Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для СПО

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для СПОМИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)


НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»)

ННТ (филиал ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)













Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ЕН.02 Экологические основы природопользования



21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин»















НИЖНЕВАРТОВСК



2015 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК МиЭНД

Протокол заседания

№ 1 от 09. 09. 2015 г.

____________Шакирова Р.Х.



УТВЕРЖДЕНО

Председатель Методического совета ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»

___________Хайбулина Р.И.

11.09. 2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 21.02.02.Бурение нефтяных и газовых скважин.

Разработчик:

Кавардакова Лариса Александровна, преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ».

Кексель Лидия Степановна - преподаватель биологии, «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Согласовано

____________________ ___________________ _________________________

(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)

_________________ ___________________ _________________________

(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)





СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11

























1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Экологические основы природопользования»




  1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.02. «Бурение нефтяных и газовых скважин».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации.



  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Математический и общий естественнонаучный цикл.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: «Экологические основы природопользования»

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

  • анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

  • выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

  • определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

  • оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

  • задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

  • основные источники и масштабы образования отходов производства;

  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов и стоков производств;



  • правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.


  • 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.











































2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лабораторные занятия;


практические занятия.

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


решение задач;


решение тестовых заданий;


подготовка сообщений.

16

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Экология и природопользование.



Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России.

Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.

2

1

Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.

Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

2

2

Тема 1.3.

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

2

2

Тема 1.4. Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

Принципы и правила охраны природы.

Ресурсные циклы. Система управления отходами.

2

2

Тема 1.5.

Мониторинг окружающей среды.

Определение понятия «Мониторинг окружающей среды». Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

2

2


Практическая работа №1 «Определение объема углекислого газа, необходимого для образования древесины»

2


Тема 1.6. Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах.

Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.

Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения.

2

2


Практическая работа №2 «Оценка воздействия на окружающую среду»

2


Тема 1.7.

Физическое загрязнение.

Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подбор материала и подготовка сообщения по темам:

1. Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.

2. Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе.

2


Раздел 2.

Охрана окружающей среды.



Тема 2.1.

Рациональное использование и охрана атмосферы.

Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.

2

2

Тема 2.2. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.

2

2

Тема 2.3.

Рациональное использование и охрана недр.

Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.

2

2

Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Пищевые ресурсы человечества.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Подбор материала и составление реферата по одной из тем

1. Молочные продукты - в любом возрасте.

2. Генетически модифицированные продукты.

3. Добавки в пищевых продуктах.

4. Соя, и ее польза для здоровья.

5. Экология и здоровье человека.

6. Пища Франкенштейна.

8

Раздел 3.

Мероприятия по защите планеты.


Тема 3.1 Охрана ландшафтов.

Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

1

1

Тема 3.2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России.

1

2

Тема 3.3. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.

Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения.

1

2

Тема 3.4. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.

6


Зачетная работа по пройденному курсу «Экологические основы природопользования».

2


Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологическим основам природопользования;

Оборудование учебного кабинета:

  • аудиторные столы и стулья;

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

  • сканер;

  • принтер.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;

  • фото или/и видео камера;

  • web-камера.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2004. - 256 с.: ил.

  2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.

  3. Колесников С.И. экологические основы природопользования. - М.:, 2008. - 304 с.

Дополнительные источники:

  1. Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. - М.: Феникс, 2007.

  2. Козачек А.В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2008.

  3. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Высшая школа, 2002.

  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009.

  5. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология. Учебник для вузов, - М.: 1999.

  6. Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе: Аналитический обзор. Ежегодник.- Нижневартовск, 2002.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

  • анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

  • выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

  • определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

  • оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

знать:

  • виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

  • задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

  • основные источники и масштабы образования отходов производства;

  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

  • принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;

  • правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Текущий контроль:

-рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно).

Промежуточный контроль:

- Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3. Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике;

Итоговый контроль:

- зачет.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам рубежного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).



Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Разработчик:

ННТ - филиал ФГБОУ

ВПО «ЮГУ» преподаватель Л.С. Кексель.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



© 2010-2022