Занятие по изобразительному искусству Паутинки вологодских мастериц

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект занятия

Дата:

Тема занятия: Паутинки вологодских мастериц.

Вид занятия: Рисование элементов вологодского кружева.

Тип занятия: Комбинированный.

Цель: Выполнять контурный рисунок на тонированной бумаге.

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

-формировать знания о народном декоративно-прикладном искусстве, о работе народных мастериц;

-развивать чувство композиции, навыки графического изображения кистью декоративных мотивов;

-воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

Оборудование и материалы:

Для педагога

Для учащихся

-таблицы с изображением вологотского кружева, элементов его орнаментальных мотивов;

-фотографии, рисунки образцов изделий вологотских мастериц;

-черные листы бумаги;

-белая гуашь;

-кисти;

Оформление доски.

Занятие по изобразительному искусству Паутинки вологодских мастерицЗанятие по изобразительному искусству Паутинки вологодских мастерицЗанятие по изобразительному искусству Паутинки вологодских мастериц

3

5

1, 2

4


1, 2. Дата. Тема.

3. Термины: линия, ритм, композиция.

4. Таблицы с изображением вологотского кружева, элементов его орнаментальных мотивов.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

№ п/п

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I

2-3 мин.

-приветствие, установление дисциплины;

-проверка готовности к уроку;


II

10-15 мин.

Послушайте, расскажу я удивительную историю, не сказку, а быль. Царь Петр частенько ездил в заморские страны. Любил он своими глазами посмотреть, как и что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведет, показывает ему всякие диковинки.

-Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит он. - Живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются. - Показывает он кружевную скатерть.

Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же вы в своей стране видели березки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.

- Быть не может! - вскричал король. Стал скатерть в увеличительное стекло смотреть. Смотри, не смотри - береза березой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались во всем:

- Не наших мастериц это дело, у русских мастериц куплено - у семи Катерин. Лучше их никто кружево не плетет, богаче узора нигде не найдешь.

- Не поверю, - кричит король, - пока своими глазами не увижу!

Собрались и поехали. Ехали долго, начали путь в коляске, а потом и в сани пересели, в собольи шубы оделись.

Подкатили к дому, где кружевницы живут. Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке свой узор заплетен: у одной будто волны под рукой струятся, у другой над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей по всему кружеву звезды рассыпаны… Дух захватило у заморского короля от такой невиданной красоты. Спрашивает:

- А кто вам узоры дает? Кто придумывает?

Отвечают кружевницы:

- Сказки нам народные помогают.

Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.

Попросил тогда царь Петр сказки им рассказать. И рассказали им Катерины сказки.

- А мы с вами, ребята, будем сегодня на уроке придумывать свои кружевные сказки.

Во многих русских землях плели кружево. Особенно много мастериц было на Севере нашей страны, там, где родился лен. Но больше всех прославились мастерицы Вологодской земли. Судьба у этого вида народного искусства счастливая. Как народная песня поется с душой, передаваясь от поколения к поколению, и всегда остается обновленной, так и вологодские кружева изначально возникают в душах мастериц.

Посмотрите на них.

Веселый нрав, легкость характера, гордость своим умением плести кружево отличают девушек-кружевниц, о которых поется в частушках:

У меня на кофте белой

Кружева «снежиночка».

Как по улице пойду -

Любуйся, ягодиночка!

Повстречались мы с миленком

У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек

Нынче кружево сплету.

Мастерица-кружевница,

Девушка ученая,

Научи меня плести

Кружево крученое.

Вологодские кружева своей плотностью, белизной и узорчатостью напоминают морозные узоры на стеклах.

Плетение кружева требует большого терпения, сноровки и творчества. Плетут кружево коклюшками - маленькими деревянными палочками.

Узоры русского кружева самобытны, они значительно отличаются от кружев других народов. В узоре могут быть птицы, кони, растительный орнамент, который состоит из многолепестковых цветов, стилизованных венков и веток. Разнообразные узоры образуются благодаря различным сочетаниям основных элементов.


















-Учащиеся рассматривают иллюстрации к вологодским кружевам.









-Учащиеся еще раз рассматривают орнаментальные мотивы вологодских кружев.

III

20-25 мин.

Подготовительная работа.

-Берем кисть, опускаем в белую гуашь, проводим прямую линию. Это тесьма полотнянка. Попробуем провести вьющуюся широкую белую полос. Этот элемент называется вилюшкой.

Не менее важный элемент - сетка-решетка. Она является как бы фоном кружева. Сетка-решетка - это одинарные ниточки. Проводим концом кисти тонкие линии-нити. Место, где они пересекаются, мы отмечаем точками.

А теперь вы сами попробуйте придумать свою кружевную сказку.

Самостоятельная работа.

-Индивидуальный подход к ученикам, помощь при выполнении задания.

- Работа учащихся и педагога.




-Учащиеся приступают к самостоятельной работе.

IV

2-5 мин.

По окончании урока все работы учащихся размещают на доске, в результате получится образ платка.

-Проводится анализ работ, выявляя более удачные.

-Учитель уточняет с детьми значение слов: коклюшки, вилюшка, сетка-решетка, полотнянка.

-Показывают, анализируют работы.



-Уборка рабочих мест.


© 2010-2022