Использование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА



Обобщение педагогического опыта по теме


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Составила:

педагог ДО

Бурикова А.Г.





Радужный, 2015

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Разрешите представить Вам опыт моей работы по использованию регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности.

Сегодня перед человечеством стоит глобальная проблема сохранения малочисленных народов, их культуры. И одной из задач в решении данной проблемы является создание системы просвещения, которая призвана ознакомить некоренное население, проживающее на территории коренных аборигенов, с особенностями образа жизни народов, населяющих Ханты-Мансийский округ, их культурой, историей и традициями.

Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования».

Национально-региональный компонент в художественном образовании и эстетическом воспитании ставит своей целью возрождение этнокультурных традиций народов Крайнего Севера, приобщение обучающихся к нравственным, духовным ценностям, в частности, через искусство.

В настоящее время национальное искусство рассматривается как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих собой совокупность знаний, опыта народа, которое является важнейшим средством для развития народного воспитания. Народное декоративно-прикладное искусство народов Сибири может служить эффективным средством воспитания и обучения детей, если оно связано с образами природы, с отражением жизненного уклада народа, их культурой. А также оно является богатым материалом для формирования различных сторон личности детей.

Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративного искусства той местности, в условиях которой проживают обучающиеся. Необходимо так организовывать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре. Национально-региональный компонент образовательного стандарта должен реализоваться через содержание образования на уровне учебных программ.

В программах по изобразительному искусству предусматриваются следующие виды учебных занятий:

• рисование с натуры и по памяти;

• тематическое рисование;

• декоративное рисование;

• беседы об изобразительном искусстве;

• декоративно-творческая деятельность.

Рассмотренные выше виды учебных занятий могут нести более яркую эмоциональную окрашенность, если познавательные и обучающие задачи будут опираться на культуру народа, веками проживающего на землях, на которых проходят детство и юность обучающихся, становление их личности.

Содержание регионального компонента может быть представлено путем включения его в качестве отдельных разделов, тем, отражающих местные особенности регионального компонента.

Такие виды учебных занятий с использованием регионального компонента представлены в разработанных мной программах «Акварелька» для учащихся 5-7 лет и «Разноцветные ладошки» для учащихся 8-17 лет, где формирования этнокультурного сознания учащихся в процессе обучения изобразительному искусству и творческой деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

-положительно-эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства народов, населяющих Ханты-Мансийский автономный округ;

-понимание учащимися значения сохранения культуры народов Крайнего Севера как исчезающей культуры малочисленных народов;

-уважение к коренному народу округа как уникальной и древней народности, населяющей нашу страну;

-включение детей в активную творческую деятельность, направленную на овладение и создание национальных декоративных изделий;

-стремление к эстетическому совершенствованию и созданию самостоятельных творческих произведений;

-привитие учащимся любви к родному краю, формирование положительного эмоционально-оценочного отношения к окружающей действительности, умение понимать и считаться с культурой другого народа;

-знание обычаев, традиций, обрядов, духовной и материальной культуры народов региона;

-включение детей в активную самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Итак, в разделы «Рисунок» и «Живопись» были введено рисование тематических натюрмортов (туес с рябиновой веткой, куклы акань, пакы и прочее). Таким образом, на занятиях дети изучают основы реалистического изображения с натуры, и знакомиться с бытом народов Сибири.

Хочу заметить, что все натурные постановки обучающиеся изготавливают сами на занятиях по декоративно-творческой деятельности.

В разделе «Тематическое рисование» дети изучают законы композиции, средства художественной выразительности. Учащиеся иллюстрируют хантыйские сказки, выполняют сюжетно-тематические композиции, связанные с жизнью хантыйского народа, знакомятся с устным народным творчеством народов Сибири: слушают отрывки из художественных произведений, национальные сказки, предания, мифы, легенды народов Сибири, прослушивают записи с песнями, смотрят видеофильмы. В результате такой работы детьми была выполнена коллективная работа - берестяная книга по ненецкой сказке «Воробушек» в технике граттаж.

На занятиях по декоративному рисованию учащиеся знакомятся с основными принципами декоративно-прикладного искусства, учатся изображать орнаменты народов Сибири, изучают нетрадиционные техники рисования и использование художественных материалов. Изучая орнаменты, дети знакомятся с правилами и законами декоративного рисования: соблюдение ритма, симметрии, гармоничного сочетания цвета.

Ребенку, да и непосвященному взрослому, очень трудно понять принцип построения национальных узоров. Например, почему орнамент «Собака» выглядит именно так. Для того чтобы обучающимся были более понятны эти принципы, как их видят ханты, манси, ненцы, я демонстрирую репродукцию картины самобытного ненецкого художника Анатолия Гришкина «Бегущая собака», на которой очень понятно изображено как живое существо «превращается» в орнамент «собака». Уроки декоративного рисования обладают широкими возможностями для изучения национальной культуры ханты, манси и ненцев.

Беседы об искусстве расширяют у учащихся представления об окружающем мире. Беседы на занятиях превращаются в серию увлекательных путешествий по Югорской земле. Знакомство с жизнью, бытом, культурой народа в процессе бесед развивают представления, фантазию и образное мышление. Учащиеся знакомятся с творчеством самобытных художников Сибири (Геннадий Райшев, Анатолий Гришкин, Владимир Игошев и т.д).

В разделе «Декоративно-творческая деятельность» обучающиеся занимаются изготовлением изделий народного декоративно-прикладного искусства северных народов, сувениров и, как выше было сказано, наглядного материала для занятий рисования с натуры. На занятиях дети работают с тканью, кожей, мехом, бисером, изготавливают игольницы, пупки, кукол акань и пакы, декоративные мячи и прочее. Также мы освоили новую технику «Гипсовое литье», где учащиеся изготавливают на занятиях минискульптуры людей в национальной одежде.

Благодаря стараниям детей, пополнился наш демонстрационный фонд - были изготовлены туеса в технике граттаж, которые выглядят практически так же, как и настоящие туеса, сделанные народными мастерами из березовой коры.

Эти работы приняли участие в выставке «Легенды Агана» в городском этнографическом музее, где учащиеся объединения дали мастер-класс по изготовлению туесов народов Сибири в технике граттаж.

В своей работе я всегда ищу новые подходы знакомства учащихся с культурой, бытом и традициями малочисленных народов Сибири, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом, удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Так пришла идея создания проекта «Хранители Югры», одним из направлений которого является сохранение традиционной народной культуры малочисленных народов Сибири.

Как было сказано выше, за много лет работы объединения «Акварелька», ее учащимися было изготовлено большое количество творческих работ по теме: «Народные промыслы коренных народов Югры». Со многими из этих работ учащиеся объединений «Акварелька» принимали участие в научно-практических конференциях «Первые шаги в науку» и «Шаг в будущее». И фонды объединения продолжают пополняться новыми творческими работами учащихся. Это разнообразные игольницы «Намт», куклы народов Сибири - акань, пакы, кукла-ягода (канэк-пакыт), кукла-дерево (юх-пакыт), травяная кукла (пом савэли), сумки, клатч, сувенирные куклы «Северяши», обереги из меха и кожи, кытгьем - ловушка для духов сновидений, стилизованные туеса и многое другое.

Все эти работы выставлены в кабинете нашего объединения на постоянной выставке и используются на занятиях по изучению культуры народов Сибири.

В 2015 году возникла идея создания нетрадиционных самодельных игрушек «Хранители Югры» (Приложение 1), для успешного знакомства учащихся с этнокультурой и экологией родного края. Детям предлагалось познакомиться с культурой народов Сибири и с природой родного края с помощью нетрадиционных игрушек, которые наделены качествами Хранителя (животного, растения, национальных кукол, национального жилища - чума и пр.). На каждом Хранителе изображен соответствующий образ и национальный орнамент, за который он отвечает. К каждой игрушке прилагается наглядный материал о природе и культуре Югры. А демонстрационным материалом для Хранителей являются изделия декоративно-прикладного творчества народов Сибири, выполненные учащимися объединений (Приложение 2).

Данная форма знакомства учащихся с культурой народов ханты и манси была успешно апробирована на занятиях (Приложение 3).

Изучение основ национальной культуры, декоративно-прикладного искусства и традиций народов Крайнего Севера в воспитательном и образовательном процессе довольно сложный, многоступенчатый и непрерывный процесс, требующий дифференцированного подхода, не допускающий поверхностного отношения к данной проблеме.

Национальная культура народов Сибири может быть сохранена и продолжена в том случае, если приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения. Это позволит наиболее полно сохранить и передать новым поколениям национальные традиции другой культуры. Но этот процесс не должен быть случайным, необходимо формировать устойчивый интерес у обучающихся в этой области. Так же, чтобы реализовать проблему приобщения детей к национальной культуре народов Крайнего Севера на занятиях изобразительного искусства, необходим грамотный и подготовленный педагог, обладающий сам этими культурными ценностями, владеющий основами этого наследия. Без этого процесс приобщения к национальной культуре теряет всякий смысл.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Жданова Н. С. Многофункциональность игрушки - как фактор активного использования ее в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2000 г.

2. Колякина В. И. Игрушка как памятник духовной материальной культуры народа. - М.: Просвещение,2001 г.

3. В. Т. Кудрявцев, Р. Г. Решетникова. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров». //М.: Икар, 2003 г.

4. Н. Крюкова. «Орнамент и жизнь». //Югра.- №12/1993г., с.20-21.

5. Н. М. Талигина. «Цветовая классификация у хантов.» //Обские Угры. Материалы второго Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». (12-16 декабря, 1999 г., Тобольск). //Тобольск, Омск, 1999 г., с.197-199.

6. Е. В. Перевалова, Е. Г. Карачаров. «Река Аган и ее обитатели». //Екатеринбург, Нижневартовск.- 2006 г., с.74-99.

7. Т. Г. Харамзин. «Традиционное природопользование как основа развития материи и духовной культуры обских угров». //Москва, Издательство «Инар», 2004 г., с. 88-92.


Приложение 1


Нетрадиционные игрушки «Хранители Югры»

Использование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Хранитель

таежных

лесов

Хранитель

тепла

оленьего

меха

Хранитель

птичьих

гнезд

Хранитель

волшебных

снов

Хранитель

согревающего

домашнего

очага

Хранитель

тех, кто оставляет

4 следа

Хранитель

маленьких

северных

кукол

Таблица орнаментов и образов, используемых в нетрадиционных игрушках

«Хранители Югры»

N п/п

Название игрушки

Орнамент и образ, изображенный на игрушке.

1

Хранитель птичьих гнезд

Орнамент «Большое гнездо». Образ - птичье гнездо с яйцами.

2

Хранитель волшебных снов

Орнамент «Глухарка сна». Образ - символ ловца сна - кытгьема.

3

Хранитель таежных лесов

Орнамент «Шишка». Образ - еловые ветки, трава.

4

Хранитель тепла оленьего меха

Орнамент « Оленьи рога», «Олень». Образ - оленьи тропы.

5

Хранитель тех, кто оставляет четыре следа

Орнамент «Медведь». Образ - звериная тропа со следами.

6

Хранитель домашнего согревающего очага

Орнамент «Дом». Образ - чум, огонь.

7

Хранитель маленьких северных кукол

Образ - лицо-закрутка, куклы.

Приложение 2

Использование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Использование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.



Использование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.Использование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.





Использование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.Использование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Приложение 3

Формы проведения «Встреч с Хранителями Югры»

N п/п

Название игрушки

Демонстрационный материал, его использование на занятиях

1

Хранитель

птичьих гнездИспользование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Презентация с изображением птиц обитающих на территории Ханты-Мансийского округа.

Беседа о правилах поведения в лесу, о бережном отношении к птицам. Дети разгадывают загадки о птицах, проводится игра «Хутанг» (лебедь).

2

Хранитель

волшебных сновИспользование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Сибирский ловец кытгьем, орнамент «Глухарка сна».

Рассказ о кытгьеме, его применении, о значении орнамента «Глухарка сна».

Игра с детьми «Кому снится сон?». Изготовление оберега «Глухарка сна» из бумаги.

3

Хранитель

таежных лесовИспользование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Презентация с изображением деревьев, ягод, грибов произрастающих на территории Ханты-Мансийского округа. Беседа о правилах поведения в лесу, ядовитых и съедобных растениях, бережного отношения к природе родного края. Муляжи грибов, растений.. Проводится игра «Выросло дерево».

4

Хранитель

тепла оленьего

мехаИспользование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Презентация о северном олене. Образец настоящего меха, ягеля, которые дети могут подержать в руках, исследовать их фактуру. На занятии дети изготавливают фигурку оленя из бумаги.

5

Хранитель тех,

кто оставляет

четыре следаИспользование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Презентация о животных, обитающих на территории Ханты-Мансийского округа. С детьми проводится беседа о правилах поведения в лесу, о сохранении животного мира. Дети разгадывают загадки о птицах, проводится игра «Заячьи следы».

6

Хранитель

домашнего

согревающего

очагаИспользование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Презентация о жилище народов Сибири - чуме в разное время года, образец оленьего меха и бересты, которой покрывают чум. Детям рассказывается о жизни людей в чуме, правилах проживания и традициях, связанных с этим жильем, о празднике «Чистого чума». Проводится игра «Чистый чум».

7

Хранитель

маленьких

северных куколИспользование регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству и творческой деятельности. Из опыта работы.

Куклы акань, пакы, кукла-ягода (канэк-пакыт), кукла-дерево (юх-пакыт), травяная кукла (пом савэли). Рассказ о назначении кукол в жизни ханты и манси. Дети самостоятельно изготавливают простую куклу.






© 2010-2022