- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа Основы самозанятости и предпринемательства
Рабочая программа Основы самозанятости и предпринемательства
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заремкая Е.Н. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЕЛОК МОЛОДЕЖНЫЙ» КОМСОМОЛЬСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Утверждаю:
Директор МБОУСОШ
Сельского поселения
«Поселок Молодежный»
Согласовано:
Зам. Директора по УВР
_____________ Е.В.Габова
_________О.Е.Иваровская
«___»________2015 г.
«___»________2015 г.
Рабочая программа
Факультативного курса
«Профессиональная ориентация школьников»
7 - 8 классы
Учитель: Заремская Е.Н.
Рабочая программа составлена на основе:
программы Е. Н. Прощицкой «Выбирайте профессию» М: «Просвещение» 1991 г. и Г. Резапкиной «Выбор профессии».
с.п. «Поселок Молодежный», 2015 год
Факультативный курс
«Профессиональная ориентация школьников»
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в течение года).
Данный курс даёт школьникам представления об основах выбора профессии. Знание их обеспечивает обучающимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Данная программа составлена на основе программы Е. Н. Прощицкой «Выбирайте профессию» М: «Просвещение» 1991 г. и Г. Резапкиной «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» - №14 2006 г.
Цель программы.
Создание и активизация интереса у учеников к осознанному и самостоятельному выбору профиля обучения.
Задачи курса.
- Ознакомить школьников с классификацией профессий, с перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии.
- Исследовать через самодиагностику свойства личности обучающегося: способности, интересы и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта.
- Выработать умение адекватно понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и подробности в выборе профессии. Определить «формулу» будущей профессии.
Актуальность курса
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка и его индивидуальные способности, которые проявляются в физическом развитии, возможностях, интересах, склонностях, характере, темпераменте и специальности, с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные способности школьника совпадают с требованиями профессии. Помочь школьнику правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Школьники, как и их родители часто даже не подозревают о фактах, определяющих степень профессиональной и социальной адаптации молодого человека. Для правильного выбора профессии школьник должен располагать информацией о будущей профессии. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право выбора профессии, рода занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, очень трудно реализовать - не хватает знаний о самих профессиях и тех требований, которые они предъявляют к личности работающего и умения оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Приобрести эти знания, умения поможет элективный курс «Знакомство с профессиями».
Ожидаемые результаты осуществления программы.
- Выработка у детей способности правильно оценивать свои склонности и возможности, анализировать их с предлагаемыми профилями обучения.
- Предупреждение или снижение случаев неосознанного выбора профессии.
- Выявление детей, нуждающихся в психологической поддержке и индивидуальном подходе.
- Уметь грамотно мотивировать выбор будущей профессии.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
· Знания и представления:
о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека;
о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе.
· Умение:
o находить выбор из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и профессии;
o ставить цели и планировать действия для их достижения.
Формы и методы работы.
- Лекции.
- Экскурсии.
- Практические работы.
- Дискуссии.
- Ролевые игры.
- Анализ конкретных ситуаций.
- Психотренинги.
- Психодиагностические процедуры.
Критерии оценивания курса:
- Логика рассуждений.
- Учёт интересов и способностей.
- Учёт ошибок при выборе профессии.
- Учёт спроса на рынке труда.
- Знания психологических и психофизиологических требований к профессии.
- Мотивы выбора профессии.
- Пути получения профессии.
- Навыки самопрезентации.
- Предметы, нужные для поступления.
- Знание учебного заведения для поступления.
- План по самовоспитанию.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности
1
Введение в мир профессий. Ознакомление с темами итоговых работ
2
Слушание лекции. Игры: «Знакомство»,«Один день из жизни».
2
Типы профессий. Какого типа твоя будущая профессия
2
Тест ДДО Климова. Игра «Цепочка профессий», «Моя вселенная».
3
Классы профессий, средства и условия труда. Отделы труда. Выведение «формулы» своей профессии.
2
Практическая работа «Выведение своей формулы профессии». Игра «Самая - самая».
4
Профессии «человек - человек» и тип мышления.
2
Самодиагностика - тест «Тип мышления». Игра «Круг уверенности».
5
Психологические и психофизеологические требования к профессии.
2
Мини - исследование своих психологических и психофизиологических способностей. Упражнение «Держим осанку».
6
Ошибки в выборе профессии. Профессии «человек - техника».
2
Слушание лекции. Упражнение «Карандаши», «Цепочка профессий».
7
Чувства и эмоции человека. Профессии «человек - знаковая система».
2
Самодиагностика «Тест эмоций». Упражнение «Я - высказывание».
8
Учёт общих и специальных способностей при выборе профессии. Знакомство с профессиями «человек - художественный образ».
2
Практическая работа «Определи свои способности». Упражнение «Цепочка профессий».
9
Характер и профессия. Профессии «человек - природа».
2
Диагностика «Какой у вас характер». Упражнение «Чем мы похожи», «Я желаю тебе быть…».
10
Темперамент и профессия.
2
Слушание иллюстрированной лекции. Диагностика своего темперамента. Игра «Чем мы не похожи».
11
Интересы и склонности в выборе профессии.
2
Практическая работа. Изучение своих профессиональных интересов. Тест «Карта интересов», игра «Интервью».
12
Мотивы выбора профессии.
2
Консультация «Восемь основных факторов выбора профессии». Самодиагностика мотивов выбора профессии. Игра «Лучший мотив».
13
Современный рынок труда.
2
Беседа о рынке труда. Разбор проблемных ситуаций «Почтовая пирамида», «Домашний офис», «Испытательный срок», «Сизифов труд». Игра «Радуга»
14
Пути получения профессий.
2
Знакомство со справочниками для поступающих. Игра «Путь к цели», «Карта карьеры».
15
Профессиограмма. Навыки самопрезентации
2
Составление профессиограммы, работа с матрицей профессионального выбора. Реклама своей профессии.
16
Зачёт.
1.ЭССЕ «Моя будущая профессия»
2.Реферат «Всё о моей профессии»
3. Составление личной профессиональной перспективы (ЛПП).
Итого 34 часа.
4