- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа дополнительного образования Русские узоры
Программа дополнительного образования Русские узоры
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Меньшикова Н.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Свердловской области «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность Урала»
Филиал Оздоровительно-образовательный центр «Уралочка»
РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
протокол № от 2014
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом начальника ООЦ «Уралочка»
№ от 2014 г.
Елисеева Н.А.
«ПРО-КУЛЬТ-ТВОРЧЕСТВА - Русские узоры»
Рабочая программа творческой мастерской
для детей 3-5, 6-9 и 10-12 лет, воспитанников
государственных образовательных учреждений
Свердловской области
Составитель: Меньшикова
Нина Андреевна,
Педагог дополнительного образования
Тел.: 8 950 205 29 32
г.о. Верх-Нейвинский 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начиная с раннего возраста приобщение ребенка к культуре своего народа, служит цели возрождения генетической и культурной памяти детей.
Начиная с дошкольного возраста необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и народную мудрость. Приобщение детей к культуре своего народа, происходит, прежде всего, за счет приобретения знаний о народном творчестве, искусстве и их практическое применение.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.
Народное творчество через своеобразную форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику учит образно мыслить, творчески применять полученные знания в обыденной жизни, закладывает основы эстетической культуры и формирует уважение к трудовой деятельности предыдущих поколений. Под воздействием произведений народного искусства происходит нравственно-эстетическое развитие личности, и закладываются основы патриотизма.
Исходя из выше сказанного, разработанная программа основывается на промыслах, творчестве, и культуре русского народа.
Идея ТМ строится на основе общей тематики года, разработан в соответствии:
-
с указом президента Владимира Владимировича Путина от 22.04.2013 № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» в 2014 году,
-
с программой летнего отдыха и оздоровления ГБОУ Центр «Юность Урала» 2014 года «Фестиваль искусств «ПРО-КУЛЬТ-УРА»»
-
с педагогическим проектом летнего отдыха и оздоровления ООЦ «Уралочка» 2014 года «ИСТОКИ»
Цель: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала ребенка, приобщение к народному творчеству, в рамках культурного воспитания.
Ожидаемый результат:
-
способность ребёнка к созданию коллективного и индивидуального творческого продукта;
-
приобретение навыков самообслуживания;
-
усвоение правил техники безопасности;
-
формирование знаний и умений работы с различным материалом;
-
приобщение ребенка к народной культуре;
-
приобретение знаний о русской культуре, народном творчестве и промыслах;
-
развитие мелкой моторики рук;
-
осознание детьми необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
-
улучшение уровня совместной деятельности внутри детского коллектива;
-
развитие внимания, воображения, мышления, речи.
Задачи:
-
повышение интеллектуального уровня, путем получения знаний о народной культуре;
-
воспитание патриотизма, путем приобщения к традиционному искусству;
-
развитие воображения и образного мышления;
-
развитие мелкой моторики рук для формирования творческих способностей;
-
развитие самостоятельности;
-
установление взаимопонимания, и умения работать в коллективе;
-
воспитание стремления детей к полезному времяпровождению;
-
обучение навыкам работы с различными материалами (пластилин, картон и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1-4 СМЕНЫ ЛЕТА 2014
ПЕРВАЯ СМЕНА «ПРО-МУЗЫКА»
Основная идея: Создание русских музыкальных инструментов, приобщение к русской культуре.
-
«Веселые нотки» - создание аппликации из салфеток.
Чтение стихотворения «Сказка про ноты». Рассказ о нотах и о том для чего они нужны. Творческая работа;
-
«Песню запевай!» - создание музыкальных инструментов из пластилина.
Чтение стихотворения о музыкальных инструментах. Вопросы детям о том, какие инструменты знают они. Рассказ о некоторых русских музыкальных инструментах. Творческая работа;
-
«Балалайка - развлекай-ка» - из картона с глазками.
Рассказ о балалайке. Показ наглядного материала. Творческая работа;
-
«Играй гармонь» - из картона с глазками.
Рассказ о гармоне. Показ наглядного материала. Творческая работа;
-
«Гусляры» - из картона с глазками.
Рассказ о гуслях. Показ наглядного материала. Творческая работа;
-
«Дудка» - из картона с глазками.
Рассказ о дудке. Показ наглядного материала. Творческая работа;
-
«Музыкальная планета» - аппликация из салфеток (музыкальные инструменты, ноты).
Предложение детям создать большую музыкальную планету с теми инструментами, которые им больше понравились и запомнились.
ВТОРАЯ СМЕНА «ПРО-ТАНЕЦ»
Основная идея: Создание панно «Русские народные костюмы» (аппликация), получение знаний о русских народных танцах и костюмах.
-
«Танцевальная площадка» - панно из картона, ткани.
Рассказ о русских народных танцах и их видах. Предложение создать свою танцевальную площадку для русских народных танцев;
-
«Традиционный женский костюм» - изготовление головы девушки (соленое тесто), создание костюма и атрибутов.
-
«Традиционный мужской костюм» - изготовление головы молодого человека (соленое тесто), создание костюма и атрибутов;
-
«Женский и мужской костюм - хохлома» - знакомство с видом росписи, изготовление головы (соленое тесто), создание костюма и атрибутов;
-
«Женский и мужской костюм - гжель» - знакомство с видом росписи, изготовление головы (соленое тесто), создание костюма и атрибутов;
-
«Женский и мужской костюм - дымковская игрушка» - знакомство с видом росписи, изготовление головы (соленое тесто), создание костюма и атрибутов;
-
«Хоровод» - общее панно (костюмы, атрибуты из различный материалов)
ТРЕТЬЯ СМЕНА «ПРО-ТЕАТР»
Основная идея: Создание персонажей русской народной сказки «Колобок» (кукольный театр), показ сказки.
-
«Колобок на новый лад» - чтение сказки, общее обсуждение, высказывание идей и пожеланий;
-
«Баба» - кукла на руку или палку из ткани;
-
«Дед» - кукла на руку или палку из ткани;
-
«Колобок» - кукла на руку или палку из ткани;
-
«Заяц» - кукла на руку из носка;
-
«Волк» - кукла на руку из носка;
-
«Медведь» - кукла на руку из носка;
-
«Лиса» - кукла на руку из носка.
ЧЕТВЕРТАЯ СМЕНА «ПРО-ЛИЧНОСТЬ»
Основная идея: Русские народные ремесла, получение знаний о русских традициях, обычаях.
В содержание смены будут включены наиболее выигрышные, интересные и содержательные занятия, которые будут выбраны по итогам предыдущих смен.
В течение всех смен предполагается организация выставок, конкурсов, проведение игр и мероприятий в соответствии с тематикой смены.
ФОРМЫ РАБОТЫ
В процессе работы по программе применяются следующие методы работы с детьми:
-
индивидуальный;
-
групповой;
-
теоретический;
-
практический.
Формы занятий с детьми.
-
творческая;
-
игровая.
Конкретный выбор форм занятий и методов работы с детьми обусловлен физическими и психическими особенностями детей.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для успешной организации учебного процесса необходимым условием является наличие определённого оборудования, материалов, инструментов и технического оснащения:
Оборудование:
-
столы, стулья;
-
шкафы для хранения материалов и инструментов.
Материалы:
-
бумага (белая, цветная);
-
картон разной толщины, матовый и глянцевый (цветной, белый);
-
пластилин;
-
соленое тесто;
-
глаза разных размеров;
-
коробочки;
-
цветные тряпочки;
-
клей: ПВА, клей момент, клей-карандаш
-
нитки толстые (шерстяные);
-
краски (гуашь, акварель);
-
двухсторонний скотч;
-
скотч;
-
вата;
-
нитки;
-
палочки для мороженого;
-
магнитная лента;
-
капроновые колготки/носки;
-
носки;
-
атласные ленты;
-
цветная бумага;
-
салфетки разных цветов;
-
шпажки;
-
ветки;
-
бусы;
-
сетка для украшения цветов.
Инструменты:
-
ножницы;
-
кисточки для красок, для клея
-
клеёнки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999;
-
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005;
-
Разина Т. М. Русское народное творчество. Москва. 1993;
-
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003;
-
Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002;
-
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979;
-
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ФИО: Меньшикова Нина Андреевна
Место работы: ГБУ Центр «Юность Урала», филиал ООЦ «Уралочка»
Должность: педагог дополнительного образования
Педагогический стаж: 6 месяцев
Квалификационная категория: нет
АННОТАЦИЯ
Программа творческой мастерской «Русские узоры» предназначена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающих из государственных образовательных учреждений Свердловской области в Центр «Уралочка» для отдыха и оздоровления.
Программа направленна на реализацию творческого потенциала, мышления и воображения ребенка в его деятельности.