ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРВЫЕ ШАГИ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено

на педагогическо№$«вете от 04. 09. 2(Ш^^токо.1 №1 Директор Оль^йгскою Дома пионеров и школьндн^в^ ,

Хижнякова Н.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ОЛЬХОВАТСКИЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Программа объединения

«Первые шаги»

Срок реализации программы 2 год обучения (Программа рассчитана на детей 5-7 лет)

Составитель: педагог дополнительного образования Мышанская Наталья Николаевна

Р.п. Ольховатка 2010 -2011 учебный год

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.

Ольховатский дом пионеров и школьников Ольховатского района Воронежской области

Программа объединения «Первые шаги» «Математика»

Руководитель объединения педагог дополнительного образования

Мышанская Наталья Николаевна

Р.п. Ольховатка 2009 год.

Пояснительная записка

В настоящее время математика нужна детям не столько для проведения вычислительных операций, сколько для развития логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, для развития творчества, воображения, фантазии, речи, коммуникативных способностей. Она формирует интерес к самостоятельным «открытиям» свойств, отношений, зарождает в маленьком человеке желание узнавать новое, учиться, действовать.

Большое внимание уделяется ознакомлению с величиной, формой, пространством, временем, выработке умения правильно определять и соотносить величину предметов, параметры протяженности предметов. От практического сравнения величин предметов ребенок переходит к познанию количественных отношений больше- меньше, равенство-неравенство.

Большинство дошкольников не умеют ориентироваться на линованном листе бумаги. На первом занятии дать детям тетради, обратить их внимание на линеечки в тетради, учить рисовать ровно по линеечке. К концу учебного года дети «увидят» на листе бумаги линии, клеточки, смогут правильно их использовать.

Итог каждого занятия - это не только обобщение, закрепление материала, это оценка того, что понравилось детям, каждое задание было легким, трудным, самым интересным. Ответы детей помогут педагогу сделать следующее занятие не только познавательным, но интересным и долгожданным.

Задачи программы:

  • воспитание и обучение;

  • расширение кругозора;

  • непрерывности образования и воспитания;

  • формирование нравственно-волевых качеств;

  • приоритета интересов каждого учащегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей.

Цели программы:

  • развитие мышления (образного, логического, вариативного);

  • воспитание интереса к математике;

  • развитие элементарных математических представлений;

  • научить ребенка жить в коллективе.

Организационно-педагогические основы.

Срок реализации программы один год обучения. Возраст детей от 5 до 7 лет.

Количество воспитанников в группах:

В группе должно быть до "iZчеловек.

Периодичность занятий:

Занятия проходят два раза в неделю по £5минут.

Формы работы:

  • индивидуальные;

  • фронтальные;

  • коллективные.

Тематическое планирование занятий по математике /ГОЛ Оьус/£Н/<1 Я

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Свойства предметов: цвет, материал, назначение.

1

2

Свойства предметов. Величина.

1

3

Свойства предметов. Форма.

1

4

Сравнение предметов по форме , длине и толщине.

1

5

Свойства предметов.

1

6

Сравнение совокупностей. Равенство.

1

7-8

Сравнение совокупностей.

2

9- 10

Сравнение совокупностей. Неравенство

2

11

Сравнение совокупностей. Равенство и неравенство.

1

12-

13

Сложение совокупностей.

2

14

Сложение совокупностей (продолжение)

1

15-

16

Ориентировка в пространстве: слева-справа- посередине.

2

17- 18

Пространственные отношения: спереди-сзади , вышениже, на-над-под.

2

19-

20

Отношения один-много, столько же.

2

21

Число 1.

1

22

Числа 1, 2, 3.

1

23- 24

Числа 1 и 2, 3.

2

25

Числа 1-4.Прямой и обратный счёт.

1

26- 27

Числа 3,4. Геометрические фигуры(треугольник, четырёхугольник).

2

28

Сравнение группы предметов. Взаимное расположение в пространстве (налево, направо, вверху, внизу).

1

29

Пространственные и временные представления (раньше, позже, до, после, за, перед).

1

30

Счёт предметов. Порядковое значение чисел первый, второй, ... .Понятие «много», «один».

1

31

Закрепление изученного.

1

32- 33

Числа 1-4. Знакомство с числом 5.

Л

34

Сравнение групп предметов: столько же, больше, меньше. Счёт до 5.

1

35- 36

Числа 1-5. Пятиугольник.

2





37- 38

Состав изученных чисел.

2


39- 40

Величина. Порядок увеличения и уменьшения.

2


41

Количественное сравнение с помощью составления пар.

1


42

Число 6.

1


43

Состав изученных чисел.

1


44

Числа 1-7. Решение задач.

1


45

Состав изученных чисел. Геометрические фигуры.

1


46

Числа 1-8. Цифра 8.

1


47

Состав изученных чисел. Решение задач.

1


48

Число 9.

1


49

Закрепление изученного. Решение логических задач.

1


50

Число 10. Решение задач.

1


51

Состав числа 10.

1


52

Закрепление изученного.

1 1


53

Состав изученных чисел.

1


54

Ориентировка во времени по часам.

1


55

Ориентировка во времени. Минута - единица измерения времени.

1


56

Определение времени по часам.

1


57

Деление геометрических фигур на 2 и 4 равные части.

1


58

Деление геометрических фигур на 8 частей.

1


59

Закрепление изученного материала.

1


60

Повторение.

1










ИТОГО:60 ЧАСОВ.

МАТЕМАТИКА ^ год оьУЧ£НИЯ

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

В мире цвета

2

Количество и счёт. Много - один

3

Количество и счёт. Один - ни одного

4

Ориентирование в пространстве .Справа - слева

5

Ориентировка в пространстве. Пространственные отношения: на, над, под.

6

Величина. Длинный - короткий

7

Величина. Высокий - низкий.

8

Величина. Широкий - узкий.

9

Величина. Толстый - тонкий

10

Величина. Большой - маленький

11

Величина (обобщение)

12

Геометрические фигуры: круг

13

Плоскостная геометрическая фигура: квадрат

14

Плоскостная геометрическая фигура: треугольник

15

Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник и овал

16

Геометрические фигуры, обобщение

17

Ориентация во времени. Утро

18

Ориентация во времени. День

19

Ориентация во времени. Вечер

20

Ориентация во времени. Ночь

21

Количество и счёт. Число и цифра 1.

22

Количество и счёт. Число и цифра 2.

23

Количество и счёт. Число и цифра 3.

24

Количество и счёт. Число и цифра 4.

25

Количество и счёт. Число и цифра 5.

26

Ориентировка во времени (времена года)

27

Количество и счёт. Число и цифра 6.

28

Количество и счёт. Число и цифра 7.

29

Количество и счёт. Число и цифра 8.

30

Количество и счёт. Число и цифра 9.

31

Количество и счёт. Число 10.

32

Итоговое занятие по всему пройденному материалу.

33

Свойства предметов(цвет)

34

Свойства предметов (форма, величина)

35

Один-много

36

Количество и счёт. Знаки «+» и «=».

37

Сравнение групп предметов.

38

Состав числа.




60 Итоговое занятие по всему пройденному материалу.


39

Сложение.

40

Пространственные отношения: на, над, под.

41

Пространственные отношения: слева, справа.

42

Вычитание.

43

Количество и счёт. Состав числа 4.

44

Пространственные отношения: между, посередине.

45

Точка, линия, прямая и кривая линия.

46

Отрезок. Луч.

47

Ломаная линия, многоугольник.

48

Угол.

49

Знаки: меньше и больше.

50

Числовой отрезок.

51

Состав числа 8.

52

Состав числа 9.

53

Число 10.

54

Состав числа 10.

55

Измерение массы.

56

Объём. Сравнение по объёму.

57

Шар. Куб. Параллелепипед.

58

Игра - путешествие в страну Математики.

59

Повторение и закрепление.

Итого: 60 часов.

Содержание учебного материала.

Все занятия можно разделить на три большие группы.

1.Величина геометрической фигуры.

Определение величины предмета по разным параметрам (по высоте, длине, ширине, толщине и массе) относительно с другими предметами. Учить находить признаки сходства и различия предметов по форме, длине, толщине. Сравнивать их на глаз, на ощупь с закрытыми глазами и с помощью линейки. Раскрыть понятие равенства, неравенства предметов. У детей развивать произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность. Дать знания об основных геометрических фигурах. Распознавать их. Деление геометрических фигур на 2, 4, 8 равных частей различными способами: выкладывание их из палочек, лепка из пластилина.

2. Счет.

Знакомить ребят с числами от 1 до 10. Учить правильно соотносить изученные числа с числом предметов, называть их в прямом и обратном счете. Готовить детей к решению задач на нахождение суммы и остатка, сочетая работу с изучением состава чисел. Познакомить детей со знаками «+» и «-». Устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием. Учить ребят правильно писать цифры в тетрадях. Упражнять в сравнении чисел первого десятка. При этом у детей развивается смекалка и мышление.

3.Ориентировка в пространстве и во времени.

Формирование навыков в выборе направления на основе практического ориентирования, пространственных отношений (спереди-сзади, выше-ниже, на, над, под). Самостоятельно изображать окружающее пространство на рисунках, схемах. Знакомить ребят с тетрадью. Ориентирование на листе бумаги в клеточках, выполнение в них различных заданий. Расширять временные представления у детей. Обучать единицам измерения времени - сутки, неделя, месяц, год, минута, час. Ориентироваться по часам с точностью до четверти часа. При этом развивается интерес к предмету.

Методический аспект программы Методы и приемы работы:

  1. Сенсорное восприятие: теоретические занятия, прослушивание аудиозаписей.

  2. Практические: творческие работы, экскурсии, самостоятельные работы.

  3. Коммуникативные: беседы, викторины, массовые мероприятия.

Средства работы:

  1. Методические: методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки.

  2. Технические: видео-аудиаппаратура.

  3. Наглядность: иллюстрации, наборное полотно, раздаточный материал и др.

Оценка результатов обучения детей:

В целях контроля и оценки результативности проводится тестирование.

Материально - техническое оснащение программы

«Первые шаги»

Отдельный кабинет оснащенный аудиотехникой (музыкальный центр, телевизор).

Регулируемая мебель (столы и стулья)

Магнитная доска

Набор магнитных цифр и букв

Наборное полотно

Дидактический материал

Вееры : с цифрами, с буквами

Рабочие тетради : математика и развитие речи

Материалы и инструменты для занятий по ручному труду (ножницы, бумага, доска для лепки, пластилин, клей ножницы и др.)

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» (Развитие речи)

Педагог дополнительного образования Мышанская Наталья Николаевна

Р. п. Ольховатка 2009-2010 учебный год

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие речи. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно: через рассказ, художественное произведение, объяснение педагога. На основе наглядно-образного мышления развивается словесно-логическое, понятийное мышление, без переутомления. У детей старшего дошкольного возраста возникает естественное желание по своей инициативе рассказывать сказки, рассказы, придуманные ими, обмениваться впечатлениями. Используя реальные возможности детей, целесообразно продолжать формирование у них навыков учебной деятельности, давая возможность глубже постигать явления окружающей действительности, устанавливать причинно-следственные связи.

Преподавание курса «Развитие речи» осуществлять, используя специфические дошкольные методы, отличающиеся от школьных. Работа по всем разделам должна проводиться в игровой форме без диктата и нажима. В случае неудачи детей в освоении программного материала работать с ними индивидуально, пробуждать интерес к занятиям.

Задачи программы:

. воспитание и обучение; . расширение кругозора; . формирование нравственно-волевых качеств; . непрерывность образования и воспитания; . приоритет интересов каждого ребенка с учетом его

. интеллектуальных и психофизиологических особенностей.

Цели программы

. развитие связной и звуковой культуры речи;

. обогащение словаря;

  • подготовка к обучению грамоте;

  • научить ребенка правильным взаимоотношениям в коллективе.

Организационно-педагогические основы.

Срок реализации программы один год обучения. Возраст детей от 5 до 7 лет.

Количество воспитанников в группах: В группе должно быть до iZ человек.

Периодичность занятий: Занятия проходят два раза в неделю по,2^"минут.

Формы работы: . индивидуальные; . фронтальные; . коллективные.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ

« ПЕРВЫЕ ШАГИ »

№П/И

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

I.

Формирование словаря

8

1.

О чем могут рассказать вещи.

1

2.

Знакомство с жанрами художественной литературы

1

3.

Учимся рассматривать иллюстрации

1

4.

Заучивание наизусть.

1

5.

Что мы знаем о птицах.

1

6.

С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"

1

7

Что вы знаете о транспорте.

1

8

Скажи точнее.

1

И.

Звуковая культура речи.

9

Звучащее слово.

1

10

Звук.

1

11

Выделение звука.

1

12

Место звука в слове.

1

13

Интонация.

1

14

Звуковой анализ. .

1

III.

Подготовка к обучению грамоте.

20

15

Какой? Какая? Какое? Какие?

1

16

Буква а

1

17

Буквы о,е,я.

1

18

Буква ы

1

19

Буквы и, у.

1

20

Буквы ю, э.

1

21

Буква е.

1

22

Буквы н, м, р.

1

23

Буквы л, г.

1

24

j '

Буквы с, к.

1

25

Буквы з, ш.

26

Буквы ж, д.

1

27

Буквы т, ч.

1

28

Буквы ь, п.

1

29

Буквы б, в.

1

30

Буквы ф, й.

1

31

Буквы щ, ч.

1

1 л

32

Буквы ц, х.

1

33

Мягкий и твердый знаки.

1

34

Читаем сами

1




IV.

Связная речь.

20

35

Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть".

1

36

Рассказывание по картинке "Лиса с лисятами".

1

37

Рассказывание по картинке "Вот так покатался1"

1

38

Рассказывание по картинке "Моя любимая игрушка".

1

39

Составление описательного рассказа на тему "Моя картина"

1

40

Пересказ сказки "У страха глаза велики"

1

41

Придумывание рассказа на тему "Как Миша варежку

потерял".

1

42

Рассказывание по серии сюжетных картинок "Маша в лесу".

1

43

Описание предметных картинок. Уточнение

1

обобщающих понятий.

44

Рассказывание по сюжетным картинкам о животных

1

45

Рассказывание по серии сюжетных картинок "Как Таня каталась на лыжах".

1

46

Рассказывание по серии сюжетных картинок "Лиса с лисятами".

1

47

Рассказывание на тему из личного опыта

1

48

Пересказ сказки Л.Н. Толстого "Белка прыгала с ветки

1

на ветку"-

49

Придумывание сказки на заданную тему

1

50

Пересказ сказки "Как аукнется так и откликнется".

1

51

Рассматривание пейзажной картины.

1

52

Рассказывание по картине " Если бы мы были художниками".

1

53

Пересказ рассказа М.М. Пришвина "Золотой луч".

1

54

Рассказывание на самостоятельно выбранную тему.

1

V.

Знакомство с художественной литературой.

14

55

Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Шли по лесу два приятеля".

1

56

Чтение рассказа Л. Воронковой "Таня выбирает елку".

1

57

Чтение стихотворений наизусть.

1

58

Чтение стихотворений 3. Александровой "Осенью мишутка стал учится".

1

59

Заучивание наизусть стихотворения Ф.Тютчева Зима недаром злится".

1

60

Заучивание наизусть стихотворения А.Плещеева "Травка зеленеет..'.".

1

ВСЕГО:

60





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ».

№П/П

Наименование темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Лето, лето, скажи нам где ты?

1

3

Мы в лес пошли, грибок нашли.

1

© 2010-2022