Дополнительная общеразвивающая программа по основам детской журналистики «Школьный экспресс»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей г. Новосибирска

Дом Детского Творчества «Кировский»



Рассмотрена и одобрена Утверждаю

педагогическим Советом, Директор ДДТ «Кировский»

протокол № __________ Фомина Г.Л.

от «_____»_________ 2014г. «____» ____________ 2014г.

Дополнительная общеразвивающая программа

« Школьный экспресс»







Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор программы: Белкина Ю.А.,

педагог дополнительного образования









Новосибирск

2014

Содержание

  1. Пояснительная записка 3



  1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы 3

  2. Цель и задачи программы 5

  3. Основные направления и виды деятельности по программе 5

  4. Особенности, отличия и преимущества данной программы 7

  5. Формы и режим занятий 7

  6. Ожидаемый результат 8

  7. Формы итогового контроля 9

2. Учебно-тематический план 10

2.1. УТП первого года обучения 10

2.2. УТП второго года обучения 11

3. Содержание образовательной программы 12

3.1 Содержание первого года обучения 12

3.2. Содержание второго года обучения 14

4. Условия реализации программы 17

4.1. Психолого-педагогические условия 17

4.2. Материально-технические условия 17

5. Методическое обеспечение программы 18

5.1. Дидактический материал 18

5.2. Диагностический материал 20

6. Список использованной литературы 25

6.1. Литература для обучающихся 25

6.2. Литература для педагога 25



  1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Данная дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности реализуется в МБУДО ДДТ «Кировский» с 2014 года.

Программа составлена на основании действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012, приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013, норм СанПиН 2.4.2.2821-10, опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, и соответствует Уставу и программе развития МБОУ ДОД ДДТ «Кировский» на 2011-2016 г..

В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы, появляется частная периодика. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных и виртуальных изданий различных жанров и тематики.

А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же внедрение в образовательных учреждениях новейших компьютерных технологий дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и предложения, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера юных журналистов.

Привлечение детей к журналистскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей ребят.

Коллектив объединения "Школьный экспресс" представляет собой группу обучающихся, собранную на добровольной основе, исходя из их личного интереса к профессии журналиста.

Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный экспресс» будет способствовать развитию у обучающихся таких важных личностных качеств, как коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплина и ответственность за порученное дело, позволит максимально проявить обучающимися свои возможности в избранной области деятельности и даже поможет в профессиональном самоопределении.

Актуальность данной программы определяется современными требованиями к качеству и содержанию оказываемых дополнительных образовательных услуг. В последнее время со стороны детей и их родителей сформировался запрос на получение качественных, практико-ориентированных умений и навыков уже в раннем школьном возрасте. В данном контексте особенно важным является создание на базе школ и учреждений дополнительного образования детских объединений различной направленности, ориентированных на профессиональное самоопределение обучающихся. Работа по созданию детских объединений в школах помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного творческого объединения «Школьный экспресс» влияет на развитие личности ребёнка, его интеллектуальных и коммуникативных качеств.

Данная дополнительная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации объединение юных журналистов и редакция школьной газеты органично вписываются в единое образовательное пространство школы, оставаясь при этом самостоятельным подразделением. Творческое объединение становится важным и неотъемлемым компонентом воспитательного пространства школы, способствующим формированию гражданского сознания, толерантного отношения к людям, прививающим навыки профессиональной деятельности.

Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед обучающимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности.

Занятия в объединении заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его использовать его в своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты, постигают секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.

Объединение «Школьный экспресс» состоит из нескольких групп юных корреспондентов. Деятельность объединения «Школьный экспресс» представляет собой своеобразную редакцию школьной газеты, где все ответственные должности распределены по желанию детей и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, наборщик).

Практика показывает, что если деятельность по созданию школьной газеты грамотно спланирована и хорошо организована, если имеется необходимая техника и подобраны квалифицированные кадры, то школьная газета может стать важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании обучающихся, визитной карточкой школы.



1.2. Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для развития личностных и коммуникативных качеств, расширения кругозора, удовлетворения потребности в самореализации ребенка через овладение основами журналистики и получение необходимых знаний, умений и навыков по данной профессии.

Задачи:

1) Развить у обучающихся личностные и коммуникативные качества, расширить кругозор;

2) Сформировать у детей систему знаний, умений, навыков по основам журналистики средствами игровой, практической деятельности;

3) Удовлетворить потребности детей в самореализации;

4) Вызвать интерес к профессии журналиста;

5) Воспитать чувство единства в коллективе и ответственности за собственную работу и деятельность объединения в целом.

1.3. Основные направления и виды деятельности по программе

Направления деятельности:



  • Информационная

Школьное объединение «Школьный экспресс» и школьная газета - самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни начальной школы, школы в целом и всего города.

  • Образовательная

Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газет требует вовлечения детей в различные формы деятельности: обучающиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

  • Воспитательная

Организация внеклассной воспитательной работы с обучающимися на базе кружка и школьной газеты позволяет с пользой занять их свободное время, классным руководителям использовать школьную газету для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.

Газета - это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции обучающихся, сплачивает коллектив в единое целое.

  • Коммуникативная

Подготовка газеты - дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств обучающихся.

  • Управленческая

Школьная газета - это самая оперативная форма передачи необходимой информации от управленческой структуры к подразделениям школы. Целесообразно использование для совершенствования руководства детскими организациями.

  • Координирующая

Различные подразделения школы через объединение и газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.

Виды деятельности:

  1. Организационная деятельность. Организация подготовки обучающихся - корреспондентов школьной газеты через занятия в объединении «Школьный экспресс».

  2. Воспитательная деятельность. Педагогическое сопровождение деятельности обучающихся по созданию и функционированию школьной газеты, обеспечение рабочей, здоровой атмосферы в коллективе обучающихся.

  3. Познавательная деятельность. С помощью лекционных занятий, бесед, обсуждений, игровых заданий происходит погружение детей в тематику и специфику журналистской деятельности, происходит самоопределение в системе школьной редакции и распределение ролей, зависящих от интересов каждого члена объединения.

  4. Групповая и индивидуальная деятельность. Выпуск печатной газеты - дело коллективное, поэтому в творческом коллективе может быть очень много обучающихся: корреспонденты, корректоры, наборщики. Выяснив склонности каждого, необходимо чётко распределить обязанности, при этом обеспечив значимой и интересной работой каждого. Чёткости, оперативности в работе способствует регулярность проведения занятий.

  5. Проблемно-ценностное общение. В качестве дополнительных корреспондентов могут привлекаться сотрудники школы, корреспонденты от классов (по 1-2 чел.), жители микрорайона. Это необходимо для обмена мнениями, выявления проблем и интересов разных групп читателей. Выпуск газет производится под руководством педагога объединения, учителей начальной школы. Наиболее эффективной формой обучения является подготовка будущих журналистов. Надо стремиться к тому, чтобы каждая статья учила подавать любую информацию заинтересованно, внося в нее своё личное отношение.

1.4. Особенности, отличия и преимущества данной программы

Средства массовой информации не могут не учитываться в качестве одного из важнейших компонентов образования, поскольку они несут значительное количество информации, которую можно эффективно использовать в системе образования школьников.

Создание в начальной школе объединения, работа которого основана на данной программе позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед обучающимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности, в реализации творческого потенциала и его развитии.

Большинство уже существующих программ по журналистике имеют четко выстроенный тематическй план - когда и о чём писать, на какую тему будет та или иная практическая работа. Такой подход имеет право на существование, однако, он лишает обучающихся возможности реализовать одну из важнейших потребностей - потребности в самореализации и творческом развитии.

Содержание данной программы составлено таким образом, что обучающиеся имеют определенную свободу в выборе тематики и формы своей работы в редакции: темы занятий не нормированы и личный интерес всегда стоит на первом месте. На создание конечного продукта деятельности - выпусков школьной газеты - отводится достаточно большое количество часов, что позволяет обучающимся в полной мере заняться практической реализацией собственных наработок, задумок. Обучающиеся пишут и говорят с читателями о том, что интересно им самим, тематика номеров и отдельных статей всегда обсуждается заранее и мнение каждого ребёнка при этом учитывается.

Во многих школах и других ОУ, где реализуются программы по журналистике остро стоит вопрос о занятиях компьютерной грамотностью с юными журналистами: недостаёт необходимого оборудования. В связи с этим объем получаемых знаний обучающимися ограничивается лишь теорией и изготовлением газет из подручных материалов.

Ещё одним преимуществом данной программы является то, что много учебного времени отводится работе с компьютером и огртехникой, что для учащихся начальной школы является большим плюсом, т.к. дома многие родители ограничивают их в этом. Наши занятия в компьютерном классе носят теоретический и практический характер: сначала изучаются основы и возможности работы, затем педагогом показывается образец того, что можно сделать с помощью той или иной техники, и в завершении обучающиеся пробуют сделать это самостоятельно.

Широко используются возможности мультимедийного проектора и «смарт доски» - для демонстрации наглядного материала и проведения мероприятий воспитывающего и познавательного характера.

1.5. Формы и режим занятий

В объединении практикуются следующие формы занятий:

  • индивидуальная

  • групповая

  • коллективная.

Тематика газетных публикаций, формы, темы, рубрики могут быть довольно разнообразными:

  • тематические газеты к классным часам на важные и нужные для ребят темы;

  • праздничные номера газет к юбилейным датам и красным дням календаря;

  • газетные конкурсы и викторины (2-3 раза в год).

Ребята учатся писать сочинения, эссе, статьи различных жанров, рассказы, рецензии, берут интервью. Также можно использовать такую форму работы, как викторина по предмету или составление анкет, опросников.

Важной составляющие работы в объединении является смена видов деятельности: напряженная учебная работа обязательно должна сменяться игровыми блоками. Это необходимо для того, чтобы у занимающихся в объединении детей не было перегруженности и ощущения монотонной, однообразной работы. Подобная смена деятельности позволяет обучающимся передохнуть от интенсивной работы, получить заряд новой энергии и позитивного настроя. Многие игровые задания и упражнения имеют практическую направленность и созданы специально для юных журналистов, а также призваны закрепить режимные моменты в работе детского коллектива (Приложение 1).

Данная дополнительная общеразвивающая образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на 2 года обучения. Однако при этом, любой пришедший в течении учебного года обучающийся может легко и быстро влиться в работу коллектива. Дело только в том, что с каждым разом материал будет все больше и больше усложняться. Разделы плана или отдельные темы педагог может брать не в предложенном порядке, а произвольно, допускается также изучение той или иной темы по частям. К занятиям в объединении приглашаются дети 9-11 лет на добровольной основе. Вступительных испытаний при приеме в объединение нет.

Режим занятий объединения: групповые занятия группы № 1 проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; групповые занятия группы №2 - дважды в неделю: 1 раз по 2 часа, 1 раз по 3 часа.

1.6. Ожидаемые результаты

По мере усвоения данной программы ожидается развитие и укрепление у детей творческих способностей, чувства любви к родному краю, формирование умений и знаний в области журналистики.

Личностные результаты.

По истечении срока реализации программы обучающиеся должны:

  1. Содействовать созданию дружеских отношений в группах объединения.

  2. Способствовать созданию среды плодотворного творческого общения в объединении, информировать родителей, учеников и учителей о жизни школы.

  3. Испытывать устойчивую потребность в творческой самореализации.

  4. Испытывать устойчивый интерес к содержательному досугу.

  5. Обладать опытом коллективной творческой деятельности.

Предметные результаты.

По истечении срока реализации программы обучающиеся должны:

  1. Иметь представление об истории зарождения журналистики в целом и детской журналистики в частности.

  2. Освоить методику создания журналистских материалов (статей, иллюстраций, фоторепортажей и видеосюжетов).

  3. Создавать макеты, разрабатывать дизайн, осуществлять верстку газеты.

  4. Уметь работать с фототехникой.

  5. Знать и понимать работу средств массовой информации.

  6. Освоить особенности журналистики и издательского дела как профессии общественного типа.

  7. Различать между собой темы, жанры литературного творчества, типы редакционных изданий.

  8. Грамотно выбирать адекватные средства передачи информации с сохранением нравственных ориентиров журналистики как профессии.

Метапредметные результаты.

По истечении срока реализации программы обучающиеся должны:

  1. Уметь безопасно пользоваться различными инструментами и приспособлениями.

  2. Изучить основы и технику безопасности при работе с оргтехникой.

  3. Обладать развитой памятью и образным мышлением.

  4. Уметь планировать свою деятельность и анализировать проделанную работу.

  5. Уметь подготавливать портфолио своих творческих работ.

  6. Обладать развитыми коммуникативными навыками, широким кругозором.

  7. Мыслить творчески, четко и ясно высказываться с помощью средств устной и письменной речи.

    1. Формы итогового контроля

Способы определения результативности:



  1. Педагогическое наблюдение.

  2. Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, защиты проектов, активности обучающихся на занятиях и т.п.

  3. Мониторинг: педагогический (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение педагогического дневника) и мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося, оформление фотоотчётов).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:


  • опрос

  • контрольное занятие

  • самостоятельная работа

  • конкурс

  • игра-испытание

  • презентация творческих работ

  • самоанализ

  • коллективный анализ работ

2. Учебно-тематический план

2.1. Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

2

0

2.

Профессия журналиста. Плюсы и минусы профессии.

1

1

3.

Средства массовой информации.

1

1

4.

Что такое статья? Правила написания, части статьи.

2

0

5.

Учимся писать статью на свободную тему.

0

2

6.

Оформление статьи.

0

2

7.

Что такое интервью? Правила интервью.

1

1

8.

Подготовка к первому интервью.

0

2

9.

Разговорный жанр. Культура устной речи.

1

1

10.

История российской детской журналистики.

2

0

11.

Культура письменной речи.

1

1

12.

Знакомство с публицистическим жанром.

2

2

13.

Что такое очерк?

2

2

14.

Проблемная статья.

2

2

15.

Рассказ

2

2

16.

Фельетон

2

2

17.

Работа над языком статьи

4

0

18.

Редактирование текста.

2

2

19.

Экскурсия в редакцию районной газеты (2 раза в год)

0

4

20.

Мастер - класс (2 раза в год)

0

4

21.

Оформление печатного издания.

0

4

22.

Работа на ПК. Теория и практика.

5

5

23.

Выпуск школьных газет «Школьный экспресс» (1 раз в месяц)

0

30

24.

Конкурсная и организационная деятельность.

0

20

25.

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

20

0

26.

Итоговое занятие.

1

1

Итого часов (в год): 144 ч.

2.2. Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

2

0

2.

Микромир редакции. Защита персональных данных и изображений.

2

2

3.

Официальные лица. Особенности интервью с людьми разных социальных кругов. Журналист и закон.

2

2

4.

Источники информации.

1

1

5.

Чем является информация. Что такое лид?

2

2

6.

Подготовка к интервью.

2

2

7.

Репортаж. Подбор темы для репортажа.

1

1

8.

Техника работы и техника письма при подготовке репортажа.

1

1

9.

Публицистическая статья.

2

2

10.

Комментарий: презентация единого факта.

2

2

11.

Рецензия.

2

2

12.

Эссе.

2

2

13.

Кем является Читатель?

1

1

14.

Фотоинвентарь и его использование.

2

2

15.

Фоторепортаж.

2

2

16.

Иллюстрации в газете.

1

1

17.

Рекламный текст в печати.

1

1

18.

Идейное содержание газеты. Тематические издания.

2

2

19.

Разработка анкеты по теме: «Какая газета нужна школе?»

0

4

20.

Профессиональная этика.

1

1

21.

Мастер - класс (2 раза в год)

0

4

22.

Экскурсия в редакцию районной газеты (2 раза в год)

0

4

23.

Выпуск школьных газет «Школьный экспресс» (1 раз в месяц)

0

30

24.

Конкурсная и организационная деятельность.

0

20

25.

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

20

0

26.

Итоговое занятие.

1

1

Итого часов (в год): 144 ч.

3. Содержание образовательной программы по годам обучения

3.1. Содержание первого года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с планом работы объединения, с целями, задачами. Правила работы и поведения в объединении. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Правила поведения юного журналиста.

Тема 2. Профессия журналиста.

Теория: Журналист - человек, работающий в газете. Человеческие и профессиональные качества журналиста. Рассказ о профессии журналиста, об особенностях и трудностях труда журналиста. Плюсы и минусы профессии. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.

Практика: Заводим «Портфель творческих достижений» (портфолио с работами).

Тема 3. Средства массовой информации.

Теория: Обзор существующих видов СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Беседа.

Практика: подбор статей из газет.

Тема 4. Что такое статья?

Теория: Лекция. Разбор правил написания статей. Части статьи. Содержание каждой из частей. Композиция статьи. Беседа.

Тема 5. Учимся писать статью на свободную тему.

Практика: обсуждение материалов периодической печати. Подбор различных статей по темам, их обсуждение. Подбор темы для собственной статьи. Создание статьи. Корректировка чернового материала.

Тема 6. Оформление статьи.

Практика: окончательное редактирование статьи. Работа с собственным текстом. Художественное оформление статей. Презентация статей перед аудиторией.

Тема 7. Что такое интервью?

Теория: лекция о правилах взятия интервью. Как составить план беседы?

Практика: закрепление изученного на практике. Игровое задание «О чём спросить собеседника?». Тренинг «Как взять интервью?».

Тема 8. Подготовка к первому интервью.

Практика: как расположить к себе собеседника? Выбор героя для интервью. Сбор информации о герое. Построение плана беседы. Подбор актуальных вопросов.

Тема 9. Разговорный жанр.

Теория: Культура устной речи. Что такое доклад? Правила написания доклада. Особенности доклада.

Практика: Составление небольшого доклада. Устная и письменная работа с текстом доклада.

Тема 10. История российской детской журналистики.

Теория: Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Становление детской журналистики. Основные этапы её развития. Популярные детские периодические издания: советских времен и современные. Беседа. Обсуждение усвоенного материала.

Тема 11. Культура письменной речи.

Теория: Тезисы. Конспекты. Части текста.

Практика: Работа с текстами. Учимся составлять тезисы и конспекты. Учимся выделять части из целого текста.

Тема 12. Знакомство с публицистическим жанром.

Теория: Особенности публицистического жанра. Что такое репортаж. Подготовка к репортажу.

Практика: Описание события по наблюдениям. Подготовка статьи о школьном спортивном празднике.

Тема 13. Что такое очерк?

Теория: Особенности жанра. Виды очерков. Портретный очерк, его особенности. Правила написания. Подбор материала к портретному очерку.

Практика: Написание портретного очерка «Мой друг».

Тема 14. Проблемная статья.

Теория: Особенности жанра. Что такое проблема? Описание проблемы в тексте. Сочинение-рассуждение. Правила построения сочинения-рассуждения. Подбор актуальной проблемы для статьи-рассуждения.

Практика: Написание статьи-рассуждения на тему «Проблемы школьной жизни».

Тема 15. Рассказ.

Теория: Композиционные особенности рассказа. Правильное построение повествования в рассказе. Как заинтересовать читателя?

Практика: Подбор темы для рассказа. Написание рассказа.

Тема 16. Фельетон.

Теория: Особенности фельетона. Сатира. Сатирический рассказ.

Практика: Игра «Плюсы и минусы моего характера». Подбор темы для фельетона. Написание фельетона «Недостатки моего характера».

Тема 17. Работа над языком статьи.

Теория: Что такое лексика? Её значение при написании письменного текста. Средства художественной выразительности. Эмоционально окрашенные слова и использование слов в переносном значении. Их использование в тексте.

Тема 18. Редактирование текста.

Теория: Классификация ошибок в русском языке. Лекция «Знакомство с работой мастеров слова над рукописью».

Практика: Проверка текстов на наличие разных видов ошибок и работа над ошибками. Совершенствование навыков работы с текстом.

Тема 19. Экскурсия в редакцию районной газеты.

Практика: Знакомство с работой редакции, с профессиональными журналистами, с их непосредственной работой.

Тема 20. Мастер-класс с участием профессионального журналиста.

Практика. Цель: углубление знаний и совершенствование навыков журналистской работы в объединении. Общение с представителями профессии.

Тема 21. Оформление печатного издания.

Практика: Практическое занятие по самостоятельному изготовлению макета (обложки) печатного издания. Основные элементы обложки: Название, заголовки, колонки, фотоиллюстрации. Создание макета, оформление в едином стиле.

Тема 22. Работа на ПК. Теория: Компьютерные программы WORD, PUBLISHER, POWER POINT и особенности работы в них. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Работа принтера.

Практика: работа в указанных программах. Составление текстового документа в WORD. Составление брошюры в PUBLISHER. Составление слайд-презентации в POWER POINT. Изготовление печатного материала с помощью принтера.

Тема 23. Выпуск школьных газет «Школьный экспресс».

Практика: Определение рубрик газеты, сбор материала, интервью с героями, подбор фотографий, иллюстраций, обработка имеющегося материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. Печать, презентация газеты.

Тема 24. Конкурсная и организационная деятельность.

Практика: Участие в конкурсах, викторинах, мастер-классах, посещение и проведение выставок, культурно-массовых мероприятий, подготовка стендов, плакатов, печатных материалов в знаменательным датам и школьным праздникам.

Тема 25. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера.

Теория: Беседы, обсуждения, игровые занятия, тренинги, лекции по ТБ, просмотр познавательных художественных и документальных фильмов.

Тема 26. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов прошедшего учебного года в объединении. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Просмотр лучших работ. Награждение воспитанников. Обмен мнениями и впечатлениями.

Практика: Презентация «Портфеля творческих достижений».

3.2. Содержание второго года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с планом работы объединения, с целями, задачами. Повторяем правила работы и поведения в объединении. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Тема 2. Микромир редакции. Защита персональных данных и изображений.

Теория: Чем живет редакция газеты. Распределение обязанностей между членами редакции. Нравственные и профессиональные качества журналиста. Что такое персональные данные? Почему их нужно защищать? Права журналиста на защиту своих данных и по использованию чужих.

Практика: Выбор ответственных лиц, распределение должностей в редакции. Практические задания: «Составь карту необходимых журналисту качеств», «Персональные данные журналиста», «Персональные данные героев репортажей».

Тема 3. Официальные лица. Особенности интервью с людьми разных социальных кругов. Журналист и закон.

Теория: Интервью с официальными лицами и другими группами людей: особенности и правила этикета при общении. Права журналиста с точки зрения законодательства.

Практика: Проигрывание интервью с различными группами людей, круглый стол «Журналист и законодательство».

Тема 4. Источники информации.

Теория: Источники - человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. Как находить нужную информацию?

Практика: Просмотр всех предложенных источников. Поиск информации по заданной теме.

Тема 5. Чем является информация? Что такое лид?

Теория: Типы информации. Лид. Особенности, Способы написания лидов.

Практика: Выделить типы информации из предложенных текстов. Написать лид к своей статье.

Тема 6. Подготовка к интервью.

Теория: Подбор темы. Сбор информации о личности, о проблеме. Составление списка вопросов.

Практика: Проведение интервью. Оформление его в письменном виде.

Тема 7. Тема для репортажа.

Теория: Выбор тем для будущих репортажей - актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие.

Практика: Подготовка, оформление репортажа для школьной газеты.

Тема 8. Техника работы и техника письма при подготовке репортажа.

Теория: Повторяем стили письменной речи. Оформление статьи. Проверка орфографических, пунктуационных ошибок. Форматирование текста на компьютере.

Практика: Выделить и назвать стили письменной речи из предложенных текстов. Написать небольшой текст на заданный стиль, самостоятельно проверить его на грамотность.

Тема 9. Публицистическая статья.

Теория: Группирование данных. Тематический центр, формулировка тезисов, соблюдение четкой последовательности.

Практика: Составление публицистической статьи для школьной газеты. Оформление и проверка на грамотность.

Тема 10. Комментарий: презентация единого факта.

Теория: Что такое комментарий? Использование комментария в различных источниках информации - газетах. журналах, Интернете, телевидении.

Практика: Просмотр примеров использования комментариев в различных СМИ. Самостоятельное составление комментариев к различным статьям, публикациям.

Тема 11. Рецензия.

Теория: Структура рецензии. Критика и рецензия. В каких случаях пишется рецензия. Этика и правила написания рецензии.

Практика: просмотр примеров использования рецензий. Самостоятельное написание рецензии.

Тема 12. Эссе.

Теория: Что такое Эссе? Особенности написания. Структура и оформление эссе.

Практика: Написание эссе на заданную тему.

Тема 13. Кем является Читатель?

Теория: Права и обязанности читателя. Учет интересов читателя. Обратная связь с читателями.

Практика: Создание почтового ящика для отзывов и предложений читателей.

Тема 14. Фотоинвентарь и его использование.

Теория: Виды фототехники. Использование фототехники. Техника безопасности при работе с фотоинвентарем.

Практика: Работа с фотокамерой. Создание снимков, печать.

Тема 15. Фоторепортаж.

Теория: Основы фоторепортажа. Виды фоторепортажей. Выбор темы для фоторепортажей.

Практика: Создание фоторепортажа о жизни школы.

Тема 16. Иллюстрации в газете.

Теория: Задачи газетной иллюстрации. Виды иллюстраций. Тематическое разделение иллюстрации. Фотоиллюстрации. Графические иллюстрации. Использование графиков, таблиц, диаграмм.

Практика: подбор иллюстраций к своим статьям, к предложенным текстам.

Тема 17. Рекламный текст в печатных изданиях.

Теория: Понятие реклама. Виды рекламы. Что такое социальная реклама? Вредна она или нет? Процент рекламных текстов в печатных изданиях.

Практика: Создание макетов социальной рекламы.

Тема 18. Идейное содержание газеты.

Теория: Название, девиз, логотип. Графическая индивидуальность.

Практика: Разработка нового графического оформления газеты. Создание логотипа.

Тема 19. Разработка анкеты по теме: «Какая газета нужна школе?»

Практика: Групповая работа по разработке анкеты, проведение анкетирования в классах начальной школы.

Тема 20. Профессиональная этика.

Теория: Этикет и правила общения. Культура речи журналиста. Общение между коллегами-журналистами. Конфликты. Выход из конфликтных ситуаций.

Практика: Проигрывание ситуаций конфликта и выхода из них.

Тема 21. Мастер-класс с участием профессионального журналиста.

Практика. Цель: углубление знаний и совершенствование навыков журналистской работы в объединении. Общение с представителями профессии.

Тема 22. Экскурсия в редакцию районной газеты.

Практика: Знакомство с работой редакции, с профессиональными журналистами, с их непосредственной работой.

Тема 23. Выпуск школьных газет «Школьный экспресс».

Практика: Определение рубрик газеты, сбор материала, интервью с героями, подбор фотографий, иллюстраций, обработка имеющегося материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. Печать, презентация газеты.

Тема 24. Конкурсная и организационная деятельность.

Практика: Участие в конкурсах, викторинах, мастер-классах, посещение и проведение выставок, культурно-массовых мероприятий, подготовка стендов, плакатов, печатных материалов в знаменательным датам и школьным праздникам.

Тема 25. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера.

Теория: Беседы, обсуждения, игровые занятия, тренинги, лекции по ТБ, просмотр познавательных художественных и документальных фильмов.

Тема 26. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов прошедшего учебного года в объединении. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Просмотр лучших работ. Награждение воспитанников. Обмен мнениями и впечатлениями.

Практика: Презентация «Портфеля творческих достижений» за прошедший учебный год.



  1. Условия реализации программы

Для реализации целей и задач данной образовательной программы, необходимо соблюдение следующих условий:

4.1. Психолого-педагогические условия



  • Организация разнообразной игровой и творческой деятельности, в которой создается ситуация успеха, возможности реализовать свои способности в рамках различных ролевых моделей.

  • Создание развивающей среды, обогащающей яркими впечатлениями и новыми практическими и коммуникативными навыками.

  • Создание атмосферы творчества, активного сотрудничества и уважительного отношения к труду друг друга.

4.2. Материально-технические условия

Занятия проводятся в светлом, сухом, просторном помещении, оборудованном доской, компьютерной техникой, проектором.

Родители обучающихся и администрация ОУ предоставляют для занятий необходимое оборудование и материалы:

  • альбомы для рисования, тетради;

  • цветные карандаши, фломастеры, ручки;

  • папки для хранения работ;

  • ножницы;

  • клей;

  • материалы из газет, журналов;

  • компьютер, оснащенный программами Word, Publisher, Power Point;

  • мультимедийный проектор;

  • принтер;

  • сканер;

  • фотоаппарат.



  1. Методическое обеспечение программы

5.1. Дидактический материал

Приложение 1

Примеры практических заданий и упражнений для юных журналистов:

1.Ритуал приветствия. Упражнение «Мяч».

Все участники садятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мяч. Играют до тех пор, пока все участники не познакомятся.

2.Ознакомление с правилами работы в группе.

Конфиденциальность:

Все личное, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы, рассказываться другим людям.

Уважение:

На занятии должна царить атмосфера свободного выражения мыслей без боязни вызвать насмешки окружающих. Это также право на внимание: когда высказывается один - все остальные слушают и не перебивают, тем самым, проявляя уважение к говорящему. Говорящего, при необходимости может прервать только ведущий.

Взаимная поддержка:

Каждый участник может рассчитывать на постоянную поддержку.

3.Упражнение «Комплимент».

Всем хочется стать чуточку лучше. Есть много способов научиться жить бесконфликтно. Один из них - умение делать комплименты. Если журналист хочет расположить к себе собеседника, ему необходимо научиться говорить комплименты.

Все участники по кругу говорят друг другу комплименты.

4.Упражнение «Культурная беседа».

Умение выразить свое расположение к собеседнику - это еще не все. Журналисту надо уметь вести диалог, поддерживать беседу.

Участники делятся на пары, определяют тему диалога и стараются построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи.

5. Упражнение «Речевой этикет».

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.

Участники по кругу, обращаясь к рядом сидящему, называют:

а) слова приветствия (Здравствуйте!... Доброе утро!.... Привет!....)

б) высказывают просьбу (Скажите пожалуйста … Разрешите попросить вас…Будьте добры!...)

в) как начать знакомство (Позвольте познакомиться! …Разрешите представить вам!)

г) как извиниться (Приношу вам свои извинения, простите)

д) слова утешения (Не огорчайтесь!.... Нет повода для беспокойства!...).

е) слова благодарности (Благодарю… Признателен вам…)

ж) слова прощания (Надеюсь увидеть вас еще… Доброго пути… Приятно было познакомиться.)

6. Информационный блок

а) самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.

б) ищите, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

в) старайтесь не отзываться о людях дурно.

г) стройте общение на равных.

д) не спорьте по мелочам

е) не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно

ж) стремитесь не к победе, а к истине и миру.

7. Упражнение «Трудная ситуация».

При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко.

- Вчера ты мне шел навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

Вопрос участникам:

Что вы ответите?

Участники по очереди высказывают свою точку зрения.

8.Рефлексия.

Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову).

5.2. Диагностический материал

1) Методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаров)

Представь, что изображённый на рисунке ряд кружков - это люди. Укажи, где находишься ты?

Анализ результатов: нормой для ребёнка является указание на 3-й, 4-й круг слева. В этом случае ребёнок адекватно воспринимает особенности своего «Я - образа», осознаёт свою ценность и принимает себя.

При указании на 1-й круг имеет завышенную самооценку. При указании на круги далее 5-го - заниженная самооценка.

2) Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим Коллективом.

Ход проведения: Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая шина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».

«Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела - этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив. Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь час то вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается выявить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

3) Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения: каждый учащийся должен иметь бланк с вопросами анкеты (Приложение 2).

Ход проведения. Исследователь задает поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ни же предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый от дает свои наибольшие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует скатать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных:

На основании полученных результатов составляется социометрическая матрица. В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на 5 статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента:

«Звезды»: В два раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.

«Предпочитаемые»: В полтора раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.

«Принятые»: Равно или несколько больше (меньше) среднего числа полученных одним испытуемым выборов.

«Непринятые»: В полтора раза меньше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.

«Отвергнутые»: Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных одним испытуемым выборов

Приложение 2.

Ф.И.___________________________________

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1) Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого предпочтительного).

2) А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого неприятного).

3) Кому ты доверяешь свою тайну? (Укажи 3 фамилии этих людей).

4) Кому никогда не доверишь свою тайну? (Укажи 3 фамилии этих людей).

4) Диагностика "Лесенка побуждений"

Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения - социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный - ориентация на овладение новыми знаниями;

2) процессуальный - ориентация на процесс учения;

3) результативный - ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно-познавательный - ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив - стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

2) "учительский мотив" - стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

3) "родительский мотив" - стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) "товарищеский мотив" - стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

Инструкция: давай построим лесенку, которая будет называться "Зачем я учусь". Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку "Зачем я учусь". Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже - то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.



  1. Список использованной литературы

6.1. Литература для обучающихся

1. Костер. Ежемесячный детский журнал.

2. Маршак С. Собрание сочинений в 4-х томах, - М.: Правда, 1990.

3. Мурзилка. Современный журнал для детей 6-12 лет.

4. Незнайка. Цветная развлекательная газета для детей и подростков.

5. Свирель. Ежемесячный детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и школе.

6. Сказки Златовласки. Через сказки - к знаниям. Познавательный журнал для внеклассного чтения.

6.2. Литература для педагога

1. Александров А. Среди веселых «Чижей» и веселых «Ежей». О литературе для детей.- Вып. 18.-Л., 1974.

2. Алексеев С. Мир детской книги (о работе редакции журнала «Детская литература»)/Литературная газета, 1982.

3. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет, 1982.

4. Богатырева Ю.Н. Из истории создания печатной пионерской газеты (1922-1928 гг.). Л., 1972.

5. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // «Начальная школа». - 2004. - № 11.

6. Детская литература: Учебное пособие /под ред. Николаева С., Арзамащева И.Н. - М.: Академия, 1997.

7. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов /В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. О детской литературе. - М., 1954.

8. Исакова Н. Н. Журнал «Еж» - зачинатель детской публицистики. Литература и общество. - Петрозаводск, 1972.

9. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. - М. - Эксмо, 2009.

10. Компьютер для детей. - М.: АСТ-Пресс, 2003.

11. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. - СПб., 2005.

12. Модзалевский К. Что такое книга и детский журнал и чем они должны быть. - Русская школа, 1981. - №4.

13. Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы. 1917-1941.- М., 1982.

14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

15. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе, 2005. - №6.

16. Тертычный А. Жанры периодической печати. - М., 2008.

17. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. - Санкт-Петербург, 2002.

18. Холмов М. Становление советской журналистики для детей. - Л.: ЛГУ им. Жданова, 1983.

19. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2005.



© 2010-2022