Открытый урок Репетиция пьесы, интонация и персонаж кукольного спектакля

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр творчества








Объединение «Карабас Барабас» (1 год обучения)

Открытый урок по теме "Репетиция пьесы, интонация и персонаж

кукольного спектакля"



Подготовила и провела:

Педагог дополнительного образования

Миндрина Елена Сергеевна




с. Красное 2016г.

Цель занятия: Формировать интонационную выразительность речи у детей.

Задачи занятия:

Образовательные:

- научить понимать эмоции кукольного персонажа, выражать их с помощью интонации;

- обучать исполнительской культуре детей;

- пополнять и активизировать словарь детей;

- вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой.

Развивающие:

- развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение, память и творческий потенциал.

- развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

- развивать коммуникативные качества у обучающихся.

Репертуар: сказка Теремок

Оборудование: декорации для кукольного театра: «теремок», дерево, «перчаточные куклы к спектаклю «Теремок»; технические средства: компьютер, слайды сказки Теремок.


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная мелодия (Тр1теремок)

Педагог - Сегодня мы отправимся в гости к нашим персонажам сказки «Теремок» и продолжим работать с этой сказкой.

Психологический настрой (спокойное, радостное, грустное) Давайте с вами выберем, с каким настроем начнем занятие.

- Перед вами 3 лица.

- Какое настроение выражает каждое лицо?

Ответ детей(грустное, недовольное, веселое)

- Какое настроение выберем на урок?

- Итак, мы начинаем урок с хорошим радостным настроением и не забудем про интерес и удивление.

Педагог. Дети, что важно уметь актеру-кукловоду?

Дети - (Нужно научиться «оживлять» и «озвучивать» куклу.)

Педагог. И, конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают нам специальные упражнения - скороговорки. Вспомним, как мы будем произносить скороговорку?

Дети (медленно, проговаривая все звуки в словах, не глотая окончания)

Педагог. А поможет нам в этом Катерина.

Катя, читает скороговорку, остальные все вместе тихонько вполголоса хором проговаривают. При этом соблюдая артикуляцию; правильно работают наши губки и язычок.

(Дети произносят скороговорки).

Скороговорки:

- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

- Кукушка кукушонку купила капюшон.

- Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

- Лилии полили ли, иль увяли лилии?

- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

- Прорубь рубили - рыбку ловили.

- Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.

(Дети произносят скороговорки).

Педагог. Спасибо, молодцы! Как мы оживляем куклу?

Дети - С помощью рук

Педагог - Чтобы ваши ручки укреплялись и не уставали, а пальчики были подвижными, все вместе сделаем зарядку для наших рук и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика (Музыкальное сопровождение)

Упражнение №1

Попеременно соприкасаются кончики указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца с кончиком большого. Упражнение выполняется под подвижную музыку, пальцы меняются на сильную долю.

Упражнение №2

Кисть сжимается в кулак и резко разжимается.

Упражнение №3

Для кисти руки, повороты в разные стороны.

Упражнения для плечевых суставов.

Педагог. Спасибо, молодцы. Приступаем к рассмотрению новой темы нашего занятия

Репетиция пьесы, интонация и персонаж кукольного спектакля, Чтобы наша маленькая постановка была более яркой и интересной, мы научимся правильно вести диалог, интонацией передавать разное настроение персонажей. Чем ярче и выразительнее будет говорить кукла, тем интереснее будет смотреться наш спектакль. Так что же такое интонация - это повышение или понижение тона голоса при произношении.

Педагог. Например, Какую интонацию с своей речи мы используем?

Дети - Радостно, громко, весело - это значит Восклицательная речь! Удивленно, кого-нибудь спрашиваем - это вопросительная интонация? Обычная наша речь без всяких эмоций - повествовательная речь. Каким тоном речи можно еще говорить?

Дети (ласково, нежно, спокойно, тихо, грубо, громко, медленно, торопливо, сердито.)

Педагог - На примере нашей сказки Теремок, потренируемся применять интонацию к персонажам. Посмотрим, вспомним сказку Теремок и подумаем, с каким настроением подходит каждый персонаж к теремку, и какую интонацию применяет рассказчик к персонажам.

Каждый из персонажей подходя к теремку, говорит одну и ту же фразу. Какую?

Дети (Это, что за теремок, теремок, он не низок не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?)

Педагог. Попробуем эту фразу произнести по-разному. Обратили внимание, каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер, так как у каждого зверька свои характерные особенности. Но чтобы правильно подобрать правильный тон речи, нам надо хорошо понять героев.

Например: мышка - маленькая, серенькая, быстрая, шустрая, говорит торопливо, на высоких нотах. Какой тон разговора выберем для мышки.

Дети: Для мышки (Быстрый, громкий.)

Педагог. Для лягушки. Дети, вы наблюдали, как в природе двигается лягушка.

Ответ детей. (Немного тяжеловата, говорит ниже, нараспев медленно, с остановкой. Разговор спокойный, рассудительный.)

Педагог. Для ежика?

Дети (Более подвижный, может защититься от врагов, говорит уверенно)

Педагог. Петушок

Дети:(Звонкоголосый, Радостно-громко)

Педагог. Зайчик.

Дети (с опаской, удивленно потому что зайчик трусливый.)

Педагог. Волк.

Дети (немного грубоватый)

Педагог. Лисичка

Дети. (хитрый, жалобный, ласковый тон)

Педагог. И последний наш персонаж, это Медведь. Какой он?

Дети. ( Большой, неуклюжий, никого не боится, ведет себя самоуверенно, говорит низко, неторопливо.)

Педагог. И последний вопрос, который я хочу вам задать: Как ведут себя в теремке все животные.

Дети. Гостеприимно, вежливо, культурно.

Педагог. Чему нас учит эта сказка?

Дети. Вежливости, дружбе, взаимопомощи, коллективизму.

Педагог. А теперь приступим к практической части нашего занятия. Попробуем практически проиграть нашу сказку, в речи своей постараемся использовать правильную интонацию, которую мы только что с вами проговорили.

(Дети надевают куклы, исполняют фрагмент сказки «Теремок» голосом выбранного персонажа)

Итог урока

Педагог - Какие трудности вы испытали при проигрывании сказки?

С помощью чего оживляются персонажи сказки?

Дети (руки, правильно выбранной интонации)

Педагог -От чего же зависит выбор интонации каждого персонажа сказки.

Дети - ( от характера персонажа)

Педагог -Сегодня познакомились с темой Интонация, попробовали применить ее к персонажам сказки Теремок, на следующих занятиях будем вырабатывать интонацию.

- Вам интересно было на занятии? Занятие мы начали с хорошим настроением. Какое настроение у нас с вами в конце занятия? (Дети показывают карточки с изображением мимики лица) Молодцы, спасибо!

Какая самая лучшая награда для артиста?

Дети - Аплодисменты зрителей.

Педагог. - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.


© 2010-2022