Программа внеурочной деятельности Юные журналисты для 3 - 4 классов

Раздел Дополнительное образование
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Программа кружка юных журналистов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации познавательной деятельности младших школьников.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для обучающихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества обучающихся младших классов, а именно третьеклассников и четвероклассников.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Новизна рабочей программы кружка «Юные журналисты» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного журналиста, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Цель программы: создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам

Задачи программы:

  • познакомить младших школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;

  • формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

  • способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

  • развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;

  • способствовать освоению ИКТ- средств как одного из основных инструментов учебной деятельности;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 10- 11 лет.

Программа предусматривает формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Формы проведения занятий:

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий

- игра;

- проблемная ситуация;

- групповая и парная работа;

- практическая деятельность;

- тренировочные упражнения;

- ситуативные тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет;

- встреча с журналистами;

- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

- выпуск стенных школьных газет;

- подготовка статей для публикации в газетах.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать - этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.

Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения - она уточняется и обогащается. На занятии обучающиеся непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры

Продолжительность занятий - 45 минут.

Контроль за усвоением знаний:

Контроль знаний осуществляется педагогом через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях обучающиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний обучающихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.

Требования к знаниям и умениям:

Программа курса позволяет формировать у обучающихся следующие познавательные учебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные учебные действия:

  • установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- основные цели и задачи средств массовой информации;

- иметь представление о профессии журналист;

- основные жанры журналистики;

- особенности основных компьютерных программ

должны уметь:

- строить устное и письменное сообщение;

- работать в различных жанрах публицистического стиля;

- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,

- общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- иметь навык работы на персональном компьютере;

-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

- готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога.

Результатом деятельности обучающихся в рамках программы кружка «Юные журналисты» станет выпуск школьной газеты с использованием ИКТ-технологий.















Учебно-тематический план занятий кружка

Название темы

Кол-во

часов

Основные понятия

Дата прове-

дения

1

Вводное занятие. История российской газеты

1

План работы кружка. Первая российская газета «Ведомости» при Петре I. Влияние газеты на общественное мнение


2

Профессия - журналист

1

Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом Зубаревой Т.П.


3

Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе

1

Факт - основной материал для работы журналиста


4

Жанр журналистики - заметка

1

Разновидности материалов жанра- заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.


5

Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне»

1

Заметка информационного характера


6

Жанр журналистики - репортаж

1

Репортаж - представление о событии через восприятие журналиста


7

Практическая работа «Репортаж с урока»

1

Написание репортажа с любимого урока


8

Жанр журналистики - статья

1

Статьи аналитические, проблемные, обличительные


9

Практическая работа «Написание статьи»

1

Написание статьи о проблемах нашего класса


10

Жанр журналистики - интервью. Вид интервью - диалог.

1

Вид интервью - диалог


11

Работа над интервью.

1

Работа над интервью


12

Жанр журналистики - фельетон

1

Острая злободневная критика


13

Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистики»

1

Жанры журналистики - заметка, статья, репортаж, интервью


14

Оформление газеты. Разные виды шрифтов

1

Знакомство с разными видами шрифтов


15

Работа на ПК. Программа MS WORD

1

Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка


16

Работа на ПК. Программа MS WORD. Закрепление

1

Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка


17

Практическая работа «Текст, заголовок»

1

Упражнение в написании современным шрифтом


18

Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж

1

Роль фотографии в газете. Что такое «пейзаж», «композиция», «портрет»


19

Практическая работа «Фотографирование объектов»

1

Пейзаж, композиция, портрет


20

Практическая работа «Фоторепортаж»

1

Работа над фоторепортажем


21

«Фоторепортаж»

1

Работа над фоторепортажем


22

Работа на ПК. Программа

MS POWER POINT.

1

Особенности работы в программе MS POWER POINT.


23

Работа на ПК. Программа

MS POWER POINT. Закрепление.

1

Особенности работы в программе MS POWER POINT.


24

Практическая работа «Презентация»

1

Работа над составлением презентации


25

Работа на ПК. Программа

MS PUBLISHER

1

Особенности работы в программе MS PUBLISHER


26

Работа на ПК. Программа

MS PUBLISHER. Закрепление.

1

Особенности работы в программе MS PUBLISHER


27

Практическая работа «Праздничная открытка»

1

Работа над оформлением праздничной открытки в программе MS PUBLISHER


28

Практическая работа «Выпуск праздничной газеты ко Дню Победы»

1

Работа над выпуском газеты


29

«Выпуск праздничной газеты ко Дню Победы».

1

Работа над выпуском газеты


30

Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу»

1

Работа над выпуском газеты


31

«Выпуск газеты к выпускному балу»


1

Работа над выпуском газеты




32

Выпуск газеты «Наша школьная жизнь»

1

Работа над выпуском газеты



33

Выпуск газеты по итогам учебного года

1

Работа над выпуском газеты


34

Итоговое занятие

1

Итоги




Содержание образовательной программы


1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.

2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.

3.Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:

  • компетентность;

  • объективность;

  • соблюдение профессиональных этических норм;

  • глубокое знание в области литературы, философии и др.

  • владение литературным языком.

Формирование жанров журналистики:

4-5. Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.

6-7. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

8-9. Статья - роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

10-11. Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог.

12. Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

13. Жанры журналистики - заметка, статья, репортаж, статья.

14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.

17. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.

18. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».

19. Практическая работа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

20-21. Практическая работа. Фоторепортаж

22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.

24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение.

25-26. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.

27. Оформление праздничной открытки в программе MS PUBLISHER.

28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений. Выпуск «Праздничной газеты».

30-31. Практическая работа. Выпуск афиши для школьного спектакля.

32-34. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из начальной школы

Аспекты работы над темами программы

1. Интервью

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.

2. Заметка

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения.
Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

3. Репортаж

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

4. Рецензия

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии.
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.

5. Статья.

Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.

6. Обзор

Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Организация деловой игры.

Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.

Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

  1. Журналистское произведение как тип текста.

  2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.

  3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.

  4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.

  5. Оперативное отражение действительности в журналистике.

  6. Журналистское творчество и культура.

  7. Закономерности журналистского творчества.

  8. Право и этика журналиста.

Статья

Роли сотрудников городской газеты играют:
Корреспондент.
Редактор отдела - обучающийся.
Ответственный секретарь- обучающийся
Главный редактор- обучающийся

Действие первое. Журналист работает над статьей. обучающийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание обучающемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как "работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание обучающемуся играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.
2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?
3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.
4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание обучающемуся, играющему роль ответственного секретаря.
1. Примите решение по представленному материалу.
2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание обучающемуся играющему роль главного редактора.
1. Дайте оценку материала.
2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.
3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание обучающимся, играющим роли сотрудников редакции
Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.


Список используемой литературы


1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2010.
2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2011.

3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2010.
4. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 2010.
5. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 2010., - 303 с.
6. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 2010.
7. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 2010, - 263 с.

8. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 2010.

9. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 2010.

10. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 2010.

Информационные ресурсы

ru.wikipedia.org/

www/solnet.ee

km.ru

vschool.km/ru

skazochki.narod.ru/index

obruch.msk.ru

2


© 2010-2022