Программа Чтение с листа в классе домры

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г. Усолье-Сибирское

















Программа учебного предмета

«Чтение нот с листа в классе домры»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области музыкального искусства «Народные инструменты».


Составитель:


преподаватель по классу домры Гузина Татьяна Николаевна

















г. Усолье-Сибирское

2015 г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка………………………………………………………..

3

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе…………………………………………………………………………..

3

- Срок реализации учебного предмета…………………………………………

3

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета…………..


3

- Форма проведения учебных аудиторных занятий…………………………...

4

- Цели и задачи учебного предмета…………………………………………….

4

- Обоснование структуры программы учебного предмета……………………

4

- Методы обучения………………………………………………………………

5

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета…………………………………………………………………………..


5

II. Содержание учебного предмета……………………………………………..

5

- Сведения о затратах учебного времени………………………………………

5

- Годовые требования по классам………………………………………………

6

III. Формы и методы контроля, система оценок……………………………….

16

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание………………………………...

16

- Критерии оценки……………………………………………………………….

17

IV. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………...

18

V. Списки нотной и методической литературы………………………………..

22

- Учебная литература…………………………………………………………….

22

- Методическая литература……………………………………………………...

22

- Дополнительная нотная литература…………………………………………..

23

- Интернет-ресурсы……………………………………………………………...

24












I. Пояснительная записка


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Чтение нот с листа в классе домры» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Чтение нот с листа в классе домры» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков чтения нот с листа без предварительного разбора, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. В идеальном варианте музыкант читает ноты, как грамотный человек книгу: слова складываются в фразы и предложения. Чтением с листа называется исполнение музыкального произведения на инструменте без предварительной подготовки.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Чтение нот с листа в классе домры» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

Срок реализации учебного предмета. Возраст учащихся, поступивших в 1 класс 10 - 12 лет. Срок реализации программы 5 лет.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета


Таблица 1

Срок обучения

5 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

495

Количество часов на аудиторные занятия

165

Количество часов на внеаудиторную работу

330

На освоение предмета «Чтение нот с листа в классе домры» по учебному плану предлагается 0,5 часа аудиторных занятий в неделю.

Программа предмета «Чтение нот с листа в классе домры» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома домры. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет

обучения.

Увеличение курса обучения по данной программе происходит в индивидуальном порядке, в соответствии с возрастом и профориентацией учащегося.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

Цель программы:

- воспитание гармонически развитого человека;

- знакомство с различными музыкальными жанрами, стилями музыки, различными музыкальными эпохами;

- повышение интереса к игре на русских народных инструментах;

- дать возможность детям с любыми музыкальными данными свободно читать ноты с листа, ознакомиться с основами анализа музыкальной формы.


Основные задачи программы:


1. Научить ребёнка ориентироваться в нотном тексте, уметь грамотно его прочитать, исполнить, по возможности, в авторском темпе, со всеми ремарками.

2. Дать понятие о начальном анализе музыкальной формы.

Структура программы учебного предмета


Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения


Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- практический (выработка игровых навыков, работа на инструменте, упражнения);

- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация преподавателем игровых движений и приемов игры на домре);

- объяснительно-иллюстративный (игра педагогом произведения ученика с комментариями);

- репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу преподавателя);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов; художественные впечатления).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на домре.

Описание материально-технической базы


Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента

«домра», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать

противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

II. Содержание учебного предмета


Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Чтение нот с листа в классе домры», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия

Таблица 2

Классы

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Количество часов на внеаудиторные занятия

(в неделю)

2

2

2

2

2

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Чтение нот с листа в классе домры» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

1 класс


1 полугодие

Игра пьес на открытых струнах основными приёмами игры: единичные удары вниз и вверх, переменное движение, отдельно взятые ноты тремоло.

Игра на одной струне: освоение простейших ритмических конфигураций.

Игра в первой позиции.

2 полугодие

Игра ровными переменными ударами.

Короткие фразы тремоло, соединение тремоло с движением руки вниз, вверх.

Нота с точкой.

Чтение двойных нот (эпизодическое использование).

Игра с педагогом в ансамбле.

Примерные репертуарные списки

1 класс



Русская народная песня в обр. Арсеева И. «Петушок»

Русская народная песня в обр. Барчунова П. «Приди, солнышко»

Башкирская народная песня «На лодочке»

Белорусская народная песня в обр. Комаровского А. «Перепёлочка»

Белорусская народная песня «Савка и Гришка»

Гайдн Й. «Песенка»

Глейхман В. «Дождик»

Грузинская народная песня «Сулико»

Детская песенка «Пешеход»

Детская песенка «Котик»

Захарьина Т. «Осенний дождичек»

Кабалевский Д. «Песенка»

Калинников В. «Тень-тень»

Красев М. «Ёлочка»

Левина З. «Неваляшки»

Люлли Ж. «Жан и Пьерро»

Лядов А. «Зайчик»

Макаров Е. «На трёх струнах»

Моцарт В. «Азбука»

Рейнеке К. «Андантино»

Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Русская народная песня «Ворон»

Русская народная песня «Как пошли наши подружки»

Русская народная песня «Наш березник листоватый»

Русская народная песня «Уж как по мосту, мосточку»

Русская народная песня «Я на горку шла»

Русская народная песня «Я с комариком плясала»

Русская народная песня «Эй, ухнем»

Соколова Н. «Баба-Яга»

«Колокольчик»

«Кукушка»

Тиличеева Е. «Домрёшка»

«Колыбельная»

«Считалочка»

«Часы»

Украинская народная песня «Казав мени батько»

Филиппенко И. «Цыплятки»

Шопен Ф. «Желание»

Примерные программы

для исполнения на зачётах


1 полугодие

I. Гайдн Й. «Песенка»

Русская народная песня «Приди, солнышко»

II. Кабалевский Д. «Песенка»

Калинников В. «Тень-тень»

III. Левина З. «Неваляшки»

Шопен Ф. «Желание»

2 полугодие

I. Глейхман В. «Дождик»

Детская песенка «Пешеход»

II. Моцарт В. «Азбука»

Рейнеке К. «Андантино»

III. Соколова Н. «Баба-Яга»

Бекман Л. «Ёлочка»

2 класс


1 полугодие

Игра штрихами стаккато, легато, нон легато, снятие в тремолировании.

Игра на всех струнах: смена струн через паузу.

Знаки альтерации при ключе.

Тональности до трёх диезов в ключе.

Чтение с листа в ансамбле.

2 полугодие

Игра на одной струне: смена позиций в гаммобразном движении.

Смена струн в гаммобразном движении.

Игра пьес с пунктирным и синкопированным ритмом.

Чтение с листа в ансамбле.

Примерные репертуарные списки


2 класс

Андреев В. «Вальс»

«Как под яблонькой»

Бах И.С. «Песня»

«Хорал»

Бетховен Л. «Контрданс»

«Экосез»

Венгерская народная песня «Розы Геренчера»

Венгерская народная песня «Птичка на ветке»

Гендель Г. «Ария»

Гречанинов А. «Пойду ль я, выйду ль я»

«Звонили звоны»

Даргомыжский А. «Казачок»

Дулов Г. «Мелодия»

Кабалевский Д. «Вприпрыжку»

«Рассказ героя»

«У памятника»

«Хоровод»

Коваль М. «Яблонька»

Купревич В. «Пингвины»

Латвийская народная песня «Я девушка, как розочка»

Левина З. «Неваляшки»

Лещинская Ф. «Полька»

Лядов А. «Забавная»

Моцарт В. «Менуэт»

«Игры детей»

Мусоргский М. «По грибы»

«Поздно вечером сидела»

Пасхалов В. «Чтой-то звон»

Попонов В. «Наигрыш»

Прокофьев С. «Марш»

Русская народная песня «В тёмном лесе»

Русская народная песня «Не тёсан терем»

Французская народная песенка

Чайковский П. «Мой Лизочек»

Шостакович Д. «Маленький марш»

«Песня о встречном»

Шуман Р. «Листок из альбома»

Эрдели К. «Весёлая»

Примерные программы

для исполнения на зачётах


1 полугодие

I. Гречанинов А. «Звонили звоны»

Кабалевский Д. «Хоровод»

II. Русская народная песня «В тёмном лесе»

Мусоргский М. «Поздно вечером сидела»

III. Андреев В. «Как под яблонькой»

Даргомыжский А. «Казачок»

2 полугодие

I. Купревич В. «Пингвины»

Латвийская народная песня «Я девушка, как розочка»

II. Дулов Г. «Мелодия»

Моцарт В. «Игра детей»

III. Чайковский П. «Мой Лизочек»

Шостакович Д. «Песня о встречном»

3 класс

1 полугодие

Игра пьес тремоло легато.

Случайные знаки альтерации.

Чтение мелодий с триольным ритмом.

Смена струн в арпеджированном движении.

Чтение с листа в ансамбле.

2 полугодие

Игра легато, нон легато, тенуто.

Игра форшлагов.

Игра пиццикато средним пальцем.

Тональности до трёх бемолей в ключе.

Чтение нот в ансамбле.

Примерные репертуарные списки

3 класс

Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела»

Василенко С. Танец из балета «Мирандолина»

Вебер К.М. Хор охотников (ансамбль)

Верстовский А. «Вальс»

Гаврилин В. «Танцующие куранты»

Гендель Г. «Вариации»

Глинка М. «Андалузский танец»

«Полька»

Даргомыжский А. «Казачок»

Дулов Г. «Мелодия»

Жилинский А. «Аллегретто»

Кабалевский Д. «Игры»

«Вроде вальса»

Корелли А. «Гавот»

Кюи Ц. «Торжественный марш»

Лауришкус М. «Литовский танец»

Лехтинен Р. «Летка-енка»

Локтев В. «Ты лети, ветерок»

Мендельсон Ф. «У колыбели»

Моцарт В. «Колокольчики» (ансамбль)

Мусоргский М. «Возле речки»

Польская народная песня «На заре»

Прокофьев С. «Песня без слов»

Рахманинов С. «Русская песня»

Революционная песня «Слушай»

«Узник»

Русская народная песня «Полно-те, ребята»

Сарьян С. «Кукла спит»

Тактакишвили О. «Утешение»

Тюркский танец «Узундара»

Хачатурян А. «Андантино»

Чайковский П. «Итальянская песенка»

«Русская песня»

Шишков Г. «На лодочке»

«Белогрудый снегирь»

«Весенняя»

Шуберт Ф. «Музыкальный момент»


Примерные программы

для исполнения на зачётах


1 полугодие

I. Дулов Г. «Мелодия»

Шишков Г. «На лодке»

II. Глинка М. «Полька»

Рахманинов С. «Русская песня»

III. Глинка М. «Андалузский танец»

Кюи Ц. «Торжественный марш»

2 полугодие

I. Тактакишивили О. «Утешение»

Тюркский танец «Узундара»

II. Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела»

Чайковский П. «Итальянская полька»

III. Хачатурян А. «Андантино»

Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

4 класс


1 полугодие

Игра пьес стаккато, легато, переменным штрихом.

Смена позиций скачком, лесенкой.

Смена струн тремоло легато.

Игра пьес со сложным ритмическим рисунком, со сменой размера.

Чтение с листа в ансамбле.

2 полугодие

Пьесы со сменой характера.

Пьесы с пунктирным ритмом.

Смена позиций тремоло легато.

Чтение с листа в ансамбле.

Примерные репертуарные списки

4 класс


Алар Д. «Ноктюрн»

Андреев В. «Ноктюрн»

Аренский А. Танец из балета «Египетские ночи»

Барчунов П. «Песня»

Бах И.С. «Бурре»

Будашкин П. «Родные просторы»

Василенко С. «Русская песня»

Гендель Г. «Менуэт»

Глазунов А. «Лёгкая соната»

Глинка М. «Вальс»

Глиэр Р. «Прелюдия»

Горлов Н. «Вальс»

Даргомыжский А. «Танец»

Кабалевский Д. «Полька»

Камалдинов Г. «Тарантелла»

Красев М. «Гопачок»

«Ой, за гаем, гаем»

«Сама садик я садила»

Леклер Ж. «Сарабанда»

Ленец А. «Ах вы, сени, мои, сени»

Лондонов П. «Старинный танец»

Лотка-Калинский И. «Перлипая»

Любимлва А. Две русские народные песни

Лядов А. «Прелюдия»

Майкапар С. «Юмореска»

Мурзин В. «На прогулке»

Мусоргский М. «Колыбельная Ерёмушке»

Осетрова-Яковлева Н. «Элегия»

Перселл Г. «Дудочки»

Раков Н. «Прогулка»

Римский-Корсаков Н. «Мазурка»

«Хоровод и Песня про бобра»

Хватов В. «Скерцино»

Чайковский П. «Вальс»

«Мазурка»

«Неаполитанская песенка»

Шостакович Д. «Заводная кукла»

«Ноктюрн»

Примерные программы

для исполнения на зачётах


1 полугодие

I. Римский-Корсаков Н. «Мазурка»

Кабалевский Д. «Полька»

II. Лотка-Калинский И. «Перлипая»

Красев М. «Сама садик я садила»

III. Алар Д. «Ноктюрн»

Аренский А. Танец из балета «Египетские ночи»

2 полугодие

I. Красев М. «Гопачок»

Горлов Н. «Вальс»

II. Барчунов П. «Песня»

Лондонов П. «Старинный танец»

III. Осетрова-Яковлева Н. «Элегия»

Перселл Г. «Дудочки»

5 класс

Пьесы со сменой и отклонением от основного темпа.

Игра двойными нотами.

Чтение красочных приёмов: пиццикато большим пальцем, вибрато, флажолеты, глиссандо, портаменто, дробь, пиццикато левой рукой.

Тональности до 4-5 знаков в ключе.

Чтение с листа в ансамбле.

Примерные репертуарные списки

5 класс


Андреев В. Вальс «Фавн»

«Испанский танец»

«Румынская песня и чардаш»

Русская народная песня «Светит месяц»

Бом К. «Тремоло»

Будашкин Н. «Полька»

Василенко С. «Ты, раздолье, моё»

Гайдн Й. «Менуэт быка»

Гендель Г. Ляргетто из Сонаты № 4

Госсек Ф. «Тамбурин»

Глинка М. «Листок из альбома»

Глюк К. «Гавот»

Мелодия из оперы «Орфей»

Караев К. «Колыбельная»

Кудрявцев А. «Смоленская камаринская»

Кюи Ц. «Восточная мелодия»

Люлли Ж. «Жига»

Лядов А. «Прелюдия»

Моцарт В. Менуэт из «Маленькой ночной серенады»

«Немецкий танец»

Мусоргский М. «Ночь на Лысой горе»

«Слеза»

Прокофьев С. «Гавот»

Ребиков В. «Тарантелла»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Успенский Н. «Ивушка»

Чайковский П. «Трепак»

Шалов А. «Шуточная» (на тему русской народной песни «Заставил меня муж»)

Шендерёв Ю. «Весенняя прогулка»

Шишаков Ю. «Юмореска»

Шишков Г. «Токкатина»

«Пьеса в старинном классическом стиле»

Шостакович Д. «Романс»

«Контрданс»

«Шарманка»

Шуберт Ф. «Ave, Maria»

Шуман Р. «Грёзы»

Примерные программы

для исполнения на зачётах


1 полугодие

I. Будашкин Н. «Полька»

Василенко С. «Ты, раздолье, моё»

II. Моцарт В. «Немецкий танец»

Сен-Санс К. «Лебедь»

III. Андреев В. Вальс «Фавн»

Глинка М. «Листок из альбома»

2 полугодие

I. Моцарт В. Менуэт из «Маленькой ночной серенады»

Шишаков Ю. «Юмореска»

II. Мусоргский М. «Слеза»

Успенский Н. «Ивушка»

III. Шендерёв Ю. «Весенняя прогулка»

Шуберт Ф. «Ave, Maria»

III.Формы и методы контроля, система оценок


Оценка качества реализации программы «Чтение нот с листа в классе домры» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий

характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений.

Критерии оценок


Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы,

соответствующей году обучения; отличное чтение текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении обнаружено плохое чтение нотного

текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

неспособность прочтения нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

Среди многообразия музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником за время обучения в музыкальной школе, немаловажное значение имеет навык чтения нот с листа: умение правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, по степени сложности не превышающее технические возможности ученика.

Хорошее чтение нот необходимо каждому обучающемуся музыке, независимо от его способностей, поэтому весьма важно обратить внимание на воспитание этого навыка. Часто бывает так, что умение читать ноты с листа не зависит от общей одарённости ученика. Из практики известно, что ученик со средними музыкальными данными может читать нотный текст лучше, чем самый одарённый ученик. Даже в первом классе, не имея опыта, одни ученики читают лучше, другие хуже. По-видимому, существуют причины и условия, от которых зависит навык чтения нот с листа.

Необходимо знать, как формируется этот навык. Для этого, прежде всего, необходимо чётко представлять себе, что же такое нотная запись.

Нотная запись - условные обозначения, из которых складываются музыкальные фразы, мелодический, метроритмический, гармонический и динамический рисунок музыкального произведения. Кроме того, имеется ещё целый ряд добавочных обозначений возле нот: штрихи, аппликатура, динамические оттенки, обозначения темпа, его смены и так далее.

Охватить сразу весь этот комплекс возможно только при наличии определённых музыкально-технических навыков, выработанных последовательно.

Начинающий ученик должен успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и а процессе воспроизведения объединить их в единое целое. Такой анализ - основа процесса чтения нот с листа. При постоянной тренировке этот процесс приобретает быстроту и со временем играющий будет охватывать сознанием уже целые группы нот.

Часто при воспроизведении текста ученик играет с некоторым отставанием, «спотыкается» между нотами. Чтобы этого избежать, необходимо научить ребёнка смотреть немного вперёд. Это самый необходимый навык чтения нот с листа. Воспитывать его необходимо уже с первых занятий. Очень важно научить ребёнка видеть нотный текст на один-два такта вперёд (предчтение), чтобы своевременно подготовиться к изменениям в метроритме, динамике, штрихах и так далее.

Для чтения с листа отбираются несложные пьесы, доступные учащимся по техническим задачам и музыкальному содержанию. Чтение нот с листа - это сложный процесс деятельности целого комплекса человеческих органов: зрения, слухового аппарата, нервной системы и мозга.

Приступая к чтению с листа, нужно предварительно ознакомиться с пьесой зрительно, обратить внимание на ключевые знаки (определить тональность), тактовый размер, темп, нюансы, штрихи, аппликатуру, ритмические особенности произведения, учесть все особенности движений рук, скоординировать их работу. При чтении с листа произведение играется от начала до конца без остановки.

Играть пьесу лучше всего несколько раз: первый раз в медленном темпе, как можно точнее прочитывая нотный текст. Второй раз темп прибавляется и произведение играется также без остановки. На третий раз желательно попробовать исполнить пьесу в заданном автором темпе. Скорость воспроизведения играемого текста зависит в некоторой степени от подвижности нервных процессов в коре головного мозга ученика, от правильно воспитанных навыков и, конечно же, от тренировки.

Осложнить процесс чтения с листа могут несколько причин. Вот некоторые из них: неумение ученика считать, обилие ключевых знаков, боязнь расстаться с удобной позицией игры на грифе. Бороться с этими причинами затруднений нужно, но лучше с самого начала не допустить их.

С группировкой нот и счётом ученик встречается уже на первом году обучения. В теории, он должен сначала усвоить и осмыслить каждую длительность отдельно, а затем постепенно их перемежать. На практике происходит несколько иное. Своё чтение нот ученик начинает сразу с четвертных и даже вперемешку с восьмыми. При этом он играет и считает с помощью педагога, вместо того, чтобы самому осмыслить и высчитать каждую долю такта. Путь преодоления один - помочь ученику в этом сложном процессе, для начала брать пьесы для чтения с крупными длительностями: половинная, четверть (подобные пьесы можно найти в Школе игры на трёхструнной домре А. Александрова, М., Музыка, 1989 г.). Очень полезно работать на данном этапе без инструмента: быстро группировать метроритмический рисунок нот на указанные доли в такте, отделяя каждую четверть.

Чтобы избежать путаница при прочтении ключевых знаков, необходимо уже с первых уроков обращать внимание ученика на промежуток между скрипичным ключом и размером, дать понятие тональности, рассказать о порядке появления ключевых знаков. На примере тональности с одним-двумя знаками объяснить процесс определения тональности и только после того, как тональность определена, можно смотреть нотный текст.

Третья причина - аппликатурные проблемы. Почему ученики предпочитают играть в первой-второй позициях? Потому, что они хорошо знают эти позиции, а другие знают хуже, особенно, если проходили их в классе недостаточно основательно. Следовательно, внимание нужно уделить изучению каждой позиции, тогда трудность использования позиций отпадёт сама собой. Полезно не надписывать пальцы над нотами, а обозначить позиции, но это лучше делать уже в 3-5 классах.

Если с первых уроков обращать пристальное внимание на усвоение каждого нового навыка и проходить их в строгой последовательности - чтение нот с листа не будет вызывать трудностей и явится как бы подведением итогов усвоения пройденного.

Необходимо учитывать способности учащегося и подбирать репертуар для чтения нот с листа в точном соответствии с музыкальными данными. Возможно использование материала на класс ниже или на класс выше (с учётом индивидуальных особенностей ученика).

Развитию навыков чтения с листа в немалой степени способствует игра в ансамбле сначала с педагогом, по достижении определённого уровня и с товарищем. Произведения для чтения с листа в ансамбле можно выбирать из репертуарного списка Программы по классу ансамбля, ориентируясь на уровень подготовленности учащихся.

Развивать навыки чтения с листа следует с первых же занятий. Репертуар должен подбираться по принципу от простого к сложному, так же необходимо учитывать общее музыкальное развитие ученика. Это даёт возможность учащемуся знакомиться с музыкальной литературой, приобрести навыки анализа музыкального произведения с точки зрения формы, фактуры, жанра и т.д., кроме того, учёт возможностей ученика позволяет в случае необходимости, использовать материал на класс ниже, что поможет ребёнку приобрести уверенность в своих силах и в дальнейшем выправиться. Таким образом осуществляется индивидуальный дифференцированный подход к каждому учащемуся.

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

- решение технических учебных задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков;

- работа над приемами звукоизвлечения;

- тренировка технических навыков: чтение нотного текста в соответствии с авторскими ремарками;

- тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;

- формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами, начальным анализом музыкальной формы и др.;

- разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

Ожидаемые результаты:

- повышение заинтересованности учащихся;

- развитие музыкального кругозора;

- формирование и развитие навыка чтения нот с листа.






V. Список литературы


Учебная литература


1. Александров А. Школа игры на трёхструнной домре. М.: 1983 г.

2. Альбом начинающего домриста. Вып. 5. под ред. И. Обликина. М.: Советский композитор, 1973

3. Музыка весны. Пьесы для домры с инструментальной поддержкой. А. Серебренников. Иркутск, 2006

4. Пьесы для трёхструнной домры. Концертный репертуар. Сост. И. Шитенков, Л.: Советский композитор, 1983

5. Репертуар домриста. Вып. 28. Сост. В. Кузнецов. М.: Советский композитор, 1989

6. Хрестоматия домриста. Выпуск 1. Составители З. Басенко, С. Петрашов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г.

7. Хрестоматия домриста. Выпуск 2. Составители З. Басенко, С. Петрашов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г.

8. Учебный репертуар ДМШ. Домра. 3 класс. Киев, 1989 г.

9. Учебный репертуар ДМШ. Домра. 4 класс. Киев, 1990 г.

10. Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды. Составитель В. Чунин. М., 1989 г.

11. Хрестоматия домриста 1-3 классов ДМШ. Составитель В. Евдокимов. М., 1985 г.

12.Хрестоматия домриста. 4-5 класс ДМШ. Составитель В. Евдокимов. М.,1984г.

13. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М., 1986 г.


Методическая литература



1. Видякина Т.Ю. Модифицированная программа по фортепиано. Новосибирск. 2000 г.

2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.6, Ленинград. «Музыка», 1985

3. Петрушин В.И. «Музыкальная психология». Москва, 1997 г.

4. Подласый И.П. Педагогика. Москва. «Просвещение», «Владос», 1996

5. Психология. Книга 2. Москва. «Просвещение», «Владос», 1994 г.

6. Учебная программа Министерства культуры СССР 1978 г. для трёхструнной домры.

7.Учебная программа Министерства культуры СССР 1988 г. для трёхструнной домры.

8. Школяр Л.В. и группа авторов. «Теория и методика музыкального образования детей. Научно методическое пособие



Дополнительная нотная литература


1. Альбом для детей. Выпуск 1. Составитель И. Фоменко. М., 1986 г.

2. Альбом начинающего домриста. Выпуск 1. М., 1969 г. Составитель А. Александров

3. Альбом начинающего домриста. Выпуск 18. Составитель С. Фурмин. М., 1985г.

4. Альбом начинающего домриста. Выпуск 16. Составитель С. Фурмин. М.,1987г.

5. Альбом начинающего домриста. Выпуск 21. Исполнительская редакция Н. Дмитриева М., 1990 г.

6. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы детских музы-кальных школ. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2002 г.

7. Домра с азов. Учебное пособие с методическими рекомендациями и музыкальными примерами. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2003

8. Домристу-любителю. Выпуск 12. Составитель В. Лобов М., 1988 г.

9. Домристу-любителю. Выпуск 13. М., 1989 г.

10. Домристу-любителю. Выпуск 14. М., 1990 г.

11. Лёгкие дуэты. Домра в детской музыкальной школе. Составитель Л. Ногарева. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 1999 г.

12. Мироманов В.И. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трёхструнной домре. М.: Кифара, 2003 г.

13. Меццакапо Э. Пьесы для домры и фортепиано. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2004 г.

14. Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2002 г.

15. Нотная папка домриста № 1. 1-3 классы музыкальной школы. Гаммы, арпеджио, упражнения, этюды. Составитель В. Чунин. М.: Дека-ВС, 2003 г.

16. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Тетрадь 1. Состави-тель И. Шитенков. Ленинград. «Музыка», 1985 г.

17. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Тетрадь I. Составитель О. Ахунова. СПб.: Композитор, 1998 г.

18. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Тетрадь II. Составитель О. Ахунова. СПб.: Композитор, 1998 г.

19. Репертуар домриста. Выпуск 20. Составитель И. Шелмаков. М., 1982 г.

20. Репертуар начинающего домриста. Выпуск 2. Составитель В. Яковлев. М.: Музыка, 1980 г.

21. Учебный репертуар ДМШ. Домра. 1 класс. 2-е издание. Киев, 1989 г. 22. Учебный репертуар ДМШ. Домра. 2 класс. Киев, 1988 г.

23. Учебный репертуар ДМШ. Домра. 3 класс. Киев, 1989 г.

24. Учебный репертуар ДМШ. Домра. 4 класс. Киев, 1990 г.

25. Хрестоматия домриста 1-3 классов ДМШ. Составитель В. Чунин. М., 1963 27. Хрестоматия домриста. 3 класс ДМШ. Составитель А. Александров. М.,1972г.

26. Хрестоматия балалаечника 1-2 классов ДМШ. Составитель В. Глейхман. М., 1971 г.

27. Хрестоматия домриста. 1-2 класс. Вып.1. Составитель А. Александров. М., 1971 г.

28. Юный домрист. Составитель Н. Бурдыкина. М.: Музыка, 2004 г.

29. Юный домрист. Выпуск 1. Составитель И. Фоменко. М., 1987 г.

30. Юный домрист. Пьесы для домры в сопровождении фортепиано. Вы-пуск 1.Л.: Музыка, 1987 г.

31. Юному домристу. Тетрадь 1. Редактор и составитель В.П. Зеленый. Красноярск, 2003

32. Юному домристу. Тетрадь 2. Редактор и составитель В.П. Зеленый. Красноярск, 2003 г.

Интернет-ресурсы


  1. domranotki.narod.ru

  2. kukovo.ucoz.com/load/noty_dlja_domry/1-1-0-6

  3. web-4-u.ru/pikulin/?page4

  4. domracheev.net/trehstrunnaya-domra/s.html

  5. domraland.narod.ru/library.html

  6. forumklassika.ru/archive/index.php/t-27100.html

  7. notes.tarakanov.net/domra.htm

  8. classicalmusiclinks.ru/sheet_music/notes_archive/folk_arvhices

  9. liberty4ever.com/index.php?topic=37001.0

  10. musicaneo.com/ru/sheetmusic/instrumentation/65_domra

  11. domrist.ru/encyklopediya/catalog/112


© 2010-2022