План-конспект открытого урока по теме: «Освоение музыкальных штрихов на начальном этапе обучения»

Раздел Дополнительное образование
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект открытого урока

предметная область музыкальное исполнительство.


Выполнила: Санина Зинаида Николаевна

преподаватель фортепиано

МБУДО «Советская ДШИ»

филиал п.Зеленоборск

Предмет: «Специальность и чтение с листа».

Тема урока:

«Освоение музыкальных штрихов на начальном этапе обучения»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: научится использовать музыкальные штрихи на материале изучаемых упражнений и произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (размер, длительности нот, гамма, ноты)

- формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato)

Развивающие:

- развитие слуха,

- координация движений,

-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке

- воспитывать эстетический вкус

-воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления.

Оборудование: фортепиано, 2 стула, картинки, нотные пособия, компьютер

Применение педагогических технологий:

Здоровье-сберегающая:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений;

- работа над гаммой

Репертуарный план урока:

1. Гамма До мажор

2. Упражнения

3. «Маленькая полька» Д. Кабалевский

План урока:

1.Организационный момент

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала - с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

2. Разминка.

Упражнение «Радуга»

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

- Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат. Нота «до» 1-й октавы, 2-й октавы и т. д.:

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори - простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 2 2 1 1 3

1 1 4 4 1 1 5

Объяснение понятия «штрихи»

Штрихи - (от немецкого Strich - линия) - в музыке - способ извлечения звука на музыкальных инструментах (легато, стокатто, на смычковых инструментах также спикатто и др.). Придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой.

Legato-плавно, связно

Staccato-отрывисто

Non legato -не связно

Физ. минутка: движения под музыку: плавная мелодия - спокойная ходьба, отрывистая мелодия - прыжки на месте.

Далее проверяем знание ученицей гаммы "До мажор" каждой рукой отдельно в 1 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы штрихами. Одной рукой играем легато, а другой - стаккато, и наоборот. Двумя руками стаккато. Одной рукой нон легато, а другой легато.

Показ обозначения музыкальных штрихов в нотах

3. Работа с музыкальным материалом.

Педагог: Предлагаю применить новую тему - штрихи- в «Маленькой польке» Дмитрия Кабалевского. Полька - это танец. Танец предполагает движения (прыжки, ходьба, движение рук, и т.д.)

Педагог: Скажи, какой размер у пьесы?

Ученица: 4/4 .

Педагог: ноты каких октав ты видишь в пьеске?

Ученица: первой и второй октав

Педагог: Где показано играть стаккато, а где легато?

Ученица: Верхняя строчка - стаккато, а нижняя - легато.

Педагог: Какой рукой будем играть легато?

Ученица: левой рукой

Педагог: Предлагаю проанализировать эту строчку. Какие длительности, прохлопать их со счетом. Прочитать ноты, посмотреть на клавиатуре, где они будут играться, посмотреть указание пальцев. И после этого проиграть мелодию со счетом вслух (четыре такта).

Потом анализируем верхнюю строчку.

После проигрывания каждой строчки отдельно каждой рукой, пробуем на закрытой крышке инструмента проиграть двумя руками со счетом вслух.

(После этого на инструменте двумя руками используя полученные знания.)

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Ровные шаги под музыку (Педагог проигрывает «Маленькую польку»)

Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать танец? Что помогло композитору в передаче музыкального настроения?

Ученица: с помощью штрихов

Педагог: Давай подведем итог: штрихи - это…, легато- это…, стаккато- это

Ответы ученицы

4. Закрепление пройденного материала (музыкальные штрихи) с использованием игровой технологии (карточки).

Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я проиграю знакомые тебе песенки, которые ты играла, разными штрихами, а ты определи, какие музыкальные штрихи здесь используются и разложи карточки в нужном порядке

Исполнение педагога:

  1. Жучка

  2. Барабан

  3. Люся и гуси

  4. Зима

  5. Сорока ворона

  6. Диби-диби

5. Итог урока:

Штрихи самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

- «Маленькая полька» играть каждой рукой отдельно со счетом, соблюдая паузы и штрихи;

- Дома повторять упражнения «Гамма» и «Радуга».

- Выучить понятия легато и стаккато.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

© 2010-2022