Рабочая программа Спешите делать добро

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ямская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю

директор МАОУ Ямской СОШ

_______________/ Н.А. Шматкова /

приказ № 200

от «01» сентября 2015 года






Рабочая программа по внеурочному занятию

Спешите делать добро

6 «Б» класс



Составитель: Голикова Екатерина Юрьевна, учитель русского языка

и литературы, без категории

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочного занятия «Спешите делать добро» для 6 класса разработана на основе:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спешите делать добро» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности на основе программы «Этикет» Агаповой И.А. и Давыдовой М. А. («Авторские сценарии внеурочных занятий на темы этикета» М..: Планета, 2015 год).

Программа «Спешите делать добро» относится к программам социального направления и является общекультурной по уровню своего освоения.

Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения. Важный компонент занятий - ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения. Занятия предполагают решение следующих задач:

1. обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

2. вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;

3. формирование воспитанности;

4. систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;

5. организация нравственного самовоспитания школьников;

6. формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности. Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную

4 самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям. Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др. В учебно-тематический план курса «Спешите делать добро» введены темы экологической направленности. Уроки этики, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков.

Общая характеристика учебного курса.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах. Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему - пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение - не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по математике рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание программы занятий внеурочной деятельности «Спешите делать добро» создаёт возможность для развития гармоничной личности ребенка. Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим. Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком. Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные УУД:

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что

такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и

окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок

задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование интереса к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных

действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на

установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические

действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);


- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и

опровержение как построение рассуждения с использованием различных

логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

-использовать знако-символические средства, в том числе овладеют

действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций,

включая общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск

и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать

на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу,слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации - посредством

контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и

символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем

и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами

учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную

цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане,

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

коррективы в их выполнение.

Содержание учебного курса


.

.

Использование в речи слова вежливости. Участие в диалогах. Высказывание

предположения о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни,

героев произведений).

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и

обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные

представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие

как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование

оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного

отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от

неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков,

труда, дежурства.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в

человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения

окружающих. Собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,

опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Воспроизведение правил поведения в конкретной жизненной ситуации.

Высказывание предположения о последствиях недобрых поступков (в

реальной жизни, героев произведений).

Оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику), поведения

в общественных местах.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,

в транспорте, во время прогулок): уступать место маленьким и пожилым, за

причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением:

здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы. Взрослых

называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,

театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко

высказывать обращение, просьбу.


-






КАЛЕНДАРНОЕ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

«При мысли великой, что я человек, всегда

возвышаюсь душою» (В. А. Жуковский)

эмоциональное осознание себя и окружающего мира

01.09 - 04.09


    Правила вежливого человека

    формирование интереса к себе и окружающему миру

    07.09 - 11.09


      Оглянись внимательно вокруг

      действие нравственно-этического оценивания

      14.09 - 18.09


        Берегите старых людей, без которых не было

        бы вас

        формирование интереса к себе и окружающему миру

        21.09 - 25.09


          Умение быть самим собой

          формирование интереса к себе и окружающему миру

          28.09 - 02.10


            Гражданином быть обязан

            формирование интереса к себе и окружающему миру

            05.10 - 09.10


              Даже будни может труд сделать праздничными

              днями

              эмоциональное осознание себя и окружающего мира

              12.10 - 16.10


                Итоговое занятие по теме: «Правила

                вежливого человека»

                формирование интереса к себе и окружающему миру

                19.10 - 23.10


                  Этикет в твоей жизни

                  эмоциональное осознание себя и окружающего мира

                  26.10 - 30.10


                    «Обычай - деспот меж людей»

                    разрешение конфликтов

                    09.11 - 13.11


                      Твой стиль поведения

                      формирование интереса к себе и окружающему миру

                      16.11 - 20.11


                        Твой стиль поведения

                        разрешение конфликтов

                        23.11 - 27.11


                          Когда какое слово молвить?

                          формирование интереса к себе и окружающему миру

                          30.11 - 04.12


                            Этикет на улице и в транспорте

                            формирования желания выполнять учебные действия

                            07.12 - 11.12


                              Этикет в театре, на концерте, выставке

                              формирования желания выполнять учебные действия

                              14.12 - 18.12


                                Итоговое занятие по теме: «Этикет в твоей

                                жизни»

                                формирования желания выполнять учебные действия

                                21.12 - 25.12


                                  Добру откроется сердце

                                  ориентация на моральные нормы и их выполнение

                                  11.01 - 15.01


                                    Доброта и доброжелательность

                                    формирование интереса к себе и окружающему миру

                                    18.01 - 22.01


                                      Спешите делать добро

                                      формирования желания выполнять учебные действия

                                      25.01 - 29.01


                                        «Думай хорошо и мысли созревают в добрые

                                        поступки» (Л. Толстой)

                                        формирования желания выполнять учебные действия

                                        01.02 - 05.02


                                          О тех, кто сердце отдал людям

                                          ориентация на моральные нормы и их выполнение

                                          15.02 - 19.02


                                            Родительский дом

                                            ориентация на моральные нормы и их выполнение

                                            22.02 - 26.02


                                              Любите ваших матерей

                                              эмоциональное осознание себя и окружающего мира

                                              29.03 - 04.03


                                                Умей быть щедрым

                                                ориентация на моральные нормы и их выполнение

                                                07.03 - 11.03


                                                  Итоговый урок по теме: «Добрыми делами

                                                  славен человек»

                                                  формирования желания выполнять учебные действия

                                                  14.03 - 18.03


                                                    Сам себе воспитатель

                                                    эмоциональное осознание себя и окружающего мира

                                                    04.04 - 08.04


                                                      Смотримся в зеркало

                                                      ориентация на моральные нормы и их выполнение

                                                      11.04 - 15.04


                                                        Создание своего имиджа

                                                        ориентация на моральные нормы и их выполнение

                                                        18.04 - 22.04


                                                          Ваше здоровье в ваших руках

                                                          разрешение конфликтов

                                                          27.04 - 01.05


                                                            Вырабатывайте характер

                                                            формирования желания выполнять учебные действия

                                                            04.05 - 08.05


                                                              Человек и обстоятельства

                                                              ориентация на моральные нормы и их выполнение

                                                              11.05 - 15.05


                                                                Воспитание воли

                                                                формирования желания выполнять учебные действия

                                                                18.05 - 22.05


                                                                  Учитесь дружить

                                                                  формирование интереса к себе и окружающему миру

                                                                  23.05 - 27.05


                                                                    «Храни достоинство своё повсюду человек»

                                                                    разрешение конфликтов

                                                                    23.05 - 27.05


                                                                    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

                                                                    Для педагога:

                                                                    Агапова И.А., Давыдова М.А. «Авторские сценарии внеурочных занятий на

                                                                    темы этикета». - М.: Планета, 2015;

                                                                    Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2014;

                                                                    Жеребцова О.Л. «Уроки этикета: Практическое руководство». - М.: «Ниола-

                                                                    Пресс», 2015;

                                                                    Обеспечение методическими видами продукции:

                                                                    Специальная, справочная и методическая литература;

                                                                    набор наглядных пособий по темам программы;

                                                                    методические разработки и памятки по правилам поведения и общения -

                                                                    конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их

                                                                    инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций,

                                                                    связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре

                                                                    и музее, в транспорте, на улице и т.д. Детские работы по отдельным темам

                                                                    программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном

                                                                    Согласовано Согласовано

                                                                    Протокол заседания Заместитель директора по УВР

                                                                    методического совета школы ___________ /Е. С. Попова/

                                                                    № 1 от «28» августа 2015 г. "31" августа 2015 года


                                                                    © 2010-2022