- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Проектная работа по темеКукла-оберег Кувадка
Проектная работа по темеКукла-оберег Кувадка
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернышева Н.Н. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образования администрации
Арзамасского района Нижегородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красносельская средняя школа»
Проектная работа
Кукла-оберег «Кувадка»
Выполнила:
ученица 1б класса
Кулькова Карина
МБОУ «Красносельская СШ»
Руководитель:
Чернышева Надежда Николаевна
учитель начальных классов
Адрес: 607250
Нижегородская об.
Арзамасский район,
село Красное, площадь 1 Мая
МБОУ «Красносельская СШ»
e-mail:[email protected]
Тел: 8 (83147)-2-45-80
2016
Содержание
Введение………………………………………………………3-4
1. Основная часть. ……………………………………………5-11……………..
1.1 Куклы в старину………………………………5…
1.2 Куклы-обереги ………………………………………6…..
1.3 История создания куклы-оберега «Кувадка»…7-11……
2. Тряпичные куклы в современном мире……12-13.
3 . Мастер-класс изготовления старинной куклы «Кувадка»…14-15…
4.Заключение…………………………………………16…..
5.Литература…………………………………………17…
6.Приложение……………………………………………18-30……………...
Введение
Девочки нашего класса очень любят кукол. Они приносят их даже в школу, рассматривают, играют. Есть у них красивые Барби, розовощекие пупсы, матрешки. Но вот кто-то из ребят соседнего класса принес интересную куколку из лоскутков. Нам она очень понравилась, поэтому решили изучить литературу по изготовлению таких кукол, посетить центр ремесел Арзамасского района, узнать есть ли мастерицы кукольницы.
У нас возникли вопросы о куклах.
а) когда появились такие куклы?
б) из чего делали их?
в) виды куклы?
г) их роль в жизни народа?
д) есть ли мастерицы кукольницы в нашем районе?
Цель: изучить народные традиции в процессе создания куклы-оберега
Гипотеза: действительно ли кукла-Кувадка является оберегом русского народа.
Задачи:
-познакомиться с историей русской куклы;
-узнать о роли кукол в жизни крестьян;
-ознакомиться с технологией изготовления куклы;
-научиться изготовлять куклы-обереги
- создать памятку по изготовлению кукол-оберегов
Методы:
-
знакомство с литературой, русскими народными сказками, информацией в сети Интернет по данной теме;
-
интервьюирование и анализ результатов;
-
беседа с мастерицами кукольницами;
-
мастер-класс по изготовлению куклы-оберега
-
Куклы в старину
Используя различную литературу и Интернет-ресурсы, мы узнали, что народная кукла имеет свою древнюю историю и традиции.
Русская кукла - один из самых загадочных символов России. Считалось, что куклы, созданные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Первые куклы выполнялись из природных материалов. Русские люди приносили их из леса, поля, луга: это солома, кора и ветки деревьев, лоза. Делались игрушки из глины и древесины. Намного позже появились тряпичные куклы. Не каждая крестьянская семья имела возможность иметь таких кукол. Сначала они появились у зажиточных людей и только потом у бедноты.
Кукла - это образ-символ человека, которая по воле создавшего его мастера, благодаря его воображению, обретает жизнь. Она не только выступает в качестве игрушки, но и является близким другом. В старину куклы берегли, передавали из поколения в поколение. Родители делали кукол для своих малышей с душой и старанием. Игра в куклы у ребенка, особенно у девочек, всегда одобрялась.
По своему назначению куклы можно разделить на три большие группы:
-
обрядовые куклы (Приложение №1)
-
куклы-обереги (Приложение №2)
-
куклы для игр (Приложение №3)
-
Куклы-обереги
«Крупенечка» [6]
Крупеничка - кукла-оберег славян для привлечения достатка и богатства в дом. Свое название кукла получила от слова «крупа». Ее делали обязательно с мешочком для семян. Зерна для первого посева брали из куклы. После уборки урожая куклу наполняли новыми зернами, ставили в красный угол дома и бережно хранили до следующего урожая. Крупеничка всегда была нарядная и толстенькая: только такая кукла могла обеспечить сытый год.
«Нянюшка» [6]
В старину женщина не могла позволить себе все время приглядывать за ребенком. Для ребенка, который гулял самостоятельно, готовилась кукла-оберег Нянюшка. Через эту куклу мать передавала дитю свою обережную силу, защищая и успокаивая.
«Пеленашка» [6]
Другая кукла-оберег, охранявшая ребенка - это пеленашка. Наши предки считали, что ребенок до крещения совершенно беззащитен перед злыми силами. Поэтому к нему в колыбель подкладывали туго спеленатую куколку - авось, глупые духи перепутают и повредят тряпичному младенцу, а не настоящему.
«Кувадка» [6]
Именно эту куклу принесла девочка в школу и она вызвала наибольшее внимание или интерес
Эта кукла нам понравилась больше всего. Почему ее так назвали?
Оказывается, «Кувады» - древний обряд, связанный с рождением младенца. Отцу ребенка в обряде отводилась важная, активная роль. Он являлся главным защитником от нечистой силы. Часто женщина рожала в бане. И муж старался, совершая разные магические действия, выманить злых духов из бани в предбанник со множеством безликих обрядовых кукол. По поверью, в эти неодушевленные образы должны были вселиться злые духи, оставив младенца невредимым. Младенца прятали, а отцу отдавали куклу. Обряд «кувады» мог продолжаться до самого крещения ребенка.
К концу 19 века обряд утратился. Куклы «кувадки» остались, но магия их действия преобразовалась: после крещения они вывешивались над колыбелью младенца, по-прежнему оберегая от нечистой силы. Их должно было быть нечетное количество. Мать делала кукол за две недели до рождения ребенка.
1.3 История создания куклы-оберега «Кувадка»
В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу.
Материал для ее изготовления всегда был под рукой, это лоскуты яркой разной ткани и надерганные из них нити.
Обрядовые куклы и куклы-обереги делались в старину вручную, без швейных инструментов. Ткань отрывалась, связывалась и заматывалась в куклу. Нити выдирались из самой ткани, обычно красного, розового и других ярких цветов. Для изготовления куклы использовали старую и поношенную одежду. Главное отличие обрядовых кукол и кукол оберегов - чистое лицо, без глаз, рта, носа. Старинное поверье гласит: «если кукле не нарисовать лицо, то нечистая сила не сможет в нее вселиться и не принесет вреда ребенку или взрослому.
Куклы - это могут быть и женщины, и мужчины, и дети разного пола. Основа делается из белой ткани и сверху оформляется «одеждой» - тканью другого цвета
Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы куклы. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда рядом с ним: в играх, во сне.
О куклах - оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Вот как говорится в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» про такую куклу:
Игру в куклы не считали пустяковой забавой. Люди верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращались, играли небрежно и неряшливо - беды не миновать. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Особенно поощрялась игра в куклы у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
-
Тряпичные куклы в современном мире
Обрядовые куклы и куклы - обереги «не потерялись» в современной
жизни. Посещая музеи, выставки ребятишки с большим удовольствием слушают рассказы взрослых о жизни наших предков.
В Арзамасском районе в Выездновском центре ремесел проводятся интересные экскурсии на различные темы, а также мастер-классы по изготовлению различных кукол. Особенно интересны занятия Елены
Ивановны Лисенковой. «…Она бесподобно владеет лоскутной техникой, которой обучалась у старейшей мастерицы района Т.И. Студеновой. Работает в Выездновском центре ремесел Арзамасского районам, ведет кружок, много занимается с ребятами из Выездновского социального реабилитационного центра. Сегодня она не только изготавливает вместе с воспитанниками роскошные работы на выставки и конкурсы, но и проводит мастер-классы для туристов по изготовлению куклы…» [1] (Приложение №4)
Живет в Выездном замечательная бабушка Ольга Семеновна Пупкова.
Её знают все в Арзамасском районе. Замечательна эта бабушка тем, что она мастерит различных кукол ( из мочала, лоскутков). И не просто мастерит, а учит этому детей. А началось все с болезни. Разболелась бабушка, думать о смерти стала. Ей посоветовали заняться рукоделием. Сначала она себе шила одежду, вязала носки. Позже начала шить кукол. Куколки её всем понравились. Сейчас ей 88 лет. У нее постоянно гости, ребятишки из своего села, соседних и даже из других городов. Она всем рада. Бабушка Оля передает через свои куклы радостное настроение и любовь к жизни. Побывали и мы у нее в гостях. (Приложение №5.)
Обучают изготавливать кукол и в селе Красном в Доме труда. Здесь много различных кружков. Кружок «Ласкутное дело» ведет Липатова И.М.
Анализ Интернет-ресурсов позволил нам проследить интерес в современном мире к куклам - оберегам(6). Например, в форме частушек:
Наша кукла хороша
Ты, закруточка, краса.
В доме русском ты живешь,
Детям счастье принесёшь.
Мы традиции все помним
И не станем забывать.
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять.
Изготовим куклу нашу
Ручками волшебными.
Будем куколок вязать,
Сами будем наряжать.
-
Мастер-класс изготовления куклы - оберега «Кувадка»(среднерусская)
После того как изучили материал о куклах - оберегах и узнали технологию изготовления одной из них. Предложили ребятам своего класса сделать куколки самим. Идею все поддержали. Решили узнать у одноклассников, что они знают куклах-оберегах. Для этого разработали анкету (Приложение №9)
Анализ результатов показал (Диаграмма 1), что 80%- затруднялись ответить;
18%-знают одну только куклу и только 2%- знают несколько кукол и могут рассказать о них.
1этап
рис. 1-4
Прямоугольный лоскут ткани с двух сторон сворачиваем к середине,
получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем, выделяя голову
(нить не обрезаем, с ее помощью делаем крест на груди и пояс) (Приложение №6 )
2этап
рис.5
Чтобы сделать руки, сворачиваем другой лоскут из квадратного кусочка ткани размером поменьше, перевязываем края -получаются ладошки. (Приложение № 6)
3этап
рис. 6-7
Вставляем руки между передним и задним лоскутами тела куклы, красной ниткой делаем крест на груди, перевязываем на поясе. (Приложение № 6)
Заключение
Всем ребятам очень понравилось изготавливать куклу- оберег Кувадку.
-
Познакомились с историей русской куклы.
-
Узнали о роли куклы в жизни крестьян.
-
Познакомились с технологией изготовления кукол из лоскутков.
-
Создали памятку по изготовлению кукол-оберег. (Приложение №)
Наша гипотеза подтвердилась: кукла-Кувадка является оберегом русского народа.
Литература
-
Газета «Арзамасская правда» №96, от 19 декабря 2014г.
-
Кукольный сундучок Авт.сост. Е. Берестенева, Н. Догаева. Издательство«Белый город» 2010г112с.
-
Обереги.А.Потапов Природа и человек. Ж.1999. №9стр 67-69
-
Русские праздники и обряды Капщук О.Н. Ростов Издательство «Феникс» 2008г
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/Авт.сост.Н.Г.Юрина.- М.:ООО «Фирма» ИздательствоАСТ»»;ЗАО «Издательский дом» Семейная библиотека»;1999.-496с.
6. nsportal/ru/detskij-sad/konstruirovanie
Приложение 1
Обрядовая кукла «Масленица» [6]
Приложение 2
Кукла-оберег «Травница» [6]
Приложение 3
Кукла для игры[6]
20