Советы родителям: как сделать работу дома праздником, а не наказанием

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия № 10»





Советы родителям:

как сделать работу дома праздником,

а не наказанием?


Из опыта работы

Рогожиной Ирины Анатольевны

педагога дополнительного образования

в области музыкального искусства


г. Железногорск

Курской области

2015г.




Выполнения домашних занятий - это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем. Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают!

Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание - это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы. Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей. Шедевров хватает! Например:

  • «Полифонизируй фактуру пьесы!»;

  • «Учи дома много раз без перерыва!»;

  • «Определи правильную аппликатуру и выучи!»;

  • «Разберись с интонацией!» и.т.д.

Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва!

Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА - это то, что интересно любому ребёнку. Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.

Игра в редактора.

Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха - по Муджеллини, или Бартоку). Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

Разучивание пьесы.

Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16. Интересные домашние задания: 5 уроков на разбор и соединение двумя руками (чаще всего, на уроках разбираем отдельно каждой рукой, а дома «соединяем»); 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть; 6 уроков на художественную отделку. Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал - нагнал! Иногда, начинаем разбор с последних строчек, чтобы не «закопаться» в них.

Синтез искусств и игра в исследователя.

Музыка - это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно. На начальных этапах обучения дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задаю учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете - слушаем и анализируем. Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.

Повторить от трёх до семи раз

Безусловно, каждый ученик индивидуален. Кому-то достаточно и трёх проигрываний дома (особенно на начальном этапе), а кому-то - семь. Семь - удивительное число: семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я кладу шариковую ручку на клавишу ДО - это раз, РЕ - это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

Время занятий

Помню свои занятия музыкой, когда учитель говорил моим родителям, что нужно заниматься не менее часа в день. Какая же это была пытка: сидеть за инструментом и смотреть на часы, которые висели надо мной… Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день. Цель занятий - не игра, а качество. Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

Этапы занятий

Каждое занятие должно иметь три составляющие: разучивание нового; закрепление пройденного; развитие техники. Но начинать необходимо с гамм. Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия - разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.


Муза-вдохновительница

Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой - выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.

Музыка - это радость

Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома - это не урок и не наказание, - это хобби и увлечение. Не нужно играть часами. Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно - без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов. Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам - это самый верный стимул любой домашней работы.


© 2010-2022