Рабочая программа. Кружок Рукодельница

Различные виды рукоделия не теряют своей актуальности в настоящее время. Декоративные изделия из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала еще более ценны, если они сделаны вручную. Декоративно – прикладное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами является неотъемлемой частью трудового обучения и воспитания дете...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность программы

Вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов, вязание на спицах были знакомы людям далекого прошлого. Различные виды рукоделия не теряют своей актуальности в настоящее время. Декоративные изделия из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала еще более ценны, если они сделаны вручную. Декоративно - прикладное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами является неотъемлемой частью трудового обучения и воспитания детей.

На занятиях кружка «Рукодельница» дети, выполняя полезные и нужные изделия, совершенствуют умения и навыки по обработке текстильных материалов. В кружковой работе больше возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Они получают дополнительные знания о свойствах текстильных волокон и изделий, первоначальные сведения об отраслях промышленности и профессиях, о народных умельцах и национальных особенностях народной одежды. Ученики на занятиях выполняют правила культуры труда, учатся экономному расходованию материалов и бережному отношению к инструментам, приспособлениям.

Отличительные особенности программы

Лоскутная техника - выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.

На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork. На Руси широкое распространение занятия лоскутной техники получило во второй половине XIX века, когда в нашей стране наладилось производство разнообразнейших тканей. Кусочки ткани оставшиеся при раскрое экономные хозяйки сохраняли, а затем пускали в дело. Так стали появляться в дизайне и оформления интерьера жилья, а так же изделия, которое широко использовались в хозяйстве - мозаичные фрески, одеяла, гобелены, наволочки, сумки, одежда, куклы. Для отделки используются так же ленты, кружева, шнуры. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий в стиле лоскутной техники не нужны какие-то особенные инструменты, материалы, навыки и умения.

Программа кружка лоскутного шитья «Рукодельница» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности.. Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства - такова главная идея программы кружка.

Объекты труда подбираются по возрасту и желанию ребенка. Это может быть мягкая игрушка, грелка на чайник, сумка из ткани, изделие для интерьера дома. На занятиях дети могут изготовить подарок для мамы или бабушки, или выполнять творческий проект по технологии.

Данная программа составлена для учащихся 2 - года обучения. Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю по 1 часу и рассчитана на 34 часа. Кружковцы выполняют изделия повышенной сложности с учетом возрастных особенностей, а также умений и навыков. Содержание работы включает не только практические работы, но и беседы, рассказы, расширяющие политехнический кругозор. В плане кружка - посещение музея, выставок по народному и декоративно - прикладному искусству. В начале года организуется выставка работ кружковцев прошлых лет. В конце учебного года организуется выставка после завершения работы кружка, на которую отбираются лучшие работы кружковцев.

Цель программы - способствовать трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации.

В процессе преподавания занятий должны быть решены следующие

задачи:

Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии ремесел, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники ремесла; формирование политехнических знаний и экологической культуры; ознакомление с основами современного производства и сферы услуг.

Воспитательные - привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Методическое обеспечение занятий

Программа опирается на объяснительно - иллюстративный, проблемный, частично - поисковый и исследовательский методы обучения. Важной особенностью реализации программы является создание комфортных условий обучения. С этой целью необходимо соблюдение ряда условий.

  1. Формирование групп производится с учетом общего развития детей.

  2. Занятия должны вызывать у детей положительные эмоции.

  3. Задания (объекты труда) должны быть дифференцированными с учетом возрастных характеристик детей, уровня развития их личности и с учетом ранее полученных знаний.

  4. Необходимо прежде чем пожурить ребенка, сначала похвалить.

  5. Важное значение имеют санитарно - гигиенические условия и эстетический вид кабинета.

Учитель предлагает литературу для самостоятельного изучения детьми. Психолого - возрастные особенности школьников старшей группы определяют более высокие требование к их умственной деятельности, т. е. увеличивает необходимость решения более сложных задач (выбор сложных объектов труда), принятия самостоятельных решений в той или иной проблеме. Дети и их работы участвуют в различных конкурсах в лицее, района или области.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

После изучения программы учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • -основные технологические понятия;

  • назначение и технологические свойства материалов;

  • -назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • -виды приемы и последовательность выполнения технологических операций;

  • -профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • -назначение швейных изделий;

  • основные этапы становления рукоделия;

  • типы лоскутной вышивки, особенности их сборки;

  • способы построения композиции лоскутного изделия;

  • различные виды стежек и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины.

Уметь

  • - рационально организовывать рабочее место;

  • - находить необходимую информацию в различных источниках;

  • - применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • - составлять технологическую карту на изготовление изделия;

  • - выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • - находить и устранять допущенные дефекты;

  • - проводить разработку учебного проекта изготовления изделия;

  • -соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием.

  • - выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины;

  • -выполнять различные виды стежек вручную и на швейной машине;проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия.

  • проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия.

Календарно - тематическое планирование занятий.


Номер занятия

Дата

Тема занятий.

Кол-во часов

всего

теорет.

практ.

1



Вводное занятие.

Инструктаж по Т.Б.

0.5

0.5


История лоскутной техники. Ткани, основные и отделочные материалы.

0.5

0.5


2


Техника лоскутной мозаики.

1


1

3- 4


Ручные и машинные швы.

Шитье из полос.

2


2

5- 6


Шитье из квадратов.

2


1


1

7 - 8


Шитье из прямоугольных треугольников.

2

1

1


9

Стежка изделия.

1


1

10 - 12


Окантовка изделия.

3


3

13

Шестиугольная экспресс-прихватка.

1


1

14- 15


Изделия по выбору: Грелка на чайник. Летняя сумка . Диванная подушка «Бурёнка». Чехол для швейной машины. Одеяло из квадратиков.

2


2

16- 17


Выполнение технологических операций.

2


2

18 - 25


Выполнение технологических операций.

8


8

26 - 29


Выполнение технологических операций.

4

2

2

30 - 32


Выполнение технологических операций.

3


3

33


Выполнение технологических операций.

1


1

34


Выставка работ кружковцев. Подведение итогов работы.

1


1



Итого

34




Содержание программы

Тема 1. Ведение. Инструменты, материалы, приспособления

Теоретические сведения. История лоскутной техники. Ткани, основные и отделочные материалы. Инструменты и приспособления.

Практическая работа. Изготовление шаблонов.

Тема 2. Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ

Теоретические сведения. Подготовительные работы. Принципы составления схемы. Виды сборки: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из прямоугольных треугольников. Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ.

Практическая работа. Составление схемы: а) по принципу «от большей площади»; б) посредством разбивки сюжета на отдельные фрагменты.



Тема 3. Ручные и машинные швы

Теоретические сведения. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье

Практическая работа. Выполнение ручного соединения лоскутов. Выполнение машинного соединения лоскутов. Быстрые способы машинного соединения лоскутов.

Тема 4. Шитье из полос

Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схемам «Елочка», «Колодец», «Пашня». Цветовое решение композиции.

Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схемам «Елочка», «Колодец», «Пашня».

Тема 5 - 6. Шитье из квадратов

Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схеме «Шахматка». Цветовое решение композиции.

Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схеме «Шахматка».

Тема7 - 8. Шитье из прямоугольных треугольников

Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схемам «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Цветовое решение композиции.

Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схемам «Мельница», «Звезда».

Тема 9. Стежка изделия.

Теоретические сведения. Соединение трех слоев «сэндвича». Скрепление всех слоев квилта сметкой. Особенность выполнения квилтинга (стежки).
Оборудование для машинной стежки. Шаблоны для стежки.

Практическая работа. Соединение деталей. Ручная стежка. Машинная стежка.

Тема 10 - 11 - 12. Окантовка изделия.

Теоретические сведения. Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки.

Практическая работа: Техника выполнения окантовки.

Тема 13 - 14. Шестиугольная экспресс-прихватка

Теоретические сведения. Составление эскиза, варианты композиций

Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити.Беседа о роли изделий декоративно-прикладного искусства в интерьере

Практическая работа: Смётывание деталей кроя, стачивание на швейной машине. Отделочные работы. Определение качества готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка.

Тема 15 - 16 - 17. Грелка на чайник

Теоретические сведения: Порядок и варианты выполнения элементов грелки. Просмотр фотографий, составление эскизов, изготовление шаблонов. Беседа «Элементы цветоведения: родственные и контрастные цвета.

Практическая работа: Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка грелки, влажно-тепловая обработка

Тема 18 - 19 - 20. Летняя сумка (технология - шахматка)

Теоретические сведения: Сумка с лоскутным орнаментом. Порядок и варианты выполнения сумки. Составление эскизов. Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей.

Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка

Тема 21 - 22 - 23. Креативные вазочки

Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью

Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.

Тема 24 - 25 - 26. Диванная подушка «Бурёнка»

Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью

Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.

Тема 27 - 28 - 29. Чехол для швейной машины

Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью

Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.

Тема 30 - 31 - 32. Одеяло из квадратиков

Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью.

Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.

Тема 33 - 34. Выставка работ кружковцев. Итоги работы.

Участие в защите проектов. Заполнение индивидуальных карточек достижений кружковцев.




Учебно-методическое обеспечение

1. Программа кружковой работы, календарно - тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации, диски CD.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

Программная и учебно - методическая литература

1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М. Просвещение. 1986.

Учебники:

  1. Технология: 5 кл. под редакцией Симоненко В.Д. - М. Вентана - Граф, 2004 (вариант для девочек)

  2. Технология 6 кл. под редакцией Симоненко В.Д. - М. Вентана - Граф, 2005(вариант для девочек)

3. Технология 7 кл. под редакцией Симоненко В.Д. - М. Вентана - Граф,

2005(вариант для девочек)

4. Технология 8 кл. под редакцией Симоненко В.Д. - М. Вентана - Граф,

2004(вариант для девочек)

5. Технология 9 кл. под редакцией Симоненко В.Д. - М. Вентана - Граф,

2005 (вариант для девочек)

  1. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя./ Под ред. Сасовой И. А. - М. Вентана - Граф, 2003.

Дополнительная литература:

1. Обслуживающий труд 7-8 кл. Столярова С.И. 1985 г.

2. Технология обработки тканей 7-9 кл., 6 кл. Чернякова В.Н. 1999 г.

3. Учись шить Егорова Ф.И., Монастырная В.П. 1989 г.

4. Кружок конструирования и моделирования одежды Чижикова Л.П. 1990 г

5. Т.А.Мазурик Лоскутное шитьё Из-во Санкт-Петербург «Паритет» 2006 - 224с.,цв.ил.

Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.

Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.

Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г.

dublirin.com.ua/

quiltstudio.ru/































Диагностика

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета проявления творческих способностей

Фамилия, имя ребенка_______________________________

Возраст____________

Вид и название детского объединения_______________

Ф.И.О. педагога_________________________________________________

Дата начала наблюдения______________________________________________

Баллы:

е умею (1).

Умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей

1. Участие в конкурсах

2.Работа по образцу.

3.Работа с внесением изменений.

4.Работа над своим вариантом.

5.Конструирование.

6. Владение техникой.

7.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.





ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ

Оценка результатов по уровням:

· Средний уровень - 3б, 4б.

· Высокий уровень - 5б.

Показатели

Уровни

Год обучения

С

В

1. Участие в конкурсах

2.Работа по образцу;

3. Работа с внесением изменений;

4.Работа над своим вариантом.

5.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;

6. Владение техникой.

7.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

Средний процент







16


© 2010-2022