Обобщение опыта: «Музыкальное развитие детей на уроках хореографии и театра»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы

Концертмейстера хореографическо и театрального отделений

Шарафутдиновой Лианы Ахтямовны



«Музыкальное развитие детей на уроках хореографии и театра»

МБУ ДО «Центр искусств» г.Салават

Республика Башкортостан





2016г.

«Музыкальное развитие детей на уроках хореографии и театра»



Музыкальное развите детй на уроках хореографии

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.
Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, целью концертмейстера на уроках хореографии является музыкальное развитие детей.

В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:
Развивать в детях :

- музыкальное восприятие метроритма;

- умение ритмично исполнять движения под музыку, воспринимать их в единстве;

- умение согласовывать характер движения с характером музыки;

- воображение, художественно-творческие способности;

- повышать интерес учащихся к музыке, развивать умение эмоционально воспринимать ее;

- расширять музыкальный кругозор детей.

В своей работе я применяю следующие методы:
- наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом) Педагог-хореограф показывает движения под музыкальное сопровождение;

- словесный (концермейстер помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности); Я провожу краткую беседу, после прослушивания музыкального фрагмента, которое будет использоваться для исполнения определенного движения : сообщаю краткие сведения о композиторе, стиле, жанре, беседую с детьми о характере музыки, музыкальных образах, которые рождает их воображение при прослушивании данного музыкального отрывка, темпо-ритмических особенностях, структуре. Метод не нов, но он оправдывает себя. Результат этой работы всегда положительный: дети более осознанно в дальнейшем выполняют движения ,они становятся более выразительными, т.е. происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.

- практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);
Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным, это умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений,эмоционально-выразительное выполнение упражнений, развитие самостоятельной творческой активности детей.

Музыка и танец в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

В младших классах музыкальные мелодии я стараюсь подбирать простые, доступные и выразительные, сообразуясь с музыкальной неподготовленностью и детским возрастом учащихся, но отнюдь не однообразные, так как повторение изо дня в день одной и той же музыки развивает в учениках механичность исполнения и притупляет их музыкальное восприятие. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.
Я меняю музыкальный материал раз в полгода.

Следует помнить, что музыка на уроке должна содействовать повышению работоспособности учащегося, поднимать его настроение. Я стараюсь подбирать красивую интересную и разнообразную музыку, которая будет воздействовать на воспитанников эмоционально не только на сцене, но и на занятиях. Следует остерегаться снижения музыкального исполнения до сухого отбивания такта-счета. Бывает, что педагог просит исполнять, выделяя каждую долю. Это целесообразно только на первых порах, когда дети только пришли учиться. Такое постоянное исполнение, не будет способствовать музыкальному развитию учащегося, наоборот, станет тормозить его. Дети, воспитанные на таком сухом «музыкальном сопровождении», приучаются к поверхностному восприятию чисто внешних, метрических сторон музыки. Поэтому от такого исполнения нужно от этого отказываться, и играть музыкальный материал музыкально и профессионально.

В последующих классах, при постепенном усложнении приемов движений и танцевальных комбинаций, обогащается и музыкальное оформление: разнообразится голосоведение, рисунок, гармонии, ускоряются темпы и т. д.

Таким образом, музыкальность учащихся постепенно развивается. С развитием общей музыкальности появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыкальность - это способность тонкого понимания, чувствования музыки. Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью.


В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Я работаю с детьми разного возраста (от начинающих обучение до выпускников), в разных танцевальных направлениях - народная хореография, классический танец, ритмика, гимнастика. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один - постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе. Я четко определяю для себя задачи каждого года обучения (как на уроках народно-сценического, так и на уроках классического танца), я изучаю программу каждого года обучения, распределяю музыкальный материал по папкам, соответствующих каждому году обучения, стараюсь проявлять не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков

Таким образом, можно сделать основной вывод - музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. И чтобы это получилось, надо стараться подбирать очень красивую, богатую музыку, воспитывать культуру движения на лучших образцах композиторского творчества.
В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.

Последовательная, систематическая работа над музыкально-ритмическим воспитанием детей развивает гармоничную личность, учит эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений, открывает для ребенка богатый мир добра, света и красоты.



Музыкальное развитите детей на уроках театра и принципы работы театрального концертмейстера

Широчайшей сферой деятельности для музыканта-исполнителя является концертмейстерская работа в театре.

Музыкально-театрализованная деятельность - это самая эффектив-

ная форма музыкального воспитания, способствующая формированию

творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе,

потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает

больше информации об окружающем мире, у него развивается память и

воображение, он переживает различные эмоциональные состояния.

Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей не-

изменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый ин-

терес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, по-

буждает его к созданию новых образов.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, говорит Сухомлинский, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. А когда дети сами участвуют в создании сказки, когда они полноправные ее участники, актеры, сказка превращается в акт сотворчества, целый мир, в котором ребенок живет.

Основоположником детского театра является Наталья Сац, которая пишет: «В объединении театра и музыки таятся огромные возможности» .
Музыка есть движение. И ребенок постигает мир через действия. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от музыки. Она захватывает его, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм. Театр, переводит звуковой художественный образ на язык действия, и тогда мы можем «увидеть» и слова, и звук. Примером такого «перевоплощения», где музыкальные образы мы переводим с детьми в действие , является упражнение, которое используется нами на уроках театра:

играется музыкальное произведение, дети слушают музыку и представляют, что можно изобразить под эту музыку, через пластику, действие,согласно ее характеру и содержанию. Например если это светлое, лиричное произведение, дети часто изображают природу: растет цветок, летает бабочка или встает солнышко. Такие упражнения развивают творческое мышление, воображение, умение прочувствовать музыку и передать ее через действия. Даже самые стеснительные дети вовлекаются в творческий процесс, раскрепощаются, проявляют фантазию и находчивость. На развитие их творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя, конечно же, огромное воздействие оказывает музыка.

Я, как концертмейстер театрального отделения принимаю активное участие в воспитании музыкальности, актёрского мастерства, технического мастерства, выразительности исполнения обучающихся. Для того чтобы успешно справляться с такими задачами, пианист должен овладеть солидным объёмом специальных навыков. Прежде всего, мне потребовалось ознакомиться со спецификой предмета, умению мгновенно анализировать заданную комбинацию, что дало возможность подобирать максимально подходящий музыкальный материал. Здесь примером может послужить упражнение «перевоплощение в предлагаемых обстоятельствах». То есть когда педагогом предлагается конкретное обстоятельство, например «Птичий двор». Дети должны под музыку, изобразить обитателей птичьего двора: петух, курица, цыплята, гуси, утки. В этом случае я стараюсь так подобрать музыку, чтобы она, как можно точнее передавала характеристику, каждого персонажа, чтобы помочь ребенку, средствами музыки, как можно красочнее и ярче представить и изобразить в действии данного «героя».

Такая атмосфера творчества целиком захватывает детей, подарив им ни с чем не сравнимое наслаждение....Развивает в детях музкальность, способности к творческому, креативному мышлению.

В обязанности театрального концертмейстера входит также музыкальное оформление спектакля, действия, театрального представления. Я работаю в Образцовом детском театральном коллективе . Мною проводится работа по музыкальному оформлению спектаклей, различных мероприятий, проводимых в школе и на площадках города, таких как: праздник посвещения «Волшебная страна искусств», «Выпускной вечер», театральный фестиваль «Рампа», Новогодние утренники,«Масленица», « 9 Мая», «В мамином кафе» и др. Со многими спектаклями мы выезжали на региональные, всероссийские, международные конкурсы, где занимали призовые и лауреатские места.

«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, что если спектакль не музыкален, не ритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в нашем театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце...»

Эти слова Ю. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью театрального искусства.

Удачно подобранная и органически включенная в действие музыка - важный фактор музыкального оформления спектакля.

Подбор музыкального материала - процесс сложный.

Приступая к работе, прежде всего я знакомлюсь с произведением, подробно вникая в содержание и раскрывая главную идею спектакля. Знакомлюсь не только с музыкальной культурой той эпохи, которая отражена в данном произведении, но и с книгами, кинофильмами. Этот период работы музыканта напоминает работу композитора и художника над пьесой.

Дальнейшая работа проводится совместно с педагогом, который знакомит с постановочным планом, высказывая свои пожелания по музыкальному решению спектакля. С педагогами у нас всегда происходит тесное творческое взаимодействие. Найти в пьесе логически оправданные и эмоционально необходимые моменты для ввода музыки не такое простое дело. Разрабатываю план оформления, исхожу прежде всего из жанра пьесы, из общей режиссерской концепции, из того, как складывается постановка в целом. Читая сценарий я стараюсь почувствовать будущую сценическую жизнь отдельных героев и пьесы в целом, эмоционально прочувствовать, прожить действие, чтобы точно понимать сквозное действие и сверхзадачу всего спектакля и главных действующих лиц.

В каждом конкретном случае надо точно знать, что музыка должна выражать, на что она должна работать в той или иной сцене, в том или ином месте спектакля. Только при умении охватить взглядом произведение в целом можно выявить, где, в какой действенной функции, какая именно нужна музыка.

По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории: сюжетная и условная.

Сюжетная музыка - это главным образом музыка, звучащая в повседневной жизни персонажей, являясь органической принадлежностью быта, социальной среды, она существенно помогает воссозданию черт конкретно-исторической обстановки. Может отражать исторический ход событий, течение времени, действие за пределами сценической площадки. Один из наиболее распространенных приемов использования в спектакле сюжетной музыки-характеристика действующих лиц. Через музыку герой может выразить не только свое настроение, но и черты характера, склонности, темперамент.

Сюжетная музыка может:

  • Характеризовать действующих лиц;

  • Указывать на место и время действия;

  • Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

  • Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Сюжетно не мотивированную музыку называют - условной

Условная музыка может:

  • Эмоционально усилить диалог и монолог,

  • Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

  • Обострять конфликт.

  • Подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии

В плане муз. оформления должны быть предусмотрены все окончательно-установленные моменты действия, где должна звучать музыка. Указанные музыкальные произведения и фрагменты из них, вид звучания, продолжительность. Реплики на начало и окончание музыки.

При слушании музыки у Станиславского рождались конкретные действенные образы... «рисует ли музыка чувства, образы природы, содержание ее всегда воздействует на эмоциональную сферу зрителя и вызывает у одного расплывчатые, а у другого - более рельефные ощущения». Музыка, обладая, в принципе, гораздо большими и обобщающи-
ми возможностями, чем сценическое действие и даже речь, способна
ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию
действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происхо-
дящее на сцене.

Необходимо отметить еще одну существенную особенность театральной музыки - это ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое состояние актера.

Музыка помогает исполнителям сосредоточиться, войти в роль, в сценический образ, часто раскрывает перед ним творческие перспективы, влияя на воображение, облагораживая его, поднимая тонус артистического состояния на сцене. Таким образом, способность маленьких актеров чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.

У А. Луначарского есть прекрасные строки: «Слово и действие становятся высокозначительными, когда музыка берет их на свои крылья».







11


© 2010-2022