Разработка дополнительной общеобразовательной программы Школьный краеведческий музей

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Ужовская средняя общеобразовательная школа

Согласовано Утверждена

С экспертным советом приказом

От_________за №____ от________за №____

по МБОУ Ужовская СШ

Дополнительная общеобразовательная

программа

Школьный краеведческий музей

Возраст обучающихся 13-15 лет

Срок реализации 1 год

Ф.И.О. (автора) Стучилина Татьяна Владимировна

Учитель географии

Починковский район

пос. Ужовка

2015

Пояснительная записка.



Направленность дополнительной образовательной программы

туристско-краеведческая

Музей был создан в 1995 г. членами коллектива в ходе исследовательской, поисковой и собирательской деятельности. В первые годы его работы шел активный сбор фактического и предметного материала для создания музея. Теперь же краеведческий поиск ведется направленно, по заданию музея, основываясь на концепции его развития. На базе собранных документов и музейных коллекций педагог совместно с детьми выявляет новые темы, которые предлагаются для научно-исследовательской и творческой работы. Многие темы, разработанные воспитанниками, становятся основой для последующих экспозиций.

Большое внимание в программе уделяется вопросам музееведения и истории материальной культуры. В фондах музея собраны разнообразные коллекции предметов, которые можно использовать на занятиях. Члены музея получают уникальную возможность изучать историю края, используя подлинные документы и предметы из фондов музея.

Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в историко-краеведческом музее, знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Программа дополняет и расширяет знания по истории России, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.

Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории края и России в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, местных экспедиций, а также результатов самостоятельного творчества.

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.

Программа уделяет большое внимание и экскурсионной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующей картины, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления об общественном пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение истории.

Местные краеведческие экскурсии позволяют вести исследовательскую работу, которая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные главы истории, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, местные и дальние экспедиции, научно-исследовательскую работу, работу в музее по обработке новых поступлений, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.

Цель:

Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

  • формирование исторического сознания;

  • создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

  • обучение основам исследовательской работы;

  • воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  • формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

  • воспитание активной жизненной позиции.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм - это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.

В наших школах до последнего времени "проходили" лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали "знания вообще", никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.

В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и "плохой" стране на свете. В ситуации, когда социологи у большого процента старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.

Есть удачная английская пословица: "Права она или не права, но это моя страна!" Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей - хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.

Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит "погружение" подростка в историческое прошлое семьи, родного города, или даже всего человечества.

Принципы образовательной деятельности.

- субъективность восприятия;

- самоактуализация;

- дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;

- право ребёнка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;

- разноплановость творческой деятельности;

Основной возраст ребят, участвовавших в реализации данной дополнительной образовательной программы 13 - 15 лет (7-8 классы).

Сроки реализации программы - 1 учебный год.

Формы и режимы занятий - теоретические и практические (перечислены выше) с 14 00 - в течение 1 ч. (34 часа всего).

Ожидаемые результаты: оформление, создание музея (стендов, альбомов), подготовка работ на районные конкурсы (по возможности, на областные) конкурсы, оформление «тематических уроков», выставок; подготовка и проведение мероприятий гражданско-патриотического характера; мероприятий, связанных с празднованием дат боевой славы и т.д.















Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Тема

К-во часов теоретич. занятий

К-во часов практич. занятий

Дата

1

История музея. Планы на учебный год. Техника безопасности во время проведения практических занятий и экскурсий

1

2

Музейное дело. Учёт и учётная документация фондов.

1

3

Самые необходимые в жизни профессии (деревенские и городские ремесленники).

1

4

Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет русский народный костюм?

1

5

Женский, мужской и детский костюмы. Украшения не просто для красоты.

1

6

Оформление новых этикеток для экспонатов.

1

7

Рассказ старого костюма.

1

8

Головные уборы и обувь.

1

9

Исследовательская деятельность.

1

10

Игра в лото "Орудия труда русского крестьянина".

1

11

История предметов быта; материалы и их назначение.

1

12

Комплектование музейного фонда.

1

13

Чем освещали жилище и улицы?

История осветительных приборов (от лучины до прожектора).

1

14

Участие в конкурсах (школьных, районных, областных).

1

15

Путешествие в прошлое народных промыслов.

1

16

Комплектование музейного фонда.

1

17

Игрушки сельских и городских детей. "Потешный" промысел.

1

18

Крестьянская домашняя утварь и трапеза.

1

19

Музейная экскурсия.

1

20

Древняя Русь. Домашняя утварь людей разных сословий ".

1

21

Работа музея по изготовлению новых макетов, карт, схем для музейных экспозиций и т.д.

1

22

Как устроен православный храм?

1

23

Организация тематических выставок.

1

24

Работа по каникулярному плану: работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.

1

25

Участие в "Исторической гостиной".

1

26

Наука и техника в конце XIX - начале XXвека.Железная дорога

1

27

Внемузейные экскурсии.

1

28

Разнообразие принципиально новых бытовых предметов.

1

29

Практическая работа по частичной реставрации предметов музея.

1

30

Научное проектирование экспозиций музея.

1

31

Внемузейная экскурсия по пос. Ужовка с целью сбора материалов.

1

32

Работа по обновлению стендов.

1

33

Продолжение работы над альбомом «Летопись села».

1

34

Подведение итогов учебного года. Планы на будущий год.

1


Всего 34 часа.

Теоретических занятий - 17 часов.

Практических занятий - 17 часов

Содержание программы

1. История музея. Планы на учебный год. Техника безопасности во время проведения практических занятий и экскурсий. Дать представление о различных направлениях и назначениях музеев. Музей - дом муз; музеи бывают: краеведческие и исторические, военно-исторические, историко-художественные, архитектурные, мемориальные, музеи-ансамбли, музеи театра и кино, технические и отраслевые, художественные, литературные, естественнонаучные, народные и школьные. Напомнить ребятам историю музея, правила поведения. Объяснить правила техники безопасности во время практических занятий в хранилище музея и в аудитории.

2.Музейное дело. Учёт и учётная документация фондов.Дать объяснение понятиям: «экспозиционный зал», «фонды хранения», «музейная библиотека». Мастерские реставраторов, художников, макетчиков, электриков.Познакомить с карточками и книгами учёта. Учить заполнению документации.

3. Самые необходимые в жизни профессии (деревенские и городские ремесленники).

В целях профориентации. Знакомство с профессиями прощлого и настоящего. Профессии, связанные с экспонатами музея.

4. Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет русский народный костюм?

Познакомиться с предметами одежды наших предков. Вызвать уважение и интерес к изделиям ручной работы, мастерам ткацкого и швейного дела.

5. Женский, мужской и детский костюмы. Изготовление макетов, презентации, альбомов. Знакомство с историей развития костюма.

6. Оформление новых этикеток для экспонатов. Обновление старых этикеток, изготовление для новых экспонатов.

7. Рассказ старого костюма. Минитеатрализованное представление с использованием русского костюма. Знакомство с историей развития русского костюма.

8. Головные уборы и обувь. Ознакомление с различными видами головных уборов и обуви в России.

9. Исследовательская деятельность. Дать объяснение понятию «документ» во всём его многообразии. Пояснить, что остановленное время можно увидеть в картине, фотографиях, окружающих нас предметах, постройках и книгах. Робота с экспонатами.

10. Орудия труда русского крестьянина. Ознакомление с орудиями труда на примерах имеющихся в музее экспонатов.

11. История предметов быта; материалы и их назначение. Изучение истории предметов быта на примерах экспонатов школьного краеведческого музея. Дать понятия: крестьянский двор, хлев, амбар, птичник, баня (мыльня), ледник, сарай, конюшня, дровни, розвальни, упряжь. Краткая история мебели. Её необходимость в жилых домах и мода, меняющаяся со временем.

12. Комплектование музейного фонда. Продолжить систематизацию экспонатов музея и документации к ним (учётные карточки, акты приёмки и хранения). Сформировать навыки маркетирования музейных предметов.

13. Чем освещали жилище и улицы? История осветительных приборов (от лучины до прожектора). Где живут дома семейные реликвии? (в шкатулке, ящике, столе, на чердаке). Понятие «мемориальный предмет». Работа с экспонатами.

14.Участие в конкурсах (школьных, районных, областных). Проведение исследовательских работ, подготовка проектов.

15.Путешествие в прошлое народных промыслов. Объяснить древние названия частей дома при строительстве: сруб, клеть, охлупень, слеги, курицы, причелина, слуховое окно, волоковое окно, красное окно, сени, пакля, слюда, наличник. Круглый стол. Конкурс презентаций.

16. Комплектование музейного фонда. Знакомство с «музейными» профессиями: экскурсовод, архивист, художник-экспозиционист, сценарист, поисковики, менеджер-музейщик и т.д. Объяснить, как составляется и используется легенда предмета ( история бытования, сведения о владельце, времени и способе поступления в музей и т.д.).

17.Игрушки сельских и городских детей. "Потешный" промысел.». Дать объяснения христианским праздникам, которые наложились на древние языческие традиции: Рождество - Святки; сырная неделя - масленица; Троица - зелёные святки; день памяти Иоанна Крестителя - праздник Ивана Купалы; День памяти святого Георгия - праздник Велеса; праздник Прасковьи Пятницы - поклонение языческой богине земли.Выявление причин, по которым предметы могут попасть в фондовое хранилище музея (древность, редкость, красота, мемориальная значимость).

18. Крестьянская домашняя утварь и трапеза.Рассказать о самобытном типе костюма, его конструктивных и декоративных особенностях, об обилии разновидностей одежды, продуктах питания наших предков.

19. Музейная экскурсия. Сбор новых материалов, сканирование и распечатка статей периодической печати.

20. Древняя Русь. Домашняя утварь людей разных сословий. Объяснить глубокий смысл русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу - зимой". Краткая история предметов кухонного обихода. Их появление и эволюция. Презентации.

21. Работа музея по изготовлению новых макетов, карт, схем для музейных экспозиций и т.д. Объяснить понятие «вспомогательный фонд» - часть музейного собрания, состоящая из различных научно- вспомогательных материалов.

Дать практические советы по оформлению гербария из местных растений.

22. Как устроен православный храм? Экскурсия в Храм «Пресвятой Троицы» с. Байково.

23. Организация тематических выставок. К Дню Победы в Великой Отечественной войне.

24. Работа по каникулярному плану: работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.

25.Сформировать навыки маркетирования музейных предметов. Дать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея.

26. Наука и техника в конце XIX - начале XXвека. Железная дорога.

27. Внемузейные экскурсии. Подготовка к конкурсам. Сбор материалов.

28. Разнообразие старинных бытовых предметов. Дать обяснения привычным словосочетаниям: красный угол, бабий кут, поварня, полати, скамья, лавка, стол, поставец, амбар, лучина, сундук.

29. Практическая работа по частичной реставрации предметов музея.Пояснить, что выставка новых поступлений отражает пополнение музейного собрания за определённый период времени и общий характер и направление работы музея по комплектованию фондов. Пояснить, что мемориальная выставка посвящена памяти какого-то человека или события. При её создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в то числе реликвий.

30. Научное проектирование экспозиций музея. Выявление наиболее актуальных тем новых стендов, выставок.

31. Внемузейная экскурсия по пос. Ужовка с целью сбора материалов. Сбор материалов.

32. Работа по обновлению стендов. Работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.

33. Продолжение работы над альбомом «Летопись села».Работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.

34. Подведение итогов учебного года. Планы на будущий год.Пояснить, что экскурсия может быть внемузейная - это одна из форм научно-просветительской работы музеев. Эта экскурсия включает осмотр памятных мест, архитектурных сооружений, памятников природы и т.д.



Содержание программы.

Основным содержанием работы являются:

- изучение теоретических вопросов предназначения музеев, их видов, культуры поведения в музеях;

- практические занятия по комплектованию, учету и хранению фондов, проектированию экскурсий, новых форм работы музея;

- практические занятия по сбору и обработке материалов для музея, опросы, интервьюирование жителей, очевидцев событий прошлого из истории края; оформление их в стенды, тематические уголки, альбомы и т.д.;

- теоретические занятия по подготовке к участию в районных конкурсах, викторинах;

- теоретические занятия в виде семинаров, конференций, «круглых столов», других форм обсуждения проблем истории края, области;

- подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных героическим датам, событиям;

- походы, экскурсии, расширяющие и закрепляющие знания работ по кружку;

- одним словом, содержание работы нашего коллектива - является активная теоретическая и практическая работа по во влечению подрастающего поколения в интересную и научную работу.

Методическое обеспечение.

Средства обучения:стенды, планшеты, стеллажи, бумага (листы ватмана), канцелярские товары, альбомы, диски с записями русских народных песен, документальные фонды, видеоматериалы, слайды и др.



Литература.


  • Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его сознания. М., 1987 г.


  • Агафонов С. Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация. Горький. 1976 г.


  • Кочин Н. Кулибин М., 1972 г.


  • Левина Ю. Пушкинское Болдино. Горький, 1979 г.


  • Музеи и архитектурные памятники Горьковской области. Горький, 1968 г.


  • Очерки истории Арзамаса. Горький, 1981 г.


  • Нижегородские мастера. Н Филатов. 1988г.


  • Газетные публикации. Материалы периодической печати.


  • Богданов В.В., Попов С.Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992 .


  • Еремина Т.С. Предания о русских иконах. М., 1988.


  • Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.


  • Калашников В.И. Славянская мифология. М.: Белый город, 2001.


  • Калашников В.И. Боги древних славян. М.: Белый город, 2001.


  • Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993.


  • Орлова Н. История вещей. Детская энциклопедия. М.: АСТ, 1998.


  • Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М., 1984.


  • Петрухин В.Я. Древняя Русь. М.: Слово, 2001.


  • Петрухин В.Я. Славяне. М. : Росмэн,1999.


  • Рогов А. Как строили на Руси. М.: Центр Детской книги, 1997.


  • Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995.


  • Интернет источники.


Программа разработана на основе Программы изучения Исторического краеведения по Региональной программе НИРО 2011 г.

© 2010-2022