Программа курса по выбору Научно-исследовательская деятельность учащихся

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежи

Республики Крым

Крымский республиканский институт

последипломного педагогического образования



Утверждено

решением Ученого совета

от______________2012 г.

протокол № _______

Председатель Ученого совета

д.п.н., профессор А.Н.Рудяков



Программа курса по выбору для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учебных заведений

«Научно-исследовательская деятельность учащихся

общеобразовательного учебного заведения»


Автор программы: Окул Татьяна Викторовна,

директор МБОУ «СОШ № 5»

г.Симферополя










г. Симферополь, 2012 г.


Программа курса по выбору для учащихся 5-11 классов

«Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательного учебного заведения»

Пояснительная записка

Преобразования в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества, изменение условий его культурного развития не оставили в стороне и отечественную систему образования. Современный этап ее развития характеризуется ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен можно считать создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.

Формирование учащегося, соответствующего современным требованиям, начинается со школьной скамьи и продолжается в период обучения в ВУЗе. Выпускник общеобразовательного учебного заведения, а в последствии студент ВУЗа должен:

-иметь развитую интеллектуальную, информационную, исследовательскую культуру, культуру самоорганизации;

- быть способным к самореализации и саморазвитию;

- быть профессионалом, иметь навыки лидера;

- жить в согласии с собой и другими, принимать ценность другого человека;

- ориентироваться на успех, самостоятельно принимать решения.

При этом наиболее значимо то, что каждый выпускник школы должен быть аналитиком, исследователем, обладать желанием к постоянному самосовершенствованию, т.е. практически готов к переходу из условий "вариативно-деятельностного" образовательного процесса в школе в условия "рефлексивного" процесса в ВУЗе. Исходя из этого, исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательном учебном заведении может рассматриваться как одно из основных условий обеспечения преемственности непрерывного образования учащихся. При этом речь идет скорее об одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, а не этапе допрофильной подготовки школьников.

Целью данного курса по выбору явилось создание системы эффективной организации исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательном учебном заведении.

Задачи данного курса по выбору: определить содержание и формы организации исследовательской деятельности учащихся общеобразовательного учебного заведения и педагогические условия, которые обеспечивают их эффективность; поэтапное формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, в т.ч. навыков познавательной и исследовательской деятельности; активизация участия учащихся в работе школьного научного общества, защите исследовательских работ на конференциях, конкурсах различных уровней ( «Юный исследователь» (5-8 классы), «Шаг в науку» (5-8 классы), МАН «Искатель» (9-11 классы)).

Программа курса по выбору состоит из двух взаимосвязанных блоков.

В конце изучения первого курса «Введение в научное исследование» учащиеся определяются с тематикой будущей научной работы и ее научным руководством. При изучении второго курса «Основы научно-исследовательской деятельности» учащиеся овладевают навыками проведения научного исследования, закрепляют общеучебные умения и навыки, а также навыки познавательно-исследовательской деятельности. Отработка этих умений и навыков происходит в ходе лекционных, практических, семинарских и других форм занятий, выполнения рефератов. Защита научных работ осуществляется в ходе внутришкольной конференции "День науки", а наиболее успешные из них представляются на защиту в МАН.

Реализация данного курса по выбору будет способствовать: росту качества теоретических знаний и практических умений учащихся по учебным дисциплинам, выражающемуся в устойчивом повышении качества и результативности исследовательских работ; повышению уровня сформированности у обучающихся умений применять исследовательские методы в ходе практической деятельности, которая выражается в успешности поэтапного освоения более сложных форм исследовательской работы, результативности представлений итогов исследований на широкое обсуждение, выполнении работ по конкретной проблематике, а также способности самостоятельно оценить свою подготовленность к исследовательской деятельности; ориентации учащихся на творчество и самостоятельность, которая выражается в увеличении количества выступающих на конференциях различного уровня и профиля, достаточно высокой результативности этих выступлений, участии в работе органов ученического самоуправления, связанных с исследовательской деятельностью, и др.; продолжении работы над выбранной тематикой, достаточном для этого уровне теоретических знаний и практических умений, а также стремлении к перспективному продолжению образования.

Проделанная работа позволяет рассматривать научную исследовательскую деятельность в процессе изучения спецкурсов «Введение в научное исследование», «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» как форму организации образовательного процесса, включающую постановку творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом; решение этих задач в последовательности этапов, характерных для научного исследования, оформление результатов собственной исследовательской деятельности и превращение их в достояние общественности.

Наиболее продуктивными формами исследовательской деятельности являются:

на этапе допрофильной подготовки: выполнение рефератов, и проведение конференции "Юность. Наука. Культура", выступление с сообщениями на ней и участие в соответствующем конкурсе, а также работа в научном обществе учащихся;

выполнение исследовательских заданий в ходе лекционных, практических, семинарских занятий, выполнение научных работ и выступление на конференциях различного уровня и профиля, участие в конкурсах в рамках этих конференций, организация и проведение "Дня науки", участие в работе научного общества учащихся, в том числе популяризация идей "ученической науки" посредством издательской деятельности.

Основные принципы реализации данного курса по выбору: целенаправленное включение учащихся в исследовательскую деятельность; преемственность в подходе к ее организации и требованиям к различным ее формам; ориентация на сочетание наиболее эффективных форм "ученической" науки; признание необходимости комплексного обеспечения ученических исследований (кадровый, методический, нормативно-организационный и другие аспекты); личная заинтересованность учителей и учащихся в проведении исследовательской деятельности, стимулирование достижений ее участников.

Программа курса для учащихся 5-7 классов «Введение в научное исследование» рассчитана на 0,5 часов в неделю (16 часов в год), курса по выбору для учащихся 8-11 классов «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» рассчитана на 1 час в неделю (36 часов в год). Часы, выделенные на изучение тем, могут быть перераспределены по усмотрению учителя.


Программа курса по выбору «Введение в научное исследование»

для учащихся 5-7 классов

занятия

Содержание

Форма занятий

Лекция

Практическое занятие

1

Понятие науки и научного знания. Структура науки. Типология науки. История науки.

1

-

2

Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы.

1

-

3

Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования.

1

-

4 - 5

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Библиотека. Работа с каталогами

-

2

6

Документация архивов и их структура. Работа в архиве.

-

1

7

Методы исследования.

1

-

8 - 9

Применение информационных технологий в исследовании. Занятие в медиа-центре или компьютерном зале

1

1

10-11

Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

1

1

12

Оформление результатов научной работы. Аннотация, энциклопедическая справка.

-

1

13

Реферат. Составление и оформление работы.

-

1

14

Рецензия, статья, эссе.

-

1

15-16

Подготовка публичного выступления.

1

1

17-18

Защита реферата на общешкольной конференции.

-

2

ИТОГО

7

11

Программа курса по выбору «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся»

для учащихся 8-11 классов


Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Раздел 1. Сущность исследовательской деятельности

1

Личностные ориентации. Образование как ценность. Выбор образовательного пути

Лекция

2

2

Характеристика понятий: «наука», «научное значение», «исследование», «исследовательская деятельность», «категории науки»

Лекция

2

3

Предмет науки, предмет и объект в исследовании, принципы и логика исследовательской деятельности

Лекция

2

4

Анализ этапов исследования, их определение на примере конкретных исследований учащихся

Семинар

2

5

Методы современных научных исследований (общая характеристика)

Лекция

2

6

Возможности использования современных методов исследования в работах учащихся

Семинар

2

7

Знакомство учащихся с применением ряда типичных методов исследований в истории науки и в современных условиях

Экскурсии

4

Раздел 2. Пространство познания: источники информации для исследования

и работа с ними

8

Понятие о самообразовании, «инструментарий» самообразования, источники информации для самостоятельных исследований

Лекция

2

9

Библиография. Библиографическое описание

Лекция

1

10

Справочный аппарат книги, ее оформление, справочные издания, работа с ними

Лекция

1

11

Библиотечные каталоги: назначение, виды, как ими пользоваться

Лекция

(на базе б-ки)

2

12

Работа по сбору и оформлению библиографии для исследований учащихся

Консультация

2

13

Современные электронные средства информации и работа с ними

Лекция

2

14

Возможности применения компьютерных технологий в исследованиях учащихся

Семинар

2

15

Ознакомление учащихся с работой медиатеки

Экскурсия

2

16

Как представить результаты своего исследования. Элементы необходимой коммуникативной культуры, ведение дискуссии и т.п.

Обучающий тренинг c теоретическими блоками

2

17

Оформление результатов исследования, требования к оценке уровня его выполнения

Консультация

2

18

Защита научных работ на общешкольной конференции.

2

Итого

36

Список рекомендованной литературы

  1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента. // Учитель. - 2004. - № 3. - с. 28.

  2. Браун В. Вопросы инноватики в педагогике. - адаптир.версия. - М., 2001. - с. 54.

  3. Брансуик Э. Основные направления инновационной работы в начальной школе. - М.: Прогресс, 2005. - с.45.

  4. Бычков А.В. Инновационная культура. // Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 33.

  5. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. И.В.Горбуновой. - М.:Новая школа, 1995.

  6. Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании // Народное образование.-2002.-№ 5.- с. 94.

  7. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.

  8. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1981.; Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. и др.

  9. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С.136-138.;

  10. Лебедева С.А., Тарасова С.В., Викторов Ю.М. Устав исследовательского общества учащихся школы-гимназии №168 // Завуч. 2000. №2. С.103-112.

  11. Мостяева Л.В. Материалы к проведению устной итоговой аттестации по курсу "История Отечества" выпускников 11 класса // Преподавание истории в школе. 1999. №10. С. 15-18. и др.

  12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1994. - с.514.

  13. Кротова К.К. Эксперимент в школе: за и против // Народное образование. - 2004. - № 2. - с. 136.

  14. Курганский С. М. Положение о научно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы / С. М. Курганский // Завуч.-2006.- № 4.- с. 87.

  15. Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы // Сельская школа. - 2003. - № 1. - с.4.

  16. Мороз Е.А. Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение старших подростков в системе «школа - ВУЗ» // Школа и производство. - 2005. - № 5. - с.2.

  17. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // М.: Советская педагогика, 1991 г. - №10. - с.88-93.

  18. Назимов С.С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования // Учитель. - 2005.-№6.- с. 74.

  19. Новиков А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / Дополнительное образование. - 2002. - № 4. - с.53.

  20. Сластенин В.А.,Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 1997. С.3.

  21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. Пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  22. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход. / Ю.С.Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - с. 10.

  23. Управление инновационными процессами в системе образования. Материалы научно-практической конференции. - Киев: ТО ИРО. - 2001. - с. 10.

  24. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.

  25. Шатух О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средство развития творческих способностей педагогов. - Саратов, 2001. - с. 150 с.

  26. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта yspu.yar.ru



© 2010-2022