- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа Спешите делать добро
Рабочая программа Спешите делать добро
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голикова Е.Ю. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ямская средняя общеобразовательная школа
-
Утверждаю
директор МАОУ Ямской СОШ
_______________/ Н.А. Шматкова /
приказ № 200
от «01» сентября 2015 года
Рабочая программа по внеурочному занятию
Спешите делать добро
6 «Б» класс
Составитель: Голикова Екатерина Юрьевна, учитель русского языка
и литературы, без категории
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного занятия «Спешите делать добро» для 6 класса разработана на основе:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спешите делать добро» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности на основе программы «Этикет» Агаповой И.А. и Давыдовой М. А. («Авторские сценарии внеурочных занятий на темы этикета» М..: Планета, 2015 год).
Программа «Спешите делать добро» относится к программам социального направления и является общекультурной по уровню своего освоения.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения. Важный компонент занятий - ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения. Занятия предполагают решение следующих задач:
1. обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
2. вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
3. формирование воспитанности;
4. систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;
5. организация нравственного самовоспитания школьников;
6. формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности. Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную
4 самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям. Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др. В учебно-тематический план курса «Спешите делать добро» введены темы экологической направленности. Уроки этики, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков.
Общая характеристика учебного курса.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах. Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему - пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение - не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по математике рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы занятий внеурочной деятельности «Спешите делать добро» создаёт возможность для развития гармоничной личности ребенка. Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим. Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком. Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные УУД:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что
такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и
окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок
задаёт вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование интереса к себе и окружающему миру;
- формирования желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных
действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий.
Универсальные логические действия:
- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на
установление связей и отношений в любой области знания;
- способность и умение учащихся производить простые логические
действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и
опровержение как построение рассуждения с использованием различных
логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
-использовать знако-символические средства, в том числе овладеют
действием моделирования;
- овладеют широким спектром логических действий и операций,
включая общий прием решения задач.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать
на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу,слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации - посредством
контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и
символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем
и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и преодолению препятствий.
В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами
учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную
цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане,
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Содержание учебного курса
.
.
Использование в речи слова вежливости. Участие в диалогах. Высказывание
предположения о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений).
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные
представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие
как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование
оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного
отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от
неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков,
труда, дежурства.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в
человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения
окружающих. Собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Воспроизведение правил поведения в конкретной жизненной ситуации.
Высказывание предположения о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений).
Оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику), поведения
в общественных местах.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,
в транспорте, во время прогулок): уступать место маленьким и пожилым, за
причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением:
здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы. Взрослых
называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,
театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко
высказывать обращение, просьбу.
-
КАЛЕНДАРНОЕ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
«При мысли великой, что я человек, всегда
возвышаюсь душою» (В. А. Жуковский)
эмоциональное осознание себя и окружающего мира
01.09 - 04.09
Правила вежливого человека
формирование интереса к себе и окружающему миру
07.09 - 11.09
Оглянись внимательно вокруг
действие нравственно-этического оценивания
14.09 - 18.09
Берегите старых людей, без которых не было
бы вас
формирование интереса к себе и окружающему миру
21.09 - 25.09
Умение быть самим собой
формирование интереса к себе и окружающему миру
28.09 - 02.10
Гражданином быть обязан
формирование интереса к себе и окружающему миру
05.10 - 09.10
Даже будни может труд сделать праздничными
днями
эмоциональное осознание себя и окружающего мира
12.10 - 16.10
Итоговое занятие по теме: «Правила
вежливого человека»
формирование интереса к себе и окружающему миру
19.10 - 23.10
Этикет в твоей жизни
эмоциональное осознание себя и окружающего мира
26.10 - 30.10
«Обычай - деспот меж людей»
разрешение конфликтов
09.11 - 13.11
Твой стиль поведения
формирование интереса к себе и окружающему миру
16.11 - 20.11
Твой стиль поведения
разрешение конфликтов
23.11 - 27.11
Когда какое слово молвить?
формирование интереса к себе и окружающему миру
30.11 - 04.12
Этикет на улице и в транспорте
формирования желания выполнять учебные действия
07.12 - 11.12
Этикет в театре, на концерте, выставке
формирования желания выполнять учебные действия
14.12 - 18.12
Итоговое занятие по теме: «Этикет в твоей
жизни»
формирования желания выполнять учебные действия
21.12 - 25.12
Добру откроется сердце
ориентация на моральные нормы и их выполнение
11.01 - 15.01
Доброта и доброжелательность
формирование интереса к себе и окружающему миру
18.01 - 22.01
Спешите делать добро
формирования желания выполнять учебные действия
25.01 - 29.01
«Думай хорошо и мысли созревают в добрые
поступки» (Л. Толстой)
формирования желания выполнять учебные действия
01.02 - 05.02
О тех, кто сердце отдал людям
ориентация на моральные нормы и их выполнение
15.02 - 19.02
Родительский дом
ориентация на моральные нормы и их выполнение
22.02 - 26.02
Любите ваших матерей
эмоциональное осознание себя и окружающего мира
29.03 - 04.03
Умей быть щедрым
ориентация на моральные нормы и их выполнение
07.03 - 11.03
Итоговый урок по теме: «Добрыми делами
славен человек»
формирования желания выполнять учебные действия
14.03 - 18.03
Сам себе воспитатель
эмоциональное осознание себя и окружающего мира
04.04 - 08.04
Смотримся в зеркало
ориентация на моральные нормы и их выполнение
11.04 - 15.04
Создание своего имиджа
ориентация на моральные нормы и их выполнение
18.04 - 22.04
Ваше здоровье в ваших руках
разрешение конфликтов
27.04 - 01.05
Вырабатывайте характер
формирования желания выполнять учебные действия
04.05 - 08.05
Человек и обстоятельства
ориентация на моральные нормы и их выполнение
11.05 - 15.05
Воспитание воли
формирования желания выполнять учебные действия
18.05 - 22.05
Учитесь дружить
формирование интереса к себе и окружающему миру
23.05 - 27.05
«Храни достоинство своё повсюду человек»
разрешение конфликтов
23.05 - 27.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Для педагога:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Авторские сценарии внеурочных занятий на
темы этикета». - М.: Планета, 2015;
Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2014;
Жеребцова О.Л. «Уроки этикета: Практическое руководство». - М.: «Ниола-
Пресс», 2015;
Обеспечение методическими видами продукции:
Специальная, справочная и методическая литература;
набор наглядных пособий по темам программы;
методические разработки и памятки по правилам поведения и общения -
конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их
инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций,
связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре
и музее, в транспорте, на улице и т.д. Детские работы по отдельным темам
программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета школы ___________ /Е. С. Попова/
№ 1 от «28» августа 2015 г. "31" августа 2015 года