Рабочая программа доп. образования по информатике по ФГОС (1 - 4 класс)

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Ступеньки к вершинам» разработана согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 9, 14, 15, 32) (в действующей редакции); Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); письма Департамента общего образования Минобрнауки от 12.05.2011г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); «Основной образовательной программы начального общего образования 2014-2015 уч. года» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4» г.Курчатова; авторских программ А.В. Горячева, С.Н. Коломоец, О.В. Кршуновой.

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.

В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Новизна:

Программа «Ступеньки к вершинам» отличается от школьного курса более широким охватом программ-приложений, знакомит с возможностями компьютера в повседневной жизни, предполагает не только теоретическое, но и практическое знакомство с мультимедиа и Интернетом, способствует формированию новых представлений о возможностях компьютерной графики.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. В рамках дополнительного образования имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика».

Цель данного курса: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности(овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Задачи данного курса:

Образовательные:

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

  • формировать знания об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;

  • формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

  • формировать первоначальные представления о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)

  • формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предметной области «Информатика»;

  • расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

  • развивать у учащихся память, внимание, наблюдательность, абстрактное и логическое мышление.

Воспитательные:

  • формировать потребность в саморазвитии, активной жизненной позиции;

  • содействовать воспитанию навыков сотрудничества, культуры общения, ведения диалога;

  • формировать потребность сохранения здоровья, бережного отношения к школьному имуществу.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или практических заданий. На занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований техники безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

С 1 по 4 годы обучения программа "Ступеньки к вершинам" представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

Доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности - человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности - для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Программа курса «Ступеньки к вершинам»рассчитана на детей младшего школьного возраста(от 7до 10 лет) и состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, и предусматривает получение учащимися теоретических знаний и практического навыка работы на компьютере. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах.

Общая характеристика учебного курса

Занятия по программе курса «Ступеньки к вершинам» помогают расширить представления детей об окружающей мире и отношениях в нём, формируют навыки пространственного ориентирования, способствуют психическому саморазвитию и межличностным отношениям, развивать творческие способности учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике.

Занятия в соответствии с возрастными особенностями учащихся (от 7 до 11лет) - это занятия в форме познавательных и ролевых игр, путешествий, практических занятий, микроисследований, праздников, викторин. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

В материале курса выделяются следующие рубрики:

  • Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

  • Алгоритмы и исполнители.

  • Объекты и их свойства.

  • Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нем процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода - клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают её (процессор); хранят (оперативная и внешняя память); передают человеку (устройства вывода - монитор, принтер).

Обсуждаются различные способы организации информации: список, таблица ; дерево, гипертекст. Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;

  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;

  • обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается, в основном, в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов (созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные действия по использованию информации, содержащейся в разработанном другими людьми плане. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать цели и составлять план достижения этих целей на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:

  • представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;

  • название и назначение основных устройства компьютера;

  • представление о двоичном кодировании информации;

  • представление о программном управлении компьютером;

  • представление о профессиях компьютера.

Изучению устройства компьютера также отведено время в1 классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако, предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности.

Представление о программном управлении компьютера постепенно формируется во 2-м и 3-м классах. Во 2-м классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации, а в 3-м классе (основываясь на опыте, приобретенном обучающимися в процессии изучения раздела «Алгоритмы и исполнители») обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.

В 4-м классе (базируясь на опыте работы с различными программами, который обучающиеся приобрели за время учебы) обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование, а ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, при возможности, на экскурсиях в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).

Объекты и их свойства

Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие этого, формирование универсальных учебных действий (выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств, изменение значения свойств объекта с целью изменения его внешнего вида или поведения) является необходимым условием для успешного освоения современных информационно-коммуникативных технологий.

Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3-м классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические высказыванию, геометрические фигуры), информационные объекты (текстовые документы, табличные модели, изображения). При этом различаются понятия «имя свойства объекта» и «значение свойства объекта». На основании общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.

Логическим завершением данной содержательной линии является изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций в 4-м классе.

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако, обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы только, если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся, а именно:

- правила поведения в компьютерном классе (2 класс);

- правила использования коллективных носителей информации (3 и 4 классы);

- правила цитирования литературных источников (4 класс).

К содержанию этого материала следует возвращаться постоянно, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности, как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.

Формы занятий

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий

  • творческий проект, когда выполнение работы в микро группах происходит на протяжении нескольких занятий

  • работа консультантов, когда ученик контролирует работу всей группы кружка.

В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в компьютерном классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Состав группы - постоянный. Количество детей в группе - 10 - 15 человек. Продолжительность занятия - 30 мин, в том числе на компьютере не более 15 мин. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.

Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.

Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3мин)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Работа за компьютером (10-12 мин)

  6. Релаксация (1 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)

Описание места курса в плане внеурочной деятельности школы

Программа курса «Ступеньки к вершинам» является частью образовательного процесса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова и входит в общекультурное направление плана внеурочной деятельности школы.

В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2015-2016 уч. год на изучение данной программы выделено:

в 1 классе - 33 часа, (1 раз в неделю по 1 часу);

в 4 классе - 34 часа(1 раз в неделю по 1 часу);

во 2 и 3 классах по 68 часов (2 раза в неделю по 1 часу).

Занятия длятся по 30 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Личностные ценности

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  1. основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

  2. основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

  3. основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

  4. основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

ИКТ-квалификация

  • сканирование изображения;

  • запись аудиовизуальной информации об объекте;

  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

  • заполнение учебной базы данных;

  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся 1-4 годов обучения проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.

В результате изучения курса «Ступеньки к вершинам» выпускник начальной школы должен:

  • называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);

  • называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);

  • приводить примеры количественной и качественной информации;

  • определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;

  • ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

  • применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;

  • знать правила поведения в компьютерном классе;

  • уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);

  • называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);

  • уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);

  • уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;

  • иметь элементарные навыки работы на компьютере.

Прогнозируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • осознавать потребность в дополнительной информации;

  • определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;

  • анализировать полученные из наблюдений сведения;

  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

  • с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

  • объединять предметы по общему признаку;

  • различать целое и части;

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

  • составлять и исполнять несложные алгоритмы;

  • создавать свои источники информации - информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

  • использовать информацию для принятия решений;

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

  • Метод проверки - отработка задач на компьютере, конкурс компьютерных проектов.

Содержание курса


Первый год обучения (33 ч)

Компьютеры и их использование. (2 ч)

Первый раз в компьютерном классе. Правила поведения и безопасности жизнедеятельности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Использование компьютеров в различных сферах деятельности.

Основные составные компьютера. Начальные навыки работы с компьютером. (11 ч)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер ? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.

Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр»(Gcompris). (12 ч)

Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения -головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления.

Программа для рисования TuxPaint. (7 ч)

Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку».

Рисование в программе.

Обобщающее занятие. (1 ч)

Второй год обучения. (68 ч)

Компьютер. Операционная система. (12 ч)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Современные компьютеры. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе. Клавиатура компьютера. Работа с клавиатурным тренажером. Операции над объектами и группами файловой системы: создание, выделение, копирование, переименование, перемещение и удаление объекта. Поиск объектов файловой системы.

Технология обработки текстовой информации. (13 ч)

Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Open Office Writer. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. . Клавиши«Shift» и «Ctrl»,«Enter» и «Esc».Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа.

Технология обработки числовой информации. (2 ч)

Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.

Технология обработки графической информации. (12 ч)

Назначение и основные функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

Информация и сообщения. Информационные процессы. (4 ч)

Понятие информации. Сообщения. Способы передачи сообщений. Информационные процессы: сохранение, обработка, передача и поиск сообщений и устройства для их поддержки. Данные. Устройства, используемые для работы с данными. Понятие памяти компьютера.

Алгоритмы и исполнители. (6 ч)

Виды предложений по цели высказывания. Побудительные предложения. Ознакомление с понятием команды. Ознакомление с понятием алгоритма. Программа Scratch. Исполнители алгоритмов. Составление алгоритма для исполнителя. Программа Scratch. Исполнители алгоритмов. Составление алгоритма для исполнителя. «Садовник». Текст-инструктаж алгоритма. Программа «Ханойская башня».

Работа в программе MS PowerPoint (9 ч)

Презентация и слайды. Понятие компьютерной презентации. Назначение и функциональные возможности программы MS PowerPoint. Открытие и сохранение презентаций. Форматирование текстовых объектов слайда. Вставка и перемещение графических объектов слайда. Запуск на просмотр презентации. Создание простейших презентаций по заданной теме.

Компьютерная поддержка изучения учебных предметов (6 ч)

Программы для компьютерной поддержки изучения математики, русского языка, английского языка, математики и окружающего мира.

Обобщающее занятие. (2 ч)

Третий год обучения. (68 ч)

Компьютер и операционная система. (4 ч)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и

компьютер. История возникновения компьютера. Операционная система Windows. Меню Пуск. Корректное выключение компьютера. Клавиатурный тренажер. Операционная система Windows. Стандартные программы «Блокнот», «Paint», «Word», « PowerPoint». Освоение основных действий с окном. Клавиатурный тренажер.

Информация и информационные процессы (13 ч)

Понятие про сообщение. Восприятие сообщений человеком. Виды информации по способу восприятия. Информация. Информационные процессы: получение, сохранение, обработка и передача сообщений. Способы передачи информации. Устройства, которые используются для работы с сообщениями. Место и способы сохранения информации. Память компьютера. Понятие «Объект». Свойства объектов, значение свойств. Сравнение объектов. Виды множеств. Способы деления на множества. Множества и подмножества. Знак как условное обозначение объекта и как знак передачи информации. Кодирование - преобразование информации. Правила кодирования информации. Коды бывают разные. Упражнение «Кодирование информации».Обработка информации. Работа в программе Gcompris.Процессор компьютера. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Изменение настроек Рабочего стола.

Работа с текстовым редактором MSWord. (17 ч)

Текстовый редактор. Работа в текстовом редакторе Word. Создание текстового документа. Способы редактирования. Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. Оформление текста. Использование шаблонов и стилей при редактировании документа. Проверка орфографии и грамматики.Текст. Строение текста. Тема. Абзац. Разметка страницы. Фон страницы. Границы, выбор линий. Разметка страницы. Параметры и ориентация страницы. Разбивка текста на колонки. Набор текста по образцу. Редактирование текста. Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованного списков. Создание рисунка с помощью панели Рисования. Конкурс рисунков. Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы, надписи WordArt).Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения».Сохранение документа. Запись текста на диск, флэш-карту. Печать готового документа. Создание проекта «Расписание уроков».

Компьютерные сети. Интернет. (13 ч)

Компьютерные сети и их назначения. Типы компьютерных сетей. Понятия пользователя и сеанс пользователя. Локальная сеть учебного учреждения. Работа с локальными папками. Понятие про глобальную сеть Интернет. Основные службы Интернета. Понятие веб-браузера. Понятия веб-сайта, веб-страницы, ее адрес. Гиперссылка. Работа с веб-браузером. Использование, создание и редактирование списка сайтов, выбранных для быстрого доступа. Анализ информационных материалов (сообщений), найденных в Интернете. Алгоритм организации поиска информационных материалов. Понятие поисковой системы. Простой поиск. Авторское право и Интернет. Копирование и сохранение информации на диск и флэш-носители.

Работа с графическим редактором MSPaint. (10 ч)

Назначение и основные функции графического редактора Paint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

Работа с табличным редактором Excel. (5ч)

Создание линейных и столбчатых диаграмм. Форматирование. Особенности представления в информации в табличном редактореMSExcel.Создание круговых диаграмм. Форматирование. Использование автоввода данных. Форматирование ячеек. Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой».

Работа в программе MSPowerPoint. (10 ч)

Особенности представления в информации в программе MSPowerPoint.Создание слайдов. Макет. Инструменты программы. Форматирование объектов. Инструменты программы. Вставка фигур, рисунков, клипов. Инструменты программы. Добавление надписи WordArt.Инструменты программы. Работа с гиперссылками. Настройка анимации. Добавление звуковых файлов. Настройка анимации. Дизайн. Создание творческих мини-проектов в среде MSPowerPoint.Защита творческих мини-проектов в среде MSPowerPoint.

Мультимедиа. (5 ч)

Понятие про мультимедиа. Объекты мультимедиа: текст, изображения, аудио и видео. Области использования мультимедиа. Устройства ввода и вывода объектов мультимедиа. Копирование объектов мультимедиа с цифровых камер и мобильных устройств на компьютер. Работа с мультимедийными проигрывателями. Проигрывание видеозаписей. Средства просмотра изображений, их назначение и функции. Изменение значения свойств изображения: размер и цвет. Основные операции над изображениями: обтекание, поворот. Средства просмотра изображений, их назначение и функции. Изменение значения свойств изображения: размер и цвет. Основные операции над изображениями: обтекание, поворот.

Обобщающее занятие. (1 ч.)

Четвертый год обучения. (68 ч)

Повторение, обобщение и систематизация изученного материала. (1 ч)

Папка. Операции над папками и файлами. (3 ч)

Операции над объектами файловой системы: создание, выделение, копирование, переименование, перемещение и удаление объекта. Операции над объектами и группами объектов файловой системы.

Работа с текстовым редактором MSWord. (12 ч)

Понятие текстового документа, его объектов. Текстовый редактор, его назначение. Создание, открытие, сохранение текстового документа. Режимы работы в среде текстового редактора. Справочная система текстового редактора. Понятие ключевого слова. Поиск нужных сведений. Алгоритм обработки текстового документа. Ввод и редактирование текста. Проверка правописания. Редактирование текста. Действия с фрагментами текста: копирование, перемещение, удаление и вставка. Форматирование символов и абзацев: шрифт, размер, цвет, выравнивание, установление отступов абзаца, межстрочного интервала. Нумерация страниц, границы и параметры страницы. Предпросмотр готового документа, печать. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Изменение положения текста в таблице. Графическое оформление таблицы. Вставка в текстовый документ графических объектов. Вставка схем и диаграмм. Вставка в текстовый документ фигурных надписей.

Компьютер и операционная система. (10 ч)

Компьютер - устройство для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Подготовка компьютера к работе. Рабочий стол и его объекты. Меню, его предназначение. Виды меню. Корректное завершение работы с компьютером. Понятие операционной системы, ее назначение. Графический интерфейс операционной системы. Понятие про программу. Запуск программы на выполнение. Окно программы, основные объекты окна. Понятие файловой системы. Объекты файловой системы: файл и каталог (папка). Понятие типа файла. Свойства объектов файловой системы: имя объекта, путь к объекту, полное имя объекта, расширение имени, размер и объем носителей данных.Операции над объектами файловой системы: создание, выделение, копирование, переименование, перемещение и удаление объекта. Восстановление удаленных объектов операционной системы. Поиск объектов файловой системы.

Безопасность в сети Интернет. (6 ч)

Понятие про глобальную сеть Интернет. Вэб-странички для детей. Детские библиотеки. Интернет - энциклопедии, словари и онлайн - переводчики. Сохранение изображений, веб-страничек и их фрагментов. Электронная почта. Создание почтового адреса. Отправление и получение письма. Социальные сети. Правила безопасности в соцсетях. Программа для онлайн-разговора Skype. Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного пользования Интернетом при поиске информационных материалов (сообщений).

Алгоритмы и исполнители. (7 ч)

Алгоритмы и исполнители (повторение и углубление). Работа с исполнителями. Линейные алгоритмы. Блок - схемы алгоритмов. Блок - схемы линейных алгоритмов. Разветвления. Алгоритмы с разветвлениями. Блок-схемы алгоритмов с разветвлениями. Исполнитель Рыжий Кот, его система команд. Работа с исполнителем с использование углов 90° і 180°.Циклы. Блок-схемы алгоритмов с циклами.

Работа в программе MSPowerPoint (4 ч)

Назначение и функциональные возможности программы MSPowerPoint. Настройка анимационных эффектов. Настройка времени показа презентации. Понятие шаблона презентации. Создание презентации на основе шаблона. Разработка плана создания презентации: определение цели, сценария и структуры презентации Использование презентаций в процессе обучения.

Повторение и систематизация изученного материала за год. (1 ч)

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения программы

Литература.

  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.

  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.

  • Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая М.. Энциклопедия профессора Фортрана.- М.: Просвещение, 1991

  • Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год

  • Как обеспечит безопасность дошкольника. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кодрыкинская. - М.: Просвещение, 2000.

  • Клименченко Д.В. «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.

  • «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год Макарова Н.В «Информатика» -3 и4 классы Учебник. . 2007год

  • Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  • Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год

  • Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н.Ильина, Н.Я. Головнёва. - СП, Дельта

  • Учимся, играя. В.Волина. - М.: Новая школа, 1994.

  • Чего на свете не бывает. Занимательные игры для детей. Под ред. О.М.Дьяченко, Л.Е.Агеева. - М.: Просвещение, 1991.

  • Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: АСТ, 2006

Дополнительная и справочная литература

  • Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

  • пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. - М. 2008. № 12 С. 25-27.

  • Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа

  • плюс До и После. - М. 2007, № 7. С. 8-11.

  • Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //

  • Профессиональное образование. Столица. - М.2007. № 6. С.30.

  • Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -

  • М.2008. № 1.С.56-58

Литература для обучающихся

  • «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.

  • Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий

  • Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

Интернет - ресурсы.

bezpeka.com/ru - портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности









© 2010-2022