Оригами как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оригами как средство развития универсальных учебных действий

младших школьников

Исаченко Наталья Валентиновна

[email protected]

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 46»

Одним из требований Федеральных государственных образовательных стандартов является выполнение требований к результатам освоения основных образовательных программ, а именно достижение планируемых результатов, предусмотренных в этих образовательных программах. Так в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 46» с целью реализации общеинтеллектуального и общекультурного направлений был предложен в качестве внеурочной деятельности кружок «Мир оригами». Целью данной деятельности является создание условий для того, чтобы каждый обучающийся, посещающий объединение смог проявлять и развивать свои интересы на основе самостоятельного выбора. Занятия оригами дополняют, расширяют, конкретизируют представления учащихся о мире и о себе и создают условия для применения полученных знаний в творческой деятельности созидательного характера, что и заключено в требованиях ФГОС.

Реализуя данную программу внеурочной деятельности, я как педагог, стремлюсь создавать условия для формирования универсальных учебных действий, выявляю интересы и склонности детей, осуществляю индивидуальный подход, опираясь на неформальное общение, взаимодействие и сотрудничество; формирую опыт общения детей в социуме.

Принципы, которыми я руководствуюсь - это и соответствие возрасту кружковцев, и преемственность с предметами «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», и опора на воспитательные ценности школы, и предоставление свободного выбора на основе личных интересов детей.

Обоснование данного выбора состоит в следующем:

- во-первых, у обучающихся развивается концентрация внимания.

-во-вторых, оригами развивает мелкую моторику рук;

- развивается логика и нестандартное мышление;

- умение следовать инструкциям;

-умение рассуждать, пространственно и нестандартно мыслить;

-положительный результат способен повышать мотивацию обучающихся и их самооценку.

Предполагаю, что в результате реализации данной программы у обучающихся будут развиваться такие личностные УУД, как:

- осознание ответственности человека за общее дело,

- осознание своей этнической принадлежности,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,

- ценностное отношение к природному миру,

- готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Занятия оригами дают возможность развивать такие познавательные УУД как

- использование общих приёмов решения творческой задачи;

- контроль и оценка процесса и результата деятельности, для чего постоянно пользуюсь разработанными совместно с детьми критериями оценивания выполненных работ.

- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения поделок способом оригами;

Ребята на моем кружке учатся обрабатывать и оценивать информативный материал, который я предоставляю, как дополнительную литературу и памятки; учатся рассуждать и обобщать. Особое внимание обращаю внимание на умение строить грамотные и лаконичные рассуждения.

С целью формирования регулятивных учебных действий стремлюсь учить детей преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве со мной и другими ребятами, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, а также определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

В начале каждого занятия учимся составлять план и уточнять последовательность действий.

Обучающимся очень нравится предвосхищать результат. Оценивая полученные модели, ребята сравнивают их с эталоном, оценивают полученную работу по следующим критериям: аккуратность, четкость сгибов, отсутствие помятостей, устойчивость. Учатся исправлять недочеты, исправлять ошибки.

Хочется отметить еще несколько положительных моментов использования данной методики для развития обучающихся:

- Оригами использую и как одно из средств арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, цветотерапии.

- Как правило, сама бумага имеет привычный, неагрессивный статус. С ней можно делать все, что угодно: мять, рвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в совершенно новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных поделок - моделей.

-Показав ребятам несколько примеров, пробуждаю в них желание самим выполнить поделки.

- Освоение данной техники доступно в любом возрасте.

- Быстрое достижение результата деятельности - несложные модели складываются непродолжительно по времени.

- Четкое следование инструкции позволяет получить прогнозируемый позитивный результат.

- Дети получают возможность наблюдать за процессами симметрии, точности, гармонии геометрических линий.

- Кроме этого, имеется возможность и корректировать, и вносить изменения в фигурки по собственному желанию, изобретать новые модели.

Оригами для детей - полезное и приятно занятие, которое развивает физические, умственные и творческие качества детей, на что и направлены мои педагогические стремления и усилия.



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ от 06.10.2009 №373

  2. Семейный сайт list7i.ru list7i.ru/?mod=boards&id=128 Пономаренко Надежда «Особенности бумажного конструирования»



  1. psychology-msk.ru/referat/bystro/origaminovoe-napravlenie-v-artterapii/ ОРИГАМИ-НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АРТ-ТЕРАПИИ



  1. iz-bumagi.com «Польза оригами для детей»





© 2010-2022