Программа кружка Учись учиться общеинтеллектуального направления

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юледурская средняя общеобразовательная школа»

Куженерского муниципального района Республики Марий Эл




«Рассмотрено

на заседании ШМО»

Руководитель ШМО:

____/ Яковлева Л. В./

Протокол № 1 от

«_ » ________ 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

_____/Михеева Т. А./

«__» _______2015 г.



«Утверждаю»

Директор школы:

______ /Петров Е. В./

Приказ № ___ от

«__» ________2015 г.








Рабочая программа внеурочной деятельности

«Учись учиться»

на 4 года



Направление: общеинтеллектуальное




Программа кружка Учись учиться общеинтеллектуального направления




Руководитель кружка:

учитель начальных классов

Яковлева Л. В.






2015 год

с. Юледур

Пояснительная записка

Программа «Учись учиться» общеинтеллектуального направления.

Рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года.

Рабочая программа кружка «Учись учиться» разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Юледурская средняя общеобразовательная школа»;

Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»;

Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Языкановой Е.В.

Программа кружка Учись учиться общеинтеллектуального направления

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации.

Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является развитие психических процессов, моторики, творческо-поисковой активности детей. Это важно в равной степени как для учащихся, развитие, которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

В 7-10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Оно способно, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей). Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие занятия в учебный процесс начальных классов: возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.

Введение во внеурочную деятельность курса развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития.

При решении нестандартных развиваются основные ключевые компетенции, такие как: учебно-организационные, интеллектуально-информационные. Нестандартные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся. Большая часть упражнений в учебно-методическом комплекте «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» представлена такими нестандартными заданиями. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных заданий, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии практически-действенного, образного и понятийного-теоретического мышления. При решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые бы требовали от него не простого действия по аналогии (копирования действий учителя), а таили бы в себе возможность для "умственного прорыва". Здесь полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребёнка на более высокий уровень. Это выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребёнка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребёнка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.

Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Состояние умственного развития, его уровень не есть нечто неизменное, его можно улучшить. Поэтому следует сделать специальной целью усвоения в процессе школьного обучения операциональную сторону мыслительной деятельности. Несформированность основных умственных действий и навыков у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость и создаёт специфические трудности при выполнении учебной деятельности, но и ведёт к учебным перегрузкам. Научно-психологический анализ проблем школьного обучения приводят к выводу о том, что в современной массовой школе должно существовать коррекционно-развивающее направление целью которого является активное воздействие взрослого на процесс формирования познавательной сферы ребёнка. Задача этого направления - обеспечение соответствия умственного развития ребёнка требованиям учебной деятельности. Систематические занятия по программе развития познавательных способностей могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию школьно-значимых функций и познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Но проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решаются. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей, в течение всего периода обучения ребёнка в начальной школе. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно- мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.

Цель программы - это развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий

Задачи программы

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

  • углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

  • формирование и развитие логического мышления;

  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

  • развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

  • развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук;

  • развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

  • развитие речи и словарного запаса учащихся;

  • развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к учению.

  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

  • формирование умения работать в группе

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.


Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие школьно-значимых функций, познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий определяет успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала, готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Реализация программы рассчитана на четыре года, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.

Основные принципы, на которых построена программа:

  • Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов - развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

  • системность: задания располагаются в определённом порядке - один вид деятельности сменяет другой;

  • принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

  • принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

  • Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

  • Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.


Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения. В первом классе 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа. Общая продолжительность обучения составляет 135 часов,

Программа рассчитана на детей 7-11 лет.


Формы и режим занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 35 минут (в 1-2 классах) и 40 минут в 3-4 классах.


Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части - направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 3 минуты, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

Задача основной части - диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов, моторики, зрительно-двигательной координации, развитие слухового восприятия и внимания, анализа и синтеза, фонематического слуха.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения - красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно - прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка - красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик учится оценивать свою деятельность.


Ожидаемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

  • концентрировать, переключать своё внимание

Познавательные УУД:

  • уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов

  • развить вербально-логическое мышление

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

  • правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

  • налаживать контакт с людьми;

  • правильно взаимодействовать с партнерами

  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим - это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом факультативный курс «Развивающие игры» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического мышления, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.


Курс включает в себя следующие направления:

- формирование общеинтеллектуальных умений ( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

- развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- формирование учебной мотивации;

- развитие личностной сферы.

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Название темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Развитие внимания

6

4

4

3

17

Развитие памяти

4

4

4

3

15

Развитие мышления

10

12

14

16

52

Анализ , синтез, классификация

7

10

10

10

37

Развитие моторики и координации

4

2

-

-

6

Начальная диагностика (тестирование)

1

1

1

1

4

Итоговая диагностика ((тестирование)

1

1

1

1

4

Итого

33

34

34

34

135







Содержание программы

1 класс

Занятие 1-2 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».

Занятие 3-4 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру».

Занятие 5-6 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам».

Занятие 7-8 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова».

Занятие 9-10 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам».

Занятие11-12 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам».

Занятие 13-14 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».

Занятие 15-16 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам».

Занятие 17-18 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 19-20 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 21-22 Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку».

Занятие 23-24 Упражнения на развитие внимания.

«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».

Занятие 25-26 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку».

Занятие 27-28 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку».

Занятие 29-30 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».

Занятие 31-32 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 33 Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 1 класс

Дата

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Характеристика деятельности детей

Знакомство с содержанием курса. Пространственно-ориентированные задания. Рисование по точкам.

Ориентация на клетчатом листе бумаги.

Повторение заданного узора.

Умение сравнивать и оценивать выполненные задания.

Анализ и самостоятельное воспроизведение повторяющегося графического узора.




Составление картинки из геометрических фигур.



Нахождение закономерностей в построении узора.



Установление связей между понятиями.



Подбор слов противоположных и близких по значению.

Умение соотносить число и букву для разгадки зашифрованного слова.

Составление рисунка из геометрических фигур.

Развитие навыков чтения, обогащение словарного запаса.

Знакомство с правилами разгадывания ребусов.





Воспроизведение повторяющегося узора. Мозаика. Разгадывание загадок.

Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». Рисование по точкам.

Графические диктанты. Рисование по клеточкам. Разгадывание загадок.

Подбор слов по аналогии. Игра «Исключи лишнее». Решение логических задач.

Рисование фигуры по клеточкам по приведённому образцу. Продолжение закономерности.

Графические диктанты. Игра «Дорисуй девятое».

Продолжение логического ряда. Игра «Восстанови порядок». Рисование по точкам.

Нахождение лишнего слова. Разгадывание загадок. Игра «Дорисуй девятое».

Продолжение цепочки слов. Игры «Внимательный художник», «Сложи рисунок»

Графические диктанты. Рисование по точкам. Игра «Сложи квадрат».

Подбор общего названия для группы предметов. Игра «Шифровальщик».

Подбор антонимов и синонимов. Рисование по точкам.

Разгадывание загадок. Рисование по клеточкам подобной фигуры. Мозаика.

Разгадывание ребусов. Игры «Шифровальщик», «Найди отличия».

Логические задачи. Рисование подобных фигур на клетчатой бумаге.

Нахождение закономерностей в узоре, продолжение узора. Разгадывание загадок.

Нахождение слов в таблице среди букв. Логические задачи. Рисование по точкам.

Нахождение общего названия для группы предметов. Рисование по клеткам подобной фигуры.

Решение логических задач. Разгадывание ребусов. Мозаика.

Нахождение лишнего слова. Рисование подобной фигуры. Игра «Найди отличия».

Нахождение недостающей фигуры. Разгадывание загадок. Игра «Сложи квадрат».

Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». Логические задания со спичками.

Тренировка внимания. Игра «Что изменилось?» Раскрашивание картинки в соответствии с заданием.

Игры на развитие памяти. Логические задачи, ребусы. Рисование по точкам.

Тренировка внимания. Игра «Найди отличия». Графические диктанты.

Нахождение слов среди букв в таблице. Игра «Наоборот» (слова-антонимы). Мозаика.


Игры на развитие логического мышления. Игра «Составь слово». Раскрашивание картинки в соответствии с заданием.


Игры на внимание: «Что изменилось?», «Шифровальщик». Рисование подобной фигуры.

Разгадывание ребусов. Логические задания со спичками. Рисование по точкам.

Логические задачи. Игры на развитие фонематического слуха. Графические диктанты.

Тренировка внимания: нахождение чисел в таблице. Игра «Что изменилось?». Рисование подобной фигуры.

Игры на внимание и на развитие логического мышления.


Всего:







Содержание программы 2 класс

Раздел 1. Введение в программу

Занятие 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие.

Входная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.4 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

«Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.5 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.6 Упражнения на развитие вербально - смыслового анализа.

«Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.7 Упражнения на развитие умения

устанавливать связи между понятиями.

«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.8 Упражнения на развитие логического мышления.

«Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.9 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.10 Упражнения на развитие быстроты реакции.

«Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.12 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

«Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.13 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.14 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

«Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово».

Занятие 2.15 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

«Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.16 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

«Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.17 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи числовой ряд».

Занятие 2.19 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.20 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

«Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.21 Упражнения на развитие внимания.

«Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.22 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.23 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.24 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.25 Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.

«Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.26 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.27 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.28 Упражнения на развитие вербально - смыслового анализа.

«Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.29 Упражнения на развитие внимания.

«Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.30 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название».

Раздел 3. Подведение итогов.

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2 Итоговая диагностика и тестирование (продолжение).













Календарно-тематический план 2 класс

№ п/п

Дата

Название темы

Кол-во час

1


Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

1

2


Начальная диагностика (тестирование)

1

3


Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

1

4


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1

5


Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

1

6


Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

1

7


Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)

1

8


Упражнения на развитие вербально - смыслового анализа

1

9


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1

10


Упражнения на развитие логического мышления

1

11


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1

12


Упражнения на развитие быстроты реакции

1

13


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1

14


Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления

1

15


Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

1

16


Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления

1

17


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1

18


Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

1

19


Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)

1

20


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

21


Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

1

22


Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

1

23


Упражнения на развитие внимания.

1

24


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1

25


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

26


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1

27


Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез

1

28


Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

1

29


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

30


Упражнения на развитие вербально - смыслового анализа

1

31


Упражнения на развитие внимания

1

32


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1

33


Упражнения на развитие внимания

1

34


Диагностика, тестирование

1




Содержание программы 3 класс

Раздел 1. Введение в программу

Занятие 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие.

Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.2 Упражнения на развитие зрительной памяти.

«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,

Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».

Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.6 Упражнения на развитие внимания.

«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».

Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».

Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию.

«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».

Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию.

«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».

Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».

Занятие 2.11 Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию.

«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».

Занятие 2.12 Упражнения на установление связи между понятиями.

«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».

Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.14 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов»,

Занятие 2.17 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».

Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.20 Упражнения на установления связи между понятиями.

«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.21 Упражнения на развитие логического мышления.

«Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.22 Упражнения на развитие зрительной памяти.

«Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».

Занятие 2.23 Упражнения на развитие зрительной памяти.

«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».

Занятие 2.24 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.25 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».

Занятие 2.26 Упражнения на развитие логического мышления.

«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.27 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».

Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 2.29 Упражнения на развитие логического мышления.

«Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.30 Упражнения на развитие ассоциативного мышления.

«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».

Раздел 3. Подведение итогов.

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».




Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Дата

Название темы

Кол-во часов

1


Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике

безопасности.

1

2


Начальная диагностика (тестирование)

1

3


Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

4


Упражнения на развитие зрительной памяти

1

5


Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

1

6


Упражнения на развитие пространственных представлений,

мыслительных операций анализа и синтеза

1

7


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

8


Упражнения на развитие внимания

1

9


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

10


Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию.

1

11


Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию

1

12


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

13


Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию

1

14


Упражнения на установление связи между понятиями

1

15


Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию

1

16


Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

1

17


Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

1

18


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

19


Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию

1

20


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

21


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

22


Упражнения на установления связи между понятиями

1

23


Упражнения на развитие логического мышления

1

24


Упражнения на развитие зрительной памяти

1

25


Упражнения на развитие зрительной памяти

1

26


Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

27


Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

28


Упражнения на развитие логического мышления

1

29


Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

30


Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

31


Упражнения на развитие логического мышления

1

32


Упражнения на развитие ассоциативного мышления

1

33


Диагностика, тестирование

1

34


Диагностика, тестирование

1







Содержание программы 4 класс

Раздел 1. Введение в программу Занятие 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие.

Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Занятие 2.1 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.2 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

«Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.3 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Вставь букву «а», «Вставь недостающий слог», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.4 Упражнения на классификацию различным способом.

«Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину».

Занятие 2.5 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.

«Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним словом», «Нарисуй такую же картину».

Занятие 2.7 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.

«Вставь недостающее слово», «Продолжи числовой ряд», «Получи новое слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.8 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

«Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.9 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.10 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

«Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.11 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

«Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же замок».

Занятие 2.12 Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации.

«Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Сделай равенство верным», «Нарисуй такую же рыбку, но в зеркальном отражении».

Занятие 2.13 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно», «Проведи аналогию», «Нарисуй такую же лису, но в зеркальном отражении».

Занятие 2.14 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.15 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же крокодила, но в зеркальном отражении».

Занятие 2.16 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

«Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же сову».

Занятие 2.17 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

«Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Выбери два главных слова», «Составь анаграмму», «Нарисуй такую же лодку, но в зеркальном отражении».

Занятие 2.18 Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания.

«Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.19 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Нарисуй кабана в зеркальном отражении», «Какой фигуры не хватает?».

Занятие 2.20 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

«Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину, но в зеркальном отражении».

Занятие 2.21 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

«Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же автомобиль, но в зеркальном отражении».

Занятие 2.22 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

«Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Найди пропущенные числа», «Найди общее название», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.23 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

«Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название», «Нарисуй вторую половину замка», «Какой фигуры не хватает?».

Занятие 2.24 Упражнения на развитие ассоциативного мышления.

«Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.25 Упражнения на развитие межпонятийных связей.

«Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота».

Занятие 2.26 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

«Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же лебедя, но в зеркальном отражении».

Занятие 2.27 Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей.

«Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такай же вертолёт, но в зеркальном отражении».

Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же змею».

Занятие 2.29 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

«Проведи аналогию», «Расставь знаки», «Закончи выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же жирафа, только в зеркальном отражении».

Занятие 2.30 Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.

«Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Составь цепочку слов», «Нарисуй такую же голову лошади, но в зеркальном отражении».

Раздел 3. Подведение итогов.

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Итоговая диагностика и тестирование.







Календарно-тематическое планирование

4 класс


№ п/п

Дата

Название темы

Колво

часов

1


Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике

безопасности

1

2


Начальная диагностика и тестирование

1

3


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

4


Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1

5


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

6


Упражнения на классификацию различным способом

1

7


Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

1

8


Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию

1

9


Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

1

10


Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1

11


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

12


Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

1

13


Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза,

установление закономерностей, пространственных представлений

1

14


Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу,

классификации

1

15


Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1

16


Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1

17


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

18


Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

1

19


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

20


Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания

1

21


Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию

1

22


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

23


Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза,

установление закономерностей, пространственных представлений

1

24


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

25


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

26


Упражнения на развитие ассоциативного мышления

1

27


Упражнения на развитие межпонятийных связей

1

28


Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза,

установление закономерностей, пространственных представлений

1

29


Упражнения на развитие произвольного внимания, установление

закономерностей

1

30


Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

31


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

32


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

33


Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных

представлений, установление связей

1

34


Итоговое занятие. Диагностика, тестирование

1


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В программу включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в комплексе приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Задания «Найди лишнее», «Найди общее название», «Найди отличия» направлены на развитие вербально-логического мышления, т.е. таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию.

Задания «Вставь слово(число)» направлены на развитие вербально-логического мышления - умения устанавливать связи между понятиями.

Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.

Задание «Нарисуй такую же фигуру», «Нарисуй по точкам» направлены на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти. Учит ориентироваться на листе в клеточку.

Задание «Обведи по точкам» направлено на развитие внимания, наблюдательности, развивает навыки устного счёта.

Задания «Разгадай ребус», «Отгадай загадку» направлены на развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления.

Методические материалы

Задания, составляющие основу программы «Учись учиться» для младших школьников, классифицированы по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (внимание, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. Например, упражнение «Дорисуй по клеточкам», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а задание «Анаграмма» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.

1.Задания на развитие мышления.

Развитие математического аспекта логического мышления.

* «Продолжи числовой ряд» - ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность.

* «Продолжи закономерность» - выявить закономерность в графическом изображении на основе наблюдения, анализа, сравнения с последующим использованием подмеченной закономерности для выполнения задания.

* «Тренируй логическое мышление» - между числами надо вставить пропущенные знаки математических действий, так, чтобы получился данный ответ. (Например, 3 4 5 6 7 8 =

17, 3 4 5 6 7 8 = 21).

* «Развивай быстроту реакции» - найти за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна числу, данному отдельно (Например, «8 11 7 10 3 4 25»).

* Текстовые аналитические задачи.

* «Развивай логическое мышление» - вписать в клеточки квадратов такие числа, чтобы сумма их по вертикали, горизонтали и диагонали была одна и та же.

* «Вставь пропущенное число» - определить, как получено число в скобках в первой строке, и по аналогии вставить пропущенное число во вторую строку. (Например, «42 (44) 38 23 (….) 28»).

Развитие невербального мышления.

«Дорисуй девятое» - детям предлагается дорисовать недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Развитие вербального мышления.

* «Найди лишнее слово» - детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

* «Вставь недостающее слово» - задание направлено на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. Надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки. (Например, разговор (затяжной) дождь, друг (старый) шкаф.)

* «Подбери пару» или «Проведи аналогию» - эти задания способствуют развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определённой логической связи (например, причина-следствие, род-вид и т.п.) К указанному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи. (Например, «Юрий-Москва, ……… - Петербург»). Дописать следующее слово, не нарушая закономерности (Например, «А, Б, В, ……», «сентябрь, октябрь, ноябрь, ……»).

* «Выбери два главных слова» - ученикам предлагается выбрать из скобок и подчеркнуть два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками. (Например, «война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружьё»)

* «Из двух слов составь одно» - слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Надо понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобках нижнего ряда. (Например, слава (сапог) порог плешь (……) надел)

Развитие способности к анализу, синтезу, классификации.

* «Какой фигуры не хватает?» - написать на месте пропуска номер фигуры, которой не хватает.

* «Анаграмма» - переставляя буквы в словах, надо получить новое слово (Например, «валик - вилка», «тёрка - актёр»).

* «Составь новое слово» - из каждого слова надо выбрать определённые слог и составить новое слово. (Например, «каша, река, тарелка - карета»).

* «Найди общее название» - написать общее название каждой группе слов. (Например, «малина, клубника, черника - ……………»).

* «Раздели слова на группы» - дан набор слов, которые надо разделить на группы - по три слова в каждой (по семь слов). Объяснить принцип группировки и дать название каждой группе.

* «Восстанови слова» - переставить буквы, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными. (Например, «наул - …….», «фражи - …….»).

* «Сделай равенство верным» - заменить слова в скобках так, чтобы равенство было верным. (Например, «с + (шерсть) = (эмоция) - смех).

* «Вставь недостающий слог» - вставить в скобки слог из двух букв, чтобы получилось по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе - начинаться с него. (Например, «мет(…)са - метро, роса).

* «Составь третье слово» - путём перестановки букв в каждой паре слов составить третье слово - имя существительное. Должны быть использованы все буквы. (Например, «охра + под = пароход»).

2. Задания на развитие различных аспектов внимания.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

* В таблицах в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел - 20, а клеточек - 16. Надо найти и записать по четыре отсутствующие цифры в каждой таблице.

* В каждой строчке надо найти пропущенные числа.

* Поставить буквы из правого кроссворда в порядке, который указан в левом кроссворде.

Должны получиться четыре слова.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

* Не водя карандашом по линиям, а лишь отслеживая их глазами, определить буквы, соответствующие цифрам. Выписать их по порядку и прочитать рассыпанные слова.

* Соединить буквы по линиям и записать загадку.

* Изменить одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.

* Найти в каждом слове спрятанное слово.

* «Шифровальщик» - каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр должны записать соответствующие буквы и получить слово.

* В таблице записаны буквы и цифры. Дети должны гласные буквы обвести в кружок, согласные буквы - в треугольник, цифры - зачеркнуть.

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания.

* Среди буквенного сплошного текста имеются слова. Надо найти и подчеркнуть эти слова.

* Расставить цифры в кружочках так, чтобы стрелка всегда была направлена от кружка с большей цифрой к кружку с меньшей цифрой.

* В таблице, заполненной буквами надо найти названия 10 животных (птиц, рыб и т.п.). Названия располагаются по горизонтали и по вертикали.

* Дан набор слов, надо выписать вторую букву каждого слова - должна получиться строка из хорошо известного стихотворения.

3. Задания на развитие различных аспектов памяти.

* В 4 квадратах определённым образом расставлены точки (фигуры). Ребёнок должен внимательно посмотреть на эти квадраты и постараться запомнить расположение точек (фигур) в течение 30 с. Затем закрыть и попробовать точно так же расставить эти точки (фигуры) в пустых квадратах.

* Прочитать слова, постараться их запомнить. Закрыть их листом бумаги и письменно ответить на вопросы («Сколько букв в предпоследнем слове?», «Сколько слов заканчивалось на согласную?» и т.д.).

* Рассмотреть в течение 10 с. рисунки, запомнить их расположение, форму, детали. Затем закрыть рисунки и только после этого прочитать вопросы и ответить на них («На какой странице открыта книга?», «В какую сторону смотрит собака?»).

* Прочитать внимательно один раз 10 пар слов, попытаться их запомнить. Затем закрыть и попробовать по памяти написать второе слово из каждой пары.

* Перед учащимися 9 фигур, которые они должны запомнить. Затем надо закрыть таблицу с фигурами и попробовать их узнать среди 25 фигур на другой таблице.

4. Пространственно - ориентационные задания, развитие зрительно - моторной координации, развитие умения копировать образец.

«Нарисуй по точкам» -

«Повтори фигуру», «Нарисуй такую же фигуру, но в зеркальном отражении» -

«Дорисуй по клеточкам» -

«Восстанови рисунок по коду» - построить указанные точки по их координатам и последовательно соединить ломаной линией, чтобы получился рисунок.

5. Развитие речи, обогащение словарного запаса.

* «Подбери выражения» - подобрать с помощью стрелочек выражения, противоположные по значению. (Например, «Светло, хоть иголки собирай» - «Ни зги не видно»).

* «Составь пару» - соединить с помощью стрелочек предложения с совпадающими по значению словами и выражениями. (Например,«Глаза на лоб лезут» - «Сильно удивляться»).

* «Найди антонимы» - два слова в каждом ряду являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Надо найти эти антонимы и выписать их.

* «Запиши одним словом» - заменить выражения одним глаголом. (Например, «путаться под ногами - ……», «водить за нос - ………).

* «Восстанови рассказ» - в текст надо вставить пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на определённую тему.

* «Расшифруй предложения» - в предложениях перепутались слова, следует восстановить их порядок и прочитать предложения.

* «Допиши стихотворение» - вставить в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.

* «Найди слова в слове» - составить их букв данного слова новые слова (буквы в слове не повторять, составлять только имена существительные).

* «Закончи выражения», «Допиши пословицу» - дано начало «крылатой фразы», ученик должен дописать вторую часть фразы и объяснить её значение. (Например, «набрать в рот…..», «не успел глазом …….»).

* «Наоборот» - написать слова, которые имеют противоположный смысл данным.

* «Крылатые выражения» - объяснить одним словом, что обозначают данные выражения. (Например, «Бить баклуши», «Намылить шею», «Витать в облаках»).

* «Подбери слово» - подобрать слово, которое подходит к каждому выражению.

Объяснить смысл данных выражений. (Например, «Сбыть с …….», «Как в ….. канул», «Мастер на все …..», «Много ….. утекло).

* «Составь пару» - подобрать имя существительное к имени прилагательному. (Например, «апельсиновый……..», «пчелиный …….», «чайная ……»).

* «Допиши определения» - дописать определения, вставляя подходящие по смыслу слова. (Например, «Берлога-это дом для ……………». «Москвич-это ………. Москвы»).

* «Получи новое слово» - вставить любые буквы так, чтобы получились новые слова.

(Например, «…. ….. бра, …. …… …… очки).__






Учебно-методическое обеспечение:

  1. Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие 1 класс Программа курса РПС (развитие познавательных способностей) Изд. РостКнига, 2011

  2. Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен, 2012. 1 класс

  3. Д.А. Глазунов психология Развивающие занятия 1 класс Методическое пособие с электронным приложением - М.: Глобус, 2008

  4. О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2003

  5. Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен, 2013. 2 класс

  6. Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен 3 класс

  7. Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен 4 класс

  8. Т.А.Ратанова Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие.

Изд. -М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003


33


© 2010-2022