- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа волонтерского объединения (Образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер»)
Программа волонтерского объединения (Образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер»)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ускова А.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свои творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, - пишет В.В.Давыдов, - является уделом всех,…оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от многих факторов: здоровья, темперамента, эмоциональной чувствительности, наследственности и т.д. кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность, декоративно-прикладное творчество, интеллектуальные упражнения.
Но дети-инвалиды, дети с ослабленным здоровьем имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей. Невозможность выразить свои переживания в творчестве, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к ухудшению эмоционального и физического здоровья.
Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка.
Образовательная модель «1 ученик : 1 компьютер», в основном, затрагивает общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, высшие учебные заведения). На мой взгляд, дети-инвалиды в дополнительном образовании мало затронуты этой моделью.
Цели:
-
Направленная на детей-инвалидов: Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями по здоровью, расширение их знаний об окружающем мире, получение навыков самообеспечения и самореализации в условиях интерактивного-интернет занятия, приобщение детей-инвалидов к творческому делу, приобретение новых друзей, с которыми они бы могли общаться;
-
Направленная на детей-волонтеров: Создание условий для развития качеств и умений 21 века, включающих медиаграмотность, критическое и системное мышление, умение работать в команде, способность мыслить глобально, гражданская сознательность;
-
Обеспечение широкого доступа воспитанников к информации, с помощью локальной сети и интернет.
Предполагаемые результаты.
Итогом работы над программой будет:
-
приобщение детей-инвалидов к творчеству (их творческие работы, рисунки, участие в конкурсах, выставках, интеллектуальных соревнованиях (шахматы));
-
успешное использование участниками проекта (дети-волонтеры) персональные компьютеры как в центре, так и за его пределами;
-
создание продуктов образовательной, творческой деятельности (банк разработок интерактивных-интернет занятий, презентации творческих работ детей-инвалидов, детей-волонтеров, педагогов, видеофильмов и т.д.)
-
распространение опыта
Целевая группа.
Дети-инвалиды 6-17 лет
Дети-волонтеры 13-17 лет
Предметы, относящиеся к проекту.
Декоративно-прикладное творчество, изобразительная деятельности, шахматы, этикет, экология, основы здорового образа жизни, литературное творчество.
Организация обучения.
Для успешной реализации данного проекта сформировано объединение детей-волонтеров. Волонтеры, с помощью педагогов, будут разрабатывать учебные интернет-занятия, просматривая которые ребенок-инвалид сможет самостоятельно овладевать тем или иным видом деятельности. В случае затруднения волонтер оказывает реальную помощь на дому. Так же волонтерской группой будет осуществляться организация выставок, ярмарок творческих работ и изделий, выполненных детьми-инвалидами.
В естественной обстановке занятия дети-волонтеры так же будут делать успехи в своем развитии, каких просто невозможно достичь в повседневной жизни школьника (опыт волонтерства, гражданская сознательность, коллективное творчество).
Волонтеры, общаясь напрямую с детьми-инвалидами, помогая им, имеют возможность сформировать свое положительное отношение к ним.
Таким образом, во время проведения занятий ребята постепенно придут к убеждению, что инвалиды - такие же люди, как и все остальные: они делают все то же самое, только иногда другими способами.
Так же, создан сайт образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями смогут, не выходя из дома, получить консультацию нужного педагога, поучаствовать в интерактивных-интернет занятиях, конкурсах, викторинах. Просмотреть схемы вышивок, бисероплетения и т.п.
Планируется, что каждый педагог, совместно с детьми-волонтерами, будет подготавливать 2 учебных занятия и 2 интерактивных мероприятия (викторины, игры, кроссворды) в месяц.
Эта программа направлена на развитие душевных сил детей, имеющих отклонения в развитии. Оказавшись в условиях интерактивного занятия, дети быстро освоятся. Ведь время занятия для них не ограничено, и если что-то не получилось сразу, можно попробовать еще.
Задачей волонтеров и педагогав является сделать это обучение успешным и увлекательным. Все ребята будут включены в учебный процесс, похожий на калейдоскоп. Самое главное в этом проекте - это не только то, что дети будут делать все выводы самостоятельно, что помогает закрепить и усвоить полученные знания, но и то, что у них появляется возможность самореализоваться в глазах сверстников.
Реализация образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер» в данной программе позволяет детям, педагогам, волонтерам быть одной командой, создает комфортные условия для обучения и общения.
Опыт доказывает, что сильнее всяких методик воспитывает среда, та самая среда, в которой так сложно складываются отношения у ребенка-инвалида.
Инициативная группа педагогов нашего центра научат детей понимать себя и другого, добиваться поставленных перед собой задач, повысят уверенность в собственных силах.
Не менее важна моральная, психологическая поддержка, позволяющая преодолеть детям-инвалидам чувство неполноценности, укрепить их веру в то, что они нужны людям, несмотря на плохое состояние здоровья.
Календарно-тематический план.
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Всего
1
Организационный сбор (Введение в предмет)
1
1
2
Волонтерство: мифы и реальность
1
1
3
Волонтерство в России
1
1
4
Кодекс волонтеров
1
1
5
Давайте жить дружно
1
1
6
Будьте добрыми и человечными
1
1
7
День учителя. История праздника. Мозговой штурм.
1
1
8
Подготовка поздравлений педагогов-пенсионеров.
1
1
9
Поздравление педагогов-пенсионеров на дому.
2
2
10
Принятие себя
1
1
11
В мире чувств и эмоций
1
1
12
Может ли ложь иметь оправдание.
2
2
13
Ребенок инвалид - это…
1
1
14
Виды творчества
1
1
15
Психологические особенности детей-инвалидов
1
1
16
Составление, обсуждение, корректировка плана работы с детьми инвалидами
1
1
17
Я как часть истории семьи и истории государства
1
1
18
Сбор и оформление интерактивных пошаговых занятий для самостоятельной работы детей-инвалидов.
12
12
19
Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint 2007
1
1
2
20
Работа с сайтом
6
6
21
Умей сказать нет
1
1
22
Какой я в межличностных отношениях
1
1
2
23
Что такое человеческие ценности
1
1
24
Что ценно для тебя
1
1
25
Устойчивые ценности в неустойчивом виде
1
1
26
Конкурс рисунков «Мы вместе»
2
2
27
Безопасное поведение
1
1
28
Предотвращение торговли людьми
1
1
29
Давайте относиться друг другу с уваженьем
1
1
30
Хороший и верный друг - как важнейшая жизненная ценность
1
1
31
Права ребенка
1
1
32
Знакомство с программой Microsoft Office Publisher 2007
1
1
2
33
Составление и изготовление буклета «Твои права»
2
2
34
Распространение буклетов на улицах поселка
1
1
35
Тренинг по целеполаганию и социальной адаптации
2
2
36
Шефская помощь на дому детей-инвалидов
18
18
37
Конкурс агит-плакатов в защиту окружающей среды «Сохраним ёлку»
2
2
38
Развешивание плакатов в поселке
1
1
39
Составление проекта акции «Новый год в каждый дом»
1
1
40
Составление сценария
1
1
41
Изготовление агит-листовок «Новый год в каждый дом»
2
2
42
Репетиции новогодней программы-поздравления
5
5
43
Родительское собрание для родителей детей-инвалидов
1
1
44
Поздравление детей-инвалидов (на дому)
5
5
45
Проблема сиротства в России
1
1
46
Составление сценария социального ролика «Один день из жизни ребенка»
1
1
47
Видеокамера. Знакомство с устройством.
1
1
48
Съемка ролика
3
3
49
Знакомство с программами Windows Movie Maker и Pinnacle Studio 12
2
4
6
50
Монтаж ролика
3
3
51
Организация и проведение выставки конкурса детского творчества детей-инвалидов (шефская помощь на дому, проведение и оформление выставки, работа с сайтом)
15
15
52
Организация и проведение семейного мероприятия «Это мой ребенок»
7
7
53
Постановка агит-представления для детей «Прислушайся к своему сердцу» (репетиции)
8
8
54
Выступления для учащихся поселка
3
3
55
Презентация деятельности (творческий отчет по итогам обучения). Торжественное вручение личных книжек волонтеров.
1
1
13
131
144
Отчетность и представление результатов
1. Через 3, 6, 9 месяцев можно отследить успешность участия детей-инвалидов в конкурсах различного уровня и подготовленность их работ для участия в выставках.
2. Регулярно будет проводиться анкетирование родителей, самих детей-инвалидов, волонтеров. Дети-волонтеры будут предоставлять готовые интерактивные интернет-занятия, презентации по предметам, фото и видео материалы.
Материально-техническая база:
Кабинет технических средств обучения с доступом в интернет
Мультимедийное оборудование
Видео камера
Цифровой фотоаппарат
Телевизор
DVD-проигрыватель
ПО, которое предполагается использовать:
Microsoft Office PowerPoint 2007, Microsoft Office Publisher 2007, Microsoft Office Word 2007, Windows Movie Maker, Opera, Mail.Ru Агент, Skype.
Photoshop CS5 и Pinnacle Studio 12 - используются на стационарных компьютерах.