Образовательная программа «Художественное ткачество и гобелен»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Абакана

«Центр детского творчества».




Рассмотрена

на заседании методсовета

Протокол № 6 от 26.05.2014




Утверждено

приказом директора МБОУ ДОД «ЦДТ»

____ от 30.05.2014

_________Л.Г.Моруденко










Образовательная программа

«Художественное ткачество и гобелен»

Возраст обучающихся 11-16 лет

Срок реализации программы 3 года









Казакова Елена Владимировна

педагог дополнительного образования











Абакан

2014

Программа «Художественное ткачество и гобелен».


Пояснительная записка.


На основе решения Экспертно-методического совета Городского управления образования утверждена как авторская программа «Художественное ткачество и гобелен» 22.09.2008., внесены изменения в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2014), примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), СанПиНами 2.4.4 1251-03, приказом Минобнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Уставом МБОУДОД «ЦДТ» г. Абакана, Положением о дополнительной общеобразовательной программе дополнительного образования детей МБОУ ДОД города Абакан «Центр детского творчества (утверждено приказом директора МБОУ ДОД «ЦДТ» №1-18 от 02.09.2013).

Сегодня очень важно, чтобы дети, создавая произведения народного искусства, знали о происхождении этого искусства, об истории народных промыслов.

Новизна занятие этим видом искусства открывают для многих детей новые пути познания народного искусства, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время. Так как центры художественных промыслов находятся далеко от Сибири и невозможно видеть весь процесс ручного ткачества, занятия помогут ознакомить детей с секретами мастерства народного творчества. Освоение новых техник в ткачестве, изменение объема картин изделия.

Гобелен - одна из областей декоративно прикладного искусства, которая обладает огромным запасом оригинальных решений и дает потрясающие возможности выражения своих творческих талантов.

Актуальность программы определяется помимо предметных результатов, предъявляются требования к личностным и метапредметным результатам освоения основных образовательных программ. В данной программе разработаны требования, направленные на достижения результатов в системе дополнительного образования:

личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к дополнительному образованию, социальные компетентности, личностные качества;

метапредметные результаты - освоенные воспитанниками универсальные учебные действия, необходимые учащимся в объединениях дополнительного образования;

предметные результаты - освоение учащимися специальных знаний, получение опыта деятельности в образовательной области «декоративно-прикладное творчество».

Программа формирования УУД не конкретизирована по времени. Беседы, консультации и вся работа по этим темам ведется в процессе образовательной деятельности в едином учебно-тематическом плане.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа - Человек - Предметная среда».

Таким образом, реализация программы способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Цель образовательной программы: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, умений и навыков работы в технике «гобелен».

Задачи программы

  • Ознакомить учащихся с техникой «гобелен», возможностями использования в повседневной жизни

  • Развить трудовые технические навыки изготовления изделия, усидчивости, терпения, внимательности, аккуратности

  • Развить творческую активность

  • Привить познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству в целом, уважение к труду

  • Воспитать профессионализм и мастерство

  • Воспитать последовательность и аккуратность в работе, умение анализировать, сопоставлять результаты своей деятельности

  • Обучить культуру подачи и оформления своих изделий.

Возраст детей 11-16 лет.

Сроки реализации программы 3 года.

Направление деятельности: декоративно-прикладное.

Таким образом, реализация программы способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».







Принципы построения программы.


  1. Принцип доступности и технологичности (материал изложен в доступной для понимания форме).

  2. Принцип «От простого к сложному» (практическое владение приемами работы, начинается с изготовления образцов, мелких изделий и заканчивается изготовлением творческого изделия).

  3. Осуществление межпредметных связей (комплексное обучение основам цветоведения, композиции, рисунка).

  4. Принцип развития устойчивого интереса к дисциплине (на примере показа возможности использования техники «гобелен» в жизни).

  5. Принцип культуросообразности (обучение и воспитание на уровне высокой культуры, приобщение к культурной деятельности: посещение выставок, музеев, изучение искусства, истории, культуры).

  6. Учет возрастных особенностей, технического и физического развития учащихся, их возможностей и интересов.






























Методы обучения.


  1. Словесный - рассказ, беседа, объяснение, убеждение.

  2. Наглядный - знакомство с иллюстративным материалом, образцами.

  3. Практический метод является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Педагог показывает выполнение определенных операций и их последовательность.

  4. Аналитический - наблюдение, сравнение, самоанализ.

Формы работы.


Беседа. Игра. Коллективная работа. Экскурсии, посещение выставок и музеев. Индивидуально-практическая работа.











Предполагаемый результат.

I год обучения.

Учащиеся будут знать:


  1. Историю возникновения развитие техники «гобелен».

  2. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты для работы.

  3. О современном ассортименте пряжи.

  4. О старинных способах окраски пряжи в домашних условиях.

  5. Правила техники безопасности при работе с опасными инструментами.

  6. Подготовка нитей к работе, снования нитей на станок.

  7. «Холодные» и «теплые» цвета.

  8. Орнаменты и его виды.

  9. Основные технологические операции изготовления изделия.

  10. Снятие изделия со станка, оформление его внешнего вида.

Учащиеся будут уметь:


  1. Готовить инструменты, оборудование к работе.

  2. Творчески использовать полученные знания на практике.

  3. Разрабатывать эскизы своих работ.

  4. Работать на станке.

  5. Способы и приемы полотняного переплетения.

  6. Оформлять изделия к выставке.


II год обучения

Учащиеся будут знать:


  1. Требования, предъявляемые к внешнему виду качества готового изделия.

  2. Основы материаловедения.

  3. Ассортимент изделий в технике «гобелен».

  4. Технологию изготовления изделия.

Учащиеся будут уметь:


  1. Спроектировать эскиз творческих работ.

  2. Выполнять такие техники, как: летящая нить, вертикальная цепочка, крапотраж простой.

  3. Использовать фактурные и цветовые эффекты техники «гобелен» для воплощения идейного замысла в работе.

  4. Анализировать результаты своего труда.


III год обучения

Учащиеся будут знать:

  1. Требования, предъявляемые к внешнему виду качества готового изделия.

  2. Как правильно разработать эскиз будущего.

  3. Средства и методы выражения идейного замысла изделия.

  4. Основы художественного проектирования изделий.

  5. Основы композиции.

Учащиеся будут уметь:


  1. Разрабатывать эскизы творческих работ, сложных по технике выполнения.

  2. Выполнение новой техники «ворс».

  3. Использовать фактурные и цветовые эффекты техники «гобелен» для воплощения идейного замысла в работе.

  4. Анализировать результаты своего труда.

Система оценки достижения планируемых результатов основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися результатов решения конкретных задач для достижения определенных компетентностей в декоративно-прикладном творчестве.

В систему определения результативности входит достижение компетентностей:

предметных, связанных с технологией изготовления игрушек из ткани;

метапредметных, интегрирующих знания, лежащие в основе обучения в системе дополнительного образования;

личностных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося.

Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, беседы с родителями.

Текущий (промежуточный) мониторинг роста компетентности обучающегося осуществляется: в течение всего учебного года, по окончании изучения темы или раздела, по окончании каждого учебного года.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе усваивать учебный материал, расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, практических и коммуникативных навыков. В процессе текущего контроля выявляются дети, отстающие и опережающие обучение, подбираются наиболее эффективные методы и средства обучения.

Итоговый контроль по окончании срока реализации программы решает задачи определения результатов обучения, изменения уровня развития и творческих способностей детей, ориентирования учащихся на дальнейшее обучение. Итоговый конт-роль позволяет получить сведения для совершенствования образовательной программы и методов обучения.


Универсальные учебные действия

Личностные и метапредметные результаты освоения образовательной программы

Формы работы

1. Личностные универсальные учебные действия

- проявлять интерес к содержанию предмета «Художественное ткачество и гобелен»;

- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности;

- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

Встречи и беседы с родителями.

Собеседования с детьми.

Выставки.

2.Регулятивные универсальные учебные действия

- планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

- анализировать собственную работу: соотносить план и

совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

- самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия;

Беседы.

Рабочие занятия.

Мастер-классы

3.Познавательные универсальные учебные действия

- наблюдать образы объектов природы и окружающего мира, результатов работы мастеров;

- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку;

- с помощью педагога искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

- находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях;

- Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Инструктажи.

Беседы.

Рабочие занятия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- уметь слушать педагога и товарищей, высказывать свое мнение;

- учиться выполнять задания в паре, группе.

- формулировать мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

- слушать других, уважительно относиться к их мнению;

- сотрудничать, выполняя различные роли в группе при совместном решении проблемы.

Знакомство с историей, достижениями и правилами творческого объединения

Анализ достижений и неудач.

Творческие встречи



Учебно-тематический план занятий

по кружку: «Текстильное творчество и гобелен»

1 год обучения.


Тема занятий

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Основы ИЗО

20

1.Вводное занятие. Исторические сведения о возникновении и развитии промысла

2

-

2

2. Цвет. Линия.

2

2

4

3. Орнаменты и его виды.

2

4

6

4. Цветовые сочетания.

2

6

8

Раздел 2. Ткачество. Знакомство с материалом и технологией работ.

76

1.История возникновения и развития техники «гобелен».

2

4

6

2. Инструменты и материалы.

2

-

2

3. Работа по схемам

2

10

12

4.Общие правила разработки эскизов гобелена.

4

10

14

5.Основые правила натягивания нитей основы на рамку.

2

4

6

6.Изготовление открытки-сувенира с использованием простейших способов полотнянки

2

26

28

7.Основные правила снятия изделия с рамы

1

5

6

8. Оформление внешнего вида изделия

-

2

2

Раздел 3.Декоративная пауза. Роспись по стеклу.

8

Раздел 4. Промежуточный контроль (анкеты, тесты)

2

Раздел 5.Ткачество.

Изготовление мелких сувениров (косметичка, футляр для очков, салфетка).

30

  1. Построение эскиза в полную величину.

1

5

6

  1. Изготовление сувенира: натягивания нитей на раму, знакомство с техникой, выполнение изделия полотняным переплетением

4

12

16

  1. Основные правила снятия изделия с рамы.

1

3

4

  1. Придать изделию внешний, оформленный вид.

1

3

4

Раздел 6. Экскурсия в музей. Беседа о развитии ДПИ в Хакассии. Национальные изделия мастеров Хакассии в технике ручного ткачества.

4

Раздел 7. Выставка работ учащихся.

2

Раздел 8. Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей!».

2

Всего:

144















Календарно-тематический план занятий

по кружку: «Текстильное творчество и гобелен.

2 год обучения.


Тема занятий

теория

практика

всего

Раздел 1. Основы ИЗО

24

1. Вводное занятие. Инструменты и материалы.

2

-

2

2. Живопись - искусство цвета.

2

4

6

3. Восприятие цвета.

2

4

6

4. О природе цвета.

2

4

6

5.Зарисовка изделий аналогов, оригинальные по технике выполнения.

1

3

4

Раздел 2. Технология изготовления изделий. Стенное панно.

78

1. Построение эскиза в полную величину будущего изделия. Проработка эскиза в цвете и технике.

4

6

10

2.Изготовление картины с использованием новых техник (летящая нить, вертикальная цепочка, крапотраж простой)

4

64

68

Раздел 3. Декоративная пауза. Аппликация из ткани «Яблонька».

12

Раздел 4. Промежуточный контроль.

6

Раздел 5. Ткачество.

Изготовление панно с использованием различных техник.

82

1. Построение эскиза панно в полную величину.

1

7

8

2.Изготовление панно с использованием различных техник (летящая нить, вертикальная цепочка, крапотраж простой, полотнянка)

4

70

74

Раздел 6.Посещение картинной выставки. Встреча с местными мастерами.

6

Раздел 7. Выставка работ учащихся

4

Раздел 8. Праздник:«Вот и стали мы на год взрослей!»

4

Всего:



216






















Учебно-тематический план занятий

по кружку: «Текстильное творчество и гобелен».

3 год обучения.


Тема занятий

теория

практика

всего

Раздел 1. Основы ИЗО.

22

1. Рисунок - основа изображения.

2

4

6

2. Основы композиции.

4

4

8

3. Виды композиции.

4

4

8

Раздел 2. Ткачество. Художественного проектирования.

84

1. Проектирование эскиза изделия.

6

12

18

2. Изготовления панно с использованием новой технике «ворс»

4

62

66

Раздел 3. Декоративная пауза. Декоративная кукла-самокрутка.

6

Раздел 4. Промежуточный контроль.

6

Раздел 5. Ткачество. Накидка ля кресло или стула.

82

1. Разработка эскиза диванной подушки в полную величину.

2

12

14

2. Изготовление изделия с использованием различных техник

4

66

70

Раздел 6. Викторина. История возникновения перспективы развития техники гобелен.

6

Раздел 7. Выставка работ учащихся.

4

Раздел 8. Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей!»

4

Всего:



218





























Краткое содержание тем первого года обучения.


Раздел 1. Основы ИЗО. 20 ч.

Тема: Вводное занятие. Исторические сведения о возникновении и развитии промысла. Декоративно - прикладное искусство и его значение в жизни человека. Демонстрация изделий. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии промысла.

Тема: Цвет, линия. Ознакомление основ художественных знаний в области живописи. Основные цвета «Холодные» и «теплые» цвета. Гармоничное сочетание цветов.

Практическая работа. Работа с красками, выполнение холодных и теплых оттенков.

Тема: Орнамент и его виды. Геометрические и плоскостные орнаменты. Симметрия и асимметрия. Линейный орнамент. Практическая работа. Зарисовка орнаментов. Работа по схемам.

Тема: Цветовые сочетания. Классификация и палитра красок. Изучение цветового круга.

Практическая работа. Работа с красками, смешивание цветов.

Раздел 2. Ткачество. Знакомство с материалами и технологией работ. 76 ч.

Тема: История возникновения и развития техники «гобелен».

Демонстрация изделий в технике «гобелен».

Тема: Инструменты и материалы. Оборудование и приспособления для ручного ткачества. Изготовление рамок различными способами. Инструментами и материалы. Знакомство с различными видами пряжи, окраски пряжи в домашних условиях. Техника безопасности при выполнении ручного ткачества.

Тема: Работа по схемам. Практическая работа. Изготовление пробников, образцов в технике полотнянка.

Тема: Общие правила разработки эскизов гобелена. Требования к разработке эскизов.

Практическая работа: зарисовка эскиза в полную величину, обозначения цвета пряжи или ставятся номера, контур выделяется толстой линией.

Тема: Основные правила натягивания нитей на раму. . Способы натягивания нитей на раму. Практическая работа. Снования (натягивания) нитей на раму. Подбор нитей для основы.

Тема: Изготовление открытки-сувенира с использованием простейших способов полотнянки. Различные способы полотняного переплетения. Практическая работа. Работа по карточкам. Изготовления открытки-сувенира.

Тема: Основные правила снятия изделия с рамы.

Практическая работа. Снятия изделия с рамки.

Тема: Оформление внешнего вида изделия.

Практическая работа. Обработка краев изделия и отпаривание.

Раздел 3. Декоративная пауза. Роспись по стеклу. 8 ч.

Правила росписи по стеклу. Особенности нанесения рисунка на стекло.

Практическая работа. Выбор рисунка. Работа с красками. Подбор дополнительных материалов для заключительного оформления вазы (ракушки, камушки, бусины). Техника безопасности при работе с лаком, клеем, кисточкой.

Раздел 4. Промежуточный контроль (анкеты, тесты). 2 ч.

Проверка знаний и умений учащихся.

Раздел 5. Ткачество.

Изготовление мелких сувениров (косметичка, футляр для очков, салфетка). 30 ч.

Тема: Построение эскиза в полную величину.

Практическая работа. Разработка эскиза в размере и цвете.

Тема: Изготовление сувенира. Практическая работа. Натягивания нитей на рамку, знакомство с техникой, выполнение изделия полотняным переплетением (используя три способа полотнянки).

Тема: Основные правила снятие изделия с рамы. Основные правила снятие изделия с рамы. Практическая работа. Снятие изделия с рамы. Оформление краев изделия, закрепление узелков, отпаривание.

Тема: Придание изделию внешний, законченный вид.

Практическая работа. Оформление изделия.

Раздел 6. Экскурсия в музей. Беседа о развитии ДПИ в Хакасии. 4 ч.

Национальные изделия Хакасии в технике ручного ткачества. Подготовка детей к экскурсии. Распределение заданий по итогам экскурсии.

Раздел 7. Выставка работ учащихся. 2 ч.

Раздел 8. Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей!». 2 ч.


II год обучения.


Раздел 1. Основы ИЗО. 24 ч.

Тема: Вводное занятие. Инструменты и материалы.

Правило пользования инструментами. Инструктаж по технике безопасности.

Тема: Живопись. Повторение изученного материала.

Практическая работа. Работа с красками.

Тема: Восприятие цвета. Повторение изученного материала. Родственные цвета.

Практическая работа. Грация цвета по оттенку. Гармония цвета в работе. Цветовой спектр.

Тема: О природе цвета. Цветовые отношения в связи со временами года.

Практическая работа. Работа с красками. Создание палитры «Времена года».

Тема: Зарисовка изделий аналогов, оригинальных по технике выполнения, с книг и журналов. Практическая работа. Зарисовка эскизов.

Раздел 2. Технология изготовления стенного панно. 78 ч.

Тема: Построения эскиза панно в полную величину.

Практическая работа. Проработка эскиза в цвете и технике.

Тема: Изготовление стенного панно (картины) с использованием новых техник (летящая нить, вертикальная цепочка, крапотраж простой). Подбор пряжи по цвету.

Практическая работа. Снование нитей на станок, подбор пряжи по цвету, выполнение изделия в технике ткачества с различными техниками, снятие изделия с рамы, придание изделию законченный вид, оформление работы к выставке.

Раздел 3. Декоративная пауза. Аппликация из ткани «Яблонька». 12 ч.

Аппликация с вышивкой. Поэтапное выполнение аппликации по шаблону.

Тамбурный и петельный шов. Технология соединения элементов тамбурным, петельным швом. Правила соединения деталей аппликации.

Практическая работа. Подбор и подготовка ткани. Перевод рисунка на ткань, изготовление деталей по шаблону. Настрачивание.

Аппликация на фартук, на детские вещи.

Раздел 4. Промежуточный контроль (анкеты, тесты). 6 ч.

Проверка знаний и умений учащихся.

Раздел 5. Ткачество. Изготовление панно с использованием различных техник. 82 ч.

Тема: Построение эскиза изделия в полную величину.

Практическая работа. Построение и проработка эскиза в цвете и технике.

Тема: Изготовление панно с использование различных техник (летящая нить, вертикальная цепочка, крапотраж простой, полотнянка).

Практическая работа. Подбор пряжи по цвету, снование нитей на станок, выполнение изделия в технике ткачества с различными приемами, снятие изделия с рамы, придание изделию законченный вид, оформление работы к выставке.

Раздел 6. Посещение выставок. Встреча с местными мастерами. 6 ч.

Раздел 7. Выставка работ учащихся. 4 ч.

Раздел 8. Праздник «Вот и стали мы на год взрослей!». 4 ч.


III год обучения.

Раздел 1. Основы ИЗО. 22 ч.

Тема: Рисунок. Правила построения рисунка.

Практическая работа. Рисунок.

Тема: Основы композиции. Выбор главного композиционного центра, симметричность и асимметричность композиции, ритм, пропорциональность.

Практическая работа. Виды композиции. Композиционный центр.

Раздел 2. Художественное проектирование. Ткачество. 84 ч.

Тема: Проектирование изделия в полную величину.

Основные приемы проектирование изделия.

Практическая работа. Проектирование изделия. Разработка эскиза в технике, в цвете.

Тема: Изготовление панно с использованием новой технике «ворс». Виды техник ручного ткачества, «полотнянка» и «ворс».

Практическая работа. Подбор пряжи по цвету. Снование нитей на станок. Выполнение изделия с использованием новой технике «ворс», снятие изделия с рамы. Придание изделию законченный вид, оформление работы к выставке.

Раздел 3. Декоративная пауза. Декоративная кукла - самокрутка. 6 ч.

Поэтапное выполнение куклы - самокрутки.

Практическая работа. Изготовление куклы-самокрутки.

Раздел 4. Промежуточный контроль.6 ч.

Проверка знаний и умений учащихся.

Раздел 5. Ткачество. Изготовление накидки для кресла или стула. 82 ч.

Тема: Разработка изделия в полную величину.

Практическая работа. Разработка в технике, в цвете.

Тема: Изготовление накидки с использованием различных техник.

Практическая работа. Подбор пряжи по цвету. Снование нитей на станок. Выполнение изделия с различными техниками, снятие изделия с рамы. Придание изделию законченный вид, оформление работы к выставке.

Раздел 6. Викторина. История возникновения перспективы развития техники гобелен. 6 ч.

Раздел 7. Выставка работ учащихся. 4 ч.

Раздел 8.Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей!». 4 ч.

Методическое обеспечение образовательной программы.


Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития гобелена, технологии изготовления изделий, художественного проектирования и конструирования, дизайна оформления изделий. Занятия строятся с учетом дидактических принципов - от неизвестного к известному, от простого к сложному; с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, применением наглядности и на основе знаний полученных ранее. При этом используются рассказ, инструктаж, беседа, показ последовательности выполнения изделия.

Для полноценной реализации программы необходимы определенные материально-технические условия. Занятия необходимо проводить в помещении с удобной мебелью, хорошим освещением и вентиляцией. Обстановка и художественное оформление кабинета помогают в учебном процессе. Оборудование и инструменты, необходимые на занятии: рамы, ножницы, булавки для ручного ткачества; нити: шерсть, полушерсть, эскизы.

Особое внимание уделяется организации рабочего места ученика. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны. Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25-30 см.

Учащиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами.

В содержании теоретического обучения включены вопросы, связанные с традиционной культурой коренного населения Хакасии. Предлагаемые темы планируется изучать в форме семинаров, экскурсии в Краеведческий музей, встречи и беседы с местными мастерами. Проведение таких занятий способствует приобщению к культуре местного населения, осознанию человеческой значимости культурного наследия.

В процессе обучения учащиеся получают полное представление о возможностях технике «гобелен», изучают возможные приемы работы с нитями, способы окраски пряжи, учатся оформлять свои изделия, описывать технологический процесс изготовления изделий, знакомятся с основами цветоведения, композиции, что немаловажно для проектирования в будущем творческих работ. В процессе теоретического обучения предполагается использование различных методов, активизирующих познавательную деятельность у ребят: частично поисковый метод, беседа, устное изложение материала, работа с книгой, деловые игры, проектная деятельность. Использование интернет-ресурсами.

Практические занятия способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике. Для этого используют следующие методы и приемы: решение творческих задач (разработка эскизов, свободная импровизация в решении поставленных задач, стремление к дизайнерскому мышлению, выполнение работ творческого характера).

В процессе изготовления изделий учащиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а так же его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить изделие по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к этому виду ручного труда.

В начале и конце учебного года предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек заданий, кроссвордов, устных опросов, выставок изделий. Итогом годовой работы кружка является отчетная выставка. При оценке изделий учитывается трудоемкость, качество исполнение работы.




























Нормативно-правовая база


  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2014).

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политик воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

  • Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 01.04.2003).

  • Приказ Минобнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №30468)

  • Устав МБОУДОД «ЦДТ» г. Абакана


























Литература для педагога.


  1. Бешенков А. К. Классификация структурирование обучающих сред // Школьные технологии. - 2000.-№3.

  2. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классах. - М.: Новая школа,1994.

  3. Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. - М.: Культура и традиции,1997.

  4. Ильина Т. В. История искусств. - М.: Высшая школа,1994.

  5. Карельская И. Ю., Власова А. А. и др. Для тех, кто вяжет. - М.: Человек, 1992.

  6. Неймышева Л. Г. Декоративно-прикладное искусство Латвийской ССР. М.: Советское декоративное искусство, 1998.

  7. Уткин П. И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.


Литература для ученика.


1 Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. - М.: Культура и традиции,1997.

  1. Карельская И. Ю., Власова А. А. и др. Для тех, кто вяжет. - М.: Человек, 1992.

  2. Современный советский гобелен. - М.: Советский художник,1979.

  3. Стриженова Т. Гиви Кандарели. - М.: Советский художник, 1981.

  4. Уткин П. И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.

  5. Стриженова Т. Эдит Вигнере. - М.: Советский художник, 1979.

7.Уткин П. И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.

8. Художественные промыслы РСФСР. - М.: Новая школа, 1994.




Интернет-ресурсы


ruchtkachestvo.ru (картинки)

gobelen.com/rubric/2713797/

vk.com/album-31805219_162476437/

liveinternet.ru/users/rozira/post297527451/






© 2010-2022