Программа дополнительного образования Русские узоры

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Свердловской области «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность Урала»

Филиал Оздоровительно-образовательный центр «Уралочка»





РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического совета

протокол № от 2014

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом начальника ООЦ «Уралочка»

№ от 2014 г.

Елисеева Н.А.






«ПРО-КУЛЬТ-ТВОРЧЕСТВА - Русские узоры»


Рабочая программа творческой мастерской


для детей 3-5, 6-9 и 10-12 лет, воспитанников

государственных образовательных учреждений

Свердловской области






Составитель: Меньшикова

Нина Андреевна,

Педагог дополнительного образования

Тел.: 8 950 205 29 32


г.о. Верх-Нейвинский 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Начиная с раннего возраста приобщение ребенка к культуре своего народа, служит цели возрождения генетической и культурной памяти детей.

Начиная с дошкольного возраста необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и народную мудрость. Приобщение детей к культуре своего народа, происходит, прежде всего, за счет приобретения знаний о народном творчестве, искусстве и их практическое применение.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.

Народное творчество через своеобразную форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику учит образно мыслить, творчески применять полученные знания в обыденной жизни, закладывает основы эстетической культуры и формирует уважение к трудовой деятельности предыдущих поколений. Под воздействием произведений народного искусства происходит нравственно-эстетическое развитие личности, и закладываются основы патриотизма.

Исходя из выше сказанного, разработанная программа основывается на промыслах, творчестве, и культуре русского народа.

Идея ТМ строится на основе общей тематики года, разработан в соответствии:

  • с указом президента Владимира Владимировича Путина от 22.04.2013 № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» в 2014 году,

  • с программой летнего отдыха и оздоровления ГБОУ Центр «Юность Урала» 2014 года «Фестиваль искусств «ПРО-КУЛЬТ-УРА»»

  • с педагогическим проектом летнего отдыха и оздоровления ООЦ «Уралочка» 2014 года «ИСТОКИ»

Цель: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала ребенка, приобщение к народному творчеству, в рамках культурного воспитания.

Ожидаемый результат:

  • способность ребёнка к созданию коллективного и индивидуального творческого продукта;

  • приобретение навыков самообслуживания;

  • усвоение правил техники безопасности;

  • формирование знаний и умений работы с различным материалом;

  • приобщение ребенка к народной культуре;

  • приобретение знаний о русской культуре, народном творчестве и промыслах;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • осознание детьми необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

  • улучшение уровня совместной деятельности внутри детского коллектива;

  • развитие внимания, воображения, мышления, речи.

Задачи:

  • повышение интеллектуального уровня, путем получения знаний о народной культуре;

  • воспитание патриотизма, путем приобщения к традиционному искусству;

  • развитие воображения и образного мышления;

  • развитие мелкой моторики рук для формирования творческих способностей;

  • развитие самостоятельности;

  • установление взаимопонимания, и умения работать в коллективе;

  • воспитание стремления детей к полезному времяпровождению;

  • обучение навыкам работы с различными материалами (пластилин, картон и т.д.).

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1-4 СМЕНЫ ЛЕТА 2014

ПЕРВАЯ СМЕНА «ПРО-МУЗЫКА»

Основная идея: Создание русских музыкальных инструментов, приобщение к русской культуре.

  1. «Веселые нотки» - создание аппликации из салфеток.

Чтение стихотворения «Сказка про ноты». Рассказ о нотах и о том для чего они нужны. Творческая работа;

  1. «Песню запевай!» - создание музыкальных инструментов из пластилина.

Чтение стихотворения о музыкальных инструментах. Вопросы детям о том, какие инструменты знают они. Рассказ о некоторых русских музыкальных инструментах. Творческая работа;

  1. «Балалайка - развлекай-ка» - из картона с глазками.

Рассказ о балалайке. Показ наглядного материала. Творческая работа;

  1. «Играй гармонь» - из картона с глазками.

Рассказ о гармоне. Показ наглядного материала. Творческая работа;

  1. «Гусляры» - из картона с глазками.

Рассказ о гуслях. Показ наглядного материала. Творческая работа;

  1. «Дудка» - из картона с глазками.

Рассказ о дудке. Показ наглядного материала. Творческая работа;

  1. «Музыкальная планета» - аппликация из салфеток (музыкальные инструменты, ноты).

Предложение детям создать большую музыкальную планету с теми инструментами, которые им больше понравились и запомнились.

ВТОРАЯ СМЕНА «ПРО-ТАНЕЦ»

Основная идея: Создание панно «Русские народные костюмы» (аппликация), получение знаний о русских народных танцах и костюмах.

  1. «Танцевальная площадка» - панно из картона, ткани.

Рассказ о русских народных танцах и их видах. Предложение создать свою танцевальную площадку для русских народных танцев;

  1. «Традиционный женский костюм» - изготовление головы девушки (соленое тесто), создание костюма и атрибутов.

  2. «Традиционный мужской костюм» - изготовление головы молодого человека (соленое тесто), создание костюма и атрибутов;

  3. «Женский и мужской костюм - хохлома» - знакомство с видом росписи, изготовление головы (соленое тесто), создание костюма и атрибутов;

  4. «Женский и мужской костюм - гжель» - знакомство с видом росписи, изготовление головы (соленое тесто), создание костюма и атрибутов;

  5. «Женский и мужской костюм - дымковская игрушка» - знакомство с видом росписи, изготовление головы (соленое тесто), создание костюма и атрибутов;

  6. «Хоровод» - общее панно (костюмы, атрибуты из различный материалов)

ТРЕТЬЯ СМЕНА «ПРО-ТЕАТР»

Основная идея: Создание персонажей русской народной сказки «Колобок» (кукольный театр), показ сказки.

  1. «Колобок на новый лад» - чтение сказки, общее обсуждение, высказывание идей и пожеланий;

  2. «Баба» - кукла на руку или палку из ткани;

  3. «Дед» - кукла на руку или палку из ткани;

  4. «Колобок» - кукла на руку или палку из ткани;

  5. «Заяц» - кукла на руку из носка;

  6. «Волк» - кукла на руку из носка;

  7. «Медведь» - кукла на руку из носка;

  8. «Лиса» - кукла на руку из носка.

ЧЕТВЕРТАЯ СМЕНА «ПРО-ЛИЧНОСТЬ»

Основная идея: Русские народные ремесла, получение знаний о русских традициях, обычаях.

В содержание смены будут включены наиболее выигрышные, интересные и содержательные занятия, которые будут выбраны по итогам предыдущих смен.

В течение всех смен предполагается организация выставок, конкурсов, проведение игр и мероприятий в соответствии с тематикой смены.

ФОРМЫ РАБОТЫ


В процессе работы по программе применяются следующие методы работы с детьми:

  1. индивидуальный;

  2. групповой;

  3. теоретический;

  4. практический.

Формы занятий с детьми.

  1. творческая;

  2. игровая.

Конкретный выбор форм занятий и методов работы с детьми обусловлен физическими и психическими особенностями детей.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Для успешной организации учебного процесса необходимым условием является наличие определённого оборудования, материалов, инструментов и технического оснащения:

Оборудование:

  1. столы, стулья;

  2. шкафы для хранения материалов и инструментов.

Материалы:

  1. бумага (белая, цветная);

  2. картон разной толщины, матовый и глянцевый (цветной, белый);

  3. пластилин;

  4. соленое тесто;

  5. глаза разных размеров;

  6. коробочки;

  7. цветные тряпочки;

  8. клей: ПВА, клей момент, клей-карандаш

  9. нитки толстые (шерстяные);

  10. краски (гуашь, акварель);

  11. двухсторонний скотч;

  12. скотч;

  13. вата;

  14. нитки;

  15. палочки для мороженого;

  16. магнитная лента;

  17. капроновые колготки/носки;

  18. носки;

  19. атласные ленты;

  20. цветная бумага;

  21. салфетки разных цветов;

  22. шпажки;

  23. ветки;

  24. бусы;

  25. сетка для украшения цветов.

Инструменты:

  1. ножницы;

  2. кисточки для красок, для клея

  3. клеёнки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999;

  2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005;

  3. Разина Т. М. Русское народное творчество. Москва. 1993;

  4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003;

  5. Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002;

  6. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979;

  7. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

  8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ФИО: Меньшикова Нина Андреевна

Место работы: ГБУ Центр «Юность Урала», филиал ООЦ «Уралочка»

Должность: педагог дополнительного образования

Педагогический стаж: 6 месяцев

Квалификационная категория: нет

АННОТАЦИЯ


Программа творческой мастерской «Русские узоры» предназначена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающих из государственных образовательных учреждений Свердловской области в Центр «Уралочка» для отдыха и оздоровления.

Программа направленна на реализацию творческого потенциала, мышления и воображения ребенка в его деятельности.



© 2010-2022