютерные технологии, создавать авторские программы, конструировать электронные учебные пособия, разрабатывать методические рекомендации, диагностические материалы, сценарии конкурсов, воспитательных мероприятий и праздников, соответствующие современным направлениям в обществе, виртуозно владеть передовыми педагогическими технологиями и быть способным к самооценке собственной деятельности.

4. Общественное мнение. Учителю не безразлично мнение окружающих о его профессионализме, любому учителю не все равно - считают его хорошим или плохим работником. «Плохим» учителем быть обидно, «хорошим» - престижно. Именно этот аспект активизирует процесс самообразования, самовоспитания, мотивирует педагога выбрать свою нравственную позицию - сотворить себя, создать репутацию, совершенствовать свои личностные качества. Учитель, который смог стать лидером и примером для учащихся, сможет вырастить поколение самостоятельных, думающих и деятельных людей, способных преодолевать трудности и решать локальные и глобальные проблемы.

5. Материальное стимулирование. Мнение аттестационной комиссии, категория учителя, премии, звания и правительственные награды - все это материальная компенсация тех затрат, которые несет педагог в ходе своего профессионального роста.

Для достижения хороших результатов необходимо правильно организовать процесс самообразования. Организацию процесса самообразования можно представить в виде следующих этапов:

  1. Установочный этап. Выбор стратегии саморазвития, выбор направления и темы самообразования. Определение задач и этапов деятельности. Каждому педагогу необходимо для себя выбрать направление, в рамках которого будет осуществляться самообразование и, исходя из выбранного направления, необходимо сформулировать личную индивидуальную тему по самообразованию. Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования с учетом интересов и потребностей, а также в соответствии с тематикой годовых задач ОУ.

Направления самообразования педагога:

  • теория преподавания предмета;

  • педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;

  • компьютерные технологии, Интернет-ресурсы;

  • коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);

  • личные компетентности (имидж, искусство общения, педагогический такт)

  • охрана здоровья;

  • интересы и хобби…

Список можно продолжать, главное, чтобы любая тема была направлена на повышение эффективности педагогической работы, выработке новых педагогических приемов и методик.

  1. Обучающий этап. Подбор и изучение методической литературы. Посещение библиотек, посещение открытых уроков коллег, участие в обмене опытом. Изучение научно-методической и учебной литературы по выбранной теме.

  2. Практический этап. Формирование опыта по теме. Накопление педагогических идей, отбор и анализ. Разработка новых форм, методов, приемов обучения. Апробация программ, новых методов работы, и разных форм занятий, постановка экспериментов. Внедрение в практику собственных новаторских технологий.

  3. Этап оформления и трансляции результатов самообразования на учрежденческом, городском, региональном уровне. Формы представления результатов самообразования педагога могут быть разные: доклад, брошюра, буклет, открытое занятие, мастер-класс, проведение семинара, творческий отчет и другое.

  4. Итоговый, контрольный этап. Подведение итогов, обобщение опыта, самооценка профессионального роста, определение перспектив в работе.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Работа по самообразованию - это путь достижения серьезных результатов.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

  • повышение качества преподавания предмета;

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

  • доклады, мастер - классы, открытые уроки, тренинги, семинары;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

Результатом работы по самообразованию и самораз­витию также являются позитивные изменения в личности, личностный и профессиональный рост педагога.

Самообразование, по мнению Зборовского Г.Е., - это вид свободной деятельности личности, характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей [1].

Литература

1. Зборовский Г.Е. Самообразование как социологическая проблема. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1997

2. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. - Москва: Советская Россия, 1962

© 2010-2022