Программа дополнительного образования Студия Радуга

Раздел Дополнительное образование
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей №9»







Конкурс методических разработок «Секреты профессионального мастерства».

Номинация:


Программа формирования УУД (универсальных учебных действий)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

студии дополнительного образования

«Радуга»




Автор: Ракова Татьяна Григорьевна,

учитель музыки

высшей квалификационной категории







Арсеньевский городской округ
2015 год

«В период детства мышления мыслительные процессы

должны быть, как можно теснее связаны с живыми,

яркими, наглядными предметами окружающего мира...

Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный

заряд детского творчества».

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся первого года обучения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, п.6), Уставом МОБУ «Лицей №9» и требованиями ФГОС для начального общего образования.

Общая характеристика программы.


Ступень начального общего образования - наиболее благоприятный период для интенсивного творческого развития личности. Ребёнок не только учится писать и считать, но и активно познаёт мир. Гармоничное развитие школьников в этот период способствует его дальнейшим творческим достижениям, придаёт уверенность в себе. Формирование эстетических навыков: развитие образного мышления, умение видеть, слышать и чувствовать красоту окружающего мира - является частью общего развития личности ребёнка.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, влияет на физическое развитие. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть условие человеческого достоинства… Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «пошлый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе - сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности».

Практическая деятельность в сфере искусств в период начального обучения создаёт стойкую мотивацию к постижению знаний и способствует успешному освоению школьных образовательных программ.

Учащиеся на занятиях овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы в индивидуальной, коллективной и общественной работе. Дети поют, ставят кукольные спектакли, рисуют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, создают поделки, готовят выставки, стенды, занимаются гимнастикой, играют в подвижные игры. Такая многообразная и интересная деятельность дает разумный выход познавательной, трудовой, творческой активности детей.

Комплекс занятий, направленных на развитие способностей младших школьников направлен на формирование эстетического и художественного вкуса с целью дальнейшего творческого самоопределения и успешной социализации каждого учащегося.

Кроме того, очень важным для родителей первоклассников является наличие группы продлённого дня, где ребёнок сможет находиться по окончании уроков под присмотром опытных педагогов.

Данная программа предлагает развитие ребенка в следующих направлениях искусства: музыка, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, театр, игра на шумовых и музыкальных инструментах, гимнастика для укрепления опорно-двигательного аппарата, подвижные игры, знакомство с окружающим миром (музей и станция юных натуралистов). Комплексность программы определена движением к достижению синтеза и слияния всех видов деятельности.

Цель программы:

создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала школьников, развитие их эстетических способностей, умения оценить красоту художественных произведений, красоту окружающего мира, желание сохранять и приумножать её.

Задачи:

  • формировать мотивацию к учению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

  • вырабатывать потребность в приобретении знаний;

  • развивать образное мышление, творческие способности, фантазию, воображение;

  • развивать память, внимание, речь;

  • вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

  • развивать эстетический вкус учащихся;

  • формировать развитие духовных качеств, высоких эстетических чувств;

  • формировать умение устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

  • наполнить вторую половину дня (после уроков) полезными и содержательными занятиями под присмотром опытных педагогов.

Формы и методы обучения

В процессе обучения используются традиционные формы: ознакомительное, исполнительское, творческое занятие, репетиця, инсценировка, экскурсия. Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, основным типом деятельности, направленной на осмысление окружающей действительности, является игровой метод проведения занятий. Он придаёт процессу обучения привлекательную форму, облегчает запоминание и освоение материала, улучшает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Разнообразие методов и форм даёт возможность полнее раскрыть содержание программы и выявить индивидуальные творческие способности учащихся, выявить особо одаренных воспитанников.

Программа студии дополнительного образования «Радуга» - это обобщенный многолетний опыт по внеклассной работе педагогов МОБУ «Лицей №9», который привёл к желанию объединить их усилия для достижения основной цели: воспитание гармоничной личности ребёнка.

В условиях студии обучающиеся имеют возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, но и получить оценку и общественное признание в школе, в городе, крае. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.

Организация занятий:

Занятия по программе групповые. Наполняемость группы 15 человек. Продолжительность занятия - 30 минут. Занятия группируются с учетом статики и динамики. Перерыв между занятиями 10 минут.

Время работы студии: 12.30 - 15.30 каждый день.

Кроме занятий первоклассники получают горячее питание. Обязательны подвижные игры на свежем воздухе.

Учебная неделя включает 12 занятий:

вокальная группа 1 занятие

кукольный театр 2 занятия

изобразительное искусство 1 занятие

оркестр 1 занятие

декоративно-прикладное искусство 1 занятие

общая физическая подготовка 2 занятия

подвижные игры 2 занятия

Кроме этого составлен план посещения музея города (1 раз в месяц) и занятия на Станции юных натуралистов (1 раз в месяц).

Формирование универсальных учебных действий

обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные учебные действия выражаются в

  • стремлении реализовать свой творческий потенциал,

  • готовности отстаивать свою эстетическую позицию;

  • формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований,

  • развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Они обеспечивают:

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения художественной культуры, понимания ее значимости в духовном развитии личности;

  • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их традициями;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе коллективного занятия различными видами творческой деятельности;

  • формирование мотивации к творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности учащихся.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся не только своей учебной деятельности, но и внеурочных занятий. Они обеспечивают учащимся возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные универсальные действия на занятиях в студии предполагают умение

  1. сравнивать, анализировать, обобщать результаты творческой деятельности;

  2. рассуждать, выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства; адекватно воспринимать музыкальные, изобразительные, декоративные произведения, осознавать многозначность содержания их образов,

  3. выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  4. реализовывать собственные творческие замыслы в период подготовки своего выступления;

удовлетворять потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области художественной культуры.

Они обеспечивают учащимся умение:

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • общения со зрителями в условиях публичного предъявления результата творческой деятельности.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества:

  • умение слышать, слушать и понимать партнера;

  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;

  • уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли;

  • оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • возможность каждого ребёнка интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Образовательное пространство


Программа дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия РадугаПрограмма дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга

Программа дополнительного образования Студия Радуга









Содержание занятий


Вокальная студия


Автор программы: Ракова Татьяна Григорьевна,

педагог высшей квалификационной категории.

Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности ребёнка средствами музыкального искусства, формирование развития музыкальных способностей: звуковысотного слуха, музыкальную память, чувство метроритма, интонационно-вокальные навыки.

Программа представляет собой групповые и сольные занятия, направленные на развитие и совершенствование вокальных навыков учащихся, позволяющие им накопить необходимый музыкальный опыт, познавательную компетентность, приобрести знания, умения, навыки для осмысленного их использования в вокальной практике.

Материально-техническое обеспечение: кабинет музыки, музыкальная аппаратура, микрофоны, ноутбук, фортепиано, минусовые фонограммы песен.

Описание планируемых результатов: овладение вокально - исполнительскими навыками, актёрской выразительностью, воспитание эстетического вкуса, умение уверенно держаться на сцене, формирование ценностных ориентаций учащихся, приобщение к традиционному и современному репертуару, развитие мотивации достижения результата и успеха в начатом деле.

Систематические занятия пением помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Голосовой аппарат приобретает устойчивость и выносливость, что благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.

Кукольный театр

Автор программы: Васюткина Наталья Николаевна,

педагог высшей квалификационной категории.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, передвижная ширма, ноутбук, колонки, банк кукол, бутафорий, декораций.

Программа представляет собой теоретические занятия по ознакомлению обучающихся с азами сценического мастерства, и практические занятия, направленные изготовление кукол, декораций к спектаклям, репетиции постановок.

Работа с детьми направлена на раскрытие творческого потенциала через театральные формы: сценическую речь (работа со звуком и голосом), актерское мастерство (этюды, упражнения на воображение, внимание, фантазию, память физических действий), спектакли.

Описание планируемых результатов: формирование представлений о театральной деятельности, развитие творческой и познавательной активности, обогащение эмоциональной сферы, коммуникативной культуры обучающихся, развитие артистических способностей, навыков сценической речи и движения.

В результате занятий школьники овладевают навыками общения и коллективного творчества, приобретают знания о театральном искусстве, достигают состояния актерской раскованности, умеют проживать тот или иной сказочный сюжет, передавать характеры кукольных персонажей.



Изобразительное искусство


Автор программы: Московцева Светлана Витальевна,

педагог первой квалификационной категории.

Цель программы: создание условий для творческого развития личности ребёнка средствами изобразительной деятельности, нравственного совершенствования личности, социального, культурного и профессионального самоопределения.

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, парты, стулья, ноутбук.

Программа представляет собой курс занятий, направленных на создание условий для всестороннего развития личности учащихся средствами изобразительного искусства, формирование духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, образного мышления, воображения, овладение изобразительными умениями и навыками в работе с различными художественными материалам. Курс занятий реализуется по направлениям: живопись, рисунок, композиция, история искусства.

Работа в группе нацелена на то, чтобы ребёнок с любым набором данных смог получить подготовительное художественное образование. Поэтому целью учебной программы является не только обучение изобразительной деятельности, но и развитие творческих способностей, образного мышления и приобщения к художественной культуре.

Описание планируемых результатов: формирование представлений об изобразительном искусстве, овладение основами изобразительной грамотности, развитие творческих и познавательных способностей, формирование эстетического вкуса обучающихся.

В результате работы в студии воспитанники познакомятся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Оркестр


Автор программы: Ракова Татьяна Григорьевна,

педагог высшей квалификационной категории.

Цель программы: создание условий для развития общей музыкальной культуры и потенциала учащихся в процессе творческого воспитания и исполнения музыкальных произведений на духовых и ударных инструментах.

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, комплект духовых инструментов (блокфлейты сопрано и тенор), комплект шумовых инструментов (маракасы, шейкеры, тон-блоки, бубенцы, колокольчики, металлофоны, бубны, кастаньеты, треугольники), нотный материал.

Программа представляет собой комплекс теоретических и практических занятий направленных на изучение нотного материала и практического исполнения музыкальных произведений на духовых и шумовых инструментах.

Описание планируемых результатов: формирование представлений о музыкальном искусстве, знания о видах и жанрах музыкального искусства, развитие музыкальности, приобретение навыков ансамблевого исполнения, обеспечение целостного художественно-эстетического развития детей, умение работать в коллективе.

Декоративно-прикладное искусство


Автор программы: Слободянникова Юлия Александровна,

педагог первой квалификационной категории.

Цель программы: создание условий эффективного приобщения детей к художественно-творческой деятельности через реализацию эстетических потребностей детей.

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, набора инструментов и декоративных материалов: ножницы, различные виды клея и красок, бумаги, ткани, ниток.

Программа представляет собой поэтапное освоение знаний, умений и навыков в декоративно-прикладном искусстве. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

В процессе обучения у школьников совершенствуются трудовые навыки, формируется культуру труда, вырабатывается аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные учащимися.

Описание планируемых результатов: формирование представлений о декоративно-прикладном творчестве, обучение технологиям изготовления декоративных изделий из различных материалов, привитие трудовых навыков, воспитание аккуратности, терпения, умения планировать свою деятельность, развитие эстетического вкуса обучающихся;

Занятия развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается глазомер.

Общая физическая подготовка

Автор програмы: Московцева Светлана Витальевна,

педагог первой квалификационной категории.

Цель программы: развитие базовых компетенций здоровьесбережения и социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста посредством организации двигательной активности. Развитие основных движений, расширение и систематизация представления о схеме тела, оптимизация механизмов качественного освоения пространства; развитие навыков самообслуживания и личной гигиены. Повышение качества общения, взаимодействия с детским коллективом, укрепление эмоциональной сферы детей.

Материально-техническое обеспечение: спортивный зал, мячи, скакалки, коврики для занятий гимнастикой.

Программа представляет собой комплекс физкультурно-оздоровительной направленности. Она способствует развитию в учащихся самостоятельности, внимательности, воспитывает стремление к занятиям физической культурой, ведение здорового образа жизни.

Игровые задания и игровой образ, связанные с необходимостью своевременно и быстро реагировать на разные сигналы, способствует развитию быстроты двигательной реакции, а также подталкивает детей к выполнению подражательных движений, что непосредственно влияет на развитие воображения и мышления.

Описание планируемых результатов: занятия воспитывают у детей уважение друг к другу, чувство ответственности за свои действия, чувство коллективизма и являются прекрасным средством укрепления физического и психического здоровья. У детей развивается координация, быстрота реакции, чувство равновесия, концентрация внимания.

Подвижные игры

Подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание. Одна из важнейших их особенностей - вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).

Требования к проведению игр: точность воспитательно-образовательной задачи; четкость объяснения правил и методики проведения игры; соответствие игры возрасту, уровню развития и интересам детей; соответствие игры общему направлению деятельности студии и задачам конкретного занятия; эмоциональность и заинтересованность самого педагога в процессе игры; вариативность, повторяемость и сменность игрового репертуара; возможность проведения подвижных игр на свежем воздухе.

Возможно придумывание игр совместно с детьми (и как средство развития их творческого потенциала, и как средство диагностики и закрепления образовательного материала).

Одним из элементов педагогической деятельности студии являются комплексные и комбинированные занятия. Они решают задачи художественно-эстетического развития личности ребёнка в разных направлениях: музыка и театр, театр и изобразительная деятельность, музыка и гимнастика и т.д.), являясь технологическим воплощением идеи синтеза искусств и артпедагогического подхода в образовании.

Работа с родителями

Необходимым средством методического обеспечения деятельности студии является работа с родителями.

Используются такие основные формы:

  • проведение родительских собраний;

  • анкетирование;

  • концерты и открытые занятия для родителей;

  • совместные праздники;

  • экскурсии;

  • непосредственное участие родителей в деятельности студии.

Условиями успешности этой работы являются:

  • создание заинтересованности родителей не только в продуктивном, но и в развивающем результате занятий ребёнка;

  • информированность родителей о процессе деятельности ребёнка;

  • установление традиций проведения совместных с родителями мероприятий;

  • умение педагогов находить общий язык и с детьми, и с родителями.


Формы контроля полученных знаний

Система определения результатов деятельности обучающихся осуществляется через различные виды творческой деятельности. Это выставки, конкурсы, беседы, открытые занятия для родителей, концерты, коллективный анализ работ.

Данная программа востребована потому, что она занимает промежуточное положение между программами обучения изобразительной, музыкальной, театральной деятельности в общеобразовательных школах и учебными программами специализированных художественных и музыкальных школ. Как и общеобразовательные программы, программы студии составлены таким образом, что доступны для каждого ребенка и не требуют наличия у него хорошо развитых способностей к определённому виду творческой деятельности. Вместе с тем, студия предлагает достаточно широкий спектр видов творческой деятельности, что даёт возможность ребёнку определить круг своих интересов.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

























Литература

  1. Абрамова. М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 128 с.

  2. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 2003 г.

  3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 2001 г.

  4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008 г.

  5. Грачева Л.В. Тренинг в работе актера над ролью Учебное пособие. - СПб.: АТИ, 2010 г.

  6. Гребенкин А. Театральная педагогика вчера и сегодня. М., Мир, 2004 г.

  7. Далецкий О. Н. «О пении» М., 2009 г.

  8. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов» М., 2010 г.

  9. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 2008 г.

  10. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота - детям» - С.-П., 2005 г.

  11. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению» - М., 2007 г.

  12. Зверева Н. А. , Ливнев Д.Г.Создание актерского образа: Теоретические основы - М.: РАТИ - ГИТИС, 2008 г.

  13. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 2007 г.

  14. Кампус Э. О мюзикле. - М., 2003 г.

  15. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

  16. Компанцева.Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. -М.: Просвещение, 1985 г.

  17. Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011 г.

  18. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000 г.

  19. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.: Просвещение, 1984 г.

  20. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М., 2006 г.

  21. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 2004 г.

  22. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М., 2007.

  23. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ "РОН", 2002 г.

  24. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». - М. «Просвещение», 2007 г.

  25. Никитина А. Б., Витковская М., Белюшкина И. Б., Витковская Ю. Н. Театр, где играют дети. - М.: Владос, 2001 г.

  26. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» - М., 2006 г.

  27. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников - М.: Астрель. АСТ. 2005 г.

  28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2003 г.

  29. Соломенникова.О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. 2-е изд. Испр. И дополн. - М.: Мозиака-Синтез, 2005 г.

  30. Степанчук З.А. и др. Изобразительное искусство 1-8 кл.: Опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

  31. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 2001 г.

  32. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. - Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003 г.

  33. Харламов И.Д. Педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000 г. - Кн.2.: Процесс воспитания.

  34. Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск.1970 г.

  35. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г. - Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.

  36. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999 г.

  37. Хорунжая И.О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде // Человек и образование. - 2008 г.

  38. Эстетическое воспитание в начальной школе: Разработки внеклассных мероприятий. -М.: Учитель, 2000 г.

  39. Эльконин Б. «Психология игры» М., 2002 г.



© 2010-2022