Программа кружка Экология городского ландшафта

Раздел Дополнительное образование
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

школа №6 имени Героя РФ Морева И.А.

городского округа города Кулебаки Нижегородской области





«УТВЕРЖДАЮ»

« __ » ______ 2015 г.

Директор МБОУ школа № 6

имени Героя РФ

Морева И.А.

_________________________ Степшина Л.Н.








ПРОГРАММА КРУЖКА


« Экология городского ландшафта»

для учащихся 10 класса














Автор программы: учитель географии I категории

МБОУ школа № 6

имени Героя РФ Морева И.А.

Рябова Е.Ф.








Пояснительная записка.

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире, и в первую очередь в экономически развитых странах, в последние два десятилетия так обострилось внимание к проблемам окружающей среды. Они приобрели экономичес­кое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Происходит экологизация общественных дисциплин: вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, архитекторы. Проблемы экологического и природоохранного образования вызыва­ют большой интерес у педагогов, стремящихся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. В то же время многие природоведы и биологи, зная цену экологической безгра­мотности, повернулись лицом к обществоведению, педагогике и экономике.

Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология. Экологию человека можно определить как науку о закономерностях взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр., с целью определить причины и направленность эколого-социально-демографических процессов. Какие же мотивы движут исследователями-экологами кроме удовлетво­рения собственной любознательности? Ответ на этот вопрос прост. Цель экологии человека (как, впро­чем, и всей науки) - обеспечить общество (в широком смысле этого слова - от гражданина и обществен­ных организаций до законодателей и руководителей всех рангов) информацией, необходимой для опти­мизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Курс «Экология города» предложен учащимся не случайно.

Современный город - сосредоточие экономических, социаль­ных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему как к объекту изучения постоянно возрастает. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в не­которых технических вузах и университетах России, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в общеобразовательной школе через внеурочную деятельность имеет важное зна­чение не только в плане развития общей экологической культуры, но и в плане подготовки к дальнейшему изучению данного научного направления при переходе к профильному обучению, так и обучению в колледжах, вузах.

Данная программа предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, инженерно- технологических и основывается на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника (проектной деятельности), способствующей воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Курс включает эколого-краеведческую деятельность, способствующую выявлению особенностей отношения природы, истории и культуры родного края.

Ученические исследования по экологии города сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций, круглых столов по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.


Общие цели и задачи курса:

  • привлечь внимание учащихся к экологическим, экономико-политическим, нравственно - этическим и другим проблемам, существующим в городе;

  • раскрыть значение городской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в городе и влияющего на его здоровье;

  • научить учащихся различать основные компоненты городской среды (воздух, вода, почва, растительность, архитектура) и описывать их действие на человека;

  • овладеть методами слежения и оценки состояния городской среды (урбоэкологического мониторинга), уметь применять эти методы на практике для выявления факторов, потенциально опасных для здоровья человека, оказывающих негативное воздействие на городскую флору, фауну, почву, атмосферу воздуха;

  • проводить урбоэкологический мониторинг конкретного участка городской среды обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;

  • осуществлять экспертную оценку мер, принимаемыми городскими властями для поддержания городской среды в благоприятном для жизни горожан состоянии и вырабатывать рекомендации по их улучшению;

  • научить учащихся работать с различными источниками информации: тезировать, реферировать, конспектировать, работать в Интернете, с периодическими изданиями;

  • овладеть навыками представления социально - значимой информации в виде листовок, щитов, плакатов и других видов агитации;

  • способствовать приобретению учащимися навыков проведения социометрических исследований;

  • содействовать социализации учащихся, выработке у них навыков коллективной мыслительной деятельности, работы в группах;

  • способствовать самоактуализации природных задатков учащихся, содействовать творческому развитию личности, формирование креативного и рефлексивного мышления, приобретению навыков публично выступать, аргументировать свою точку зрения ит.д.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • основные аспекты, определяющие условия жизни человека в городской среде;

  • особенности проживания в городской и сельской местности, положительные и отрицательные стороны проживания в городе;

  • влияние природных условий на расселение и занятия людей в городе;

  • экологические проблемы современного города: атмосферные выбросы, городские сточные воды, твердые и концентрированные отходы, энергопотребление и т.д.

  • проблемы безопасности городов, типы популяционного здоровья;

  • перспективы развития города, основные направления экологизации городов, поселков.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять экологические проблемы города;

  • оценивать условия жизни в городах, поселках, проводить мониторинги городской среды;

  • строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

  • прогнозировать дальнейшие пути изменения городской среды в лучшую или худшую стороны, разрабатывать и находить конкретные меры по ее улучшению;

  • организовывать и проводить комплекс мероприятий по оздоровлению городской среды и горожан;

  • использовать полученные знания в своей реальной, общественной и практической деятельности;

  • осуществлять поиск информации, ее отбор, анализ и систематизацию, интеграцию новой информации с личным опытом; различение фактов и их интерпретаций в информационном потоке;

  • развивать творческие, исследовательские взаимосвязи с учащимися через моделирование индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: анализ ситуации и выявление проблем, постановка целей и задач, направленных на их разрешение, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка.




































№ п\п

Разделы и темы

Количество часов

Дата

Примечание

1

Введение

1

2.09

2 - 7

Раздел 1. Становление современного

ландшафта города.

5


2-3

Эколого - географическое положение города.

2

09.09

16.09

4

История формирования ландшафта города.

1

23.09

5

Этапы становления современного ландшафта города.

1

30.09

6-7

Природное и культурное наследие города.

2

07.10

14.10

7 - 10

Раздел 2. Научные и ценностные основы экологии городского ландшафта.

3


8

Экологическое ландшафтоведение: научное и ценностное представление.

1

21.10

9

Способы познания городских ландшафтов.

1

28.10

10

Эстетика ландшафта города.

1

11.11

11-20

Раздел 3. Природно- и ресурсно-экологическое изучение городских ландшафтов.

10


11

Природный комплекс города.

1

18.11

12-13

Литогенная основа как «консервативный», устойчивый компонент городского ландшафта и экологический фактор.

2

25.11

02.12

14-15

Климатические условия города, их экологическая оценка.

2

09.12

16.12

16

Внутренние воды - важнейший фактор городского ландшафта.

1

23.12

17-18

Почвенно-растительный покров как экологическое ядро городского ландшафта.

2

13.01

20.01

19

Животные в городе.

1

27.01

20

Проблемы создания экологического каркаса города.

1

03.02

21-25

Раздел 4. Эколого-ресурсный потенциал города и проблемы его использования.

5


21

Ресурсный потенциал города и особенности его использования.

1

10.02

22-23

Экологические проблемы города.

2

17.02

24.02

24-25

Экологические основы зонирования городских ландшафтов.

2

03.03

10.03

26-35

Раздел 5. Культурно-экологическое изучение городских ландшафтов.

10


26-27

Культура и городской ландшафт.

2

17.03

07.04

28-29

Городская экологическая политика в городском ландшафте.

2

14.04

21.04

30-31

Городской ландшафт и качество жизни.

2

28.04

05.05

32-33

Проблема формирования культурного городского ландшафта.

2

12.05

19.05

34

Окультуривание и особенности ухода за ближайшим окружением (на примере парка / водоема).

2

26.05










Информационные ресурсы программы.

Для учителя

  1. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) // Журнал "Рос­сия молодая", 1994.

  2. Тетиор А.Н. Экосити / Экология и жизнь. - 1996. -№1.

  3. Филин В. А. Видеоэкология. - М.: ТАСС-Рек­лама, 1997.

  4. Экология и жизнь. - М., 1997 (весна-лето).

  5. Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. - М.: Мысль, 1987.

  6. Учебно-методические издания Алексеев СВ., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В.Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

  7. Л а п п о Г. М . География городов. - М.: Гумани­тарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

  8. Самкова В.А., Прутченков А.С. Эко­логия города // Мое Отечество. - 1997. - №1- 3; 1998.-№1.

  9. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.

Для учащихся: словари и справочники

  1. Вронский В.А. Экология: Словарь-справоч­ник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  2. Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник. - М.: Прогресс, 1993.

  3. Экологический словарь / Авторы-составители: С. Делятицкий, И.Зайонтц, Л.Чертков и др. - М.: Конкорд-Дтд, 1993.

  4. Экология человека: Словарь-справочник /Под общ. ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: ММП "Эко-центр", издательская фирма "КРУК", 1997.


Учебники и учебные пособия

  1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 1.- М.: Прогресс - Пангея, 1993.

  2. Небел Б . Наука об окружающей среде: Как ус­троен мир. Т. 1-2. - М.: Мир, 1993-1994.

  3. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Кн.4. Здоровье и среда, в которой мы живем. - М.: Мир, 1995.

  4. Химия и общество: Пер. с англ. - М.: Мир, 1995. Экология: Учебное пособие / Под общ. редакци­ей проф. С.А.Боголюбова. - М.: Знание, 1997.


© 2010-2022