Образовательная программа кружкового объединения «Радуга»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Северного района Новосибирской области

Дом детского творчества




РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:

педагогическим советом директор МКОУ ДОД ДДТ

протокол № 1 _____________(Л. Г. Чуварина)

от « 08 » сентября 2015 г. «___»______________20___г.




Образовательная программа кружкового объединения

«Радуга»

направленность: художественная

возраст обучающихся: 6-7 лет

уровень освоения: общекультурная

срок реализации: 1 года








Автор: Тарасенко Наталья Юрьевна

педагог дополнительного образования,

1 квалификационной категории













с. Северное

2015 г.




Пояснительная записка.

Экспериментальная образовательная программа кружкового объединения «Радуга», художественной направленности, для детей 6-7 лет является программой открытого типа, интегрированной, развивающей, творческой, досуговой, создана в рамках взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по реализации ФГОС с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся дошкольного возраста. Программа составлена на основе изучения авторской программы, «Цветные ладошки» И.А Лыковой.

Занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада. Обучение по предоставленной программе предполагает один модуль (одноуровневая) обучения, он служит образовательной программой.

Программа рассчитана на 1год, с учетом проведения занятий 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительностью периода 36 рабочих недель, всего 72 часов. Возраст детей 6-7 лет.

Программа направлена на художественное воспитание детей, прежде всего на знакомство с различными видами искусства и лепкой. Она помогает детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, развивать специфические умения во всех видах продуктивной деятельности, создавать образы реальной действительности, свободно, самостоятельно и разнопланово экспериментировать с художественным материалом и техникой.

Цель:

Эстетическое и художественное развитие детей.

Задачи:

*Формировать навыки рисования и лепки ознакомить с разнообразием материалов, инструментов и техниками выполнения работы;

* Привить интерес к изобразительному искусству и лепки, через ознакомление с многогранностью видов и направлений.

* Дать возможность каждому ребёнку выбрать заинтересовавшую его технику, направление в изобразительном искусстве и лепки, и совершенствовать свои навыки в дальнейшем.


Программа разработана согласно доступности средств для организации условий деятельности и самореализации в данном образовательном учреждении.

Актуальность данной образовательной программы обусловлено её практической значимостью. Практические навыки рисования и лепки очень положительно влияют на мелкую моторику кисти рук, что положительно сказывается на письме обучающихся. Рисунок и лепка является первичной базой для графического письма, многие элементы повторяют формы и пропорции букв и других графических элементов.

Практическая и теоретическая части программы нацелены на приобретение детьми знаний и практических навыков в рисунке, живописи, композиции и лепки. Теория направлена на ознакомление с конструктивной основой технологии выполнения рисунка, живописи и лепки; влияние основных компонентов (формы, цвета, композиции) на способы выполнения и на восприятия работы. Практическая часть направлена на освоение первичных навыков в рисунке карандашом, кистью и лепки пластилином. Эти навыки являются для каждого ребёнка базой для выражения своих эмоциональных потребностей, развитие творческих способностей и дальнейшее их использование в быту, как эстетического мерила для создания гармоничного образа в своей внешности и со временем в окружающей их среде.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей с 6-7лет (подготовительная группа дошкольного учреждения).

Календарно- тематический план разработан на 72 часа, занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу с группой в количестве от15 до 20 человек. Количество детей в группе обусловлено тем, что для детей 6-7 лет главным направлением развития в психико- эмоциональной и деятельной сферах является социализация. В этот период ребёнок осваивает сферу общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в этом возрасте на дальнейшую самооценку и желание самореализации очень положительно влияют групповые занятия детей в которых ребёнок переживает положительные эмоции, как в ходе работы так и по окончанию её. В данной возрастной группе продолжительность занятия не превышает 25-30 минут (академический час), из них теория и физ.минутка- 10-15минут и практическая часть- не более 10-15минут. Возможны незначительные отклонения от времени и корректировка содержания отдельных тем календарно- тематического плана в связи с индивидуальными особенностями детей в группе, трудностями в организации занятий и возможностями их осуществления.

Каждое занятие разбито на практическую и теоретическую части. Первая теоретическая часть- восприятие ( рассказ- беседа, рассматривание наглядных пособий) и общение, обмен впечатлениями (создание творческой атмосферы); и заключительная вторая практическая -это созидание, художественно- творческая деятельность(выполнение практического задания).

Все занятия поочерёдно распределены на конкурсно- игровые упражнения, познавательные, частично- поисковые занятия и творческие задания.

Конкурсно-игровыеупражнения включают в себя практические и теоретические задания на повторения, обобщение и закрепление знаний и навыков работы. Благодаря игровой форме скучные правила и монотонная отработка навыков и умений превращаются в конкурс и соревнование, это позволяет ненавязчиво повторить теорию и закрепить практические навыки.

Познавательные и частично- поисковые занятия включают в себя основную часть учебного процесса: объяснения новых тем, выполнение заданий в новых техниках и материалах. Творческие занятия являются самостоятельной работой детей, где они имеют возможность самостоятельно выбрать и выполнить задание используя теоретические знания, наработанные практические навыки согласно своим возможностям и фантазии. На данных занятиях допускаются индивидуальные вариации заданной темы. Это позволяет каждому ребёнку реализовать свои творческие потребности.

Формы и методы оценки результатов.

На протяжении всего времени реализации программы ведётся диагностическая деятельность.Для оценки результативности реализации программы проводится входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля -диагностика уже имеющихся знаний и умений.

Формы оценки: устный опрос, упражнения на выявление навыков рисунка и лепки.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала программы и степень приобретения и закрепления навыков в практической работе..

Итоговый контроль является результатом реализации программы.

Формы оценки: выполняется итоговая аттестационная работа,которая оценивается по критериям степени выраженности знаний умений и навыков. Итог подводится по двадцати бальной шкале:

*минимальный уровень обучения- от 1 до 5 баллов

*базовый-6-10 баллов

* повышенный- 11-15 баллов

* творческий -16-20 баллов.

К оценке итоговой работы также суммируются результат текущего контроля: качество выполненных работ в течение года, активность работы на занятиях и результаты устных опросов, количество пропусков и т.д.

Методическое обеспечение.

Для реализации цели и задач программы используются следующие методы:

*Подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий;

*Разнообразие видов практической деятельности;

*Использование в урочной деятельности эвристических приёмов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ребёнка, индивидуальный подход.

Формы работы:

1. Беседа;

2. Упражнение на составление композиции;

3. Игровые ситуации;

4. Развивающие игры и упражнения,

5. Самостоятельная свободная деятельность, направленная на поиск задуманного.

Так же для реализации задач занятия и тематические блоки в сетке календарно- тематического плана расположены от простого к сложному, в свою очередь каждый блок содержит обобщение и повторение пройденного раздела. Это помогает в мониторинге входного, текущего и итогового контроля, для корректировки сложности практических заданий.

Для занятий по программе необходимо следующие оборудование и материалы: простой и цветные карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, краски и кисти, столы и стулья, доска для показа схем иллюстраций, пластилин, стеки.


Учебно-тематическое планирование.


№ п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

всё

1

Вводное занятие.




2

Искусство «волшебного» карандаша.

2.1. Волшебство линий и точек

2.2.Занимательная геометрия рисунка.

2.3.Свет и тень.

2.4. Пропорции деталей и композиции в целом.


1,5ч

1,5ч

1,5ч

1,5ч


1,5ч

1,5ч

1,5ч

1,5ч


3

Чудо краски.

3.1.Все цвета радуги. Оттенки и насыщенность цветов.

3.2. Холодные и тёплые цвета- колорит. Цветовое пятно, мазок и т.д.

3.3. Декоративно- прикладное искусство- роспись. Детали и орнаментальная композиция.



2,5ч



2,5ч




4

Виды и жанры рисунка.

4.1. Натюрморт.

4.2.Пейзаж.

4.3. Портрет.

4.4. Сюжетная композиция.


1,5ч

1,5ч

2,5ч



1,5ч

1,5ч

2,5ч


5

«Калейдоскоп праздников». Атрибуты и украшения- элементы праздника.

5.1. Сюжетная композиция на тему мой любимый праздник и традиции семейных праздников.

5.2. Открытка к празднику- сюжетная композиция.



1,5ч



1,5ч





6

Лепка из пластилина:

6.1. предметная.

6.2.сюжетнаялепка по мотивам народных сказок.

6.3. рельефная.

6.4. декоративная лепка по мотивам народной пластики.

1,5ч

1,5ч

1,5ч

1,5ч


1,5ч

1,5ч

1,5ч

1,5ч



7

7.1. Повторение и закрепление знаний и навыков.

7.2. Конкурсно- игровые викторины и мероприятия.

7.3.Итоговая аттестационная работа.


1,5ч

0,5ч


1,5ч

0,5ч


10ч


Всего

36,5ч

35,5ч

72ч

Содержание занятий.

1.Вводное занятие. Проведение техники безопасности и ознакомление с санитарно- гигиеническими требованиями на рабочем месте. Ознакомление с кратким содержанием тематического плана, знакомство с некоторыми материалами и инструментами.

2.Искусство «волшебного» карандаша.

а. Волшебство линий и точек. (Примерные практические задания: натюрморт и пейзаж на свободную тему.Работа простым и цветными карандашами.)

б.Занимательная геометрия рисунка. (Примерные практические задания: составление орнамента из геометрических фигур, составление комбинированных фигур используя простые фигуры целиком или их элементы ( рисунок : дом, машина, самолёт и т.д.); симметрия и асимметрия .Работа простым и цветными карандашами.)

в.Свет и тень. Объёмная геометрия, воздушная перспектива, композиция, передача объёма с помощью теней и бликов. (Примерные практические задания: упражнение штрихования для передачи зрительных ощущений объёма предметов, рисунок с натуры (куб, шар и т.д.) ; композиция на свободную тему. Работа простым и цветными карандашами.)

г. Пропорции деталей и композиции в целом «Большие звери в маленьком лесу» . (Примерные практические задания: пейзаж по памяти, представлению. Работа цветными карандашами)

3.Чудо краски.

а. Все цвета радуги. Оттенки и насыщенность цветов . (Примерные практические задания: упражнение на смешивание красок и рисунок на свободную тему. Рисунок акварелью)

б. Холодные и тёплые цвета- колорит. Цветовое пятно, мазок и т.д. . (Примерные практические задания: пейзаж по памяти, представлению «Времена года». Рисунок акварелью и гуашью)

д. Декоративно- прикладное искусство- роспись. Детали и орнаментальная композиция. . (Примерные практические задания: копирование элементов узоров народных промыслов, составление композиции. Рисунок акварелью и гуашью)

4.Виды и жанры рисунка.

а. Натюрморт. Композиция, свет и тень, колорит, техники выполнения. (Примерные практические задания: Рисунок с натуры и по памяти, представлению. Работа карандашами, акварелью и гуашью.)

б.Пейзаж. Композиция, многоплановость- перспектива, техники выполнения (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению. Работа карандашами и красками.)

в. Портрет. Пропорции, свет и тень, статика и движение в рисунке. (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению портрет животного; рисунок человека: голова (анфас) и человеческая фигура целиком . Работа карандашами и красками.)

г. Сюжетная композиция. (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению и с натуры.Работа карандашами и красками.)

5.«Калейдоскоп праздников». Атрибуты и украшения- элементы праздника.

а. Сюжетная композиция на тему мой любимый праздник и традиции семейных праздников. (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению и с натуры.Работа карандашами и красками.)

б. Открытка к празднику- сюжетная композиция. (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению и с натуры.Работа карандашами и красками.)

6.

а.Лепка предметная.

Лепка животных с передачей характерныхпризнаков (форма, окраска, движение). «Наши домашние животные».

б.Лепкасюжетнаяпо мотивамнародных сказок.

Лепка по мотивам русских народныхсказок: самостоятельный выбор образовсказочных героев и сюжетов (композиций), определение способов и приёмовлепки; передача движений и взаимодействий персонажей.

в.Лепкарельевная.

Начертание печатных букв; показать,что буквы можно не только писать,но и лепить разными способами.

г. Лепкадекоративнаяпо мотивамнародной пластики по мотивам дымковской игрушки. Показ обобщённых способов создания

лепки на основе.

7. а. Повторение и закрепление знаний и навыков: выполнение конкурсных работ и рисунков на свободную тему, индивидуальная работа с детьми. Подготовка и оформление выставок (подбор и оформление рисунков: выполнение паспарту и рамок).

б.Конкурсно- игровые викторины и мероприятия.

в.Итоговая аттестационная работа.


Критерии степени выраженности знаний, умений и навыков.


Признаки

Уровень обучения

минимальный

базовый

повышенный

творческий

Теоретические знания

Санитарно- гигиенические нормы и техника безопасности на рабочем месте.

Инструменты и материалы для рисования.

Свойства материалов, понятия о ритме и цвета в орнаменте, узоре.

Базовые понятия пройденных тем.

Практическая подготовка

Первичные навыки в работе со знакомыми инструментами и материалами

Выполнение работы с минимальной помощью педагога или детей.

Аккуратность и самостоятельность в работе, оказание помощи другим детям.

Самостоятельное составление композиции и качественное выполнение работы.

Развитие и воспитанность

Соблюдение санитарно- гигиенических норм и техники безопасности на рабочем месте.

Усидчивость , внимательность на теоретической части занятия, аккуратность выполнения задания.

Самостоятельность и активность в работе , способность работы в коллективе.

Креативность выполненных работ, умение доводить самостоятельную работу до конца.










Список литературы для педагога:

1.Беррилл Ф. серия книг «Учимся рисовать»

2.Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»

3.Волкова Н. «Разноцветный пластилин»

4.Журналы «Коллекция идей»

5.Истратова О.Н. «Практикум детской психокарекции. Игры, упражнения, техники.»

6.Кузина В.С Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство. 1-2 класс.»

7.Марина З. «Лепка из пластилина и глины»

8.Николаенко Н.Н. Худякова С.И. «Методические рекомендации для учителей и руководителей кружковой и внеклассной работы»

9.«Программы дополнительного художественного образования детей» авторы 10.Копцева Т.А., Коротеева Е.И., Гросул Н.В. и т.д.

11.«100 поделок из солёного теста»

12.Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»

13.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство»


Список литературы для детей:

1.Акишина В. «Русский фольклор»

2.Берни Д. «Иллюстрированная энциклопедия животных»

3.Беррилл Ф. серия книг «Учимся рисовать»

4.Данкевич Е.В. Жакова О.В. «Большая книга для девочек и мальчиков»

5.Журналы «Коллекция идей»

6.Иллюстративные подборки с репродукциями художников и с работами по декоративно- прикладному творчеству.

7.Раскраски, игры- раскраски


© 2010-2022