Выступление Краеведение - основа патриотизма

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАЕВЕДЕНИЕ - ОСНОВА ПАТРИОТИЗМА

Петровский район Донецка был основан в 1937 году, это один из самых больших по площади районов города, в то же время по населению это один из наименьших районов города. Такой парадокс объясняется тем, что в нашем районе мало многоэтажных застроек, более 80% площади занимают одноэтажные дома частного сектора. Район является самым удаленным от центра города, он образовался в результате слияния множества рабочих поселков, которые некогда окружали шахты. Сейчас большинство шахт уже закрыто.

Русский писатель B. B. Вересаев, приезжавший в 1890 году на Вознесенский рудник (ныне Петровский район), в очерках "Подземное царство" писал: "Скyчные здесь места! Безобразные здания шаxт, ряды рабочих землянок, удушливый запах каменноугольного дыма...... Под высокими эстакадами тянутся oгpомные отвалы угля и породы, черная земля, чepные дороги. На всем руднике ни одного деревца, ни одного кустика! Нет ни пруда, ни ручейка. Кругом, куда глянь встает, - однообразная, выжженная солнцем степь".

Сегодня Петровка как один из спальных районов города не отличается наличием крупных заведений культуры и отдыха. Здесь расположены парк культуры и отдыха имени Петровского и одноименный дворец культуры, которые находятся в стадии активной реконструкции.

В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования для всех нас является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Верно, подмечено, что патриотизм - это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно, сегодня воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. На мой взгляд, мощным средством воспитания будущего гражданина - патриота является краеведение.

Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

В нашем районе сложилась система военно-патриотической работы на основе краеведения. В нее вошли:

  • создание школьных музеев (музейная педагогика);

  • воспитание на традициях семьи, родного края;

  • туризм и краеведение;

  • подготовку к защите Родины;

  • формирование единой общности украинцев;

  • организацию краеведческой работы во внеурочное время (открытые уроки, мероприятия, поездки по местам боевых действий).

Деятельность по краеведческому и патриотическому воспитанию включена в учебно-воспитательную систему района и является частью его образовательной среды.

Работа планируется и осуществляется с учетом разных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, среднее звено, старшая школа.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов. С этой целью создан районный клуб «Поиск» целями которого являются:

Цели:

  • координирование военно-патриотической и краеведческой работы среди учебно-воспитательных учреждений района.

  • усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.


  • формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Родине, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • развитие системы патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

  • формирование гражданской компетентности через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования, воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность школьников с советами ветеранов войны и труда;















Структура клуба











Основные направления работы.

  1. Учебная деятельность

  2. Поисковая деятельность

  3. Создание продукта

  4. Пропаганда краеведческих знаний

  1. Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. На уроках истории Украины, географии, литературы на местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Важное значение уделяется также пропаганде ЗОЖ среди учащихся, созданию условий для сохранения здоровья школьников - использование здоровьесберегающих технологий на уроках, развитие физических возможностей на уроках физкультуры и через систему спортивных мероприятий.

Для патриотического воспитания имеют большое значение мероприятия, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, ориентированные на участие большого количества молодежи.

Школьники активно участвуют в районных, городских, областных спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, туристических слетах: «Будущий воин», «Зарница», Военно- спортивный праздник , ко дню Вооруженных Сил Украины, Стрилецкий турнир «Захистимо Вітчизну» и др.



  1. Молодое поколение мало знает о событиях и героях воин и локальных конфликтов времен «холодной войны», где участвовали наши военнослужащие. Изучение военной истории и поисковая работа приведут к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважение к событиям боевой славы нашей страны. Базой для этой работы являются школьные музеи и общественные организации города.

  2. Активное сотрудничество с работниками правоохранительных органов, историко-краеведческого музея, военкомата, знаменитыми земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, военнослужащими способствует еще более насыщенному усвоению учебного материала, развитию исследовательских и познавательных навыков. Опытом сотрудничества с местным казачеством может поделиться ДОШ № 103, ДОШ № 101 активно сотрудничают с воинами-интернационалистами, ДОШ №113 - с краеведами Донбасса.

  3. Не менне важным направлением работы является участие во Всеукраинской военно-патриотической акции

- Вахта пам'яті;
- Збережемо пам'ять про подвиг.
Обласні операції:
- "Ми пам'ятаємо ваші імена";
- "Живий голос ветерана";
- "У війни не жіноче обличчя";
- "Дитинство спалене війною";
- "Забуті могили війни";
- "Дорогами партизанської слави
й підпільно - патріотичний рух Донбасу";
- "Золоті зірки Донбасу";
- "Тріумф переможців";
- "Солдати Перемоги";
- "Вони вірили в майбутнє";
- "Пам'ятники очима дітей";
- Пам'ятники розповідають;
- "Зі шкільної парти - на фронт";
- "Учителі й учні - Герої Радянського Союзу";
- "Війна у долях вчителів та учнів";
- "Ветеран живе поруч и др.

4. Краеведение - это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, края.

Учащиеся нашего района ежегодно являются активными участниками Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ районного филиала МАН.

31 марта 2011 года 2 работы учащихся ДОШ №113 были опубликованы в сборнике материалов Всеукраинской научно-практической конференции студентов и молодых учёных.

Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. И включение подрастающего поколения в воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам ребенок, ощущает себя участником истории, «дает свои плоды». Этому способствуют следующие формы работы: поисковые экспедиции, поисково-исследовательская деятельность, краеведческий уголок, тематические вечера, занятия туризмом, конкурсы.

Использование инновационных форм работы несёт просветительскую направленность. Это определённый социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность, овладевают коммуникативными навыками. За последние 4 года учащиеся:

  • Разработали проекты, посвященные 70 - летию Петровского района;

« Голодомор 1932-1933 гг.» , « 140 лет г.Донецку»

  • Прошла эстафета добрых дел «Мы помним»;

  • Разрабатывается проект «Район, в котором я живу».

Важным аспектом патриотического воспитания молодого гражданина является осознание необходимости участия в общественной жизни страны, региона, города, учебного заведения. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания, что ведет к развитию эгоизма личности и является недопустимым. Так, традиционными стали мероприятия в рамках акции «Памятник», волонтёрское движение, участие в социальном проекте в рамках конкурса «Я хочу жить в чистом городе».

Через работу школьных музеев, работу кружков военно-патриотической направленности осуществляется коррекционная работа и с так называемыми «трудными детьми».

Данная система работы представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического взаимодействия с ориентацией на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволяет ученикам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Ребята приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Методическая база данных по освещаемому вопросу представлена на выставке: это видео- , аудио- , фотоматериалы; тематические работы, публикации в прессе.

Результаты работы районного клуба «Поиск» - участие в районных, городских, областных, республиканских акциях и конкурсах представлены на нашей выставке.



© 2010-2022