Рабочая программа внеурочных занятий по ПДД Школа безопасности 4 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа внеурочных занятий по ПДД Школа безопасности 4 класс



Пояснительная записка

Направленность программы «Школа безопасности» является программой социальной направленности, предполагает кружковый уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - кратковременной (1 год обучения) по одному часу в неделю в 4-м классе.

Программа разработана на основе авторской программы для системы дополнительного образования детей "Безопасность дорожного движения", под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. "Просвещение",2012 г.

Является модифицированной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получат систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, оказывать элементарную первую помощь при травмах, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Актуальность программы обусловлена тем, что увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием у детей необходимости сознательного отношения к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • взаимодействие учреждений образования с социально- педагогической средой;

  • учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

Основная цель программы:

Предупреждение и снижение детского дорожно - транспортного травматизма.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

Образовательные

  • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

  • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;

  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о правилах дорожного движения, об элементарных правилах оказания первой медицинской помощи.

Принцип построения программы:

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе (10-11 лет) и позволит учащимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что содержание программы включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит учащимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. . Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Процесс обучения правилам дорожного движения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил дорожного движения у школьников развивается культура поведения на дороге.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия включены в учебный график;

  • обучение организовано с использованием многообразия форм обучения;

  • учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Формы занятий

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, конкурс, викторина, игра.

Методы

Для качественного обучения учащихся программой предусмотрены следующие методы и средства обучения:

Словесные -

рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные -

показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические -

выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование с целью изучения программного материала.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю - 1 по 40 минут, 34часа в год.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является:

  • стимулирует способность к умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Личностные результаты освоения курса:


  • а) формируют у ребёнка культуру поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляют навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • б) воспитывают уважительное отношение к своим сверстникам, взрослым, пожилым людям;

  • в) развивают самостоятельность в поиске решения поставленных задач;

  • г) формируют эстетические потребности и уважительное отношение к труду;

  • д) овладевают различными двигательными действиями при проведении соревнований и игр;

  • е) отрабатывают навыки самостоятельной работы.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с физикой, технологией, ОБЖ, физической культурой, историей, математикой.

Кроме этого курс способствует умственному развитию при получении и закреплении знаний по ПДД, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать.

Знание правил ПДД помогает грамотно вести себя на дороге, ориентироваться в трудных ситуациях; оказывать необходимую помощь людям.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса

«Школа безопасности» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на занятии.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

•Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе алгоритмов самостоятельно выполнять задания.

Коммуникативные УУД


  • Уметь донести свою позицию до собеседника;

  • Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях «Школы безопасности» и следовать им.

Тематическая разработка занятий с детьми 10-11лет

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Дорожная грамота.

10

2.

Транспортные средства

6

3.

Здравствуй, дорога! (Общие правила)

6

4.

Наш друг - светофор.

3

5.

Дорожные знаки.

5

6.

Правила дорожного движения.

4

Итого:

34

Содержание тем курса:


1. Дорожная грамота - 10 час.

Правила поведения на дороге. Проведение игры «Подскажи словечко». Проведение конкурса рисунков «Дорога и я». Практические занятия по отработке практических навыков. Правила поведения в зоне жилых домов. Правила поведения ребенка, когда он один на дороге. Правила поведения на загородной дороге. Правила перехода дороги при плохих погодных условиях. Правила поведения на дороге во время гололёда. Проведение игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Оказание первой медицинской помощи.

2. Транспортные средства - 6 час.

Краткая история колеса. Краткая история автомобиля. Е.А.Яковлев - основоположник отечественного авто. Рассказ о каком-либо автозаводе. Краткая история возникновения общественного транспорта. Проведение настольных игр по правилам дорожного движения.

3. Здравствуй, дорога! (Общие правила) - 6 час.

Что колесо может и умеет. Из чего сделана машина. Что было бы, если бы машинам не нужен был бензин? Что такое правостороннее движение. Тротуар - дорога для пешеходов. Где и как переходить дорогу. Внимательный пешеход.

4. Наш друг - светофор - 3 час.

Транспортные и пешеходные светофоры. Мигающий жёлтый свет. Роль светофоров в организации движения.

5. Дорожные знаки - 5 час.

Дорожные знаки для пешеходов. Дорожные знаки для водителей. Виды дорожной разметки.

Причины дорожно-транспортных происшествий. Проведение игры «Знатоки дорожных знаков».

6. Правила дорожного движения - 4 час.

Катание на роликовых коньках. Практическое занятие «Расчёт тормозного пути автомобиля».

Викторина «Я - пешеход». Игра «Знай правила движения как таблицу умножения».


Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать: основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

  • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

  • основы страхования.

Правила:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

  • движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

  • движения группы детей в сопровождении взрослых;

  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

  • В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Формы и методы контроля:

  • психодиагностика;

  • опрос, анкетирование родителей;

  • праздники, конкурсы;

  • анализ результатов деятельности.




Список литературы

  1. Программа для системы дополнительного образования детей "Безопасность дорожного движения", под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. "Просвещение",2009 г.

  2. Пособие для учащихся "Безопасное поведение на улицах и дорогах", 1-4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.

  3. Учебная книжка - тетрадь для 1 класса "Дорожная безопасность", авторы:Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2008 г.

  4. Учебная книжка - тетрадь для 2 класса "Дорожная безопасность", авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2008 г.

  5. Учебная книжка - тетрадь для 3 класса "Дорожная безопасность", авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2008 г.

  6. Учебная книжка - тетрадь для 4 класса "Дорожная безопасность", авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2008 г.

  7. Учебно - методическое пособие "Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника", авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2007 г.

  8. Методическое пособие "Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма", автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом "Третий Рим", 2007 г.

  9. "Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу", 1-4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. "Вако", 2008 г.

  10. "Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения", авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. "Глобус", 2008 г.

Методические рекомендации

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды по правилам дорожного движения.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, видиофильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков по правилам дорожного движения и оказания первой медицинской помощи.


© 2010-2022