Статья Развитие индивидуальности одаренного ребенка на занятиях моделирования одежды

Статья о создании условий и образовательной среды для оптимального развития творческого потенциала одаренного ребенка. В статье описаны методы и формы работы с одаренными детьмина занятиях моделирования одежды, формирующие позитивную мотивации учения и создающие условия, при которых любой ребёнок может продвигаться по пути к собственному совершенству.
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие индивидуальности одаренного ребенка

на занятиях моделирования одежды

Автор: Иванова Людмила Ивановна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД г. Абакана «Центр детского творчества»

Республика Хакасия, г. Абакан

Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных, сложных и актуальных в современной педагогике. Никто не станет отрицать, что благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей. Поэтому одна из приоритетных задач современного образования - реализация потенциальных возможностей и развитие одарённых детей. Вопрос о выявлении детской одаренности один из самых сложных вопросов в образовании. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду для индивидуального развития ребенка.

Для развития творческого потенциала детей, раскрытия их природных способностей, уникальности и индивидуальности необходимы надлежащие условия - развивающая среда, развивающий ребенка фон.

Образовательная программа «Юный Кутюрье» для одаренных детей студии моды «Стиль» МБОУ ДОД «Центр детского творчества» направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной. А также, просто способных детей, заинтересованных производством одежды, имеющих положительную мотивацию к профилю дизайнера одежды, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческих способностей. Поэтому главная задача программы: разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности. Цель программы: развитие индивидуальности одарённого ребенка, способностей к творческому самовыражению и самореализации через проектирование и изготовление авторских моделей одежды.

Учащиеся студии моды «Стиль» с положительной мотивацией к профилю дизайнера одежды, с целью дальнейшего поступления в учебные учреждения этого профиля, желают углубить и обогатить знания и умения в области дизайна одежды. Адресная индивидуальная целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа «Юный Кутюрье» позволяет полностью реализовать творческий потенциал учащихся с положительной мотивацией к профилю дизайнера одежды. Индивидуализированное образование в программе осуществляется с помощью индивидуального образовательного маршрута, который позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, максимально учитывающий интересы, возможности и жизненные планы одаренного ребенка.

Разработанная программа основана на системно - деятельностном

подходе, который обеспечивает формирование компетенции "научить учиться". Развитие одарённого ребёнка в программе рассматривается как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её осуществления, максимально использовать свои способности. В зависимости от индивидуальных потребностей развития личности, жизненных планов ребенка, строится творческая работа с ним. Учебный процесс построен на возможностях и интересах учащегося, нет детально разработанных проектов, диктующих обучающимся жесткие рамки, есть возможность для импровизации.

Содержание программы «Юный Кутюрье» включает следующие модули:

  1. Образовательный модуль «Дизайн костюма».

Модуль предполагает многоуровневые задания по эскизированию, при выполнении которых складываются в единое целое идеи новых образов и моделей коллекции. Учащаяся знакомится с новыми понятиями по основам композиции костюма: средства и свойства композиции, композиционный центр, цвет в композиции, элемент композиции, а также понятия по основам проектирования: дизайн - анализ, дизайн спецификация, художественный образ в проектировании, методы проектирования, проектное изделие и другие. Каждая тема модуля предусматривает определённую форму практической работы: эскиз, набросок (фор - эскиз), дизайн - анализ костюма, образцы отделки одежды, составление компьютерных презентаций, что предусматривает достаточно высокий уровень самостоятельности, обеспечивающий умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

  1. Образовательный модуль «Творческое проектирование»

реализуется через индивидуальные образовательные маршруты, разработанные в соответствии с самостоятельно выбранной учеником темой, образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями. В содержании ИОМ выделены основные три подхода:

  • ускорение (с учетом потребностей и возможностей детей);

  • углубление (предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин, к которым дети проявляют особый интерес);

  • обогащение (выход за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами).

  1. Образовательный модуль «Конструирование и технология».

Именно здесь реально воплощаются в жизнь все идеи и задумки авторского творческого проекта:

- совершенствуются конструкторские умения и навыки;

- оттачивается мастерство исполнения технологических операций;

- осваиваются новые передовые методы обработки узлов с использованием современных материалов;

- осваиваются новые способы деятельности, и создаётся конкретный полезный продукт, который носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересный и значимый для автора проекта. Творческая работа начинается с эскиза модели и заканчивается конкретным результатом, готовым к использованию в реальной жизни, - изделием.

  1. Диагностический модуль:

  • оформление проектной папки (портфолио);

  • диагностические мероприятия (конкурсы, выставки, презентации, контрольные тесты).

Свой творческий потенциал в области дизайна одежды одаренные дети активно реализовывают на конкурсах творческих проектов и фестивалях театров мод разных уровней.

Конкурсы и фестивали мотивируют учащихся на успешную работу по индивидуальному образовательному маршруту, создают условия для выявления и развития творческих способностей, побуждают к самовоспитанию и самосовершенствованию, дают растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, формируют эстетическую воспитанность и нравственную культуру, обучают и социализируют воспитанников. Индивидуальная программа развития одаренного ребенка «Юный Кутюрье», ориентированная на интересы и инициативность обучающегося, на получение учебных результатов в продуктивной форме, способствует формированию позитивной мотивации учения и создает условия, при которых любой ребёнок может продвигаться по пути к собственному совершенству.

Список использованной литературы

  1. Аванесян, И.Д. Творчество и воспитание - СПб.: КАРО, 2004.

  2. Кайгородцева М.В., Методическая работа в системе дополнительного образования.- Волгоград: «Учитель», 2009.



© 2010-2022