РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества

города Димитровграда Ульяновской области»










РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА


(методическая разработка для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования)








Разработчик

методист, педагог дополнительного образования

Ларина Татьяна Васильевна

педагогический стаж-30 лет

образование-высшее














Димитровград - 2016



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………….............................................................................................................3

  1. Теоретическое обоснование развития креативных способностей воспитанников младшего школьного возраста в детских образовательных объединениях начального технического моделирова..........................................4

    1. Сущность понятия «способности» ................................................................7

    2. Теоретический анализ проблемы креативных способностей........................8

    3. Возрастные особенности, влияющие на процесс развития креативных способностей ..................................................................................................12

  2. Возможности развития креативных способностей на занятиях в детских объединениях технического творчества............................................................18

    1. Методы и нормы работы в детских образовательных объединениях технического творчества...............................................................................18

  3. Практическая часть..............................................................................................20

    1. Констатирующий эксперимент.....................................................................20

    2. Формирующий эксперимент.........................................................................26

    3. Контрольный эксперимент............................................................................32

Заключение.................................................................................................................35

Список литературы....................................................................................................37

Список приложений .................................................................................................38




ВВЕДЕНИЕ

Тема работы «Развитие креативных способностей воспитанников младших школьников на занятиях начального технического моделирования» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами.

Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е быть «незамеченным». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Современное общество, находясь на пути перемен, ставит перед собой задачу социализации школьника. При этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому я считаю необходимым уделять особое внимание развитию креативных особенностей детей.

«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться.» Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие особенности А,Н,Луку. Действительно, зачастую педагог требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде. Такого рода деятельность преимущественно развивает мнемические способности учащихся и зачастую воспитывает из учащихся «зубрилок».

Одним из условий развития креативных способностей у детей в учреждении дополнительного образования выступает личность самого педагога. На это указывал А,Н, Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных результатов. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников».

В.А.Левин называл развитием именно творческую деятельность, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчеркивал он, многие качества, необходимые творческой личности- художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних.

Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития во время занятий техническим творчеством.

Предметом исследования являются методы и приемы, влияющие на развитие креативных способностей воспитанников.

Тема работы определила ее цель- определить условия эффективного развития креативных способностей учащихся младшего и среднего школьного возраста на занятиях технического творчества.

Цель работы определила следующие задачи:

  1. Проанализировав психологическую литературу, выявить сущность понятий «способности», «творческие способности».

  2. Проанализировать научно- методическую литературу по проблеме развития креативных способностей в процессе занятий техническим творчеством, систематизировать упражнения, направленные на развитие творческого мышления воспитанников.

  3. Исследовать специфику возраста.

  4. Определить методику диагностики эффективности развития креативных способностей.

1. Теоретическое обоснование развития креативных способностей воспитанников младшего школьного возраста.

1.1. Сущность понятия «способности».

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так , в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему -либо или склонный, ловкий, ручной, пригодный, удобный». Наряду со «способностями» используются понятия «способный» и «способляться». Способный человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело.

Одна из теорий способностей принадлежит Б.М. Теплову. Он в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» рассматривает способности, прежде всего как индивидуально- психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо одной деятельности или многих ее видов. В третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В этой же работе Б.М. Теплов выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Это способы бесконечно разнообразны, так же разнообразны, как разнообразны человеческие способности»,- подчеркивает он.

Б.М.Теплов утверждает, что способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека. «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.»

Большое внимание Б.М.Теплов уделяет вопросу о роли задатков в развитии способностей.

Задатки - врожденные анатомо- физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления в развитии тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять- таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С.Л. Рубинштейна.

С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношения, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности- предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой стороны-в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

Большой интерес для нас представляет работа С.Л. Рубинштейна «Проблемы общей психологии». В которой он говорит, что «способности не могут быть просто насажены извне.», для их развития у индивида существуют внутренние условия; способности не предопределены, они не существуют в готовом виде до развития человека, они «не проецируются в человека из вещей , а развиваются в нем в процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического развития».

С.Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека. «Развитие способностей совершается по спирали; реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня».

Р.С. Немов разделял способности на общие и специальные. Он подходил к выделению общих способностей с точки зрения психофизической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и другие способности человека.

Дифференцируя специальные способности, Р.С.Немов определяет их по виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Он выделяет «музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно- творческие и другие».

Интересно, что специальные способности Р.С.Немов разделяет на теоретические и практические. Причем он не предполагает их сочетания в принципе, говоря о том, что сочетаться они могут лишь у «одаренных, всесторонне развитых людей».

Так же Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности». Под творческими подразумеваются такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом- индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности». При этом Немов не говорит об обычной несочетаемости первых и последних.

Следующие две группы, в которые Немов выделяет все способности это предметные и межличностные. Предметные подразделяют на предметно- деятельные и предметно- познавательные. Межличностные способности (способности к общению) как предметные- социально- обусловлены.

Становление специальных способностей активно начинается уже в детском возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Это положение, выдвинутое Р.С. Немовым особенно важно отметить ввиду возрастных рамок, обозначенных в теме работы.

На первых этапах значительное влияние на развитие специальных способностей детей оказывают игры. «В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные иные творческие способности». Затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Р.С. Немов выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности развивающей способности:

1.Деятельность должна носить творческий характер, то есть должна быть связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний, обнаружения в себе новых возможностей.

2.Деятельность должна быть оптимально трудной, то есть находится на пределе возможностей ребенка.

1.2. Теоретический анализ проблемы креативных способностей.

Ф.Н. Лукна на основе анализа психологической литературы и собственных психологических исследований выделял некоторый ряд креативных способностей, описывая их психологическую специфику.

Зоркость в поисках проблем. В потоке внешних раздражителей люди обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координационную сетку»

Уже имеющихся знаний и представлений: остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятия влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но и главным образом с помощью мозга».

Следующая творческая способность, которую определял А.Н.Лук способность к свертыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порой не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага. Но человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной- обобщающей операцией. Процесс свертывания мыслительных операций- это, как утверждает А.Н. Лук, лишь частный случай проявления способности к замене нескольких понятий одним, к использованию все более емких в информационном отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление. Каждое понятие заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь какие-либо понятия, имеет все более и более абстрактный характер. И А.Н Лук говорит, что, «используя все более и более абстрактные понятия, человек непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон».

Немаловажной в школьном возрасте, характеризующемся большим разнообразием видов, способов и содержания деятельности, является способность к переносу опыта. По описанию А.Н.Лука это есть весьма существенная способность применить навык, приобретенный при решении задачи, к решению другой, т.е умение определить «специфическое зерно проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающей стратегии. А выработка обобщающей стратегии есть поиск аналогий, поиск аналогий необходимое условие переноса навыка или идеи.»

Термином «цельность восприятия» А.Н.Лук обозначает способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее.

Одной из важных способностей, особенно на первом этапе творчества, А.Н. Лук называет готовность памяти. Определяя ее, он говорит о том, что немедленно или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию.

Когда человек решает проблему он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает и которую умеет извлечь из памяти.

Субъективным условием, определяющим эффективность творческого процесса, является гибкость мышления- это по определению А.Н. Лука, способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию, способность преобразовать структуру объекта. «Отсутствие такой способности,- пишет А.Н.Лук,- называют инертностью, ригидностью, окостенелостью и даже застреванием мышления». «Можно ожидать,- говорит А.Н.Лук,- что люди с более высоким показателем гибкости мышления имеют больше шансов натолкнуться на верную идею при решении какой- нибудь практической задачки».

Так же гибкость мышления, по мнению А.Н. Лука, проявляется в способности вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Если слишком долго упорствовать исходя из заманчивой, но лживой идеи, будет упущено время, а слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения.

На важность в процессе творчества, и литературного творчества в частности, критичности отношения к деятельности, к средствам и результатам творчества указывал В.А. Левин в своей работе «Воспитание творчества». Чтобы продукт детской художественной игры стал произведением искусства, чтобы свершился акт творчества (в полном, социальном смысле слова), функции отсутствующего у ребенка внутреннего критика принимает на себя взрослый, обладающий художественным вкусом. Ведь критик не только отвергает неудачное, он и выбирает, опознает среди многих вариантов тот, который обладает художественной ценностью».

Главной из составляющих критичности является способность к оценке. Оценочные действия, указывает А.Н. Лук, происходят не только по завершении работы, но многократно по ее ходу.

Способность к генерированию идей, по утверждению А.Н.Лука, одна из составляющих творческой одаренности. Он говорит, что не обязательно каждая идея должна быть правильной, чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятности, что среди них будут хорошие идеи, но лучшие идеи приходят в голову не сразу.

Рассматривая структуру креативных способностей в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности» А.А.Мелик- Пашаев отводил главенствующую роль воображению наряду с эстетическо- творческой ориентацией человека.

А.Н. Лук выделял три типа воображения:

1.Логическое- выводит будущее из настоящего с помощью логических преобразований.

2.Критическое- ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении.

3.Творческое- рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.

Творческому воображению А.Н.Лук отводит ведущую роль в развитии общества.

Психологи выделяют критерии развития креативных способностей, в частности Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания креативных способностей в школе опираться на следующие критерии:

-чувство новизны;

-способность преобразовать структуру объекта;

-направленность на творчество;

-критичность;

В качестве показателей предложил, соответственно:

-умение и стремление к познанию;

-наличие положительной самооценке, уверенность в своих силах и возможностях;

-развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;

-обладание способностью к рефлексии, оценке и самооценке.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме способностей, креативных способностей, рассмотрение подходов к проблеме развития способностей, креативных способностей позволил выделить следующие положения.

Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены. С одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой стороны- в процессе овладения умениями и знаниями происходит развитие способностей.

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Творческие особенности относятся к группе, разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями подразумеваются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей и изобретений. Иными словами, творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

Произведя анализ определения сущности некоторых креативных способностей в работе А.Н.Лука «Психология творчества», я пришла к выводу, что творческие способности действительно являются сложным синтетическим понятием. Уровень их развития необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления.

1.3. Особенности младшего и среднего школьного возраста, влияющие на процесс развития креативных способностей детей.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства и взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем- нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Обычный процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течении трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

Подростничество-это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные нормы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию,- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально-значимым достижениям.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов- ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать способности детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства. Обогащение психики идет в таком темпе, который уже недоступен в зрелые годы. Детство- неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать, прежде всего, а именно о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство. Именно она обуславливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных, детей- а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики. Но не только свойства нервной системы- вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно.

Н. Лейтес в своих трудах раскрыл механизм возрастной чувствительности,- той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад» свойственна любому возрасту. Она может проявляться в своеобразном реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому. Что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит, и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что- то новое, чему-либо научиться, причем делать все по- настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же делом, как и он. Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время. На основе таких интересов в подростковом возрасте зачастую формируются неформальные группы товарищей и друзей.

Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к занятиям во внеурочное время. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Один из них становиться более нужным и поэтому любимыми подростками, интерес к другим снижается.

Нередко отношение подростка к той или иной деятельности определяется отношением к педагогу, представляющему ее. Подросткам обычно нравится та деятельность, которую преподают их любимые педагоги.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой самостоятельным творческим трудом.

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по- прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития детей.

На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет педагога. И очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить; рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений- дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это-неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усилие, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование- затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом специфика детства. Именно в детские годы возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в формировании способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка по- своему, в той или другой степени.

В вопросе о развитии креативных способностей детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, педагогах дополнительного образования, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание, и соответствующим образом спланировать учебный процесс.

Между тем уже с первого класса выявляются дети, которые отличались от других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали все с эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением все, что их окружает. Такая яркость и индивидуальность восприятия - одна из черт художественного восприятия мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется особая способность к отдельным предметам, а именно к созидательной деятельности.

Введение креативных заданий способствует индивидуализации процесса обучения, когда каждый воспитанник реализует свои способности. Регулярное включение в образовательный процесс таких заданий приучает к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимает творческую активность всех детей в группе.

Младший школьный возраст- период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно- игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Детство- неповторимая по своим возможностям пора развития. Возрастное условие роста способностей- сила нервной системы. Возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство. Именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия.

2. Возможности развития креативных способностей на занятиях в детских образовательных объединениях технического творчества.

2.1. Методы и формы работы на занятиях технического моделирования.

Исследуя проблемы развития технического творчества учащихся, большинство ученых отмечают, прежде всего, результат деятельности учащихся, его общественную социальную значимость.

В воспитании личности, способной к техническому творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельности и только как следствие его- результат труда. Творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех областях его деятельности, все люди без исключения обладают творческим потенциалом, хотя в разной степени.

Деятельность учащихся в области техники, когда они в процессе работы что- то изменяют, дополняют, комбинируют, представляет не что иное, как техническое творчество младших школьников. Творческая работа воспитанников младшего возраста протекает на уровне субъективной новизны - открытие для себя. Чем ученик становится старше, тем больше возможностей ее объективизации.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

В определении метода следует обратить внимание на три момента. Первый - деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует поощряет, наказывает и.т.д. Второй- действие ученика: слушает, записывает, читает выполняет и прочее. Это внешняя сторона его деятельности. И очень часто результат обучения и воспитания оценивается по ней. Скрытая от глаз педагога внутренняя сторона поведения школьника, раскрывающая сам процесс познания. Третья особенность метода обусловлена взаимодействием педагога и воспитанника. Она проявляется во внешней деятельности - организации, учащихся на работу и во внутренней - управлении его развитием (обучение анализу, синтезу, упражнению силы воли, расширению диапазона социально - значимых мотивов поведения). Поэтому педагогическая ценность метода определяется не только внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей возможности развития творческой личности воспитанников на занятиях в образовательных объединениях.

Для формирования творческой личности школьника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика. Объяснительно- иллюстрированные- рассказ, объяснение, демонстрация, опыты, таблицы, чертежи, схемы и другие- способствуют формированию у младших школьников первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, инструментах, технике технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

Использование репродуктивных (воспроизводящих) методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно- поисковые (проблемное изложение, частично- поисковые, исследовательские) в совокупности с предыдущим служат развитию креативных способностей учащихся.

При подготовке к каждому занятию педагог определяет общественно- полезную направленность трудовой деятельности воспитанников, учитывает посильность и доступность объектов труда. Стремиться к тому, чтобы изделия были несложными в изготовлении и привлекательными. Это вызывает положительную мотивацию и эмоциональный настрой на работу.

У младших школьников кисть руки еще не окрепла, мышцы развиты недостаточно, координация движений несовершенна. Чтобы рука ребенка была уверенной, твердой. Чтобы он мог свободно владеть простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и другими), нужна тренировка - планомерная система упражнений. Навыки, приобретенные в этом возрасте, долго сохраняются, поэтому очень важно, чтобы они были правильными. Отсюда возрастает роль и значение репродуктивных методов.

Однако становление творческой личности предполагает использование на занятиях проблемных задач.

Проблемный метод предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой деятельности воспитанников. Создавая проблемные ситуации, педагог побуждает учащихся строить гипотезы, проводя опыты и наблюдения, дает возможность учащимся опровергать или подтверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом используются объяснения, беседы, демонстрация предметов проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимися проблемные ситуации, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать.

Исследовательские методы следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решение новых для них задач. Педагог, ставя перед учащимися проблему для самостоятельного исследования, знает, как результат, так и пути решения, и виды деятельности, приводящие воспитанников к правильному решению поставленной проблемы. Исследовательский метод на занятиях детских образовательных объединений не преследует цели сделать новые открытия. Он вводится педагогом для того, чтобы воспитать у учащихся черты характера, необходимые для дальнейшей творческой деятельности.

3. Практическая часть.

Методика исследования результативности развития креативных способностей.

3.1. Констатирующий эксперимент.

Первоначально в группе осуществлялась так называемая «входная» диагностика с целью сбора первичной информации о личности каждого ребенка.

Широко использовался метод наблюдения в ходе игр, достоинством которого является естественность восприятия исследуемого объекта, независимо от самих участников.

Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы, поэтому тесты- опросники не эффективны. Я также использовала графические методы исследования и анкеты для родителей. На этапе входной диагностики можно применить следующие методики.

Игра «Какой это инструмент?» (приложение № 1)

В мешочек складываем инструменты, которыми будут пользоваться ребята на занятиях.

Предположим, что в мешочек сложены: ножницы, линейка, карандаш, молоток, шило, циркуль, кисточка для клея, гладилка, отвертка, плоскогубцы.

Воспитанники на ощупь находят предмет в мешочке, рассказывают, как называется этот предмет и для чего он используется. Педагог продолжает объяснение, если воспитанник затрудняется правильно назвать инструмент и его назначение.

За каждый правильный ответ, воспитанник получает 1 балл. Все ребята пробуют свои знания в этой игре, а результаты заносим в таблицу № 1.

Общие понятия о работе образовательных объединений начального технического моделирования.

В данной диагностике применяем метод беседы.

Цель беседы выявление знаний, учащихся путем обмена мнениями педагога и воспитанников, что способствует активизации детского мышления.

Первый вопрос педагога учащимся.

  1. Правила техники безопасности при работе с ножницами (Приложение №2)

  2. Виды транспорта:

- сухопутный (назвать виды автомобилей)

- воздушный (назвать)

- железнодорожный

- речной

- специальный транспорт

  1. Назначение транспорта:

- перевозка грузов

- перевозка пассажиров

- сельхозмашины

- машины- домашние помощники

- машины специального назначения итд

Педагог далее предлагает воспитанникам отгадать загадки, которые помогут развить интерес к различным машинам, техники, расширить политехнический кругозор, активизировать мышление, развить сообразительность, находчивость.

1. Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется под лучами

Отливает серебром. (самолет)

2. Дом по улице идет,

на работу нас везет,

не на курьих ножках,

а в резиновых сапожках. (автобус)

3. Я сильнее десяти коней.

Где в полях пройду весною

там летом хлеб встает стеною (трактор)

4. Не летает не жужжит-

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два больших огонька. (автомобиль)

5 Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровозная сестричка

Кто такая? (электричка)

6 Бывают ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи, как называются

Такие чудеса? (машина для полива улиц)

7. Смело в небе проплывет

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет

Что такое? (самолет)

8. В доме комната гуляет никого не удивляет (лифт)

9. Длинной шеей верчу,

Груз тяжелый подхвачу

Где прикажут, положу

Человеку я служу. (подъемный кран)

10. Есть в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

и гудит как лайнер ТУ (пылесос)

Таблица № 1

п/п

Ф.И.О

воспитанника

Название инструментов

бал-лы

уро-вень

нож-

ницы

линейка

карандаш

моло-ток

шило

цир-куль

гла-дилка

плос-когубцы

отвертка

кисточка

1

Арман Артем

1

1

1

1

1

1


1

1

1

9

В

2

Артемьев Никита

1

1

1

1

1


1

1

1

1

9

В

3

Банкетов Владислав

1

1

1

1




1

1

1

7

С

4

Гусейнов Самир

1

1

1

1


1



1

1

7

С

5

Гайнуллин Булат

1

1

1

1

1

1


1

1

1

9

в

6

Кинжибаев Данил

1

1

1

1

1


1

1

1

1

9

В

7

Мокеев Данил

1

1

1

1

1

1

1

1


1

8

С

8

Пышков Александр

1

1

1

1


1

1


1

1

7

С

9

Сутырин Илья

1

1

1

1

1



1

1

1

8

С

10

Фокин Михаил

1

1

1

1



1


1

1

6

Н

11

Хонин Иван

1

1

1

1




1


1

6

Н

12

Косолап Егор

1

1

1

1





1

1

6

Н

В-33,3% С-41,7% Н-25 %

Таблица№ 2

п/п

Ф.И.О

воспитанника

Номер карточки

бал-лы

уро-вень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Арман Артем

1

1

1



1

1

1


1

8

В

2

Артемьев Никита

1

1


1


1

1

1

1

1

8

В

3

Банкетов Владислав

1

1

1

1

1


1

1


1

7

С

4

Гусейнов Самир


1

1

1


1

1


1

1

6

Н

5

Гайнуллин Булат

1

1


1

1

1


1

1

1

8

В

6

Кинжибаев Данил


1


1


1


1

1

1

7

С

7

Мокеев Данил

1

1


1

1


1

1


1

8

В

8

Пышков Александр

1

1

1

1

1

1

1



1

6

Н

9

Сутырин Илья


1


1

1



1

1


6

Н

10

Фокин Михаил

1

1


1

1



1


1

7

С

11

Хонин Иван


1


1

1


1

1


1

6

Н

12

Косолап Егор

1

1


1

1



1

1

1

7

С

В-33,4%

С- 33,3%

Н-33,3%

Раздаем учащимся листы бумаги, где написаны номера загадок, под которым их читает педагог. Ребята слушают загадку, и ставят ответ под той цифрой. Затем педагог собирает листы с ответами, и, правильные ответы заносит в таблицу, подсчитывая общие баллы.

Упражнение для выявления логического и

пространственного мышления у учащихся

Раздаем учащимся карточки, на которых не хватает какой-либо геометрической фигуры, а также набор геометрических фигур.

Это упражнение поможет закрепить название геометрических фигур, определять их форму.

В процессе работы педагог визуально определяет правильность подбора недостающей фигуры, быстроту подбора. (Метод наблюдения)

У каждого учащегося 10 карточек, а вот геометрических фигур - 20, причем геометрические фигуры разного цвета. (см. Приложение № 3). Правильность подбора педагог фиксирует в таблице.

Для удобства заполнения таблицы карточки нумеруют от 1 до 10.

Таблица№ 3

п/п

Ф.И.О

воспитанника

Номер карточки

бал-лы

уро-вень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Арман Артем

1

1

1


1


1

1

1

1

8

В

2

Артемьев Никита

1


1

1

1

1

1

1

1

1

9

В

3

Банкетов Владислав

1

1



1

1



1

1

6

Н

4

Гусейнов Самир


1

1

1


1

1

1



6

Н

5

Гайнуллин Булат


1

1

1


1

1

1



6

Н

6

Кинжибаев Данил

1

1

1


1

1

1


1

1

8

В

7

Мокеев Данил


1

1

1

1



1

1

1

7

С

8

Пышков Александр

1


1

1


1

1


1

1

7

С

9

Сутырин Илья

1



1

1


1

1


1

6

Н

10

Фокин Михаил

1

1

1



1

1

1


1

7

С

11

Хонин Иван

1



1

1



1

1


5

Н

12

Косолап Егор

1

1


1

1



1

1


6

Н

В-3чел-25%

С-4чел-33,3%

Н-5чел-41,7%

Сводная таблица результатов входящей диагностики.

Все три результата заносим в сводную таблицу.

Таблица № 4

№ п/п

Ф.И.О

воспитанника

№ таблиц

баллы

уро-вень

1

2

3

1

Арман Артем

9

8

8

25

В

2

Артемьев Никита

9

8

9

26

В

3

Банкетов Владислав

7

7

6

20

С

4

Гусейнов Самир

7

6

6

20

Н

5

Гайнуллин Булат

9

8

7

24

С

6

Кинжибаев Данил

9

7

8

24

С

7

Мокеев Данил

8

8

7

23

С

8

Пышков Александр

7

6

7

20

С

9

Сутырин Илья

8

6

6

20

С

10

Фокин Михаил

6

7

7

20

С

11

Хонин Иван

6

6

5

19

Н

12

Косолап Егор

6

7

6

19

Н

В-2чел-16,7% С-7чел-58,3% Н-3чел-25%

3.2. Формирующий эксперимент.

Предложенная система упражнений использовалась в течении 6месяцев на каждом занятии

В качестве дополнительных упражнений.

Работа проводилась с детьми экспериментальной подгруппы, в количестве 6 человек (см. список в приложении № 4).

На данном этапе предлагается система упражнений, позволяющих повысить уровень креативных способностей детей, развить интерес к технике.

Благоприятные условия для вовлечения школьников в творческую деятельность создаются на занятиях по аппликации из бумаги и картона. Работа на занятиях организуется педагогом таким образом, чтобы учащиеся знакомились с разными машинами, орудиями труда, их применением в различных областях деятельности, устройстве, принципе действия, учились вносить изменения в конструкцию изделия и одновременно упражнялись в разработке обще трудовых изменений: графических, измерительных, обработочных, сборочных.

Работа по аппликации из геометрических фигур предполагает развитие у младших школьников глазомера, умение сравнивать отдельные части стилизованного изделия между собой, различать их по форме, размерам, цветам, понимать назначение каждой из них. Ребята учатся технике выполнения, аппликации: делать разметку, вырезать детали, комбинировать из них различные предметы и располагать на форме, а затем наклеивать.

На таких занятиях происходит сочетание творческой и исполнительной деятельности. Это положительно сказывается на развитии творческой инициативы, самостоятельности, технического мышления, гибкости ума - важных компонентов в структуре творческой личности ученика.

Из фигур геометрической формы можно получить силуэты (рис.1 Приложение №5) или цветные изображения (рис. 2,3) самых разнообразных моделей, машин, весьма простых по своему устройству, состоящих из 5- 10 деталей, и сложных, в состав которых входит большое количество деталей.

Педагог использует в работе графические изображения образцов изделия, технологические карты.

С самого начала важно научить воспитанников выполнять задания по схематичному рисунку (рис.4). Это воспитывает точность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, воплощать замысел в реальный объект труда, творчески подходить к решению конкретных конструкторских задач. Можно учитывать индивидуальные особенности детей- кто работает быстро и качественно, тому дать карточку с более сложным заданием. На карточках обязательно должна быть схема экономного раскроя материала.

При проведении первых занятий достаточно отобрать для изготовления несколько несложных моделей машин, которые учащимся хорошо известны: автомашина, бульдозер, трактор, экскаватор и др.

Технология выполнения аппликации названных предметов, состоящих из небольшого количества деталей должна быть очень простой. Педагог заранее продумывает экономное расходование материала, выполняет необходимые графические изображения на таблице, использует художественные рисунки тех машин, аппликации которых будут делать учащиеся шаблоны геометрических фигур из картона.

Перед тем как приступить к выполнению практического задания, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные педагогом в определенной логической последовательности. Вопросы направлены на выявление знаний воспитанников об изучаемом объекте, его назначение, конструкции, форме и количестве деталей, способы их соединения в изделии.

Ниже приводится пример одного из упражнений, где показана подготовка учащихся к творческому выполнению трудового задания, сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся.

Тема: Работа с бумагой. Изготовление модели трактора (экскаватора, бульдозера) способом аппликации из фигур правильной геометрической формы (рис.4).

Цель занятия: Знакомство с устройством трактора (экскаватора, бульдозера), с профессией механизатора (приложение №6). Изучение устройства изделия. Соблюдения правил гигиены и безопасности труда, правил работы с клеем. Закрепление умений различать детали по шаблону и вырезать по намеченным линиям. Выполнение технических заданий.

Воспитание работы в коллективе, аккуратности, художественного вкуса.

Развитие технического мышления, творческого воображения, мускулатуры пальцев рук.

Оборудование. Художественные рисунки трактора (экскаватора, бульдозера) игрушки трактора, образцы изделий; модели, технологическая карта, цветная бумага, шаблоны, наборы деталей геометрических фигур, ножницы, карандаши, клей, кисточки.

Ход занятий.

1.Сообщение темы и цели занятий. Педагог объявляет тему занятий, сообщает цель и предлагает учащимся отгадать загадки. Отгадки и есть объект труда, который предстоит сделать ребятам.

На полях гудят с утра,

Пашут землю… (Трактора)

Овсом не кормят, плутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит (Трактор)

С края на край режет черный каравай,

Кончит, повернется, за то же возьмется (трактор с плугом)

II. Организация рабочего места. Проверка у учащихся наличия необходимого оборудования и его расположения на рабочем месте.

III. Подготовка к практической работе, выполнению технических заданий.

Воспитанники рассматривают художественные рисунки трактора (бульдозера, экскаватора). Хорошо до занятий организовать экскурсию на стройку.

Беседа.

Анализ образцов моделей колесного и гусеничного трактора, их графического изображения.

Планирование и инструктаж.

-Кто из вас видел трактор? Какие работы выполняет эта машинка? (Перевозит груз, пашет землю, разрыхляет почву, сажает картофель, сеет зерно, носит траву, убирает урожай).

В зависимости от того, какие рабочие орудия и машины прицеплены к трактору (плуг, сеялка, картофелекопалка и другие). Он выполняет различные сельскохозяйственные работы. Тракторы используют для работы в садах, огородах, а также для строительных, земельных работ.

Кто управляет трактором? Кого мы называем механизатором? Чем интересен и важен труд механизатора? Из каких частей состоит трактор? Для чего служит двигатель? Колеса? Кабинка? Рулевое колесо? Выхлопная труба? Чем отличается гусеничный трактор от колесного? Из каких геометрических фигур сделан трактор? Сколько надо заготовить деталей для колесного, гусеничного тракторов? Сколько следует сделать одинаковых деталей? Как показать перевозку груза трактором? Как можно из геометрических фигур изобразить тележку? Груз?

Рассмотрите рисунок, на котором показано, как экономно использовать бумагу, заготовляя детали для одноцветной аппликации. (Демонстрируется схема раскроя материала). А как сделать ее разноцветной? (Каждый учащийся выполняет разметку на листе бумаги одного цвета, а затем обмениваются друг с другом).

Устанавливается последовательность выполнения трудовых действий.

Выполнение практической работы технических заданий.

Задание 1. Выложить из имеющегося набора геометрических фигур трактор по образцу и схематическому рисунку (колесный или гусеничный).

Задание 2. Варианты: а) сделать аппликацию трактора, который перевозит груз;

б) сделать колеса трактора из большого количества деталей.

В процессе практической работы проследить за правильностью выполнения школьниками разметки по шаблону, экономно ли расходуется материал, соблюдается ли правила безопасности работы с ножницами, правила работы с клеем; обучать воспитанников самоконтролю.


Подведение итогов занятия.

Проводится анализ работ учащихся. Отличается качество выполнения разметки, вырезания, наклеивания деталей.

Организуется игра. Какую работу выполняет трактор?

Педагог показывает картинку с изображением рисунков тракторов с каким-либо прицепом. Учащиеся должны назвать, какую работу выполняет этот трактор.

Как видим, привлечь внимание к объекту труда помогает занимательный материал (загадки). Через художественные рисунки, учащиеся получают общее представление о различных конструкциях этой машины, ее назначением. Четко выполняемые образцы изделия, схематические рисунки конкретизируют представление учащихся об устройстве трактора (части, количество деталей, их расположение по отношению друг к другу), технологии изготовления возможных вариантах преобразования труда. На занятиях учащиеся упражняются в конструировании изделия по образцу, выполняют аппликации по техническому заданию.

Примеры технических заданий при изготовлении аппликации модели бульдозера: 1. Изменить форму отвала. 2. Увеличить или уменьшить количество деталей при изготовлении: а) отвала; б) колес; в) корпуса бульдозера. 3. Изменить форму детали, соединяющий отвал с корпусом. 4. Подобрать иное цветовое сочетание деталей в изделии и фона.

Постепенно работу по выполнению аппликаций моделей машин можно усложнять, ставить перед учащимися новые конструкторские и организационные задачи.

  1. Увеличить количество деталей в изделии (косилка, трактор с плугом, лесовоз и др.).

  2. Заменять одни детали другими, но сохранять конструкцию изделия.

  3. Выполнять одно изделие вдвоем, предварительно распределив обязанности поровну.

  4. Делать разметку деталей не по шаблону, а с помощью чертежно-измерительных инструментов: линейки угольника, циркуля.

  5. Самостоятельно продумать экономно раскрой материала для изготовления изделия.

  6. Конструировать плоскостные модели машин по собственному замыслу, обосновать их назначение.

Для того чтобы учащиеся знакомились каждый раз с новым видом транспорта и разнообразием конструкций машин, последние можно сгруппировать следующим образом:

  1. Грузовики и Самосвалы.

  2. Легковые машины. Автокраны.

  3. Тракторы.

  4. Бульдозеры.

  5. Пожарные машины.

  6. Космические корабли.

  7. Самолеты и вертолеты.

Весьма эффективное средство для развития у учащихся глазомера, наблюдательности, пространственного воображения, творчества, прочного усвоения технической терминологии - введение на занятиях следующих упражнений. Учащимся дают таблицы на которых изображены различные модели машин, но в каждой из них отсутствуют 1-2 части или детали (рис 5) (Приложение №7). Необходимо определить название и назначение машины, сказать, какие части, детали в ней отсутствуют, какой они формы. Затем учащиеся изготовляют недостающие детали нужных размеров и изготавливают аппликацию.

Таким образом творчество учащихся берет начало с проявления интереса к изделию, с обсуждения его конструкций, анализа изделия. Учащиеся выполняют ряд работ с элементами творчества - вносят изменения в устройство изделия, его оформление; проявляют больше самостоятельности, творчества при изготовлении изделий по собственному замыслу.

Упражнения и задания с геометрическими фигурами позволяют лучше запомнить названия фигур; выполнять разметку по шаблонам, отрабатывать приемы резания, проявлять творчество в работе.

3.3. Контрольный эксперимент.

Результатом исследования заданий творческого характера на занятиях в детских образовательных объединениях начального технического моделирования окажется изменение уровня креативных способностей.

Вероятно, несколько увеличится процент учащихся, чья направленность на творчество, хотя бы временно возрастает. Уменьшится процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к познанию.

Для определения развития креативных способностей были использованы следующие задания.

3.3.1 Первое задание

В основе задания лежит способность строить различные изображения на основе геометрических фигур одного размера и вида. Для этого учащиеся изготавливают набор геометрических фигур из треугольников. Это еще раз позволит закрепить умение и развитие навыков в построении геометрических фигур на нелинованной бумаге, совершенствованию умений и навыков вырезания. Ребята активно включаются в работу, собирая технические объекты, которые им нравятся, или которые они видели.

На эту работу отводится одно занятие. В конце занятия педагог собирает работы и проводит анализ. Учащиеся, которые получали дополнительные упражнения, справлялись с заданием, проявив творчество и смекалку. Эти работы оказались более сложными, и на их изготовление потребовалось большее количество геометрических фигур, чем у детей, не входящих в экспериментальную группу.

3.3.2 Второе задание

Дополняем конструктор из геометрических фигур, добавляем в него квадрат, четырехугольник, круг, часть круга и т.д.

При этом задачей учащихся является создание более сложных устройств, не только не имеющихся в наборе фигур, но и могли дополнить силуэт элементами, которых не хватает по замыслу.

В начальном техническом моделировании создание силуэта, т.е. практическое выражение мысленного образа на плоскости, необходимо как процесс творческого поиска и планирования практических действий в ходе осуществления своего замысла.

Результаты работы заданий заносим в таблицу № 5

№ п/п

Ф.И.О

воспитанника

Контрольная диагностика

Баллы

Уровень

3.3.1.

3.3.2.

1

Арман Артем

10

10

20

В

2

Артемьев Никита

9

10

19

В

3

Банкетов Владислав

9

10

19

С

4

Гусейнов Самир

8

9

17

С

5

Гайнуллин Булат

9

9

18

С

6

Кинжибаев Данил

7

9

16

С

7

Мокеев Данил

8

8

16

С

8

Пышков Александр

8

9

17

С

9

Сутырин Илья

7

10

17

С

10

Фокин Михаил

9

9

18

С

11

Хонин Иван

8

9

17

С

12

Косолап Егор

7

7

14

Н

В-25:%

С-66,7:%

Н-8,3:%

В данных заданиях оценивалось:

  • подбор цветовой гаммы для оформления работы ( 2 б)

  • приемы резания (2 б)

  • прием работы по шаблону (2б)

  • прием резания бумаги ножницами (2 б)

  • осуществление творческого замысла (2 б)

Констатирующая диагностика

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА









Контрольная диагностика


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА










Сравнивая результаты входной (таблицы 4) и контрольной (таблицы 5) диагностики , можно сделать вывод:

  1. Количество учащихся с высоким уровнем развития креативных способностей увеличилось на 8,3;

  2. Количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 8,4;

  3. У учащихся повысился интерес к заданиям творческого характера и к занятиям в целом.

Заключение.

Проанализировав психологическую литературу, была выявлена сущность понятий «способности», «творческие способности» и можно сделать вывод, сто творческие способности действительно являются сложным синтетическим понятием. Уровень их развития необходимо определять общими критериями направленности на их творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления.

Изучив научно-методическую литературу по проблеме развития креативных способностей в процессе занятий в детских объединениях начального технического моделирования можно систематизировать приемы и методы работы и подобрать задания творческого характера.

Проведенная диагностика креативных способностей показала возможность их развития при определенных условиях.

Во-первых, индивидуальная работа на занятиях по техническому моделированию и активное включение их в совместную творческую деятельность повышает уровень их самостоятельности, помогает развивать их мыслительную деятельность и речь, способствует литературному творчеству.

В-третьих, для того, чтобы обучится творческой деятельности, нет иного способа, кроме практического опыта и, в то же время способствует его приобретению. Одно из условий передачи творческого опыта необходимость конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

Но приобретение истинного творческого опыта невозможно без пробы самостоятельного творчества. Потому что стремление к самостоятельному решению креативных задач, а в лучшем варианте и к самостоятельной постановке этих задач, имеющееся у детей должно поддерживаться педагогом. Роль в развитии детей самого педагога огромна, особенно в младшем возрасте. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых; родителей и на втором , не менее важном месте, педагога.

К конструктивным, то есть поддерживающим гармонирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести такие как:

-поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

- не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

- творить и играть вместе с детьми- в качестве рядового участника процесса;

-не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру и, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка.

Больше внимания уделять организации творческого процесса, поддержанию самого действия, а не результатов.

Развивать чувство меры в отношении детей к какому- либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, игровые гимнастические упражнения, что позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление.

Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей- бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка.

Предлагаемая система упражнений при систематическом использовании может помочь в работе педагогов детских образовательных объединений технической направленности для значительного повышения творческого потенциала воспитанников учреждений дополнительного образования.




Список используемой литературы.

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н. Степанова-М.: Стефа,2000

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество.- М.:Просвещение,1991

3. Журавлев А.П. Звук и смысл.-М: Просвещение, 1991

4. Зепалова Г.С. Уроки литературы и театр.-М: Просвещение,1982

5. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей- С-Петербург: Дельта,1997

6. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты-М.: Просвещение,1963

7. Лебедева Л.Д. Практика арт- терапии; подходы, диагностика, система занятий-С-Петербург: Речь,2003

8. Левин В.А. Воспитание творчества.-М: Просвещение,2001

9. Лук А.Н. Психология творчества,-М.: Просвещение,1978

10. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности-М.:

Знание,1981.

11. Немов Р.С. Психология:т.3 -М.:Просвещение-2001. Просвещение,1971.

12. Развитие творческой активности школьника. Под ред. А.Н.Матюшкина-М.: Педагогика,1991.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е-М.: Просвещение,1953.

14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии-М.:Просвещение,1973.

15. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии,1960,№11.

16.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий-М.:Просвещение,1961.

17.Теплов Б.М. Способности и одаренность-М.:,Просвещение,1948.

18.Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка, начальная школа,1995, №6.

19. Журавлева А.П. Что нам стоит дом построить,М,Патриот,1990.

20. Глущенко А.Д. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе-М.: Просвещение,1985.

21. Журавлева А.П. Болотина А.А., Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение,1986.

22. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах- М.: Просвещение,1988.

23. Пособие для учителя. Уроки трудового обучения в 1, 2, 3 классах-М.:Просвещение,1974.

24. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских-М.: Просвещение,1988.

  1. Печерский М.С.Эстетическое воспитание на уроках труда - М.: Просвещение,1970.

Список приложений


  1. Организация рабочего места.

  2. Правила безопасной работы с инструментами.

  3. Шаблоны.

  4. Список учащихся эксперементальной группы.

  5. Примеры сборки моделей из геометрических фигур.

  6. Чертежи моделей из геометрических фигур.

  7. Проверочный материал.

  8. Варианты выполнения моделей из геометрической фигуры- треугольник.

  9. - 12. Образцы выполнения аппликаций из геометрических фигур.


© 2010-2022