- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Инновационный проект Наша новая школа
Инновационный проект Наша новая школа
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цымаркина Т.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОЕКТ
Организация предметно-пространственной среды
в начальной школе в условиях внедрения
новых ФГОС
2014 год
Содержание
стр.
-
Актуальность проекта
3
-
Необходимость
3
-
Цели и задачи
4
-
Новизна
4
-
Практическая значимость
4
-
Этапы проекта
5
-
Описание проекта
6
-
Участники проекта
6
-
Кадровое обеспечение
6
-
Материально-техническое обеспечение
7
-
Информационное обеспечение
7
-
Основные направления реализации
7
-
Рабочий план реализации проекта
7
-
Системы мониторинговых исследований за ходом проекта
10
-
Ожидаемые результаты проекта в рамках реализации стратегии «Наша Новая школа»
11
-
Формы представления результатов
12
-
Тиражируемость результатов проекта
12
-
Финансовое обоснование проекта
13
-
Смета проекта
-
Приложения
-
Приложение 1. Портрет образовательного учреждения
-
Приложение 2. Регулирование хода реализации проекта под воздействием внешних или внутренних причин (риски и пути их преодоления)
Актуальность проекта
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.
Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:
-
новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
-
новые подходы к организации труда учителей-предметников;
-
новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
-
новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
-
поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
-
использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.
Кроме того актуальность проблемы организации образовательной среды в лицее обусловлена еще и социальными факторами, связанными с изменением социального состава родителей учащихся.
Необходимость реализации данного проекта обусловлена рядом взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых направлена деятельность данного образовательного учреждения:
1. Создание условий для формирования у выпускников начальной школы не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения учащихся в учебно-воспитательный процесс, в различные виды деятельности, в которых личность ученика может раскрыться во всем ее многообразии.
В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.
2. Выработка и реализация единых требований к осуществлению образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Необходимость решения данной задачи связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение качества знаний у большинства учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Как показали проведенные исследования, это связано, в том числе, и с отсутствием единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения, недостаточно эффективной организацией единого информационного пространства образовательного учреждения и согласованностью позиций учителей начальной и средней школы.
3. Целесообразное использование кадрового потенциала лицея, обеспечивающее эффективную организацию образовательного процесса.
В настоящее время в деятельности образовательного учреждения существует следующая проблема: изменение демографической ситуации привело к уменьшению нагрузки учителей в основной школе (в связи с уменьшением контингента учащихся) и увеличению нагрузки в начальной школе (появилась необходимость открытия дополнительных классов в связи с увеличением контингента учащихся).
С целью сохранения высокопрофессионального, стабильно работающего педагогического коллектива необходимо перераспределение нагрузки педагогов, а, следовательно, и использование новых подходов в организации образовательного процесса.
Основная идея проекта заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.
Цель проекта: организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.
Задачи проекта:
-
определение теоретико-концептуального и практико-ориентированного уровней построения модели новой образовательной среды начальной школы;
-
организация предметно-пространственной среды для учащихся выпускного класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
-
введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования;
-
организация новых условий труда для учителей-предметников;
-
введение института освобожденного воспитателя по сопровождению образовательного и воспитательного процесса в выпускных классах начальной школы;
-
подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы;
-
создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-
формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
-
создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.
Новизна проекта
Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, а введение предметного обучения (ведение уроков педагогами-предметниками) в выпускном классе начальной школы - преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.
Практическая значимость проекта
Реализация проекта позволит:
Учащимся:
-
в течение учебного года адаптироваться к работе с учителями-предметниками, сохраняя возможность обучения в постоянном кабинете (классе)
-
изучать такие предметы как «Технология» в специально оборудованных мастерских, «Информатика» по специальной программе для 4-х классов
Родителям:
-
получить высокопрофессиональное сопровождение их детей в течение всего учебного процесса и внеучебной деятельности за счет введения института освобожденного классного руководителя
-
познакомиться с системой предметного обучения в 4- классе, в условиях максимально комфортных для их детей
Педагогам:
-
учителя-предметники получат возможность компенсировать недостаточную нагрузку в основной школе часами в начальной школе
-
разработать интегрированные уроки по разным предметам с учетом их преподавания в начальной и основной школе
-
повысить свою квалификацию по различным направлениям работы с разновозрастным контингентом учащихся, с детьми разных возможностей и потребностей.
Образовательному учреждению в целом:
-
сохранить кадровые ресурсы в школе за счет перераспределения педагогической нагрузки
-
начать эксперимент по новой системе организации учебного процесса в 4-х классах
-
создать условия для обеспечения преемственности между начальной и основной школой в условиях модернизации образовательного процесса
Этапы проекта
К данному моменту в школе проведена следующая подготовительная работа:
-
обсуждена и принята идея организации предметно-образовательной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС (с родителями выпускных классов начальной школы и педагогическим коллективом);
-
ведется разработка теоретико-концептуальных и практико-ориентированных основ по организации предметно-образовательной среды, способствующей реализации принципа преемственности между начальной и основной школой;
-
решен кадровый вопрос обеспечения реализации проекта (в том числе обеспечения ставки освобожденного воспитателя);
-
проведен анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных, правовых, финансово-экономических ресурсов;
-
проводится первичная комплексная диагностика участников проекта.
С целью изучения мнения по изменению пространственно-предметной среды для учащихся начальной школы был проведен опрос родителей и учителей.
В качестве основных факторов, влияющих при переходе учащихся из 4 класса в 5-й родителями и учителями были отмечены следующие:
- содержание обучения;
- методы и формы обучения;
- требования к учащимся;
- образовательное пространство;
- смена классного руководителя;
- количество новых учителей;
- организация свободного времени.
Более 90% родителей выразили согласие по организации таких направлений деятельности школы для более эффективного перехода из 4-го класса в 5-й как:
- привлечение учителей-предметников к преподаванию в начальной школе;
- наличие освобожденного классного руководителя;
- проведение регулярного мониторинга качества образования учащихся и условий труда;
- выработка единых требований к образовательному процессу между учителями начальной школы и учителями-предметниками.
Данные проведенного исследования стали основой для разработки проекта.
Первый этап - подготовительный:
-
разработка подходов к организации предметно-пространственной среды начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС;
-
разработка диагностического инструментария;
-
повышение квалификации сотрудников лицея, участвующих в реализации данного проекта;
-
разработка программы деятельности сотрудников лицея, направленной на реализацию целей и задач проекта по организации образовательной среды в начальной школе.
Второй этап - проектировочный:
-
реализация программы деятельности сотрудников лицея в части организации предметно-пространственной среды в начальной школе;
-
определение влияния новой организации предметно-пространственной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности лицея;
-
мониторинг проектной деятельности;
-
анализ промежуточных итогов проекта.
Третий этап - аналитический:
-
оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности;
-
оценка эффективности разработанного диагностического инструментария;
-
выявление влияния организации предметно-пространственной среды на результативность образовательной деятельности школы;
-
выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой среды;
-
распространение опыта лицея по использованию основных методов и механизмов организации предметно-пространственной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.
Описание проекта
Участники проекта:
Ученики 4-х классов начальной школы
Учителя начальной школы
Учителя-предметники
Воспитатели - освобожденные классные руководители
Родители
Педагоги дополнительного образования
Служба сопровождения (психолог, социальный педагог)
Администрация
Социальные партнеры
Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:
Для реализации проекта в образовательном учреждении необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции:
-
освобожденного воспитателя (классного руководителя), отвечающего за организацию условий, при которых ребенок может осваивать учебное и внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми, осуществляющего индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;
-
учителя - предметника, отвечающего за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;
-
психолога, помогающего педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
-
социального педагога, обеспечивающего условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка;
-
педагога-организатора, отвечающего за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время.
Работа педагогов, участвующих в реализации проекта будет поощряться из бюджетных средств за счет стимулирующих выплат.
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
При реализации проекта предусматривается создание:
-
специально организованных классов для учащихся 4-х классов
-
специальных помещений (рекреация, кабинеты) для младших школьников, предназначенных для:
-
общения;
-
подвижных занятий;
-
групповой и индивидуальной работы;
-
презентации своих достижений и т.д.
-
- кабинета психологической разгрузки (для учеников, учителей, родителей)
Информационное обеспечение проекта:
1. Во всех помещениях ОУ, где будет реализовываться проект, обеспечивается доступ к информационной среде учреждения, а через него - к глобальной информационной среде.
2. На сайте школы будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.
Основные направления по реализации проекта:
-
Создание системы корпоративного повышения квалификации педагогов школы
-
Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы
-
Формирование информационного пространства школы
-
Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Рабочий план реализации проекта
Задачи
Мероприятия
Предполагаемый результат
Направление: Создание системы корпоративного повышения квалификации педагогов школы
Подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы
Курсы повышения квалификации «Особенности воспитательной деятельности современного школьного педагога»
Рост профессионального мастерства учителя
Курсы повышения квалификации «Организация преемственности в начальной и основной школе в рамках введения ФГОС »
Круглые столы по обмену опытом между учителями начальной и средней школы, преподавателями дополнительного образования и социальными партнерами
Выработка единых требований к образовательному процессу между всеми участниками образовательного процесса.
Направление: Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы
Организация предметно-пространственной среды для учащихся выпускного класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода.
Организация новых условий труда для учителей-предметников организация новых условий труда для учителей-предметников.
Введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования.
Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Обеспечение технических и комфортных условий для дополнительного образования, реализации воспитательного процесса.
Работа в режиме школы полного дня
Открытие специальных классов для учеников
4-х классов для проведения образовательного процесса
Введение уроков информатики в 4 классе.
Подготовка учащихся к ГИА в начальной школе
Ведение уроков труда в учебных мастерских в 4 классе.
Социализация учащихся
Введение естествознания и лабораторных работ в 4 классе.
Пропедевтическая работа по изучению предметов естественно-научного цикла
Сотрудничество с экологическим центром «Петербургская усадьба».
Сотрудничество с ГМК «Исаакиевский собор».
Разработка программы «Юный петербуржец»
Сотрудничество с детской районной библиотекой.
Разработка программы «Литературоград»
Организация дополнительного образования совместно с ДДТ «Юность»
(хореографические и музыкальные занятия, спортивные секции, студия «Репортер»)
Развитие системы внеурочной деятельности
Организация дополнительного образования совместно с ДДТ «Современник» (исторический клуб «СОКОЛ»)
Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию
Организация дополнительного образования совместно с ГУ подростково-молодежный центр Мир (ТРИЗ, шахматы)
Разработка программы работы с талантливыми детьми
Организация дополнительного образования через НОУ РОСТ (наглядная геометрия, ИЗО-студия)
Разработка программ для учащихся с разными потребностями и возможностями
Направление: Формирование информационного пространства школы
Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей
Определение теоретико-концептуального и практико-ориентированного уровней построения модели новой образовательной среды начальной школы
Издание информационных листов для родителей.
Ознакомление родителей с результатами учащихся.
Разработка страницы реализации проекта на сайте школы
Расширение участников информационной сети (на сайте)
Научно-методическое обеспечение проекта, изучение опыта предметно-пространственного построения образовательного пространства
Издание брошюры, методических рекомендаций по внедрению данного опыта в других образовательных учреждениях
Разработка программы развития школы с учетом новых ресурсных возможностей
Программа развития 2011-2015 гг.
Корректировка образовательной программы школы
Образовательная программа школы с учетом введения предметно-пространственной среды в начальной школе
Использование элементов дистанционного обучения с детьми разных возможностей и потребностей
Рекомендации по применению дистанционного обучения в начальной школе
Направление: Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения
Введение института освобожденного воспитателя по сопровождению образовательного и воспитательного процесса в выпускных классах начальной школы
Диагностика мотивации и профессиональных интересов и проблем педагогов лицея.
Выявление основных проблем и затруднений в работе учителей-предметников в работе с учащимися начальной школы.
Разработка системы учета и оценки индивидуальной деятельности педагогов.
Активное использование в работе портфолио профессиональной деятельности.
Регулярное проведение мониторинга по направлениям:
- образовательный мониторинг
- психологический
-мониторинг здоровья
- мониторинг воспитанности
- удовлетворенность всех участников образовательного процесса
- мониторинг эффективности организации внеурочной деятельности
Рекомендации по организации образовательной и воспитательной работы для учителей - предметников, освобожденных воспитателей, сотрудников служб сопровождения
Открытие кабинета психологической разгрузки
Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса
Система мониторинговых исследований за ходом реализации проекта
Эффективность реализованного проекта будет оценена в результате полугодового и годового мониторинга реализации проекта (мониторинг качества услуги организации учебной и иных видов деятельности, мониторинг учителей, реализующих проект, мониторинг удовлетворенности родителей, психологические аспекты реализации проекта и др.)
Мониторинг будет осуществляться на основе сетевого взаимодействия с родителями учащихся и преподавателями основного и дополнительного образования. Опросы будут проводиться по различным направлениям с большим числом респондентов (для обеспечения репрезентативной выборки).
Мониторинг будет организован как внутришкольный, так и с привлечением независимых внешних экспертов - на основе результатов методики самооценки, разработанной в рамках российско-финско-австрийского проекта «Обеспечение качества общего образования (компонент «Самооценка образовательного учреждения»).
Показатели эффективности проводимых изменений:
Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп:
1) прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах изменения;
2) косвенные показатели, которые сложно измерить и которые, возможно, проявятся с отсроченным эффектом.
К первой группе относятся следующие показатели:
-
результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям эксперимента);
-
результаты внутреннего и внешнего аудита качества образования;
-
степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
-
изменение инфраструктуры организации образовательного процесса в начальной школе;
-
возрастающее желание родительских, педагогических объединений, организации благотворительной деятельности и попечительства активно участвовать в жизнедеятельности школы;
Ко второй группе:
-
успешность учащихся при обучении в выпускном классе начальной школы и 5-ом классе основной школы;
-
успешность педагогического коллектива;
-
разнообразие и эффективность применения учителями начальной школы и учителями - предметниками образовательных технологий;
-
разнообразие и эффективность применения технологий управления образовательным учреждением;
-
рост имиджа школы в образовательной сети муниципального округа и района как образовательного учреждения, предоставляющего качественное доступное образование;
-
степень подготовленности педагогического коллектива (на основе результатов повышения квалификации, в т.ч., внутрифирменного);
-
степень востребованности инновационного опыта
-
результаты участия в инновационных образовательных проектах и программах, конкурсной и грантовой деятельности;
-
результаты социальной экспертизы.
Ожидаемые результаты проекта в рамках реализации стратеги
«Наша Новая школа»:
Направления
«Наша новая школа»
Ожидаемые результаты
Обновление и совершенствование качества образования
Обновление содержания воспитательной работы, способствующей внедрению новых ФГОС
Обеспечение преемственности в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.
Качественное улучшение образовательных результатов учащихся при переходе из начальной школы в основную.
Развитие системы поддержки талантливых детей
Расширение реальных возможностей для самореализации личности ребенка.
Изменения в состоянии учеников (в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его потенциалов).
Развитие и обновление педагогического потенциала
Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов в понимании и оказании помощи в разрешении детских проблем.
Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов и учителей-предметников, работающих в начальной школе к внедрению ФГОС второго поколения.
Изменения в состоянии педагогов (осознание целесообразности разработки новой модели образовательной среды начальной школы, обученность в соответствии с содержанием проекта и признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие).
Современная образовательная инфраструктура
Организация пространственно-предметной среды для учащихся начальной школы.
Значительное улучшение материально-технической базы школы, создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
Сбережение здоровья и формирование куль-туры здорового образа жизни
Разработка вариативных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом возможностей системы дополнительного образования, выбора уровня сложности и видов учебной деятельности, здоровья ребенка, его склонностей и пожеланий.
Разработка программы «Здоровье».
Расширение самостоятельности школы
Мониторинг образовательного и педагогического потенциала имеющихся и возможных социальных партнеров школы (представители бизнес-структур, выпускники школы, родители партнеры из различных областей социальной сферы и т.д.).
Формы предоставления результатов:
-
Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
-
Выступления сотрудников лицея на конференциях и семинарах ( доклады, тезисы)
-
Статьи в периодических изданиях
-
Методические рекомендации для руководителей по организации предметно-пространственной среды в образовательном учреждении
-
Специальная страница на сайте школы
Тиражируемость результатов проекта:
Результаты данного проекта в целом или частично могут быть востребованы в других образовательных учреждениях в связи с универсальностью задач, на решение которых направлена реализация проекта.
Модель организации образовательной среды и диагностический инструментарий реализации проекта будут разработаны с учетом возможности адаптации к условиям других образовательных учреждений района и города.
Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели для организации образовательной среды в основной и средней школе в целях создания единого образовательного пространства лицея, совершенствования образовательного процесса, обеспечения успешной реализации новых ФГОС.
Финансовое обоснование проекта
Направления расходования средств в рамках конкурса ПНПО
Направления реализации проекта
Предполагаемые приобретения
Предполагаемые
ожидания
Предполагаемые источники финансирования
Приобретение лабораторного оборудования
Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Естественно-научная лаборатория для нач.школы
Стимулирование активных форм познания окружающего мира
За счет средств гранта конкурса ПНПО
Приобретение программного и методического обеспечения
Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы
Закупка новых УМК по предметам, учитывающих новые ФГОС
Разработка содержания и технологий образования для достижения желаемого уровня развития обучающегося
За счет внебюджетных источников
Закупка программного обеспечения для проведения тестового контроля по предметам
Новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников
Формирование информационного пространства
Привлечение специалистов по созданию электронного журнала
Повышение эффективности взаимодействия с родителями и общественными организациями
Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Закупка диагностик по проведению психологического мониторинга
Повышение эффективности работы службы психолого-педагогического сопровождения, разработка методических рекомендаций по работе с участниками образовательного процесса
Программное обеспечение для проведения различных видов мониторинга
Разработка критериев для оценки изменений в образовательном процессе
Модернизация материально-технической и учебной базы
Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы
Для учебных кабинетов
Новые парты и стулья для учащихся
Повышение комфортности образовательной среды
За счет бюджетных средств
Персональные шкафчики для хранения учебных принадлежностей
За счет внебюджетных источников
Мультимедийные проекторы, экраны
Расширение применения информационных технологий в образовательной деятельности
За счет средств гранта конкурса ПНПО
Интерактивные доски
Компьютеры для учителей
Формирование информационного пространства
Мини-типография
Формирование социально-открытого уклада школьной жизни (издание информационных бюллетеней, школьных газет, методических разработок и т.д.)
Подключение кабинетов к сети Интернет
Расширение числа участников информационной сети
За счет внебюджетных
источников
Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Комната психологической разгрузки
За счет средств гранта конкурса ПНПО
Столы, кресла, пуфики
Организация комфортных условий для совместного общения (психологические тренинги, возможность демонстрации личных достижений, творческое развитие и др.)
Видео и звуковая аппаратура
Мультимедийный проектор, компьютер, экран
Актовый зал
Световая, видео и звуковая аппаратура
Создание более качественных условий для организации воспитательной работы
Психолого-педагогическое сопровождение
Компьютеры для мониторинга образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения
Разработка программы мониторинговых исследований и их применение
Демонстрационная доска и комплект шахмат
Расширение содержания системы дополнительного образования
Повышение квалификации и переподготовка работников ОУ
Создание системы корпоративного повышения квалификации педагогов школы
Обучение сотрудников
Профессиональный рост педагогического коллектива
За счет бюджета