Курсовая работа по КПТ Формирование замысла и экспликация хореографической композиции Юла на музыку Евгения Дербенко

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Южно - Уральский государственный институт искусств имени

П.И. Чаковского»

Хореографический факультет

Отделение хореографического творчества




КУРСОВАЯ РАБОТА

специальность 071501 - «Народное художественное творчество» по виду хореографическое творчество

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА И ЭКСПЛИКАЦИЯ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

«ЮЛА» НА МУЗЫКУ ЕВГЕНИЯ ДЕРБЕНКО








Студентка группы 4 ХТ

Чигинцева И.А.

Руководитель:

преподаватель ХФ ОХТ

Гурская Е.А.



Челябинск 2014

Содержание

  1. Постановочная группа 3

  2. Действующие лица и исполнители 3

  3. Тема, идея 3

  4. Либретто 3

  5. Источники замысла 4-8

  6. Анализ музыки 9-10

  7. Драматургическое построение хореографической композиции 11-12

  8. Световое оформление хореографической композиции 12

  9. Эскизы костюмов 13-14

  10. Описание костюмов 15

  11. Использованные выразительные средства и приемы 16

  12. Список литературы 17





Евгений Дербенко.( «Новая кадриль - 1947г»)

ЮЛА

Постановочная группа

Либретто - И.Чигинцева;

Хореография - И.Чигинцева

Художник по костюмам - И.Чигинцева

Светооператор - А.В. Ступак

Музыкальный руководитель - Д.В.Киршман

Звукорежиссер - А.О. Бессольцев

Руководитель постановки - Е.А. Гурская

Действующие лица и исполнители

Юла-девушка - И.Чигинцева

Тема: Юла - подобно Юности, крутится, вертится, пролетая через все самые яркие события преподносимые судьбой

Идея: подвижность и безмятежность жизни в юности, летящей со скоростью вращения Юлы;

Либретто

Юность - лучшая пора в жизни: яркие эмоции, незабываемые события, мир крутится вокруг тебя, а не наоборот. Так и молодой девушке никакие трудности не преграда! Всё в её руках, и любая мелочь для неё имеет огромное значение. Как и милый платочек, случайно найденный ею на своем беззаботном пути. Она хочет открыть для себя и его мир. Играет, любуется им. Всё для неё в мире прекрасно. Девушка не знает грусти и печали, в её жизни присутствуют только радость, веселье, улыбки. Она крутится среди них как шустрая Юла. Она не знает усталости!



Источники замысла

(подготовительный этап работы над хореографической композицией)

Источником замысла хореографической композиции явилась музыка Е.Дербенко «Новая кадриль - 1947г». Музыкальная композиция была услышана специально, так как велась работа над поиском музыки именно по этому композитору. Музыка просто очаровала своей легкостью, быстрым темпом. Появилось желание отразить её красоту в танце.

Музыка является одним из выразительных средств, она отражает темперамент, национальные черты и особенности народа. Долгое время танцы исполнялись под песню, были полностью связаны с бытом. Но со временем это искоренилось и они стали исполняться только под музыку.

Успех танца при его создании очень сильно зависит от музыки. Поэтому музыка должна быть выразительной, должна помогать раскрытию драматургической линии танца и раскрытию образа в хореографической постановке (для максимальной передачи замысла).

Музыка с танцем должны сливаться в одно целое. В таком случае можно будет сказать словами Ж.Ж. Новерра: «Танец подобен музыке, а танцовщик - музыкантам. Искусство танца не богаче основными движениями, чем музыка нотами. В танце тоже есть и октавы, и целые, и половинчатые, и четвертные, и шестнадцатые, и тридцать вторые, и шестьдесят четвертые. В танце также приходится отсчитывать такты и соблюдать размер: соединенные все вместе, это небольшое количество движений и небольшое количество нот открывают путь к множеству различных сочетаний и пассажей. Вкус и талант всегда найдут источник новизны, на тысячи разных ладов и тысячи различных способов переставляя и комбинируя этот небольшой запас нот и движений. Вот эти-то движения, медленные и сдержанные, оживленные и стремительные, и являются источником непрерывного разнообразия. » (5,с.25)

При прослушивании музыкальной композиции Е. Дербенко в голове возникал некий образ быстрой и шустрой Юлы. Но если посмотреть на название этой пьесы, то возникает вопрос: «Почему не поставить кадриль? Ведь мы должны максимально точно придвинуться к замыслу композитора и почти с полной точностью осуществить его в своей хореографической композиции». Но если послушать эту музыку еще раз, если зная, что такое кадриль, то это не возможно сделать, т.к. главное отличие кадрили от других плясок русского танца - это наличие нескольких фигур в танце, где каждая фигура могла полностью отличаться от другой: названием, темпом, содержанием, рисунком. Остановившись на образе шустрой девушки-юлы, было принято решение о постановке сольного номера. Следующим этапом явилось изучение различной фольклорной литературы по пляскам, а именно по женской одиночной пляске.

Вообще пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр народного творчества. Дух соревнования и ритм нашей эпохи - все соответствует характеру русской пляски. Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе как живой родник многообразного народного хореографического творчества.

Женская одиночная пляска.

«Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который бы мог превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской». (9, с.150) Так ярко и с любовью писал в 18 в. о женской пляске Якоб Штелин.

Женская пляска чаще всего начинается с проходки по кругу. Заявкой на танец является выход, или зачин, который создает образ. «Мягкой, плавной походкой, или, как говорят, «выступкой», скромно и с большим достоинством движется девушка. Шаг простой, но мягкий и плавучий - «плывет как лебедушка». В руках у девушки платочек, который она держит то в одной, то в двух руках, она играет и любуется им, «играет» так же верх ее корпуса, а руки «поют». Эта часть пляски представляет собой различные сочетания красивых и стройных поз». Затем идет музыкальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность движений нарастают. Девушка собирается выразить себя как можно полнее, пляшет все задорнее. «Девка пляшет, сама себя красит» - говорят в народе. Она исполняет «припадания», «ковырялочку», «веревочку», которые сочетаются с проходкой и излюбленными движениями русской женской пляски - дробями. Дроби могут быть и быстрые - веселые, и мягкие - лирические, все зависит от характера исполнительницы и сопровождающей мелодии. Затем следует средняя часть пляски, где движения усложняются и темп, как правило, убыстряется. Одна за другой следуют разнообразные дроби и другие движения. Это темповое и эмоциональное нарастание пляски, увлеченность плясуньи, задор аккомпанемента, воодушевляющий пляшущую девушку, очень точно и хорошо передают слова русской народной песни:

Молодец в гусли заиграл,

Мое сердце радо, радо,

Скоры ноги расплясались,

Руки белы размахались,

Очи ясны разгляделись…

Пляска достигает своей кульминации. Затем следует финал. Обычно к финалу исполнительница приберегает какой-нибудь наиболее эффектное движение, которое заканчивается внезапной остановкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку. Часто в финале девушки используют вращения или повороты, соединенные с какими-либо движениями. Талантливая плясица, плясунья (так часто называют народных мастериц - исполнительниц русской пляски) может передавать своей пляской разнообразные чувства, вызывать у зрителей сопереживание с характером исполнительницы и полное понимание задуманного ею образа. (7, с. 114)

Неотъемлемой частью замысла также является и сам русский народный танец. Он тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями, он раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди могли передавать свои чувства, мысли и настроение.

Очень долгое время танец был неотделимо связан с песней, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. От песни зависел характер и стиль танца, она определяла особенности русской манеры исполнения, наполняя танец содержательностью, сюжетностью, эмоциональной выразительностью.

«Искусство начинается тогда, - писал в своих «письмах без адреса» Г. В. Плеханов, - когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей его действительности, и придает им известное образное выражение».(6,с. 4)

«Русский танец своими корнями уходит в далекое прошлое. Истоки его тесно связаны с культурой и бытом восточнославянских племен. Расселившись на обширном пространстве нынешних территорий Европейской части России, Украины и частично Белоруссии, эти племена впоследствии и образовали Русь. Название Русь, Русская земля произошло от наименования племен - россы или руссы, - живших на этих землях». (7, с.8)

Развитие русского народного танца тесно связано со своей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне были излюбленные места, где в дни летних или зимних праздников или просто гуляний собирался народ - водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Традиции таких гуляний складывались издавна, и корнями своими они уходят в глубокую старину.

И по сей день собираются вместе не только в деревнях и селах, но и в малых и больших городах. По выходным дням и праздникам, люди собираются на постоянных излюбленных местах, поют песни, частушки, пляшут и, конечно, знакомятся. Так, в Москве в Измайловском и Кузьминском парках каждую субботу и воскресенье собирается на «пяточке» множество народа. Гулянье проходит очень весело, люди всех возрастов с большим воодушевлением пляшут под гармошку, поют частушки и песни. Все участники этих гуляний свободно выражают, проявляют свои чувства и способности. Хочется расширить знания еще более глубоко о русском народном танце, раскрыть его красоту и направить современное общество, не только в Москве, собираться петь, плясать и расширять знания о прошлом.

Следующим этапом для точной передачи образа явился поиск определения юлы.

«Юла, или волчок, - детская игрушка в виде круга или шарика на оси, которая при быстром вращении удерживается в вертикальном положении» - говорится на сайте Википедии (12).

Было интересно, как отображается образ Юлы в поэзии. Поэтому провелась работа по поиску образа юлы в поэзии. Вот эти два стихотворения привлекли мое внимание:

Танцевать пошла по кругу -

Закружилась словно вьюга,

Роем пчёлок зажужжала,

Вдаль по полу побежала,

За собою позвала

Неуёмная ... Юла (10, О. Карелин)

Торжественно вращается планета,

размешивая в кружке молоко,

и мама думает о чем-то о таком,

чего, быть может, и на свете нету,

А я гляжу, как тени мельтешат,

бегут из темных комнат в палисадник,

где наш орех - веселый горький всадник -

в зеленых латах объезжает сад,

И вертится шуршащая юла

всего, что совершается в округе,

вращается планета, тени, звуки,

и время засыпает у стола… (11, Владимир Рафеенко)

Прочитав эти стихотворения, далеко внутри нас мы уже вспоминаем, как мы в детстве играем этой маленькой юлой. Это вращающееся движение еще с детства привлекало наше внимание, придавала задору и, вроде бы, смотря на нее, у нас решались все проблемы. В жизни так же - иногда смотришь на нашу жизнь, которая закручивается как юла, и понимаешь, что проблем то и нет - есть просто жизнь.

У большинства людей со словом Юлы идут ассоциации живости, задорности, всё, что связано с ранним возрастом, а в основном с Юностью. Ведь как закружит в Юности, как ты наберешь ритм и темп, так ты и пойдешь с ним по жизни. Поэтому было принято решение об образе юной девушки, бы строй такой и озорной, которой все по плечу, показать, на сколько подвижна и безмятежна жизнь в юности, как она летит со скоростью вращения Юлы, и останавливается лишь в зените радости.





























Анализ музыки


Автор музыки Дербенко Евгений Петрович - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат различных Международных конкурсов, лауреат национальной премии «Душа России», обладатель Серебряного диска Международного фестиваля РАМ им. Гнесиных, постоянный член жюри Всероссийских и Международных конкурсов, автор свыше 2000 произведений в различных музыкальных жанрах. Произведения издавались в России, Белоруссии, Украине, Швейцарии, Германии, США. Их исполняют всемирно известные коллективы: Оркестр радио и телевидения ВГТРК под управлением Н.Некрасова, АОРНИ им. Осипова, Государственный ансамбль танца «Березка», Оренбургский, Рязанский, Северный русский народный хор и др.

Он один из популярных российских композиторов, работающих в жанре музыки для русских народных инструментов. Сейчас, наверное, нет ни одного человека, который бы не знал его обработок народных мелодий или оригинальных сочинений.

Родина композитора - подмосковный город Павловский Посад. Первым музыкальным впечатлением детства, определившим дальнейшую судьбу Е.Дербенко, была поразившая его воображение игра на гармони соседа-самоучки. Затем занятия на баяне в музыкальной школе и учеба в Московском областном музыкальном училище в г. Коломне. С первых шагов обучения музыке увлекается сочинением, и это увлечение к моменту поступления в вуз в 1968 году превращается в жизненную необходимость. Поэтому в ГМПИ им. Гнесиных Е. Дербенко учится по классу баяна и по композиции. В эти годы зарождается творческое сотрудничество молодого композитора с известными музыкантами-исполнителями и ведущими оркестровыми коллективами, в том числе с Московским молодежным оркестром русских народных инструментов и ГАРНО им. Осипова.

С 1974 года Е. П. Дербенко преподает в Орловском музыкальном училище. С этого времени разворачивается его активная творческая деятельность. Он пишет музыку к семнадцати спектаклям местных театров, создает два мюзикла - «Искатели приключений» по Р. Стивенсону и по сказке «Катя и чудеса», произведения для Орловского трио баянистов, ансамбля «Ливенские гармоники», трио «Наигрыш». Начинается сотрудничество композитора и с Академическим оркестром русских народных инструментов Гостелерадио СССР под управлением Н. Некрасова, для коллектива которого рождаются самые значительные оркестровые произведения: циклы «Перезвоны» и «Картины Древней Руси». В 1985 году с успехом исполняется его кантата «Солдатам России» для хора и симфонического оркестра.

Увлечение ансамблевым исполнительством приводит Е. П. Дербенко к созданию самобытного коллектива «Орловский сувенир» (1982). Участники ансамбля, в том числе и его руководитель, играют на многочисленных русских народных инструментах, стремясь превратить каждый номер в своеобразную пьесу-сценку. Поэтому, где бы ни выступал этот коллектив - в нашей стране или за рубежом,- ему сопутствует неизменный успех.

Е. П. Дербенко создано более тысяча трехсот сочинений в различных жанрах, сто из них записаны солистами, ансамблями и оркестрами в фонд Всесоюзного радио. Восемь произведений отмечены Почетными дипломами и премированы на Всероссийских конкурсах патриотической музыки. С 1986 года Е. П. Дербенко - член Союза композиторов СССР. Его сочинения для баяна - Концерт для баяна с оркестром, Соната, Сюита в классическом стиле. Токката, концертные миниатюры, обработки народных мелодий - вошли в репертуар ведущих советских баянистов: Ю.Вострелова, Ф.Липса, В.Петрова, Ю.Сидорова, А.Склярова, С. Слепокурова.

Музыкальная композиция Е. Дербенко звучит в исполнении Юрия Вострелова - Исполнитель, педагог, Заслуженный артист РСФСР (1984).

Название музыкальной композиции: «Новая кадриль - 1947г».

«Кадриль» - название общественной пляски, обычно в четыре пары (3, т.2, с.72)

Форма - вариационная;

Музыкальный размер 2/4;

Тема излагается в первых 16 тактах ("зерно" темы в первых 2 тактах). Далее до 0:36- экспозиционный раздел, с 0:36 по 1:13 развивающий раздел, с 1:13 - снова проводится тема, кульминационный раздел и короткое кодовое завершение.

Все произведение (так как форма вариационная) строится на одной теме: экспонируется тема в мажоре, но в произведении звучит минорный вариант (с 1,03 минуты). Тема проводится в одном регистре, но в разных ладах, тональностях (на разной высоте) с мелодическими изменениями. В данном произведении очень важна ритмическая составляющая (как и должно быть в танцевальной музыке) - ритм служит объединяющим элементом, создает характер, формирует эмоциональный строй.

Фактура музыки полифонно-гармоническая или смешанная. Темп быстрый, в середине пьесы небольшое замедление и снова нарастание темпа. Мелодия звучит в среднем регистре.



Драматургическое построение хореографической композиции

Драматургическое развитие действия

Хореографическое действие

Музыка

1.

Экспозиция

Заводная, задорная, шустрая девчушка появляется на глазах у всех откуда ни возьмись.

4т 2/4 - вступление.

32т 2/4 ( музыка сразу набирает обороты. Темп очень скорый. Исполняет всю композицию баян)

2

Завязка

Она не думает о проблемах, ей кажется, что ей все нипочем. Она не знает грусти и печали, в её жизни присутствуют только радость, веселье

16т 2/4 (тема не меняется, но видоизменяется. Добавляется много маленьких коротких ноточек)

3

Развитие действия

По пути ей попадается платочек, который не оставил ее равнодушной. Она хочет погрузиться, узнать его мир.

56т 2/4 (идет небольшое замедление, музыка нарастает - идет дробная часть, это слышно по музыке, после чего музыка становится плавной, певучей, и с каждым тактом темп снова нарастает)

4

Кульминация

С большим наслаждением она играет, любуется платочком. И все это в таком бешеном ритме. Ее закручивает как Юлу.

16т 2/4 ( самая быстрая часть по темпу. Задор в этой части так и блещет)

5

Развязка

Как и настоящая Юла, ей приходится остановиться. Но в таком зените радости! Ей кажется. Что весь мир в её руках! Ей все ни по чем!

16т 2/4 ( музыка не уходит на нет, а наоборот под конец все сильнее и задорнее. В конце идет некая точка, стоп-кадр. Музыка просто обрывается)


Световое оформление хореографической композиции:

общий сценический свет. (100 %)

































Описание костюмов

Техническое описание костюма девушки-юлы:

Платье - рубашка белого цвета, рукава три четверти, в конце собраны «сборкой», окантовка красного цвета; сарафан: лиф приталенный, вытачки нагрудные, красного цвета, юбка до колена - солнце, цветовая гамма теплых тонов от фиолетового до желтого, окантовка цветочным орнаментом красного цвета; под низом подъюбник белого цвета, окантовка красного цвета.

Обувь - красные кожаные сапожки;

Так же присутствует у девушки, найденный ею, платочек - белого цвета, окантовка так же красного цвета.

Следует отметить, что на голове у девушки волосы убраны в «шишку».









Использованные выразительные средства и приемы

Выразительные средства:

- музыка (выразительна, драматургична, образна, хореографическая композиция с музыкальной совпадают);

- танцевальная лексика русского народного танца. (Движения стилизованы в характере музыки и образа)

- костюм (полностью передает образ задорной, шустрой, юной девушки-Юлы, начиная от фасона костюма, заканчивая его цветовой гаммой)

- танцовщик (исполнение танцовщиком поставленной хореографии очень сильно зависит от него, как и от технического исполнение, так и до передачи самого образа)

- рисунок танца ( т.к. очень сложно на соло выстроить рисунок, но если следить за перемещением, то даже с помощью рисунка нужно передать образ Юлы)

- актерская выразительность;

- свет;

Приемы построения композиции:

-прием повтора;

-прием лейтмотива;

-прием подголосочной полифонии;

-расширение-сжатие;

-увеличение и уменьшение танцевального пространства;

-прием контрапункта (стоп - кадр);





Список литературы


  1. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии, М., «Искусство», 1964

  2. Голейзовский К. Жизнь и творчество , М., 1984

  3. Даль В. Толковый словарь, Спб., 1863-1866

  4. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца, Орел, 1999г

  5. Новерр Ж. Письма о танцах, Ленинград «ACADEMIA», 1927

  6. Плеханов Г. Литература и эстетика, М.,1958

  7. Климов А. Основы русского танца , М., 2004

  8. Ткаченко Т. Народный танец , М., «Искусство», 1967

  9. Штелин Я. Музыка и балет России с 18 века, Спб: союз художников, 2002

  10. numama.ru

  11. myslivrifmy.ru

  12. Википедия (wikipedia.org)

17


© 2010-2022