Конспект доклада на педагогической конференции «Эффективность использования средств ИКТ на занятиях художественного направления»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» ПРАВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ

Тема самообразования:

«Эффективность использования средств ИКТ на занятиях художественного направления»

Составитель: Зайналова З.Ш

педагог дополнительного образования

МКУДО ЦДОД Правобережного района


ИКТ - представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Средства ИКТ:

Компьютер- универсальное устройство обработки информации

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся.

Проектор - радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Практическое применение ИКТ на занятиях художественной направленности.

Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует... Но наступает тот момент, когда юный художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти компьютер.

Основная цель художественно-эстетического направления - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

Основными задачами занятий художественно-эстетической направленности является знакомство обучающихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.

Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное - направленным на развитие каждого обучающегося?

Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы мне помочь создать такую систему работы, которая бы учитывала особенности занятий изобразительного искусства, сообразуясь с особенностями детей и реалиями современного общества.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Современный ученик не сидит на занятиях, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование компьютера на занятиях художественно-эстетической направленности становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: "Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете обучающемуся очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же обучающемуся сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…".

Использование наглядности тем более актуально, что в образовательных организациях, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций или же они низкого художественного качества. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

  • узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

  • динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

  • продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним занятия, где педагог закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у педагога время, терялся темп занятия. Средства мультимедиа дают педагогу возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Педагогу достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;

  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают обучающихся, не дают сосредоточиться на главном.

Цель моей педагогической деятельности - выявить возможности эффективного применения ИКТ на занятиях художественно-эстетической направленности. Так как каждое занятие объединения построено на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства и декоративно-прикладного творчества; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые обучающимся порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его. В результате я определила формы применения компьютера на занятиях:

1. использование медиа-ресурсов как источника информации;

2. компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;

3.использование компьютера для выполнения технологических карт;

4. создание портфолио.

В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес обучающихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на занятии помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора.

В настоящее время существуют различные диски, содержащие огромное количество информации, но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей. Поэтому, разрабатывая план - конспект занятия, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце занятия для их закрепления. Я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру занятия. Такими являются мультимедиа презентации, слайд - фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии занятия.

Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на занятиях - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное - живую речь педагога сложно заменить каким - либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему занятия. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как педагогу не приходится повторять текст несколько раз, а обучающему не нужно ждать, когда педагог повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием педагога. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап занятия, они, как правило, не имеют текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием педагога. Для того чтобы после просмотра слайд - фильма дети могли сразу включиться в практическую работу. Подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами. А в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме занятия, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, занятие становится более ярким и эмоциональным. Их можно применять на первом этапе занятия, в качестве разминки, "Арт-минутки" для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале занятия, чтобы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению ("Мозговой штурм"). В конце занятия они могут быть завершающим "аккордом", когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд - шоу "Вернисаж").

Тестовые задания. Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

Я по-разному применяю компьютер в работе на занятиях объединения «Красота своими руками»:

- составление презентации, их применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении ранее изученного. Так создаю слайды для объяснения новой темы (т.е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание обучающихся не только через слух, но и зрительно;

-компьютерные тесты;

-кроссворды, ребусы, технологические карты, инструкционные карты

При их использовании на занятиях повышается эффективность обучения и качество знаний.

Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем. Они помогают мне разнообразить занятия. Так, презентации широко использую:

  • во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием («Исаак Левитан», «И.И. Шишкин - певец русского леса» и т.д.;

  • при показе репродукций картин художников;

  • при изучении таких тем как "Жанры изобразительного искусства", "Виды изобразительного искусства", «Портрет - жанр изобразительного искусства».

  • при изучении тем по декоративно - прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.

  • при изучении законов композиции. Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.

  • при изучении законов цветоведения и т.д.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

К сожалению, при использовании ИКТ на своих занятиях, сталкиваюсь с рядом проблем:

- использовать ИКТ на занятиях так часто, как хотелось бы не получается, так как малое количество компьютеров не соответствует количеству обучающихся, нет доступа в компьютерный класс;

- различный уровень подготовленности и развития обучающихся;

Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:

• активизировать познавательную деятельность обучающихся;

• проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

•обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным. Позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Но считаю, что заменить учебник не может. Это только дополнение к учебнику.

Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.

Использование информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Заключение

В результате изучения литературы и передового педагогического опыта я смогла сделать выводы о возможности эффективного применения средств ИКТ на занятиях художественной направленности:

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

7. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.

8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9. Обучающиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

10. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.

11. Эффективное использование средств ИКТ на занятиях художественной направленности позволяет обучающимся в яркой, интересной форме рассматривать картины, схемы, таблицы, видеть объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Диапазон использования этой технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию обучающихся.

Эффективность применения ИКТ на занятиях художественной направленности не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Список литературы

  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. - pedsovet.org

  2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. - 2000, №5

  3. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994

  4. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5

  5. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.

  6. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. - с. 8-10

  7. Губайдуллин И. А. "Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения". - it-n.ru

  8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003

  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//informika/ru/text/goscom/

  10. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. - festival.1september.ru

  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001

  12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

  13. Чернов А.И. Концепция и методика. lesson-history.narod.ru

  14. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. - Ж-л "Вопросы Интернет-образования", № 44



© 2010-2022